Решение по делу № 2-689/2015 (2-5776/2014;) от 17.12.2014

Дело № 2-689\2015г.

Р Е Ш Е Н ИЕ

Именем Российской Федерации

16 февраля 2015 года           город Уфа

Орджоникидзевский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Осипова А.П.,

при секретаре судебного заседания Хамитовой Я.И.,

с участием представителя заинтересованного лица призывной комиссии <адрес> района городского округа <адрес> Республики Башкортостан А.О.А, действующей на основании доверенностейотДД.ММ.ГГГГ , удостоверенной главой Администрации <адрес> района ГО <адрес> РБ Г.М.М, от ДД.ММ.ГГГГ в порядке передоверия, удостоверенной начальником отдела военного комиссариата Республики Башкортостан по <адрес> и <адрес> районам <адрес> Г.В.В, представителя отдела военного комиссариата Республики Башкортостан по <адрес> и <адрес> районам <адрес> А.О.А, действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ , удостоверенной начальником отдела военного комиссариата Республики Башкортостан по <адрес> и <адрес> районам <адрес> Г.В.В,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Д.Г.В к отделу военного комиссариата Республики Башкортостан по <адрес> и <адрес> районам <адрес> и призывной комиссии <адрес> Республики Башкортостан об оспаривании решения призывной комиссии <адрес>

у с т а н о в и л:

Д.Г.В обратился в суд с заявлением к отделу военного комиссариата Республики Башкортостан по <адрес> и <адрес> районам <адрес> и призывной комиссии <адрес> Республики Башкортостан, в котором просил признать незаконным и отменить решение призывной комиссии <адрес> района ГО <адрес> РБ в связи с нарушением процедуры принятия оспариваемого решения, выразившиеся в том, что призывная комиссия <адрес> района ГО <адрес> РБ, в нарушение п. 14 Положения о военно-врачебной экспертизе, утв. постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , провела в отношении него медицинское освидетельствование при отсутствии результатов обязательных диагностических исследований. Считает, что на момент призыва состояние его здоровья объективно не установлено. Просил обязать призывную комиссию <адрес> принять решение о категории годности в соответствии с имеющимися у него заболеваниями по представленным медицинским документам и освободить его от призыва на военную службу.

Заявитель Д.Г.В в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Представитель заинтересованных лиц А.О.А в судебном заседании заявленные требования не признала, просила отказать в удовлетворении в полном объеме на основании доводов, изложенных в письменном возражении.

Суд, с учетом требований части 2 статьи 257 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствии заявителя.

Изучив и оценив материалы дела, выслушав представителя заинтересованных лиц, суд признает заявление Д.Г.В не обоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации (часть 1). Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (часть 2 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 статьи 22 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ (далее – Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»), призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.

От призыва на военную службу освобождаются граждане, в том числе, признанные не годными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья (подпункт «а» пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»).

Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара (пункт 1 статьи 26 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»).

При призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений, в числе прочего, о призыве на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас (пункт 1 статьи 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»).

Такое решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса (пункт 17 Положения о призыве граждан на военную службу, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. № 663).

Согласно статье 5.1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», граждане при постановке на воинский учет или призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей. Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования указанных граждан определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, утверждаемым уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с пунктом 18 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. № 565 (далее - Положение о военно-врачебной экспертизе),врачи-специалисты по результатам медицинского освидетельствования граждан при призыве на военную службу дают заключение о годности к военной службе по следующим категориям: А-годен к военной службе; Б-годен к военной службе с незначительными ограничениями; В-ограниченно годен к военной службе; Г-временно не годен к военной службе; Д-не годен к военной службе.

Согласно пункту 4 Положения о военно-врачебной экспертизе, военно-врачебная экспертиза предусматривает проведение обследования и освидетельствования. При обследовании проводится комплекс диагностических мероприятий, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб гражданина, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, морфологических и иных исследований, предшествующих освидетельствованию. При освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе с учетом результатов ранее проведенного обследования и с вынесением письменного заключения. Под определившимся врачебно-экспертным исходом понимается такое состояние здоровья, когда результаты обследования и лечения дают основание военно-врачебной комиссии вынести заключение о категории годности к военной службе и когда дальнейшее лечение не приведет к изменению категории годности к военной службе.

Годность к военной службе граждан при первоначальной постановке на воинский учет, при призыве на военную службу, граждан, призываемых на военные сборы, граждан, проходящих военные сборы, граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в военно-учебные заведения, военнослужащих и лиц, пребывающих в запасе Вооруженных Сил, определяется в соответствии с требованиями к состоянию здоровья согласно приложению (пункт 6 Положения о военно-врачебной экспертизе).

Судом установлено, материалами дела подтверждено, что решением призывной комиссии <адрес> района ГО <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ (протокол ), Д.Г.В признан «А» - годным к военной службе (показатель предназначения-1), призван на военную службу и предназначен для прохождения военной службы в сухопутных войсках. На основании графы I Расписания болезней и ТДТ (приложение к Положению о военно-врачебной экспертизе) выставлен диагноз: здоров.

Призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации (п. 1 ст. 25 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»).

Призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает, явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы (п. 1 ст. 26 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»).

Согласно п. 14 Положения о военно-врачебной экспертизе, до начала освидетельствования при первоначальной постановке на воинский учет и при призыве на военную службу граждане проходят в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения следующие обязательные диагностические исследования: флюорография (рентгенография) легких в 2 проекциях (если она не проводилась или если в медицинских документах отсутствуют сведения о данном исследовании в течение последних 6 месяцев) с обязательным представлением при освидетельствовании флюорограмм (рентгенограмм); общий (клинический) анализ крови; общий анализ мочи. До начала освидетельствования при призыве на военную службу граждане проходят также следующие обязательные диагностические исследования: электрокардиография в покое; исследование крови на антитела к вирусу иммунодефицита человека, маркеры гепатита "В" и "С".

В соответствии с п. 2 Инструкции о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российской Федерации при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан Российской Федерации, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья (приложение № 3 к приказу Минобороны РФ и Минздрава РФ от 23 мая 2001 г. N 240/168 "Об организации медицинского обеспечения подготовки граждан Российской Федерации к военной службе", зарегистрировано в Минюсте РФ 18 июля 2001 г., регистрационный N 2805) (далее – Инструкции), ежегодно до 10 марта (10 сентября) структурное подразделение военного комиссариата по муниципальному образованию, имеющему статус городского поселения, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, муниципального района и структурное подразделение военного комиссариата по нескольким муниципальным образованиям (далее именуется - военный комиссариат) совместно с органом местного самоуправления в сфере здравоохранения разрабатывает план медицинского освидетельствования и обследования (лечения) призывников. В нем должны быть предусмотрены следующие мероприятия, в числе прочих, проведение призывникам клинико-инструментальных исследований.

Согласно п. 7 Инструкции, не ранее 30 суток до начала медицинского освидетельствования призывников им проводятся: а) флюорографическое (рентгенологическое) исследование органов грудной клетки в двух проекциях (если оно не проводилось или в медицинских документах отсутствуют сведения о данном исследовании в течение последних 6 месяцев); б) анализ крови (определение СОЭ, гемоглобина, лейкоцитов); в) анализ мочи (удельный вес, белок); г) электрокардиографическое исследование. В день обследования проводится измерение роста и массы тела.

Нормативные акты предусматривают проведение призывникам диагностических (лабораторных и клинических) исследований в медицинских учреждениях по месту жительства призывников в рамках оказания бесплатной медицинской помощи в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ежегодно.

Согласно п. 34 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утв. приказом Минобороны РФ от 2 октября 2007г. N400 "О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N663" (зарегистрирован в Минюсте РФ 12 ноября 2007 г., регистрационный N 10454), после создания призывной комиссии ее председатель совместно с военным комиссаром разрабатывает график работы этой комиссии, в соответствии с которым в военном комиссариате составляются именные списки призывников по дням их явки на заседание призывной комиссии. Оповещение граждан о явке в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, осуществляется повестками согласно приложению N30 к настоящей Инструкции в соответствии с именными списками и на протяжении всего периода подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом граждан на военную службу.

Согласно п. 1 Порядка организации работы призывного пункта и призывной комиссии при проведении призыва граждан на военную службу (приложение № 31 к Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утв. приказом Минобороны РФ от 2 октября 2007г. N400), граждане, вызываемые на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии, обязаны лично прибыть в военный комиссариат (на призывной пункт), имея при себе следующие документы, в числе прочих, медицинские документы о состоянии здоровья.

Однако выдача призывникам военным комиссариатом направлений на диагностические исследования с ДД.ММ.ГГГГ нормативно-правовыми актами РФ не предусмотрено.

Согласно п. 5 ст. 25 Федерального закона от 21 ноября 2011г. N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", граждане при постановке их на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу или приравненную к ней службу по контракту, поступлении в военные профессиональные образовательные организации или военные образовательные организации высшего образования, заключении договора об обучении на военной кафедре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки офицеров запаса, программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса, призыве на военные сборы, а также граждане, направляемые на альтернативную гражданскую службу, имеют право на получение медицинской помощи в медицинских организациях в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, за исключением медицинского освидетельствования в целях определения годности к военной службе или приравненной к ней службе.

Разделом I Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на ДД.ММ.ГГГГ год и на плановый период ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ годов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 18 октября 2013г. N932 (далее - Программа), установлено, что Программа устанавливает перечень видов, форм и условий оказываемой бесплатно медицинской помощи, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, средние нормативы объема медицинской помощи, средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования, порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты, а также требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Программой разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на ДД.ММ.ГГГГ год и на плановый период ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ годов, включая территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (далее - территориальная программа).

Разделом IV Программы также закреплено, что в рамках территориальной программы за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов и средств обязательного медицинского страхования осуществляется финансовое обеспечение проведения осмотров врачами и диагностических исследований в целях медицинского освидетельствования лиц, желающих усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью детей, оставшихся без попечения родителей, а также оказания медицинской помощи гражданам при постановке их на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу или приравненную к ней службу по контракту, поступлении в военные профессиональные организации или военные образовательные организации высшего образования, призыве на военные сборы, а также при направлении на альтернативную гражданскую службу, за исключением медицинского освидетельствования в целях определения годности граждан к военной или приравненной к ней службе.

Таким образом, федеральным законодательством предусмотрено бесплатное проведение медицинского обследования граждан при их постановке на воинский учет и призыве на военную службу.

Постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Республике Башкортостан на ДД.ММ.ГГГГ год и на плановый период ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ годов (далее – территориальная программа), пунктом которой предусматривается бесплатное оказание, в числе прочих, первичной медико-санитарной помощи.

В силу п. территориальной программы, первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации. Первичная медико-санитарная помощь оказывается гражданам бесплатно в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара, в плановой и неотложной форме. Организация оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам в целях приближения к их месту жительства, месту работы или обучения осуществляется по территориально-участковому принципу, предусматривающему формирование групп обслуживаемого населения по месту жительства, месту работы или учебы в определенных организациях. Первичная врачебная медико-санитарная помощь оказывается врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами, врачами-педиатрами участковыми и врачами общей практики (семейными врачами).

Нормами действующего законодательства, таким образом, устанавливается выдача направлений на диагностические исследования врачом-терапевтом медицинской организации по месту жительства призывника при его обращении в рамках оказания медицинской помощи без взимания платы за их проведение.

Согласно представленным материалам, судом установлено, что заявитель в день начала прохождения медицинского освидетельствования прибыл без результатов диагностических исследований, тогда как указанная обязанность, в соответствии с п. 14 Положения о военно-врачебной экспертизе, утв. постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 г. № 565, возложена непосредственно на самих граждан.

Д.Г.В приступил к медицинскому освидетельствованию ДД.ММ.ГГГГ, а завершил его прохождение – ДД.ММ.ГГГГ и при таких обстоятельствах он имел реальную возможность для прохождения необходимых диагностических исследований и предоставления их результатов уполномоченному на то органу для исследования при принятии решения о категории годности к военной службе.

Между тем, поскольку результаты диагностических исследований (флюорография (рентгенография) легких; общий (клинический) анализ крови; общий анализ мочи; электрокардиография в покое) заявителем в нарушение требований законодательства в установленный срок врачу-терапевту Д.Г.В то его доводы о грубом нарушении порядка проведения медицинского освидетельствования и принятия решения призывной комиссией о призыве на военную службу, суд признает необоснованными.

В ходе судебного разбирательства заявителем суду не представлены суду допустимые доказательства, которые бы свидетельствовали о наличии у него патологий (заболеваний), препятствующих прохождению военной службы.

Таким образом довод заявителя о том, что на момент призыва состояние здоровья Д.Г.В объективно не установлено, не нашел своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.

Вместе с тем, возложение ответственности на призывную комиссию, по мнению заявителя, за проведение медицинского освидетельствования в отношении заявителя без результатов диагностических исследований, которые не были предоставлены самим заявителем, обязанность по предоставлению которых возложена законодательно именно на граждан, не имеет под собой правовых оснований и основаны на неправильном толковании им норм материального права.

В ходе судебного разбирательства заявителем также не представлено суду допустимых доказательств, свидетельствующих о наличии у заболеваний, которые бы препятствовали ему проходить военную службу и являлись основанием для признания его ограничено годным к военной службе (категория годности – В), либо не годным к военной службе (категория годности – Д).

Таким образом, суд считает, что решение о призыве Д.Г.В на военную службу вынесено законно.

Соответственно заявление Д.Г.В удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленияД.Г.В к отделу военного комиссариата Республики Башкортостан по <адрес> и <адрес> районам <адрес> и призывной комиссии <адрес> района городского округа <адрес> Республики Башкортостан о признании решения призывной комиссии <адрес> Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ (протокол ) о призыве Д.Г.В на военную службу незаконным, отказать за необоснованностью

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме, путем подачи жалобы через Орджоникидзевский районный суд города Уфы.      

      

Судья                                                                                       А.П. Осипов

2-689/2015 (2-5776/2014;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Дьячков Г.В.
Другие
Отдел военного кмиссариата РБ Орджоникидзевского района г.Уфы
Суд
Орджоникидзевский районный суд г. Уфы
Дело на странице суда
ordjonikidzovsky.bkr.sudrf.ru
17.12.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.12.2014Передача материалов судье
19.12.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.12.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.01.2015Подготовка дела (собеседование)
26.01.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.01.2015Судебное заседание
16.02.2015Судебное заседание
20.02.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.03.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.02.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее