Решение по делу № 2а-1216/2018 от 10.04.2018

Дело № 2а-1216/18

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

31 мая 2018 года Кировский районный суд города Перми в составе:

председательствующего судьи Хузяхралова Д.О.,

при секретаре Королько Л.И.,

с участием административного истца Анохиной О.Л., представителя заинтересованного лица управления по экологии и природопользованию администрации города Перми Рафиковой Е.И., действующей на основании доверенности, представителя заинтересованного лица муниципального казенного учреждения «Пермское городское лесничество» Хохловой Т.В., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Анохиной О.Л. к департаменту градостроительства и архитектуры администрации города Перми о признании незаконным решение об отказе в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома,

У С Т А Н О В И Л:

Анохина О.И. обратилась в суд с административным иском к департаменту градостроительства и архитектуры администрации города Перми о признании незаконным отказ в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома по <адрес>, изложенный в письме от ДД.ММ.ГГГГ , возложении обязанности выдать разрешение на строительство индивидуального жилого дома по <адрес>.

В обоснование заявленных требований указала, что на основании договора переуступки права аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ , заключенного с ТСЖ «.......», к ней перешли права и обязанности арендатора земельного участка с кадастровым номером , находящегося в муниципальной собственности, расположенного по <адрес>, разрешенное использование: под строительство индивидуальных жилых домов. С ДД.ММ.ГГГГ на земельном участке ведутся работы, в частности идет подготовка земельного участка для строительства, арендная плата вносится своевременно. ДД.ММ.ГГГГ она получила письмо департамента земельных отношений администрации города Перми от ДД.ММ.ГГГГ «Об устранении нарушений». С целью исполнения требований данного письма она обратилась к административному ответчику с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на том основании, что земельный участок, на котором планируется строительство, находится на территории лесничества, где индивидуальное жилищное строительство не предусмотрено. Указанный отказ считает незаконным и нарушающим ее права и законные интересы.

Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление принято к производству Кировского районного суда города Перми.

Административный истец Анохина О.Л. в судебном заседании на удовлетворении административного иска настаивала, дополнительно указала, что на земельном участке расположен фундамент.

Административный ответчик департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми в судебное заседание своего представителя не направил, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя. В ранее представленном отзыве по делу указал, что административный иск не признает, оспариваемый отказ считает законным и обоснованным.

Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены департамент земельных отношений администрации города Перми, управление по экологии и природопользованию администрации города Перми, муниципальное казенное учреждение «Пермское городское лесничество».

Представитель заинтересованного лица МКУ «Пермское городское лесничество» Хохлова Т.В. в судебном заседании административные исковые требования не поддержала по доводам, изложенным в письменных пояснениях.

Представитель заинтересованного лица управления экологии и природопользования администрации города Перми Рафикова Е.И. административные исковые требования не поддержала по доводам, изложенным в письменных пояснениях.

Заинтересованное лицо департамент земельных отношений администрации города Перми в судебное заседание своих представителей не направил, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, заявил просьбу о рассмотрении дела в отсутствие представителя. В представленном суду отзыве против удовлетворения административного иска возражал.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, пришел к следующим выводам.

Согласно статье 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Право на судебную защиту выступает как гарантия в отношении всех других конституционных прав и свобод, а личность в ее взаимоотношениях с государством выступает не как объект государственной деятельности, а как равноправный субъект, который может защищать свои права и свободы всеми не запрещенными законом способами (статья 45, часть 2, Конституции Российской Федерации) и спорить с государством в лице любых его органов.

В силу этого возможность заинтересованного лица обжаловать принятые органами государственной власти, органами местного самоуправления и их должностными лицами решения, воплощающая в себе как индивидуальный (частный) интерес, связанный с восстановлением нарушенных прав, так и публичный интерес, направленный на поддержание законности и конституционного правопорядка, является неотъемлемой характеристикой нормативного содержания права каждого на судебную защиту, одной из необходимых и важнейших его составляющих.

Частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

По общему правилу граждане и организации в силу статьей 3 и 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вправе обращаться в суд за защитой своих нарушенных либо оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов.

Согласно статьи 2 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации задачей административного судопроизводства является, в том числе, защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Для признания ненормативного акта незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствия акта закону или иному акту, имеющему большую юридическую силу, причем незаконность акта включает в себя не только его формальное противоречие закону или иному правовому акту, но и принятие оспариваемого акта с превышением полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего; нарушение актом прав и законных интересов гражданина или организации.

Из материалов дела следует, что на основании постановлений администрации города Перми от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ товариществу собственников жилья «.......» в аренда на три года под строительство индивидуальных жилых домов предоставлен земельный участок площадью 62185,7 кв.м. по <адрес> за счет земель населенный пунктов.

На основании распоряжения начальника департамента земельных отношений администрации города Перми от ДД.ММ.ГГГГ , произведен раздел указанного земельного участка на земельные участки, в том числе, с кадастровым номером ., в отношении которого постановлено заключить с ТСЖ «.......» договор аренды на новый срок три года.

ДД.ММ.ГГГГ между департаментом земельных отношений администрации города Перми (арендодатель) и ТСЖ «.......» (арендатор) заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером ., расположенного на землях населенных пунктов, находящегося по <адрес>, для индивидуального жилищного строительства. Договор заключен на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (пункт 4.1).

В соответствии с договором переуступки права аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ , заключенного между ТСЖ «.......» (арендатор) и Анохиной О.Л. (новый арендатор) к последней перешли права и обязанности по вышеуказанному договору аренды.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ , право аренды Анохиной О.Л. на земельный участок с кадастровым номером , расположенный по <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ. Срок действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Поскольку по истечении указанного срока арендатор продолжал пользоваться имуществом в отсутствие возражений со стороны арендодателя, в соответствии с пунктом 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считался возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.

ДД.ММ.ГГГГ департамент земельных отношений администрации города Перми направил в адрес Анохиной О.Л. письмо об устранении нарушений, в котором указывалось на то, что фактически на земельном участке возводятся объекты без разрешения на строительство. Учитывая, что срок действия договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ истек ДД.ММ.ГГГГ, департамент в любое время вправе отказаться от договора, руководствуясь положениями пункта 2 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации. Вместе с тем, в соответствии со статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации собственники жилого дома имеют исключительное права на предоставление земельного участка в собственность в аренду на срок до 49 лет. В связи с этим предложено до ДД.ММ.ГГГГ осуществить мероприятия по получению разрешения на строительство, регистрации объекта в установленном законом порядке и обратиться в департамент с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду или в собственность.

ДД.ММ.ГГГГ Анохина О.Л. подала заявление в департамент земельных отношений администрации города Перми о продлении срока аренды земельного участка на три года и одновременно подала заявление в департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми о выдаче градостроительного плана земельного участка.

ДД.ММ.ГГГГ департаментом градостроительства и архитектуры администрации города Перми выдан градостроительный план земельного участка площадью 1095 кв.м., с кадастровым номером , расположенного по <адрес>, , в котором указано, что земельный участок располагается в территориальной зоне Ж-4 «Зона индивидуальной жилой застройки городского типа», предусматривающей градостроительные регламенты.

С целью получения разрешения на строительство индивидуального жилого дома на принадлежащем ей на праве аренды земельном участке, Анохина О.Л. обратилась в департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми с соответствующим заявлением от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ департаментом градостроительства и архитектуры администрации города Перми отказано Анохиной О.Л. в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, расположенного по <адрес>, по тем основаниям, что земельный участок, на котором планируется строительство, находится на территории лесничества; в соответствии с выданным градостроительным планом земельного участка не предусмотрено место допустимого размещения объектов, следовательно, строительство объектов капитального строительства не предусмотрено на данном земельном участке.

Полагая, что отказ департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, изложенный в письме от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным, Анохина О.Л. обратилась в суд с рассматриваемым административным иском.

Порядок выдачи разрешения на строительство регламентирован положениями статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (часть 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченный орган заявление о выдаче разрешения на строительство, к которому прилагаются документы, перечень которых поименован в указанной норме.

По положению пункта 2 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимо наличие градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории.

Статьей 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (действующей на момент подготовки спорного градостроительного плана) установлено, в составе градостроительного земельного участка указываются: границы земельного участка; границы зон действия публичных сервитутов; минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка; информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент); информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия; информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия); границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.

Таким образом, градостроительный план земельного участка является документом, отображающим информацию о действующем градостроительном регламенте и иную информацию о характеристиках участка, которая необходима для рассмотрения уполномоченным органом вопроса о выдаче разрешения на строительство.

В соответствии с частью 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган в течение десяти дней проводит проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению, проводит проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям, выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

В части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации приведены основания для отказа в выдаче разрешения на строительство, к которым относятся отсутствие документов, предусмотренных частями 7 и 9 данной статьи, или несоответствие представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка.

Подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что земли делятся по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.

Несоблюдение данного требования закона при возведении объектов недвижимости влечет возникновение у объекта недвижимости признака самовольной постройки.

Как указано в части 1 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации отношения по территориальному планированию регулируются градостроительным законодательством.

Территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий (пункт 2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Под функциональными зонами понимаются зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение (пункт 5 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

Градостроительный регламент – устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.

В соответствии с положениями пунктов 2, 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

В состав жилых зон в силу пункта 2 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации могут включаться зоны застройки индивидуальными жилыми домами; зоны застройки малоэтажными жилыми домами; зоны застройки средне этажными жилыми домами; зоны застройки многоэтажными жилыми домами; зоны жилой застройки иных видов.

В соответствии с пунктом 11 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в результате градостроительного зонирования могут определяться, в том числе зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения и иные виды территориальных зон. В состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.

Согласно пункту 9 статьи 85 Земельного кодекса земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма, и являются территорией общего пользования.

Как следует из части 1 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации, леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (часть 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации).

Согласно статьи 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69, 92 данного Кодекса.

В силу статьи 67 Лесного кодекса Российской Федерации на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, предусмотрена необходимость проведения лесоустройства.

Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов (пункт 1 статьи 68 Лесного кодекса Российской Федерации).

Статьей 69 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено проектирование лесных участков, которое означает подготовку проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.

В силу части 1, пункта 3 части 2 статья 91 Лесного кодекса Российской Федерации государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках. В государственном лесном реестре содержится документированная информация: о защитных лесах, об их категориях, об эксплуатационных лесах, о резервных лесах, об их границах.

Идентификация, учет и регистрация лесных участков в соответствии с действующим законодательством осуществляется следующим образом: документированная информация о таких участках содержится в государственном лесном реестре, ведение которого, а также внесение в него изменений осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации; ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территорий субъектов Российской Федерации, осуществляется органами государственной власти этих субъектов Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации).

При этом кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в Едином государственном реестре недвижимости, который является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных сведений (статья 92 Лесного кодекса Российской Федерации).

Приведенное правовое регулирование предполагает обязанности уполномоченных государственных органов по согласованию данных государственного лесного реестра и Единого государственного реестра недвижимости, с тем чтобы были исключены возможные противоречия в сведениях о границах, площадях одних и тех же участков, зарегистрированных в разных реестрах, о принадлежности земельных участков к землям определенной категории и об их правообладателях.

При рассмотрении данного дела суд учитывает положения Федерального закона от 29 июля 2017 года № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель», который вступил в действие на момент рассмотрения настоящего дела судом.

Изменениями, внесенными этим Федеральным законом в статью 4.6 Федерального закона от 04 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», предусмотрено, что информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости (пункт 5 статьи 7).

Кроме того, согласно статье 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (в редакции указанного Федерального закона от 29 июля 2017 года № 280-ФЗ»), в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года (часть 3 статьи 14 указанного Закона).

Тем самым федеральный законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости по отношению со сведениями, содержащимися в Государственном лесном реестре, исключил произвольное толкование положений законодательства и закрепил необходимые гарантии стабильности гражданского оборота земельных участков, не допуская ограничение прав граждан вследствие допущенных публично-правовыми образованиями ошибок, в том числе, случаях, когда государственные органы, в силу безразличного отношения к формированию Единого государственного реестра недвижимости предоставляли сведения, которые впоследствии сами же подвергали сомнению, представляя архивные данные о границах лесничеств.

Таким образом, надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории, вида его разрешенного использования и описания его границ являются сведения государственного кадастра недвижимости.

В Едином государственном реестре недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером , расположенного по <адрес>, содержатся сведения об ограничениях использования земельных участков в связи с их расположением в зоне <адрес>. Сведения о лесах, расположенных в пределах земельного участка, а также о том, что участок находится в границе лесничества, в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ.

При этом из указанной выписки следует, что земельный участок расположен в категории земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства.

Принадлежащий административному истцу на праве аренды земельный участок, на котором проектируется строительство жилого дома, расположен в территориальной зоне «Зона индивидуальной жилой застройки городского типа с предельной высотой разрешенного строительства и реконструкции объектов капитального строительства 10,5 м (Ж-4), что следует из представленных в материалы дела доказательств. В судебном заседании данное обстоятельство сторонами не оспаривается. Напротив представители управления по экологии и природопользованию администрации города Перми и муниципального казенного учреждения «Пермское городское лесничество» данное обстоятельство подтвердили.

Сами по себе материалы лесоустройства не являются доказательствами принадлежности земельного участка к лесным участкам в отсутствие доказательства установления границ данных участков в качестве лесных в установленном законом порядке.

Представленные документы приведенные обстоятельства не подтверждают.

В материалах дела отсутствуют доказательства подготовки соответствующей проектной документации и постановки лесного участка на государственный кадастровый учет. Отсутствие постановки лестного участка на кадастровый учет, с присвоением соответствующей территориальной зоны, стороны не оспаривали, кроме того, представитель МКУ «Пермское городское лесничество» Хохлова Т.В. пояснила, что в ДД.ММ.ГГГГ будет проведено лесоустройство с исключением данного земельного участка из зоны городского лесничества.

При таких обстоятельствах, ссылка административного ответчика на обстоятельство того, что земельный участок входит в границы Пермского городского лесничества является несостоятельной, поскольку в Едином государственном реестре недвижимости, имеющем приоритет над сведениями Государственного лесного реестра, таких сведений не содержится.

Реализация прав Анохиной О.Л. в отношении земельного участка, предоставленного для индивидуального жилищного строительства, не может быть поставлена в зависимость от бездействия органа местного самоуправления по надлежащему исполнению полномочий в области градостроительной деятельности.

Таким образом, в материалах дела отсутствуют доказательства установления в предусмотренном действующим законодательством порядке ограничений для указанного земельного участка как находящегося в границах зоны с особыми условиями использования территории и отображения ее в сведениях единого государственного кадастра недвижимости, напротив, его правовой режим определен посредством отнесения к территориальной зоне Ж-4, предусматривающей жилищное строительство. Также не установлен факт расположения земельного участка административного истца на территориях, в отношении которых по правилам части 6 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации не могут быть установлены градостроительные регламенты.

При таких обстоятельствах, выдача административному истцу градостроительного плана земельного участка без указаний места допустимого размещения объектов, без информации о назначении, параметрах и размещении объектов капитального строительства, противоречит закону.

Учитывая изложенное, а также указанные административным ответчиком основания для отказа в удовлетворении заявления Анохиной О.Л. суд приходит к выводу, что оспариваемый отказ административного ответчика нарушает права административного истца на получение разрешения на строительство индивидуального жилого дома на принадлежащем ему на праве аренды земельном участке, расположенном в территориальной зоне, позволяющей строительство такого объекта, что в силу статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием для признания его незаконным.

Пунктом 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Таким образом, закон возлагает на суд обязанность принять меры, направленные на восстановление прав заявителя.

Определение надлежащего способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя входит в компетенцию суда, в рамках судейского усмотрения, исходя из оценки спорных правоотношений, совокупности установленных обстоятельств по делу.

Суд при выборе конкретного способа восстановления нарушенного права не ограничен указанной заявителем восстановительной мерой.

Принимая во внимание, что оспариваемый отказ признан судом незаконным, суд, с учетом обстоятельств дела, приходит к выводу о необходимости возложить на департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми обязанность устранить нарушение прав административного истца путем рассмотрения заявления Анохиной О.Л. о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома по <адрес>, поданного в департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми, и принятия по нему решения в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федераций, с учетом позиций, изложенных в настоящем решении, а также сообщить суду и Анохиной О.Л. об исполнении настоящего решения в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования Анохиной О.Л. удовлетворить.

Признать незаконным отказ департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома по <адрес>, изложенный в письме от ДД.ММ.ГГГГ
.

Возложить на департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми обязанность устранить нарушение прав административного истца путем рассмотрения заявления Анохиной О.Л. о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома по <адрес>, поданного в департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми, и принятия по нему решения в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федераций, с учетом позиций, изложенных в настоящем решении, а также сообщить суду и Анохиной О.Л. об исполнении настоящего решения в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кировский районный суд города Перми в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Д.О. Хузяхралов

2а-1216/2018

Категория:
Гражданские
Суд
Кировский районный суд г. Перми
Дело на странице суда
kirov.perm.sudrf.ru
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее