АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 мая 2023 года по делу № 33-1864/2023
Судья Доника О.М. № 2а-2/2023
Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего судьи Аносовой Е.Н.,
судей Мамаевой Н.А., Едигаревой Т.А.,
при секретаре Халявиной В.С.
с участием прокурора отдела прокуратуры Кировской области Блиновой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове 11 мая 2023 года дело по апелляционному представлению и.о.прокурора Подосиновского района Кировской области Бушкова А.И. на решение Подосиновского районного суда Кировской области от 9 января 2023 года, которым административный иск прокурора Подосиновского района удовлетворен частично.
Признано незаконным бездействие администрации Подосиновского городского поселения Подосиновского района Кировской области в части невыполнения требований ч. 1 ст. 1 ст. 15 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", п. 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931, ч. 1 ст. 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", ч. 1 ст. 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" в отношении объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры, расположенных на территории Подосиновского городского поселения Подосиновского района Кировской области.
На муниципальное образование Подосиновское городское поселение Подосиновского района Кировской области в лице администрации Подосиновского городского поселения возложена обязанность в срок до 31.12.2023 зарегистрировать право муниципальной собственности путем обращения в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав с приложением документов, являющихся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, в отношении: водопроводной башни с артезианской скважиной в <адрес>; водопроводной башни со скважиной в <адрес>; водопровода 25,2 км. в <адрес> Подосиновец; водонапорной башни в <адрес> в районе <адрес>; башни водонапорной в <адрес>; водопроводных сетей в <адрес>; водопроводной башни со скважиной в <адрес>; водопроводной башни со скважиной в <адрес>; водопроводной башни с артезианской скважиной в <адрес>; водопроводной башни со скважиной в <адрес>; водопроводной башни с артезианской скважиной в <адрес>; трубопровода из ПВХ диаметр 100 мм. в <адрес>; трубопровода из ПВХ диаметр 75 мм. <адрес>; теплосети в <адрес>; теплосети в <адрес>; теплосети в <адрес>; теплосети в <адрес>; теплосети в <адрес> газораспределительной установки № в <адрес>; газораспределительной установки № в <адрес>.
На администрацию Подосиновского городского поселения возложена обязанность в срок до 31.12.2023 поставить на учет в качестве бесхозяйного объекта путем обращения в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества - сетей водоотведения и очистных сооружений, расположенных по <адрес> <адрес> (от МКДОУ детский сад «Подснежник» <адрес> до р. <адрес>),в соответствии с п. 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931.
На администрацию Подосиновского городского поселения Подосиновского района Кировской области возложена обязанность в срок до 31.12.2024передать по концессионному соглашению нижеперечисленные объекты тепло-, водоснабжения и водоотведения, путем проведения открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения: водопроводную башню с артезианской скважиной в <адрес>; трубопровод из ПВХ диаметр 100 мм. в <адрес>; трубопровод из ПВХ диаметр 75 мм. в <адрес>; теплосеть в <адрес>; теплосеть в <адрес> теплосеть в <адрес> теплосеть в <адрес>; теплосеть в <адрес>; теплосеть в <адрес>.
Заслушав доклад судьи Мамаевой Н.А., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
прокурор Подосиновского района Кировской области обратился с иском в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию «Подосиновское городское поселение Подосиновского района Кировской области», указав, что ответчиком не приняты меры по обращению с заявлением о постановке на учет и регистрации бесхозяйного недвижимого имущества, расположенного на территории Подосиновского городского поселения, а также исполнения требований законодательства о концессионных соглашениях. В адрес ответчика было направлено представление, но мер не принято.
Истец, уточнив требования, просил суд признать незаконным бездействие администрации Подосиновского городского поселения в части невыполнения требований п.1 ч.1 ст.15 ФЗ №218, п.5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931, ч. 1 ст. 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", ч. 1 ст. 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" в отношении объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры, расположенных на территории Подосиновского городского поселения Подосиновского района Кировской области; обязать ответчика в срок до 31.06.2023 зарегистрировать право муниципальной собственности на объекты недвижимого имущества путем обращения в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на кадастровый учет и регистрации права на объекты коммунальной инфраструктуры, перечень которых приведен в уточнении исковых требований; обязать ответчика в срок до 31.12.2023 поставить на учет объекты недвижимого имущества в качестве бесхозяйного путем обращения в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет сетей водоотведения и очистных сооружений, расположенных по <адрес> (от МКДОУ детский сад «Подснежник» <адрес> до р.<адрес>); обязать ответчика в срок до 31.12.2023 передать по концессионному соглашению перечисленные в иске объекты тепло-, водоснабжения и водоотведения, находящиеся в муниципальной собственности, путем проведения открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении указанных прокурором объектов.
В качестве заинтересованных лиц в деле участвуют Управление Росреестра по Кировской области, МУП «Коммунсервис», конкурсный управляющий МУП «Коммунсервис» Медведева Н.В., ООО «Тепловик», ООО «Система».
Судом постановлено приведенное выше решение.
С решением не согласился и.о.прокурора района, в апелляционном представлении привел доводы, аналогичные изложенным в иске. Выразил несогласие с отказом суда в удовлетворении требований о передаче по концессионному соглашению ряда объектов тепло- и водоснабжения. На спорные объекты в отсутствие конкурсов, торгов и аукционов в 2021 году заключены договоры аренды, обременение не зарегистрировано в установленном законом порядке. С учетом того, что все указанные в требовании объекты эксплуатируются свыше 5 лет, передать их хозяйствующему субъекту для обеспечения потребителей коммунальными услугами возможно не иначе как по концессионному соглашению. Между тем, спустя более 8 лет объекты жилищно-коммунальной инфраструктуры продолжают передаваться в аренду хозяйствующим субъектам, не порождая при этом обязанности проведения их реконструкции, капитального ремонта, что может повлечь негативные последствия для неопределенного круга лиц. Нахождение объектов в хозяйственном ведении МУП «Коммунсервис» не влияет на возможность их передачи по концессионному соглашению. Передача вышеназванного муниципального имущества по договорам аренды противоречит требованиям закона. Просит решение в части отказа в удовлетворении требований отменить, принять новое, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Кировского областного суда от 13.04.2023 судебная коллегия перешла к рассмотрению дела по иску прокурора по правилам гражданского судопроизводства, дело передано для рассмотрения в судебную коллегию по гражданским делам Кировского областного суда.
Изучив материалы дела, обсудив доводы представления, заслушав прокурора, поддержавшего доводы представления, проверив законность и обоснованность решения в пределах заявленных доводов (ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, право собственности на расположенные на территории Подосиновского городского поселения объекты газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, перечисленные в иске прокурора, а также сети водоотведения и очистные сооружения, используемые МКДОУ детский сад «Подснежник» пгт.Подосиновец, не оформлено. Данные объекты не признаны бесхозяйными, администрацией решение о заключении концессионных соглашений в отношении указанных объектов не принималось, конкурсные процедуры для их заключения не проводились, в связи с чем, 13.01.2021 и 19.03.2021 в адрес администрации Подосиновского городского поселения прокурором направлены представления.
Удовлетворяя частично заявленные требования, суд, руководствуясь положениями ст.ст. 125, 130, 215, 225 ГК РФ, ст.1 ГрК РФ, Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской федерации», Федерального закона от 07.12.2011 N416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Федерального закона от 27.07.2010 N190-ФЗ «О теплоснабжении», Федерального закона от 21.07.2005 N115 «О концессионных соглашениях», исходил из того, что право муниципальной собственности на объекты водоснабжения и теплоснабжения и газораспределительные установки, не оформлено, канализационные сети на учет в качестве бесхозяйного объекта не поставлены, концессионные соглашения не заключены, конкурсные процедуры для заключения концессионных соглашений в отношении спорных объектов администрацией поселения не проведены, что приводит к ненадлежащему содержанию указанного имущества и его эксплуатации, влечет за собой нарушение прав неопределенного круга лиц на охрану жизни, здоровья и имущества граждан.
Отказывая в удовлетворении требований в части передачи по концессионному соглашению объектов муниципальной собственности: здания котельной в <адрес>, объектов водоснабжения (артезианских скважин в <адрес>, насосной станции в <адрес>, водопроводов в <адрес> и <адрес>, артезианских скважин в <адрес>, <адрес>), за исключением водопроводной башни с артезианской скважиной в <адрес> <адрес>, суд пришел к выводу, что данное требование является преждевременным, поскольку объекты обременены правами третьих лиц (арендаторов); сведений о прекращении арендных отношений на момент рассмотрения спора не представлено.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с указанными выводами.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации Подосиновского городского поселения от 09.09.2015 объекты водоснабжения (водонапорные башни со скважинами, артезианские скважины, насосная станция, водонапорные сети) переданы в хозяйственное ведение МУП «Коммунсервис» согласно приложению № 1, акту приема-передачи (л.д.54-60, т.1).
На основании договора аренды от 06.04.2021 МУП «Коммунсервис» передало принадлежащие администрации объекты системы водоснабжения (водопроводные сети и артезианские скважины), поименованные в акте приема-передачи имущества № 1, ООО «Тепловик» (арендатор) во временное владение и пользование сроком с 01.04.2021 по 28.02.2022. Пунктом 3.2 договора предусмотрена его пролонгация на неопределенный срок (л.д.61-65, 68, т.1).
Постановлением администрации Подосиновского городского поселения от 18.08.2017 МУП «Коммунсервис» передано в хозяйственное ведение здание котельной в <адрес>, согласно приложению № 1 (л.д.212, т.1).
На основании договора аренды от 01.02.2021 МУП «Коммунсервис» передало в аренду здание котельной в <адрес>, ООО «Система» (арендатор) сроком по 30.11.2021. Дополнительным соглашением от 01.12.2021 договор аренды продлен на неопределенный срок (л.д.29-30, 31, т.2).
На основании пункта 11 части 1 статьи 4 Закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" объектами концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.
В силу части 3 статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" с учетом того, что срок между вводом спорных объектов в эксплуатацию и заключением договоров аренды превышает 5 лет, их передача должна осуществляться путем проведения конкурсных процедур с целью заключения концессионных соглашений.
Как установлено ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» объект концессионного соглашения, подлежащий реконструкции, должен находиться в собственности концедента на момент заключения концессионного соглашения. Указанный объект на момент его передачи концедентом концессионеру должен быть свободным от прав третьих лиц.
В рамках настоящего спора прокурор не оспаривал действующие договоры аренды.
Договор аренды объектов системы водоснабжения от 06.04.2021, заключенный в отношении объектов водоснабжения (артезианских скважин в <адрес>, насосной станции в <адрес>, водопроводов в <адрес> и <адрес>, артезианских скважин в <адрес>, <адрес>), в настоящее время оспаривается в Арбитражном суде Кировской области (дело № №).
Здание котельной в <адрес>, передано по договору аренды от 01.02.2021, заключенному между МУП «Коммунсервис» и ООО «Система». Сведений о прекращении арендных отношений на момент рассмотрения настоящего дела не представлено.
Поскольку указанные объекты недвижимости обременены правами арендаторов, договоры аренды являются действующими, недействительными в установленном законом порядке не признаны, суд пришел к обоснованному выводу, что требование прокурора о передаче прав владения и (или) пользования данными объектами муниципальной собственности по концессионным соглашениям является преждевременным.
Удовлетворение требований прокурора в указанной части приведет к нарушению положений части 4 статьи 3 Закона N 115-ФЗ.
В остальной части решение не обжалуется и предметом рассмотрения судебной коллегии в силу ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ не является.
Доводы представления сводятся к несогласию с выводами суда, они являлись основанием процессуальной позиции стороны истца, которая была предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также направлены на переоценку выводов суда, оснований для которой судебная коллегия не находит.
Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Подосиновского районного суда Кировской области от 9 января 2023 года оставить без изменения, апелляционное представление – без удовлетворения.
Председательствующий Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 12.05.2023.