Решение от 30.08.2021 по делу № 3а-372/2021 от 25.08.2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 августа 2021 года                                                                                              город Тула

Тульский областной суд в составе:

председательствующего Епихиной О.М.,

при секретаре Кузнецове Е.А.,

с участием прокурора прокуратуры Тульской области Чебоксаровой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-372/2021 по административному исковому заявлению Синициной Любови Ивановны к избирательной комиссии Тульской области о признании незаконным постановления об отказе в регистрации кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, выдвинутого по одномандатному избирательному округу Тульская область -Тульский одномандатный избирательный округ №183 и обязании регистрации кандидата,

установил:

Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 2021 года №367 на 19 сентября 2021 года назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва.

Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 18 июня 2019 года №11/87-8 предусмотрено проведение голосования на выборах в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания восьмого созыва, а также иных выборах, референдумах, назначенных на 19 сентября 2021 года, в течение нескольких дней подряд – 17, 18, 19 сентября 2021 года.

Федеральным законом от 3 ноября 2015 г. № 300-ФЗ «Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (далее также – Федеральный закон от 3 ноября 2015 года №300-ФЗ) установлено в субъекте Российской Федерации Тульской области два одномандатных избирательных округа: Тульский одномандатный избирательный округ №183, Новомосковский одномандатный избирательный округ №184.

Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 28 апреля 2021 года №4/28-8 полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по Тульскому одномандатному избирательному округу №183 возложены на избирательную комиссию Тульской области.

Постановлением избирательной комиссии Тульской области от 13 августа 2021года №167-1 Синициной Л.И. в регистрации в кандидаты в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, выдвинутой в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу Тульская область – Тульский одномандатный избирательный округ №183 отказано.

Оспаривая правомерность отказа в регистрации кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по Тульскому одномандатному избирательному округу №183, Синицина Л.И. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным постановления избирательной комиссии Тульской области от 13 августа 2021 года №167-1 и обязании зарегистрировать ее кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва.

В обоснование требований административного искового заявления Синицина Л.И. указала, что для регистрации кандидатом в депутаты она представила в избирательную комиссию заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва. Избирательной комиссией отказано в регистрации в связи отсутствием необходимого количества подписей в поддержку кандидата. Вместе с тем, в условиях введения на территории Тульской области режима повышенной готовности для снижения рисков распространения новой коронавирусной инфекции, правительство Тульской области и избирательная комиссия Тульской области не обеспечили применение электронного сбора подписей в поддержку кандидатов, не предприняли мер для урегулирования нормативных правовых актов для предотвращения риска возникновения чрезвычайной ситуации. Действующее законодательство не определяет порядок сбора подписей в поддержку кандидатов при введении режима повышенной готовности, предусматривая привлечение к ответственности за нарушение санитарно-эпидемиологических правил. При таких условиях, постановление избирательной комиссии Тульской области по мотиву отсутствия достаточного количества подписей в поддержку кандидата нарушает права административного истца.

В судебном заседании административный истец Синицина Л.И. административные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в поданном в суд заявлении. Также указала, что, восполняя недостатки поданных документов в соответствии с полученным уведомлением, на заседание комиссии желала представить письменные возражения относительно представления подписей в поддержку кандидата в условиях неблагополучной санитарно-эпидемиологической ситуации, однако пакет документов не был принят.

Представитель административного ответчика избирательной комиссии Тульской области, исполняющей полномочия окружной избирательной комиссии Тульского одномандатного избирательного округа №183 по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, по доверенности Бабина Н.В. в судебном заседании требования не признала, ссылаясь на то, что решение избирательной комиссии по отказу в регистрации кандидата соответствует требованиям Федеральных законов №67-ФЗ и №20-ФЗ, для федеральных выборов законодательство не предусматривает возможность сбора подписей в поддержку кандидата в электронном виде.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, заслушав заключение прокурора Чебоксаровой О.В., полагавшей заявленные требования не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (ч. 2 ст. 32).

Гражданин Российской Федерации, обладающий пассивным избирательным правом, вправе выдвинуть свою кандидатуру в качестве кандидата по одномандатному избирательному округу на выборах депутатов Государственной Думы. (ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 22 февраля 2014 года №20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (далее также – Федеральный закон от 22 февраля 2014 года №20-ФЗ).

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее также – Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ).

Пунктом 1.2 ст. 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ предусмотрено, что на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 3 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов.

В Тульском одномандатном избирательном округе №183 установлено 596897 зарегистрированных избирателей (Федеральный закон от 3 ноября 2015 года №300-ФЗ. Описание одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации).

Определенное, в соответствии со ст. 44 Федерального закона от 22 февраля 2014 года №20-ФЗ, количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидата в Тульском одномандатном избирательном округе составляет 17907(Приложение №3 к Постановлению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 9 июня 2021 года №9/74 «О вопросах, связанных с оформлением, приемом и проверкой окружной избирательной комиссией подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва»).

Пунктом 7 ч. 7 ст. 51 Федерального закона от 22 февраля 2014 года №20-ФЗ предусмотрено, что основаниями отказа в регистрации кандидата являются недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 5 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, подлежащих проверке.

Федеральным законом от 12 июня 2002 года №67-ФЗ установлено обязательное для регистрации кандидата в депутаты требование по сбору подписей в количестве, необходимом для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, в порядке самовыдвижения и представлению соответствующих подписных листов.

Судом установлено, что 12 июля 2021 года Синициной Л.И. при уведомлении о самовыдвижении кандидата по одномандатному избирательному округу на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации не выполнена обязанность по представлению необходимого количества подписей избирателей. Представленное подтверждение о приеме документов от 12 июля 2021 года не содержит указания о приеме соответствующих подписных листов.

Из подтверждения получения документов, представленных для регистрации кандидата в депутаты от 4 августа 2021 года, следует, что 4 августа 2021 года Синициной Л.И. в избирательную комиссию Тульской области, помимо иных документов, необходимых для регистрации, представлены 4 подписных листа с 19 подписями избирателей.

В силу части 5 ст. 49 Федерального закона от 22 февраля 2014 года №20-ФЗ при выявлении неполноты сведений о кандидате, отсутствия каких-либо документов, указанных в частях 4 - 6 и 8 статьи 41, частях 1 и 4 статьи 43, части 1 и пунктах 2 и 4 части 2 статьи 47 настоящего Федерального закона, или несоблюдения требований настоящего Федерального закона к оформлению документов, представленных в окружную избирательную комиссию в соответствии с частями 4 - 6 и 8 статьи 41, частями 1 и 4 статьи 43, частью 1 и пунктами 2 и 4 части 2 статьи 47 настоящего Федерального закона, окружная избирательная комиссия не позднее, чем за три дня до дня ее заседания, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает об этом кандидата. Не позднее, чем за один день до дня указанного заседания кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а также в иные документы, представленные в окружную избирательную комиссию в соответствии с частями 4 - 6 и 8 статьи 41, частями 1 и 4 статьи 43, частью 1 и пунктами 2 и 4 части 2 статьи 47 настоящего Федерального закона, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона, в том числе к их оформлению. Кандидат вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. В случае, если в результате проверки, проведенной окружной избирательной комиссией, выявлено отсутствие копии какого-либо документа, предусмотренного частью 8 статьи 41 и частью 4 статьи 43 настоящего Федерального закона, кандидат вправе представить ее не позднее, чем за один день до дня заседания, на котором будет рассматриваться вопрос о его регистрации.

О выявленных недостатках в документах кандидата, а также о заседании избирательной комиссии Тульской области о рассмотрении вопроса о ее регистрации Синицина Л.И. уведомлена избирательной комиссией 9 августа 2021 года, что подтверждается подписью административного истца на копии постановления №164-1 от 9 августа 2021 года.

Доказательств выполнения административным истцом требований действующего законодательства по представлению необходимого количества подписей избирателей в поддержку кандидата в депутаты при уведомлении о самовыдвижении в кандидаты сторонами не представлено и на наличие таких доказательств административный истец не ссылается.

Доводы административного истца относительно того, что иные недостатки представленных 12 июля 2021 года документов ею восполнялись 4 августа 2021 года, а также о том, что на заседании избирательной комиссии 13 августа 2021 года у нее не приняли документы, восполняющие недостатки, указанные в уведомлении, для разрешения настоящего спора правового значения не имеют.

В данном случае административным истцом не оспаривается, что в установленные сроки необходимое количество подписей избирателей в поддержку кандидата в избирательную комиссию не представлено. Представление же возражений в письменном виде относительно данной обязанности указанный недостаток не восполняет.

Восполнение иных недостатков представленных для регистрации документов не может влиять на законность оспариваемого постановления, исходя из примененного избирательной комиссией основания по п. 7 ч. 7 ст. 51 Федерального закона от 22 февраля 2014 года №20-ФЗ.

Таким образом, Синициной Л.И. для регистрации в качестве кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва не представлено в избирательную комиссию достаточное количество достоверных подписей избирателей, в том числе после извещения избирательной комиссией о выявленных недостатках.

Учитывая непредставление административным истцом необходимого в соответствии с требованиями закона для регистрации кандидата количества подписей избирателей, у избирательной комиссии Тульской области не имелось оснований для регистрации Синициной Л.И. в качестве кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, выдвинутого по одномандатному избирательному округу Тульская область – Тульский одномандатный избирательный округ №183.

Оспариваемое решение принято надлежащим составом комиссии.

Основание для отказа в регистрации по п. 7 ч.7 ст. 51 Федерального закона от 22 февраля 2014 года №20-ФЗ избирательной комиссией применено правильно и соответствует фактическим обстоятельствам.

В целях снижения рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Тульской области, в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Указом Президента Российской Федерации от 11 мая 2020 года №316 «Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», Постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 02 марта 2020 года №5 и от 18 марта 2020 года №7, Законом Тульской области от 2 февраля 1998 года №75-ЗТО «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Тульской области» установлены меры ограничения в части проведения массовых мероприятий, порядка работы учреждений организаций, предприятий и т.д., в том числе сферы облуживания, применения средств индивидуальной защиты.

Перечень санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий для создания безопасных условий работы при осуществлении выдвижения и регистрации кандидатов при проведении агитационных мероприятий, при взаимодействии с избирательными комиссиями и избирателями, при реализации иных полномочий содержится также в Рекомендациях кандидатам и избирательным объединениям по профилактике рисков, связанных с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19), при подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, иных выборов и референдумов, назначенных на единый день голосования 19 сентября 2021 года (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ от 8 июля 2021 года).

Вместе с тем, введение указанных мер не создает каких-либо препятствий для реализации положений действующего законодательства при уведомлении о самовыдвижении кандидата и не создает условий, исключающих осуществление сбора подписей в поддержку кандидата в депутаты, представление их в избирательную комиссию в порядке, предусмотренном положениями Федерального закона от 22 февраля 2014 года №20-ФЗ и Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ.

Вопреки суждениям административного истца, установленная действующими уголовным и об административных правонарушениях законами ответственность в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия не влечет нарушения прав граждан Российской Федерации, осуществляющих выдвижение своей кандидатуры в качестве кандидата по одномандатному избирательному округу на выборах депутатов Государственной Думы.

Федеральное законодательство особенностей порядка сбора подписей целях снижения рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) не содержит.

Доводы административного истца о том, что правительством Тульской области и избирательной комиссией не обеспечено применение электронного сбора подписей, не состоятельны, противоречат положениям Федерального закона от 22 февраля 2014 года №20-ФЗ и Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ, регулирующих указанные правоотношения.

Обстоятельств, свидетельствующих о невозможности Синициной Л.И. выполнить требования закона по представлению необходимого количества подписей в поддержку кандидата в порядке самовыдвижения, осуществив сбор подписей в поддержку своего выдвижения при соблюдении соответствующих мер санитарно-эпидемиологической безопасности, не имеется.

Таким образом, принимая во внимание указанные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что постановление избирательной комиссии Тульской области от 13 августа 2021 года №167-1 об отказе о регистрации Синициной Л.И. кандидатом в вышеназванный орган государственной власти Российской Федерации принято в соответствии с требованиями Федерального закона от 22 февраля 2014 года №20-ФЗ и Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ и оснований для признания его незаконным не имеется, поэтому требования Синициной Л.И. о признании данного решения избирательной комиссии незаконным и обязании о регистрации кандидата не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ №183 ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                 /░░░░░░░/                     ░░░░░░░ ░.░.

3а-372/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Синицина Любовь Ивановна
Ответчики
Избирательная комиссия Тульской области
Суд
Тульский областной суд
Судья
Епихина Ольга Михайловна
Дело на сайте суда
oblsud.tula.sudrf.ru
25.08.2021Регистрация административного искового заявления
25.08.2021Передача материалов судье
25.08.2021Решение вопроса о принятии к производству
25.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.08.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.08.2021Судебное заседание
30.08.2021Судебное заседание
30.08.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.08.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.08.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее