Дело № 2а-490/2022
11RS0009-01-2022-000735-51
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Княжпогостский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Черниковой О.В.,
при секретаре судебного заседания Бунтушак А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Емве Княжпоготстского района Республики Коми 27 июля 2022 года административное дело по административному иску Порфирьева Геннадия Георгиевича о взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания под стражей,
установил:
Порфирьев Г.Г. обратился в суд с административным иском о взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания под стражей в ходе рассмотрении уголовного дела мировым судьей Емвинского судебного участка Княжпогостского района Республики Коми в размере 450 000 руб.
В обосновании исковых требований указано, что нахождение истца в металлической клетке в зале судебного заседания на момент рассмотрения мировым судьёй уголовного дела оскорбило и унизило его, в клетке отсутствовал стол или иное приспособление для ведения документации, защитная кабина должна быть предусмотрена из расчета 1,2 кв.м на человека, имеющее автономное вентилирование, оснащено устройствами звукоусиления и столики для ведения документации связи с чем, не мог в полной мере осуществлять свою защиту в судебных заседаниях, чувствовал страх и собственную неполноценность, не мог сконцентрироваться и отвечать на поставленные ему вопросы.
Определениями от 03 июня 2022 года и 12 июля 2022 года к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены - Министерство юстиции Республики Коми, ОМВД России по Княжпогостскому району, МВД Республики Коми, МВД России.
Административный истец – Порфирьев Г.Г., участвующий в судебном заседании посредством видеоконференцсвязи из <данные изъяты>, исковые требования поддержал.
Представитель административного ответчика Министерства юстиции Республики Коми в лице директора ГКУ РК «Государственное юридическое бюро» Комаровой Т.Л. в судебное заседание не явилась, представила в суд отзыв о рассмотрении дела в отсутствии представителя Министерства. В отзыве просит в удовлетворении исковых требований Порфирьева Г.Г. отказать, так как на момент рассмотрения мировым судьёй Емвинского судебного участка Княжпогосткого района Республики Коми уголовного дела в отношении административного истца зал судебных заседаний соответствовал требованиям постановления Правительства Республики Коми от 25.03.2019 № 140 «Об утверждении нормативов материально-технического обеспечения деятельности мировых судей в Республике Коми», принятым во исполнение Федерального закона от 28.11.2018 № 451-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» и Закона Республики Коми от 08.06.2000 № 34-РЗ «О мировых судьях в Республике Коми», положениям Свода правил СП 152.13330.2018 «Здания Федеральных судов. Правила проектирования».
Представитель административного ответчика - ОМВД России по Княжпогостскому району Солодова Т.В. в судебном заседании административный иск не признала, поддержала доводы, изложенные в возражении относительно иска.
Представитель административных ответчиков – МВД России и МВД по Республике Коми Минина М.Б. в судебное заседание не явилась, представила в суд отзыв, в котором просит судебное заседание провести в свое отсутствие, в удовлетворении требований истца отказать, так как доводы административного истца о нарушении его прав содержанием при рассмотрении уголовного дела мировым судьей Емвинского судебного участка Княжпогосткого района Республики Коми в зале судебного заседания в металлической клетке не свидетельствуют о нарушении ответчиком его неимущественных прав, поскольку оборудование зала судебного заседания клеткой иного образа действующим законодательством не предусматривалось.
Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив их, находит административный иск не подлежащим удовлетворению на основании следующего.
В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частью 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ предусмотрено, что лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Судом установлено, что Порфирьев Г.Г. приговором мирового судьи Емвинского судебного участка Княжпогостского района Республики Коми от 21 октября 2021 года по уголовному делу <№> осужден к лишению свободы сроком на 10 месяцев. На период рассмотрения уголовного дела мировым судьей, Порфирьев Г.Г. с 17 октября 2021 года содержался в <данные изъяты>, являлся осужденным по приговору Княжпогостского районного суда Республики Коми от 12 июля 2021 года по уголовному делу <№>, с учетом апелляционного определения Верховного Суда Республики Коми от 10 сентября 2021 года, к пяти месяцам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
При рассмотрении мировым судьей Емвинского судебного участка Княжпогостского района Республики Коми Порфирьев Г.Г. присутствовал в зале судебного заседания (судебного участка) 24 августа и 21 октября 2021 года. Помещение зала судебного заседания Емвинского судебного участка Княжпогостского района Республики Коми оснащено защитной кабиной из металлической заградительной решетки высотой - 2,02 м., длиной - 1,61 м., шириной - 0,98 м.
Порфирьев Г.Г. в зал судебного заседания доставлялся под конвоем сотрудников изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых ОМВД России по Княжпогостскому району, размещался в защитной кабине и находился и находился под конвоем на протяжении всего судебного заседания.
Во исполнение положений статьи 10 Федерального закона от 17.12.1998 № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации», статьи 15 Закона Республики Коми от 08.06.2000 № 34-РЗ «О мировых судьях в Республике Коми», подпунктом 1 пункта 10 Положения о Министерстве юстиции Республики Коми, утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 22.12.2015 № 538, определена одна из основных задач Министерства юстиции Республики Коми – организационное обеспечение деятельности мировых судей.
Под организационным обеспечением деятельности мировых судей Республики Коми понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического, информационного и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.
Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с названным Кодексом избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, регулирует и определяет Федеральный закон от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее - Федеральный закон № 103-ФЗ).
В соответствии со статьей 4 указанного Федерального закона № 103-ФЗ содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации.
Согласно статье 28 Федерального закона № 103-ФЗ администрация мест содержания под стражей по указанию следователя, лица, производящего дознание, или суда (судьи) обеспечивает прием подозреваемых и обвиняемых в места содержания под стражей и передачу их конвою для отправки к месту назначения; предоставление на территории места содержания под стражей оборудованных помещений для проведения следственных действий, и судебных заседаниях.
Пункт 14 части 1 статьи 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 № 3-ФЗ «О полиции» возлагает на полицию обязанность содержать, охранять, конвоировать задержанных и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, а также лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста; конвоировать содержащихся в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы осужденных и заключенных под стражу лиц для участия в следственных действиях или судебном разбирательстве и охранять указанных лиц во время производства процессуальных действий.
Порядок и принципы организации охраны, конвоирования и содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, основы управления подразделениями и нарядами, выполняющими указанные функции, особенности несения службы, обязанности и права нарядов, а также действия личного состава при чрезвычайных обстоятельствах определяются Наставлением по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, утвержденным приказом МВД России от 07.03.2006 №140дсп.
В соответствии с пунктом 307 Наставления в зале судебного заседания подозреваемые и обвиняемые, размещаются за барьером (защитным заграждением) на скамьях в порядке, определяемом председательствующим в судебном заседании. Конвоиры на постах располагаются с правой и левой стороны от барьера (защитного заграждения). Доставка подозреваемых и обвиняемых в необорудованные барьерами (защитными ограждениями) залы судебных заседаний запрещена.
Согласно статье 32 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ при перемещении подозреваемых обвиняемых за пределами мест их содержания под стражей должны соблюдаться основные требования обеспечения изоляции.
Изоляция достигается посредством охраны подозреваемых и обвиняемых в специальных местах и помещениях, осуществления постоянного надзора за ними, установления строгих правил поведения на период заключения под стражу, ограничения отношений между подозреваемыми и обвиняемыми, особенно с гражданами вне мест содержания под стражей.
Основные требования обеспечения изоляции должны соблюдаться при перемещении подозреваемых и обвиняемых за пределами мест содержания под стражей. В служебных зданиях всех судов, мировых судей и в местах проведения их постоянных выездных заседаний оборудуются камеры для содержания лиц, заключенных под стражу, в зале судебного заседания, в помещениях для размещения личного состава караула.
Специальные требования безопасности устанавливаются на стадии проектирования здания суда.
Мировые судьи в Республике Коми осуществляют свою деятельность с 2000 года.
При оборудовании залов судебных заседаний использовались требования, установленные Сводом правил по проектированию и строительству зданий судов общей юрисдикции СП 31-104-2000 «Здания районных (городских) судов», утвержденным приказом Судебного департамента при Верховном Суде от 02.12.1999 № 154 (далее - Свод правил СП 31-104-2000), и Сводом правил СП 152.13330.2012 «Здания судов общей юрисдикции. Правила проектирования», утвержденным приказом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 25.12.2012 № 111/ГС (далее - Свод правил 152.13330.2012).
Разделом 8 «Требования безопасности» Свода правил СП 31-104-2000 предусматривалось, что в целях соблюдения требований безопасности в залах судебных заседаний для слушания уголовных дел должна быть установлена металлическая заградительная решетка высотой 220 см, ограждающая с четырёх сторон место для содержания подсудимых во время проведения судебных процессов. Заградительная решетка должна иметь дверь размером 200*80 см и перекрытие (сетка рабица). Для изготовления заградительной решетки следует применять металлический прут диаметром не менее 14 мм. Допускается выполнять заградительную решетку высотой до потолка зала.
Согласно требованиям Свода правил 152.13330.2012 (Приложение С)для слушания уголовных дел место для размещения лиц, содержащихся под стражей, должно быть огорожено с четырёх сторон на высоту не менее 2,2 м, формируя таким образом защитную кабину, которая может быть выполнена из металлической решётки с диаметром прута не менее 14 мм, либо в виде модульной сборно-разборной конструкции, состоящей из стального каркаса, а лицевая и торцевые стены выполнены из прочного стекла. Кабины должны оснащаться скамейками с сидениями из клееной древесины, прикрепленными к полу или каркасу кабины.
В соответствии с пунктом 2 данного Свода правил указанный документ распространялся на проектирование вновь строящихся и реконструируемых зданий судов общей юрисдикции, при этом для реконструируемых зданий данный Свод правил следовало использовать по возможности.
Свод правил СП 152.13330.2012 признан не подлежащим применению с момента введения в действие Свода правил СП 152.13330.2018 «Здания Федеральных судов. Правила проектирования», утвержденного приказом Министерства строительства и дорожно-коммунального хозяйства РФ от 15.08.2018 № 524/пр, а именно с 16 февраля 2019 года.
Требования к размещению и площади земельных участков, функциональным группам помещений, объемно-планировочным решениям, мероприятиям по обеспечению безопасности, инженерному оборудованию и внутренней среде, содержащиеся в Своде правил 152.13330.2018, установлены для вновь строящихся и реконструируемых зданий Федеральных судов: федеральных судов общей юрисдикции и федеральных арбитражных судов, которым предусмотрено наличие для размещения лиц, содержащихся под стражей, защитной кабины - модульной сборно-каркасной конструкции, выполненной высотой не менее 2,2м, с ограждаемой площадью из расчета 1,2 кв.м на человека, оснащенной устройством звукоусиления и с автономным вентилированием. (Приложение И).
Наличие защитной кабины для размещения подсудимого в зале судебного заседания судебного участка мирового судьи предусмотрено постановлением Правительства Республики Коми от 25.03.2019 № 140 «Об утверждении нормативов материально-технического обеспечения деятельности мировых судей в Республике Коми».
Частью 1 статьи 17 Конституции РФ предусмотрено, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Статьей 21 Конституции РФ установлено, что достоинство личности охраняется государством, и ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться жестокому и унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
В практике применения Конвенции Европейским Судом по правам человека к «бесчеловечному обращению» относятся случаи, когда такое обращение, как правило, носит преднамеренный характер, имеет место на протяжении нескольких часов или когда в результате такого обращения человеку были причинены реальный физический вред либо глубокие физические или психические страдания.
Унижающим достоинство обращением признается, в частности, такое обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности.
Как указано в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 №5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» унижающим достоинство обращением признается, в частности, такое обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности.
При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания. Оценка указанного уровня осуществляется в зависимости от конкретных обстоятельств, в частности от продолжительности неправомерного обращения с человеком, характера физических и психических последствий такого обращения.
Из содержания пункта 119 Постановления Европейского суда по правам человека от 17 июля 2014 года «Дело «СА. и С. (Svinarenko and Slyadnev) против Российской Федерации» (жалобы № 32541/08, 43441/08) следует, что использование металлических клеток не исключается и может допускаться с учетом личности заявителя, природы преступлений, в которых он обвиняется, его судимости и поведения, данных об угрозе безопасности в зале судебных заседаний или угрозе того, что заявитель скроется, присутствия публики и других обстоятельств.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что оборудование зала судебного заседания Емвинского судебного участка Княжпогостского района Республики Коми в защитной кабине в виде металлической решетки следует признать соответствующим требованиям приведенного выше законодательства, а время нахождения Порфирьева Г.Г. в такой защитной кабине являлось условием рассмотрения уголовного дела организационного характера, и не может быть определено как чрезмерное ограничение его прав и, что выходило за пределы минимального уровня суровости.
Более того, содержание на законных основаниях лица под стражей или отбывание им наказания в местах, соответствующих установленным государством нормативам, заведомо не может причинить физические и нравственные страдания, поскольку такие нормативы создавались именно с целью обеспечить не только содержание в местах лишения свободы или под стражей, но и обеспечить при этом соблюдение прав лиц, оказавшихся в них вследствие реализации механизма государственного принуждения. Истцом не представлено бесспорных и достаточных доказательств того, что в результате его содержания в защитной кабине в виде металлической решетки в зале судебного заседания по рассмотрению в отношении него уголовного дела, учитывая, что он находится под стражей, ему этим причинен реальный физический вред, глубокие физические или психологические страдания.
Установив обстоятельства дела, оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, руководствуясь приведенными положениями закона, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований о взыскании денежной компенсации, поскольку нахождение Порфирьева Г.Г. в указанном заграждении в процессе судебных разбирательств не может являться самостоятельным основанием для взыскания денежной компенсации, поскольку неудобства, которые он испытывал, неразрывно связаны с привлечением его к уголовной ответственности за совершение уголовных преступлений. Нахождение административного истца в металлической заградительной клетке, оборудованной в зале судебного заседания, являлось мерой по обеспечению безопасности.
Нахождение истца во время судебных разбирательств за ограждением позволяло ему сидеть, стоять, не ограничивало попадание кислорода, света, не препятствовало участию в судебном заседании, и реализации всех предусмотренных законом процессуальных прав. Само по себе нахождение истца в защитном ограждении в отсутствие доказательств, подтверждающих факт причинения физических и моральных страданий, не является безусловным основанием для признания прав нарушенными. Размещение подсудимых во время судебного разбирательства по уголовному делу в металлических клетках не признается противоречащим Конституции РФ либо иным федеральным законом в установленном порядке.
Представителем ОМВД России по Княжпогостскому району заявлено ходатайство о применении к заявленным требования положения статьи 219 Кодекса административного судопроизводства РФ о пропуске административным истцом трехмесячного срока обращения в суд со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.
По общему правилу, установленному в части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства РФ, если поименованным Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании ( часть 5 настоящей стати (часть 5).
Вместе с тем, в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» разъяснено, что проверяя соблюдение предусмотренного частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства РФ трехмесячного срока для обращения в суд, судам необходимо исходить из того, что нарушение условий содержания лишенных свободы лиц может носить длящийся характер, следовательно, административное исковое заявление о признании незаконными бездействия органа или учреждения, должностного лица, связанного с нарушением условий содержания лишенных свободы лиц, может быть подано в течение всего срока, в рамках которого у органа или учреждения, должностного лица сохраняется обязанность совершить определенное действие, а также в течение трех месяцев после прекращения такой обязанности.
При этом в Обзоре практики межгосударственных органов по защите прав и основных свобод человека № 3 (2020), Верховным Судом РФ приведен анализ Европейским Судом по правам человека Федерального закона от 27.12.2019 № 494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», из которого также следует, что новый Закон о компенсации, вступивший в силу 27 января 2020 года, предусматривает, что любой заключенный, утверждающий, что его или ее условия содержания под стражей нарушают национальное законодательство или международные договоры Российской Федерации, вправе обратиться в суд. Новизна Закона заключается в том, что заключенный может одновременно требовать установления соответствующего нарушения и финансовой компенсации за данное нарушение. Производство ведется в соответствии с Кодексом административного судопроизводства РФ. При этом подача иска напрямую доступна заключенному. Имеются два формальных требования: иск должен соответствовать общим процессуальным нормам, сопровождаться судебным сбором; быть поданным во время содержания под стражей или в течение трех месяцев после его прекращения, за исключением лиц, чьи жалобы находились на рассмотрении в настоящем Суде в день вступления в силу Закона о компенсации, или чьи жалобы были отклонены по причине неисчерпания средств правовой защиты.
Таким образом, поскольку Порфирьев Г.Г. на момент подачи административного иска отбывал наказание в исправительном учреждении, оснований для отказа в рассмотрении его требований по мотиву пропуска срока обращения в суд у суда не имеется.
На основании изложенного в исковых требованиях следует отказать.
Руководствуясь статьями 218, 227.1, 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
В иске Порфирьева Геннадия Георгиевича к Министерству юстиции Республики Коми, МВД России, МВД по Республике Коми, ОМВД России по Княжпогостскому району о взыскании компенсации в размере 450 000 руб. отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Княжпогостский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня составления мотивированного решения 03 августа 2022 года.
Вступившее в законную силу решение суда при условии его обжалования в апелляционном порядке может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу путем подачи кассационной жалобы через Княжпогостский районный суд Республики Коми.
Председательствующий судья О.В. Черникова