ДЕЛО №
РЕШЕНИЕ
Судья Шадринского районного суда Курганской области Шадрина Е.Ю., рассмотрев в г.Шадринске Курганской области
27 августа 2020 года
жалобу Осокина В.В. на постановление первого заместителя начальника Финансового управления Курганской области Гаврина С.А. № 09 июля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением первого заместителя начальника Финансового управления Курганской области Гаврина С.А. № от 09 июля 2020 года Осокин В.В. привлечен к административной ответственности по ч.3 ст. 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
Осокин В.В. обратился в суд с жалобой на указанное постановление, находя его незаконным и необоснованным, подлежащим отмене по следующим основаниям.
Считает, что в его действиях отсутствует состав правонарушения, так как условия предоставления субсидии, предусмотренные нормативными актами Курганской области, не нарушены, а нарушение требований Соглашения не влечет ответственность.
Условие предоставления субсидии, которое, по мнению Управления, оказалось нарушенным, установлено исключительно Соглашением и не определено в каком-либо Законе Курганской области или нормативном акте Правительства Курганской области. Ссылки на какие-либо нормативные акты областного значения, которые бы устанавливали такое условие предоставления рассматриваемого вида субсидии, как софинансирование за счет средств местного бюджета, в постановлении не приведены.
Одновременно с этим условия Соглашения не являются условиями предоставления субсидии, понимаемыми в смысле ч.3 ст. 15.15.3 КоАП РФ и нарушение которых влечет ответственность по данной статье, т.к. ч.3 ст. 139 БК РФ четко указывает, что условия предоставления субсидии устанавливаются законами или нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ в соответствии с требованиями БК РФ, а не департаментом, ответственным за предоставляемые субсидии, и лицом, их получившим.
Реализация Мероприятия была запланирована на 2018г. Предоставление субсидии из областного бюджета на реализацию Мероприятия регламентировалось соглашением от 12.04.2018г. №11. Данное соглашение не устанавливало каких-либо условий предоставления субсидии, которые бы заключались в необходимости софинансирования Мероприятия за счет средств местного бюджета. Это было связано с отсутствием в законах и нормативных правовых актах Курганской области норм, предписывающих устанавливать такое условие для предоставления рассматриваемой субсидии.
Поскольку субсидия на реализацию Мероприятия в 2018г. так и не была предоставлена, реализация Мероприятия была перенесена на 2019г. В связи с этим, исходя из положений нормативных правовых актов Курганской области и соглашения от 12.04.2018г. №11, при разработке и принятии местного бюджета на 2019г. в нем не были предусмотрены расходы местного бюджета на реализацию Мероприятия.
Таким образом, для включения каких-либо расходов на реализацию Мероприятия в местный бюджет на 2019г. не было никаких правовых и фактических оснований.
На основании изложенного, постановление должно быть отменено, а производство по делу об административном правонарушении - прекращено, поскольку выводы Постановления о наличии в его действиях состава правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ, основаны на недоказанных обстоятельствах и не подтверждены документально.
Кроме того, Управление существенно нарушило его права по участию в рассмотрении дела об административном правонарушении, что не позволило рассмотреть дело всесторонне, полно и объективно и вынести постановление, основанное на всех установленных обстоятельствах дела.
После ознакомления с протоколом об административном правонарушении им 8 июля 2020 г. были предоставлены в Управление объяснения относительно обстоятельств, изложенных в протоколе об административном правонарушении от 25.06.2020г., в которых излагались доводы и обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии в его действиях состава правонарушения. Объяснения были направлены на эл. адрес Управления, которое не дало правовой оценки.
Указывает на наличие оснований для признания правонарушения малозначительным, поскольку ранее он не привлекался к административной ответственности за совершение однородных правонарушений, отсутствует вред охраняемым общественным отношениям, а также каких-либо иные последствия, в связи с чем, правонарушение не представляет общественной опасности.
На рассмотрение дела по жалобе Осокин В.В. не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, направил в суд ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Кроме того, в ходатайстве просил запросить в Администрации Шадринского района документы, подтверждающие доводы о том, что софинансирование мероприятия «Газопровод межпоселковый с.Лебяжье Далматовского района - д.Фрунзе -с.Песчанотаволжанское с отводом на д.Просвет Шадринского района Курганской области не осуществлялось в связи с отсутствием в законах и нормативных правовых актах Курганской области норм, предписывающих устанавливать такое условие для предоставления субсидии.
Представитель Финансового управления Курганской области Мусахаева Р.С., действующая по доверенности от 27.08.2020г., полагала законным и обоснованным привлечение Осокина В.В. к административной ответственности по ч.3 ст. 15.15.3 КоАП РФ ввиду наличия в его действиях состава правонарушения. В обоснование доводов пояснила следующее.
Статья 135 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) устанавливает, что межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются в форме, в том числе субсидий местным бюджетам.
Пунктом 1 статьи 139 БК РФ определено, что под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
В соответствии с Законом Курганской области от 27 декабря 2018 года № 163 «Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» (далее - Закон № 163), на реализацию государственной Программы Курганской области «Развитие жилищного строительства», утверждённой постановлением Правительства Курганской области от 4 июля 2018 года № 207, из областного бюджета бюджету Шадринского района предусмотрены межбюджетные трансферты в виде субсидии на реализацию мероприятия «Газопровод межпоселковый с. Лебяжье Далматовского района - д. Фрунзе -с. Песчанотаволжанское с отводом на д. Просвет Шадринского района Курганской области» в сумме 26474200 руб.
Во исполнение Закона № 163 между Администрацией Шадринского района и Департаментом строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области заключено Соглашение от 25 марта 2019 года № 1 «О направлении в 2019 году субсидий из бюджета Курганской области на финансирование объекта «Газопровод межпоселковый с. Лебяжье Далматовского района - д. Фрунзе - с. Песчанотаволжанское с отводом на д. Просвет Шадринского района Курганской области».
В соответствии с п. 1.3 раздела 1 Соглашения Администрация обязуется принять указанную субсидию, использовать её по целевому назначению, определенному Соглашением, и обеспечить софинансирование за счет средств местного бюджета в размере не менее 0,1% от предоставляемой субсидии.
Заключив данное Соглашение, Администрация Шадринского района в лице Главы района взяло на себя расходное обязательство.
Таким образом, правовые и фактические основания для включения в решение о бюджете района целевых статей расходов предусмотрены Законом № 163 и Соглашением. Решением Думы № 31 в бюджете Шадринского района не предусмотрены бюджетные ассигнования за счет средств местного бюджета на финансовое обеспечение реализации мероприятия «Газопровод межпоселковый с. Лебяжье Далматовского района - д. Фрунзе - с. Песчанотаволжанское с отводом на д. Просвет Шадринского района Курганской области». Фактически, за счет средств местного бюджета расходы на оплату работ по реализации мероприятия «Газопровод межпоселковый с. Лебяжье Далматовского района - д. Фрунзе - с. Песчанотаволжанское с отводом на д. Просвет Шадринского района Курганской области» не производились, что подтверждается также отчетом об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета, сформированным Управлением на 01.01.2020 года.
В соответствии с вышеуказанными нормами в ведомственной структуре расходов бюджета района средства софинансирования расходов на выполнение предусмотренных Соглашением мероприятий должны быть отражены в соответствии с классификацией расходов бюджетов отдельной, целевой статьей расходов (с указанием конкретного мероприятия, на реализацию которого предоставлена субсидия, размера собственных средств). В бюджете на 2019г. конкретно следовало указать:, расходы по софинансированию мероприятий мероприятия «Газопровод межпоселковый с. Лебяжье Далматовского района - д. Фрунзе - с. Песчанотаволжанское с отводом на д. Просвет Шадринского района Курганской области», поскольку статья целевая, она должна совпадать со статьей, предусмотренной в областном бюджете на 2019г.
Возражала против истребования указанных Осокиным В.В. в ходатайстве дополнительных документов из Администрации Шадринского района, поскольку указанные документы не имеют значения при рассмотрении данного дела и не относятся к правоотношениям, регулируемым заключенным сторонами Соглашением, а также к периоду его действия.
Доводы жалобы в части нарушения права Осокина В.В. на участие в рассмотрении дела об административном правонарушении несостоятельны, поскольку Осокин В.В. был заблаговременно и надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении. В материалах дела имеются все данные о надлежащем извещении Осокина В.В. Доказательств уважительности причин своей неявки Осокин В.В. не представил.
Возражала против признания правонарушения малозначительным, поскольку нарушение бюджетного законодательства представляет угрозу охраняемым общественным отношениям в области финансово-бюджетного регулирования, создает предпосылки для дезорганизации функционирования бюджетной системы, нарушению финансовой дисциплины и препятствует достижению целей и задач государства.
Суд, рассмотрев жалобу Осокина В.В. на постановление по делу об административном правонарушении по имеющимся в материалах дела доказательствам, пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления и удовлетворения жалобы Осокина В.В.
Суд находит факт совершения Осокиным В.В. административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ, и его виновность в нарушении порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов доказанной, подтвержденной совокупностью имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с п.1 ст. 139 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Как следует из материалов дела, на основании приказа Финансового управления Курганской области от 16.01.2020г. №2 «О назначении контрольного мероприятия» в период с 20.01.2020г. по 24.03.2020г. проведена выездная проверка соблюдения целей, порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов, предоставленных из областного бюджета бюджету Шадринского района (выборочно), в Управлении жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и строительства Администрации Шадринского района за 2019 год (выборочно). Согласно акту от 24.03.2020г. установлено нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов, определгнных в соответствии со ст.139 БК РФ: субсидии на Газопровод межпоселковый с. Лебяжье Далматовского района -д. Фрунзе - с. Песчанотаволжанское с отводом на д. Просвет Шадринского района Курганской области»: допущено нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов при несоблюдении размера софинансирования в сумме 26474,2руб. (рассчетно), что является нарушением п. 1.3 раздела 1 Соглашения №) (л.д....).
25 марта 2019г. между Департаментом образования и науки Курганской области и Администрацией Шадринского района в лице Главы Шадринского района Осокина В.В. заключено Соглашение №11 о направлении в 2019 году субсидий из бюджета Курганской области на финансирование объекта «Газопровод межпоселковый с. Лебяжье Далматовского района - д. Фрунзе -с. Песчанотаволжанское с отводом на д. Просвет Шадринского района Курганской области» муниципального образования «Шадринский район» (л.д. ...). Согласно п. 1.2 Соглашения, Департамент обеспечивает направление в 2019 году бюджету Администрации Шадринского района субсидии за счет средств областного бюджета 26474200 рублей 00 копеек на оплату работ по указанному объекту. В соответствии с п. 1.3 Соглашения Администрация обязуется принять указанную субсидию, использовать ее по целевому назначению, определенному соглашением и обеспечить софинансирование за счет средств местного бюджета в размере не менее 0,1% от предоставленной субсидии.
Таким образом, в силу заключенного соглашения № от 25.03.2019г. Администрация Шадринского района была обязана включить в ведомственную структуру расходов бюджета Шадринского района на 2019 год расходы на софинансирование объекта «Газопровод межпоселковый с. Лебяжье Далматовского района - д. Фрунзе - с. Песчанотаволжанское с отводом на д. Просвет Шадринского района Курганской области», что предусмотрено ст.139 БК РФ.
В нарушение требований закона в бюджет Шадринского района на 2019 год не включено бюджетное ассигнование на финансовое обеспечение вышеуказанного объекта в размере не менее 0,1% от объема предоставленной субсидии 26474200 рублей 00 копеек, что подтверждается структурой расходов бюджета Шадринского района на 2019г., имеющейся в материалах дела (л.д....).
В соответствии со ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.
Субъектом данного административного правонарушения является должностное лицо - Глава Шадринского района Осокин В.В. (на момент совершения правонарушения).
Осокин В.В. вступил в должность Главы Шадринского района 14.12.2017г. на основании решения Шадринской районной Думы от 14.12.2017 года № 57 «О вступлении в должность Главы Шадринского района».
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Устава Шадринского района Глава Шадринского района является Главой Администрации Шадринского района.
В соответствии с пунктом 2 статьи 34 Устава Глава Шадринского района обладает следующими полномочиями:
Шадринский район в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени Шадринского района
- руководит Администрацией Шадринского района на принципах единоначалия
- осуществляет функции распорядителя бюджетных средств при исполнении местного бюджета
- обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Курганской области
- осуществляет иные полномочия, возложенные на него законодательством и Уставом.
Согласно статьи 6 Положения о бюджетном процессе в Шадринском районе, утвержденного Решением Шадринской районной Думы от 16.07.2009 г. № 141, Глава Шадринского района осуществляет следующие бюджетные полномочия:
организацию составления проекта бюджета района, а также прогноза консолидированного бюджета Шадринского района
представление в Шадринскую районную Думу на утверждение проекта бюджета района.
Таким образом, Осокин В.В., являясь Главой Шадринского района на момент совершения вмененного ему административного правонарушения, несет ответственность за нарушение порядка и (или) условий предоставления межбюджетных трансфертов.
На основании изложенного, с учетом исследованных доказательств, суд пришел к выводу о доказанности совершения Осокиным В.В. административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, поскольку он, являясь Главой Шадринского района и главным распорядителем и получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, нарушил порядок и условия предоставления межбюджетных трансфертов.
Процессуальных нарушений требований закона при привлечении Осокина В.В. к административной ответственности судом не установлено.
Согласно ст.2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с п.21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. При этом, с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.
Суд, оценивая доводы Осокина В.В. относительно малозначительности совершенного им административного правонарушения, пришел к следующим выводам.
В силу пункта 1 статьи 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета.
Понятие малозначительности административного правонарушения является категорией оценочной и определяется в каждом конкретном случае с учетом выявленных обстоятельств дела.
Суд считает, что данное административное правонарушение не является малозначительным, поскольку нарушение бюджетного законодательства представляет угрозу охраняемым общественным отношениям в области финансово-бюджетного регулирования, создает предпосылки для дезорганизации функционирования бюджетной системы, нарушению финансовой дисциплины и препятствует достижению целей и задач государства.
В связи с чем, оснований для применения положений ст.2.9 КоАП РФ суд не усматривает.
Руководствуясь ст.30.6, п.З ч.130.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. № ░░ 09 ░░░░ 2020 ░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░.3 ░░. 15.15.3 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░