Дело № 2а-30/2019
Решение
Именем Российской Федерациир.п. Новониколаевский 21 февраля 2019 года
Новониколаевский районный суд Волгоградской области в составе:
председательствующего федерального судьи - Королева М.А.
при секретаре - Лысенко Ю.А.
с участием:
старшего помощника прокурора Новониколаевского района - Казакова Р.В.
административного истца - Алексеева Владимира Михайловича
представителя административных ответчиков - Белоусовой Марины Геннадиевны
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Алексеева Владимира Михайловича к Конкурсной комиссии по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность главы Новониколаевского муниципального района Волгоградской области, Новониколаевской районной Думе Волгоградской области о признании незаконным решения конкурсной комиссии по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность главы Новониколаевского муниципального района Волгоградской области,
Установил:
Алексеев Владимир Михайлович обратился в Новониколаевский районный суд Волгоградской области с административным исковым заявлением к Конкурсной комиссии по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность главы Новониколаевского муниципального района Волгоградской области, Новониколаевской районной Думе Волгоградской области о признании незаконным решения конкурсной комиссии по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность главы Новониколаевского муниципального района Волгоградской области и просит решение конкурсной комиссии по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность главы Новониколаевского муниципального района Волгоградской области об отказе в допуске к участию во втором этапе конкурса по отбору кандидатур на должность главы Новониколаевского муниципального района Волгоградской области в отношении Алексеева Владимира Михайловича признать незаконным; признать решение Новониколаевской районной Думы Волгоградской области № № от 13 ноября 2018 года «Об избрании главы Новониколаевского муниципального района Волгоградской области» незаконным, а избрание Чулкова Сергея Степановича главой Новониколаевского муниципального района Волгоградской области недействительным.
Определением Новониколаевского районного суда от 17 января 2019 года в административное дело по административному исковому заявлению Алексеева В.М. в качестве заинтересованного лица привлечён глава Новониколаевского муниципального района Волгоградской области Чулков Сергей Степанович.
В судебное заседание не явилось заинтересованное лицо глава Новониколаевского муниципального района Волгоградской области Чулков С.С., о дате, времени и месте судебного заседания извещался судом своевременно и надлежащим образом.
Суд, учитывая мнение участников судебного разбирательства, рассмотрел дело в отсутствие неявившегося заинтересованного лица, так как его неявка не является препятствием к рассмотрению административного дела по существу.
В судебном заседании административный истец Алексеев В.М. требования административного искового заявления поддержал и пояснил, что 25 октября 2018 года он обратился в конкурсную комиссию по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность главы Новониколаевского муниципального района с заявлением, приложив все необходимые документы для участия в конкурсе. Однако по итогам рассмотрения его заявления, 13 ноября 2018 года ему отказано в допуске к участию во втором этапе конкурса по отбору кандидатур. Он не согласен с обжалуемым решением, поскольку имеет необходимый стаж для участия в конкурсе по отбору кандидатур на должность главы Новониколаевского муниципального района. С условиями Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Новониколаевского он также не соглашается, поскольку они ущемляют права других лиц на участие в конкурсе. Административный истец Алексеев В.М. поддерживает исковое заявление, так как на заседании Новониколаевской районной Думы не проводилось тайное голосование по вопросу избрания главы района. Кроме того, Алексеев В.М. утверждает, что исходя из предоставленного членам Комиссии времени для проведения второго этапа конкурса, он фактически не проводился, сведения о доходах он предоставил достоверные, лишь допустил ошибку в написании цифры.
В судебном заседании представитель административных ответчиков Белоусова М.Г. с административным исковым заявлением Алексеева В.М. не согласилась и пояснила, что Положением о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Новониколаевского урегулировал порядок избрания главы Новониколаевского муниципального района. По итогам проведения первого этапа конкурса осталось только два кандидата Межов А.С. и Чулков С.С. Административному истцу Алексееву В.М. отказано в допуске на участие во втором этапе конкурса, так как он не имеет необходимого трудового стажа на руководящих должностях не менее пяти лет. Второй этап конкурса фактически проводился, имело место собеседование с кандидатами на должность главы. По результатам голосования на заседании Новониколаевской районной Думы главой Новониколаевского муниципального района избран Чулков С.С. Голосование на заседании Новониколаевской районной Думы было открытым, вёлся соответствующий протокол заседания районной Думы. Кроме того, по объяснениям представителя ответчиков Алексеев В.М. для участия в конкурсе предоставил недостоверные сведения о доходах. Она просит в удовлетворении требований административного искового заявления Алексеева В.М. отказать.
По заключению старшего помощника прокурора Новониколаевского района Казакова Р.В. оснований для удовлетворения требований административного искового заявления Алексеева В.М. не имеется.
Изучив содержание административного искового заявления, заслушав доводы административного истца, возражения представителя административных ответчиков, заключение прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд делает следующие выводы.
Согласно ч.1, п.1 ч.2, ч.2.1. ст.36 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ФИО5 муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьёй собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
Порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования устанавливается представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса.
В муниципальном районе, городском округе, городском округе с внутригородским делением, во внутригородском муниципальном образовании города федерального значения половина членов конкурсной комиссии назначается представительным органом соответствующего муниципального образования, а другая половина - высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации.
Условиями конкурса могут быть предусмотрены требования к профессиональному образованию и (или) профессиональным знаниям и навыкам, которые являются предпочтительными для осуществления главой муниципального образования полномочий по решению вопросов местного значения.
Представительному органу муниципального образования для проведения голосования по кандидатурам на должность главы муниципального образования представляется не менее двух зарегистрированных конкурсной комиссией кандидатов.
Решением Новониколаевской районной Думы Волгоградской области от 30 марта 2018 года № утверждено Положение о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Новониколаевского муниципального района (далее Положение).
В силу п.п.3.1.,4.1. Положения для проведения конкурса и представления кандидатур на должность главы Новониколаевского муниципального района Новониколаевской районной Думой формируется конкурсная комиссия, состоящая из 6 членов.
Решение о проведении конкурса принимается Новониколаевской районной Думой. Одновременно с решением о проведении конкурса публикуется объявление комиссии о приёме документов для участия в конкурсе.
Решением Новониколаевской районной Думы № № от 5 октября 2018 года объявлен конкурс по отбору кандидатур на должность главы Новониколаевского муниципального района и создана конкурсная комиссия для проведения конкурса и представления кандидатур.
Указанное решение Новониколаевской районной Думы № № от 5 октября 2018 года опубликовано 16 октября 2018 года в общественно-политической газете Новониколаевского муниципального района «Вестник».
Постановлением губернатора Волгоградской области от 12 октября 2018 года № № назначены члены конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы Новониколаевского муниципального района.
Согласно п.4.5. Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Новониколаевского муниципального района конкурс проводится в два этапа.
На первом этапе комиссия осуществляет мероприятия по проверке соответствия документов, представленных кандидатами, установленным требованиям, достоверность сведений, указанных в этих документах.
По результатам указанных мероприятий комиссия выносит мотивированное решение по каждому кандидату о допуске (об отказе в допуске) к участию во втором этапе конкурса.
Решение об отказе в допуске к участию во втором этапе конкурса принимается в следующих случаях: 1).несоответствия кандидата требованиям, установленным пунктом 2.2. Положения, 2).представления кандидатом подложных документов, недостоверных или неполных сведений.
В соответствии с протоколом № 1 заседания конкурсной комиссии по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность главы Новониколаевского муниципального района от 15 октября 2018 года определены предполагаемая дата, время и место проведения конкурса (1 этапа конкурса) - 13 ноября 2018 года в 10 часов 00 минут в актовом зале Администрации Новониколаевского муниципального района Волгоградской области; (2 этапа конкурса) - 13 ноября 2018 года в 11 часов 00 минут в актовом зале Администрации Новониколаевского муниципального района Волгоградской области.
Согласно п.2.1. Положения гражданин, изъявивший желание участвовать в конкурсе, представляет в конкурсную комиссию в сроки, указанные в объявлении конкурсной комиссии о приёме документов для участия в конкурсе личное заявление и другие документы, поименованные в Положении, в том числе справку о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера по форме, установленной Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 года № 460.
25 октября 2018 года Алексеев В.М. обратился в конкурсную комиссию с заявлением, в котором просил допустить его к участию в конкурсе по отбору кандидатур на должность главы Новониколаевского муниципального района.
Согласно абз.4 п.2.2 Положения для проведения конкурса и представления кандидатур на должность главы Новониколаевского муниципального района к кандидатам на должность главы предъявляются следующие требования: стаж работы в качестве руководителя организации в сфере финансов, права, промышленного производства, иных отраслях экономики или социальной сферы не менее 5 лет, либо стаж муниципальной или государственной гражданской службы соответственно на высших или главных муниципальных (государственных гражданских) должностях муниципальной (государственной гражданской) службы не менее 5 лет, либо стаж работы на постоянной основе на выборных муниципальных (государственных) должностях не менее срока исполнения полномочий.
По трудовой книжке Алексеева В.М., оформленной 23 августа 1993 года, с 1988 года по 23 июня 1993 года он обучался в Ставропольском государственном педагогическом институте; 24 августа 1993 года назначен инспектором районо райисполкома до 24 августа 1997 года; 22 апреля 1997 года уволен в связи с сокращением штата; 2 июня 1997 года на основании решения Новониколаевского районного суда от 29 мая 1997 года восстановлен на работе в должности инспектора районо; 5 января 1998 года уволен по сокращению штата работников.
Согласно справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, заполненной Алексеевым В.М. его доход по основному месту работы составил 505427 рублей.
Из информации Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Волгоградской области от 6 ноября 2018 года следует, что в части указанных иных доходов (ЦЗН) Алексеева В.М. сведения в инспекции отсутствуют.
В соответствии с протоколом № 2 заседания конкурсной комиссии по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность главы Новониколаевского муниципального района от 13 ноября 2018 года Алексееву В.М. отказано в допуске к участию во втором этапе конкурса по отбору кандидатур на должность главы Новониколаевского муниципального района, на основании абз.5, п.4.5. Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Новониколаевского муниципального района, в связи с несоответствием требованиям, установленным абз.4 п.2.2 Положения, а также представлением недостоверных или неполных сведений о доходах.
С указанным решением конкурсной комиссии Алексеев В.М. ознакомлен 13 ноября 2018 года.
Из содержания протокола № 2 заседания конкурсной комиссии по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность главы Новониколаевского муниципального района следует, что допущены ко второму этапу конкурса по отбору кандидатур на должность главы Новониколаевского муниципального района Чулков С.С. и Межов А.С.
Согласно п.4.6. Положения второй этап конкурса проводится в форме собеседования с каждым из кандидатов поочередно в порядке регистрации заявлений.
По протоколу № 3 заседания конкурсной комиссии по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность главы Новониколаевского муниципального района принято решение представить Новониколаевской районной Думе для проведения голосования на должность главы Новониколаевского муниципального района кандидатуры Чулкова С.С. и Межова А.С.
В силу п.4.7., 5.1. Положения решение комиссии о результатах конкурса в течение 3 (трёх) рабочих дней со дня его принятия направляется в Новониколаевскую районную Думу.
Новониколаевской районной Думе для проведения голосования по кандидатурам на должность главы Новониколаевского муниципального района, комиссией представляется не менее двух зарегистрированных кандидатов. Решение об избрании главы Новониколаевского муниципального района принимается большинством голосов от установленной численности депутатов открытым голосованием.
Решением Новониколаевской районной Думы от 13 ноября 2018 года № 6-РД главой Новониколаевского муниципального района Волгоградской области избран Чулков Сергей Степанович.
Согласно ч.2 ст.62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределённого круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:
1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);
2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределённого круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;
3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
Согласно ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признаёт их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Суд считает необходимым в удовлетворении административного искового заявления Алексеева В.М. отказать по следующим основаниям.
Судом установлено, что решением Новониколаевской районной Думы № № от 5 октября 2018 года объявлен конкурс по отбору кандидатур на должность главы Новониколаевского муниципального района Волгоградской области.
25 октября 2018 года административный истец Алексеев В.М. обратился с заявлением в конкурсную комиссию по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность главы Новониколаевского муниципального района о его допуске к участию в конкурсе.
В соответствии с действующим Положением о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Новониколаевского муниципального района конкурс проводился в два этапа.
Из изученных документов следует, что Алексеев В.М. был допущен к участию в первом этапе конкурса по отбору кандидатур, однако, решением конкурсной комиссии по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность главы Новониколаевского муниципального района от 13 ноября 2018 года Алексееву В.М. отказано в участии во втором этапе конкурса.
Суд, рассматривая административное дело, считает, что решение об отказе в допуске к участию во втором этапе конкурса Алексеева В.М. является законным.
Условиями конкурса могут быть предусмотрены требования к профессиональному образованию и (или) профессиональным знаниям и навыкам, которые являются предпочтительными для осуществления главой муниципального образования полномочий по решению вопросов местного значения (абзац седьмой части 2.1 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ).
Конституционный суд Российской Федерации в Определении от 03.07.2018 года № 1676-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Крыжова Сергея Борисовича на нарушение его конституционных прав абзацами первым и седьмым части 2.1 статьи 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указал, что сам смысл введения таких требований применительно к конкурсу на замещение должности главы муниципального образования, являющегося высшим должностным лицом муниципального образования и возглавляющего местную администрацию (часть 1 и пункт 5 части 2 статьи 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), состоит в создании условий для замещения этой должности квалифицированным лицом, чей уровень и качество профессиональной подготовки отвечают объективной специфике данной муниципальной должности.
Суд установил, что административный истец Алексеев В.М. был допущен к участию в первом этапе конкурса, однако, так как не имеет необходимого количества стажа на должностях, предусмотренных Положением о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Новониколаевского муниципального района, к участию во втором этапе конкурса обоснованно допущен не был.
Положение о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Новониколаевского муниципального района на дату принятии судом решения по настоящему делу, является действующим.
Доводы Алексеева В.М. о том, что он имеет необходимый стаж работы какими-либо доказательствами, со стороны административного истца не подтверждены, а имеющимися в деле доказательствами опровергнуты.
По имеющейся в деле трудовой книжке Алексеева В.М. его трудовая деятельность продолжалась с 24 августа 1993 года по 5 января 1998 года в должности инспектора районо Новониколаевского райисполкома, то есть он не отвечал требованиям, которые предусмотрены Положением о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Новониколаевского муниципального района.
Кроме того, в судебном заседании Алексеев В.М. не отрицает, что с ошибкой указал сведения о своих доходах, а значит, представил в конкурсную комиссию по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность главы Новониколаевского муниципального района недостоверные сведения о своём доходе.
Суд, изучив представленные административными ответчиками письменные доказательства, приходит к выводу, что порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Новониколаевского муниципального района соблюдён.
Фактическое проведение двух этапов конкурса подтверждается протоколами заседания конкурсной комиссии по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность главы Новониколаевского муниципального района, содержание которых не опровергнуто.
Принимая решение по делу, суд не соглашается с доводами административного истца Алексеева В.М. о нарушении процедуры голосования Новониколаевской районной Думой по кандидатурам на должность главы Новониколаевского муниципального района.
Положением о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Новониколаевского муниципального района (п.5.1.) прямо предусмотрено, что решение об избрании главы принимается открытым голосованием.
Согласно ст.55 Регламента Новониколаевской районной Думы, утверждённого постановлением от 17 февраля 2015 года № №, на заседании Думы постановления по рассматриваемым вопросам могут приниматься открытым голосованием.
Учитывая изложенное, решение Новониколаевской районной Думы от 13 ноября 2018 года № № об избрании главой Новониколаевского муниципального района Волгоградской области Чулкова С.С. принятое открытым голосованием отвечает требованиям законодательства, избрание Чулкова С.С. главой Новониколаевского муниципального района не может быть признано недействительным.
Руководствуясь ст.ст.175-181,227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
Решил:
В удовлетворении требований административного искового заявления Алексеева Владимира Михайловича к Конкурсной комиссии по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность главы Новониколаевского муниципального района Волгоградской области, Новониколаевской районной Думе Волгоградской области о признании незаконным решения конкурсной комиссии по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность главы Новониколаевского муниципального района Волгоградской области об отказе в допуске к участию во втором этапе конкурса Алексеева Владимира Михайловича, о признании незаконным решения Новониколаевской районной Думы Волгоградской области №№ от 13 ноября 2018 года «Об избрании главы Новониколаевского муниципального района Волгоградской области», о признании недействительным избрание Чулкова Сергея Степановича главой Новониколаевского муниципального района Волгоградской области - отказать.
Мотивированное решение суда составлено 26 февраля 2019 года.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Волгоградский областной суд через Новониколаевский районный суд.
Судья: