Решение по делу № 12-343/2021 от 22.04.2021

Дело № 12-343/2021

РЕШЕНИЕ

21 июня 2021 года                                                  г. Севастополь, ул. Ленина, 31

Судья Ленинского районного суда г. Севастополя Степанова Ю.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Савиных Ю.Н. на постановление ведущего специалиста эксперта Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора, государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Подрез В.Т. / от ДД.ММ.ГГГГ,

которым Савиных Ю.Н. подвергнут административному наказанию за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.45 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 рублей,

УСТАНОВИЛ:

Савиных Ю.Н. обратился в Ленинский районный суд города Севастополя с жалобой о признании незаконным и отмене постановления от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного ведущим специалистом экспертом Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора, государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды Подрез В.Т. о привлечении должностного лица – директора Государственного казенного учреждения города Севастополя, «Севастопольского лесничество» Савиных Ю.Н. к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.45 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 рублей.

В своей жалобе заявитель указывает на то, что Государственное казенное учреждение города Севастополя, «Севастопольское лесничество» не является землепользователем, а также субъектом вмененного ему административного правонарушения.

В судебном заседании Савиных Ю.Н. настаивал на доводах, изложенных в жалобе, просил суд ее удовлетворить.

Ведущий специалист эксперт Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора, государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды Подрез В.Т. в судебное заседание не явился, согласно имеющейся в деле телефонограмме просил дело рассмотреть без его участия.

Выслушав Савиных Ю.Н., исследовав материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы, изложенные в жалобе, прихожу к следующим выводам.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ на административные органы при производстве по делам об административных правонарушениях возложены задачи по всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств каждого дела, разрешения его в соответствии с законом.

Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Частью 1 статьи 8.45 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды, в случаях, если такие требования установлены законом.

Частью 1 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации определено, что водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

В соответствии с частью 16 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. В целях настоящей статьи под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются: 1) централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения; 2) сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод; 3) локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса; 4) сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов; 5) сооружения, обеспечивающие защиту водных объектов и прилегающих к ним территорий от разливов нефти и нефтепродуктов и иного негативного воздействия на окружающую среду.

В соответствии с постановлением о назначении административного наказания / от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что директором ГКУ ГС «Севастопольское лесничество» Савиных Ю.Н. в границах водоохранной зоны акватории Черного моря в урочище «Батильман» допускается эксплуатация объекта (туалета на выгребе), не оборудованного сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод на земельном участке с кадастровым номером . Указанный земельный участок входит в границы лесных участков общей площадью 34 332 га, закрепленной за ГКУ «Севастопольское лесничество» в соответствии с Постановлением Правительства города Севастополя №164 от 29.07.2014 года «О создании государственного казенного учреждения Севастополя «Севастопольское лесничество».

Государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды Подрез В.Т. признал вину должностного лица Савиных Ю.Н. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.45 КоАП РФ установленной и назначил соответствующее ее санкции административное наказание.

Однако данный вывод, оспариваемый должностным лицом в настоящей жалобе, нельзя признать правильным.

Статьей 55 Водного кодекса Российской Федерации и Правилами охраны поверхностных вод, принятыми в соответствии с указанной статьей Кодекса, установлены требования к охране водных объектов. При этом лицами, ответственными за охрану водных объектов, являются их собственники и (или) водопользователи.

Статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации определены режимы водоохранных зон, то есть территорий, примыкающих к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Объективная сторона административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена санкцией части 1 статьи 8.45 КоАП РФ, заключается в невыполнении установленных законом требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод; характеризуется сознательным (умышленным или вследствие небрежности) игнорированием установленных действующим законодательством обязательных условий по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от негативных последствий. Обязательным признаком объективной стороны является установление таких условий и требований действующим водным законодательством и законодательством об охране окружающей среды.

В части 16 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации закреплены виды деятельности, осуществление которых допускается в пределах водных объектов, но при соблюдении ряда условий.

Основные виды деятельности, которые, как правило, осуществляются субъектами хозяйственной и иных видов деятельности и о которых идет речь в указанной статье, это деятельность, касающаяся проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации хозяйственных и иных объектов.

Осуществление хозяйственной и иных видов деятельности, в частности указанных в части 16 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации, должно сопровождаться созданием специальных сооружений, цели создания и эксплуатации которых соответствуют целям создания водоохранных зон. При этом в указанной норме права содержится закрытый перечень таких сооружений, предназначенных для водоотведения (канализации), отведения (сброса), очистки сточных вод в централизованные системы водоотведения, сбора отходов производства и потребления.

Соответствующие нормы, устанавливающие требования о наличии очистных сооружений на объектах, расположенных в водоохранных зонах, внесены в Водный кодекс РФ Федеральным законом от 21 октября 2013 года N 282-ФЗ "О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Этим же законом Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополнен статьей 8.45, устанавливающей административную ответственность за невыполнение требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, очистными сооружениями.

Таким образом после вступления в силу Федерального закона от 21 октября 2013 года N 282-ФЗ у собственников (владельцев) хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, возникла обязанность оборудовать эти объекты очистными сооружениями в разумные сроки.

При рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.45 КоАП РФ, установлению подлежит факт расположения хозяйственных и иных объектов в границах территории, имеющих статус водоохранных зон водных объектов, лицо, эксплуатирующее данный объект и наличие или отсутствие сооружений, обеспечивающих охрану водного объекта.

При этом данная норма не содержит указаний на исключительные признаки субъекта рассматриваемого административного правонарушения, следовательно, таким субъектом могут быть граждане, должностные лица, юридические лица, эксплуатирующие в границах водоохранной зоны хозяйственный или иной объект, не оборудованный сооружением, обеспечивающим охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиливания и истощения вод. Обязательная принадлежность такого лица к собственникам водного объекта и (или) водопользователям законом не установлена.

Нарушение режима водоохранной зоны, выразившееся в неисполнении положений части 16 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации любым эксплуатирующим в этой зоне хозяйственный объект лицом, образует объективную сторону предусмотренного частью 1 статьи 8.45 КоАП РФ административного правонарушения.

Вместе с тем, представленные суду материалы административного расследования не содержат каких-либо достоверных и объективных доказательств осуществления должностным лицом ГКУ ГС «Севастопольское лесничество» какой-либо хозяйственной деятельности, касающейся проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации хозяйственных и иных объектов.

Напротив, в соответствии с Уставом ГКУ ГС «Севастопольское лесничество» учреждение на указанной территории в соответствии с постановлением Правительства Севастополя №164 от 29.07.2014 года выполняет контрольно-надзорные полномочия по охране лесов, формирование проектов мероприятий по использованию лесов, их охране (в том числе осуществлению мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защите, воспроизводству на землях лесного фонда, обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях и т.д., производит расчет размера вреда (ущерба), причиненного лесу вследствие нарушения природоохранного законодательства Российской Федерации с правом заявлять иски о возмещении указанного вреда (ущерба).

Кроме того, как следует из оспариваемого постановления, в ходе проведения рейдового осмотра установить лиц, совершивших вмененное Савиных Ю.Н., административное правонарушение не представилось возможным.

Более того, материалы дела не содержат объективных данных о нахождении туалета на выгребе в водоохранной зоне. Представленные фотографии не отражают нахождение выявленного объекта (туалета на выгребе) на территории, примыкающей к береговой линии (границам водного объекта) морей.

В связи с чем, выводы о наличии в действиях должностного лица ГКУ ГС «Севастопольское лесничество» Савиных Ю.Н. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.45 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не могут быть признаны обоснованными.

Согласно положениям пункта 3 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, суд вправе вынести решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

С учетом изложенного, оспариваемое постановление подлежит отмене, с прекращением производства по делу, в связи с отсутствием в действиях заявителя административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.45 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Жалобу Савиных Ю.Н. на постановление ведущего специалиста эксперта Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора, государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Подрез В.Т. от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворить.

Постановление ведущего специалиста эксперта Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора, государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Подрез В.Т. от ДД.ММ.ГГГГ по ч.1 ст.8.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о привлечении Савиных Ю.Н. по ч.1 ст.8.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - отменить, производство по делу об административном правонарушении в отношении Савиных Ю.Н. по ч.1 ст.8.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прекратить, на основании пункта 3 ст. 30.7 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в 10-дневный срок со дня получения копии решения.

Судья                                               Ю.С. Степанова

12-343/2021

Категория:
Административные
Ответчики
Савиных Юрий Николаевич
Другие
Марьевская Виктория Леонидовна
Суд
Ленинский районный суд Севастополя
Судья
Степанова Юлия Сергеевна
Статьи

8.45

Дело на странице суда
leninskiy.sev.sudrf.ru
22.04.2021Материалы переданы в производство судье
31.05.2021Судебное заседание
21.06.2021Судебное заседание
24.06.2021Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
24.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее