копия
дело № 2-6067/2016
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Красноярск 03 августа 2016 года
Октябрьский районный суд г.Красноярска в составе:
председательствующего судьи Черных А.В.,
при секретаре А3,
с участием истца Соколова В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Соколова В.А., к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
Соколов В.А. обратился в суд с иском к ДМИиЗО администрации г. Красноярска о признании незаконным решения органа местного самоуправления. Требования мотивирует тем, что он является собственником гаража по адресу: Х, площадью 16,4 кв.м. Соколов В.А. обратился в ДМИиЗО с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 19 кв.м., расположенного под принадлежащим ему гаражом. Однако письмом ДМИиЗО администрации г. Красноярска от 25.02.2016 г. № С-1082 ему отказано по тем основаниям, что не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, а испрашиваемый земельный участок расположен в следующих зонах: рекреационной лесопарковой и территории объектов автомобильного транспорта, предусмотренных Генеральным планом и Правилами землепользования и застройки города Красноярска, утвержденными решением Красноярского городского Совета от 07.07.2015 № В-122. Считает отказ незаконным, поскольку, являясь собственником объекта недвижимости – гаража, он вправе приобрести в собственность земельный участок, находящийся под гаражом. Земельный участок не зарезервирован, каких-либо объектов общего пользования на нем не имеется. В связи с чем, просит возложить на ДМИиЗО администрации г. Красноярска обязанность осуществить предварительное согласование предоставления земельного участка общей площадью 19 кв.м., занимаемого гаражным боксом, и утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
В судебном заседании истец Соколов В.А. заявленные требования поддержал в полном объеме, против рассмотрения дела в порядке заочного производства не возражал.
Представитель ответчика ДМИиЗО администрации г. Красноярска в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
По смыслу ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка ответчика, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве и отсутствии заинтересованности в рассматриваемом споре.
В силу ст. 233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства, а потому суд, с учетом мнения истца, полагает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства.
Суд, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему.
Согласно ст. 271 ГК РФ, собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования предоставленным таким лицом под эту недвижимость земельным участком. В соответствии с пунктом 1 статьи 264 Гражданского кодекса Российской Федерации земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.
Частью 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ определен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельным участком объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами
Согласно пункту 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Частью 1 ст. 25 Земельного кодекса права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии со ст. 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Из положений ст. 39.3 ЗК РФ следует, что продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них, в случаях, предусмотренных ст. 39.20 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с ч. 1 ст. 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса;
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ …;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка …;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Согласно ст. 39.15 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа (часть 7). Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса (п. 2 ч. 8);
Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса (ч. 16). Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа. В случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагалась схема расположения земельного участка, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка (ч. 17).
В соответствии с ч. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: 1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; 2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; 3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; 4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; 5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Порядок и стандарт предоставления департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города (далее - Департамент) муниципальной услуги по предоставлению земельных участков в собственность за плату лицам, являющимся собственниками зданий, сооружений (помещений в них), расположенных на таких земельных участках, определен Административным регламентом, утвержденным Распоряжением администрации г. Красноярска от 28.01.2013 № 8-р.
В соответствии с п. 8 указанного Административного регламента результатом предоставления муниципальной услуги является подписанный проект договора купли-продажи земельного участка либо подготовка письма (решения) об отказе в предоставлении земельного участка в собственность за плату.
Судом установлено, что на основании акта рабочей комиссии от 22 октября 2003 года Соколов В.А. является собственником гаражного бокса У, расположенного по адресу: Х Как следует из кадастрового паспорта, гаражный бокс введен в эксплуатацию в 1994 году.
Соколов В.А. обратился в ДМИЗО администрации г. Красноярска с заявлением о о предварительном согласовании предоставления земельного участка, занимаемого гаражным боксом.
24 ноября 2015 года ДМИЗО администрации г. Красноярска принято решение об отказе в предоставлении Соколову В.А. земельного участка в собственность за плату. Отказ мотивирован тем, что согласно сведениям Департамента градостроительства администрации г. Красноярска испрашиваемый земельный участок расположен в нескольких территориальных зонах (рекреационной лесопарковой и территорий объектов автомобильного транспорта). При этом ДМИЗО администрации г. Красноярска сделана ссылка на п. 7. ст. 11.9, п. 3 ч. 16 ст. 11.10 и п. 1 ч. 8 ст. 39.15 ЗК РФ, согласно которым уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если схема расположения не может быть утверждена в связи с допущенными при ее разработке нарушениями, в частности, при образовании земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон.
Рассматривая требования Соколова В.А. о признании незаконным отказа ДМИЗО администрации г. Красноярска в предварительном согласовании расположения земельного участка, занимаемого принадлежащим ему на праве собственности гаражным боксом, и схемы его расположения, суд считает необходимым заявленные требования удовлетворить.
Дав оценку оспариваемому решению, суд находит отказ незаконным, поскольку Соколов В.А. как собственник уже имеющегося на данном участке строения, зарегистрированного в установленном законом порядке, в силу ч. 1 ст. 1, ч. 2 ст. 15, ч. 1 ст. 39.20 ЗК РФ имеет право на предоставление ему земельного участка, необходимого для использования принадлежащего истцу гаража по назначению, независимо от площади данного земельного участка, а также того факта, что земельный участок расположен в нескольких территориальных зонах, что противоречит утвержденным 07.07.2015 г. Правилам землепользования и застройки г. Красноярска, поскольку гараж по вышеуказанному адресу создан, а также право собственности на него оформлено в установленном законом порядке до утверждения данных Правил.
Поскольку со стороны ответчика не приведено суду доводов, свидетельствующих о несоответствии испрашиваемого земельного участка требованиям законодательства, являющихся в силу положений Земельного кодекса РФ основанием для отказа в утверждении схемы земельного участка заявителю, а также свидетельствующих о необходимости формирования участка в ином порядке и границах, то оспариваемый отказ ущемляет права истца, как собственника расположенном на данном участке жилого строения.
При таких обстоятельствах отказ ДМИиЗО администрации г. Красноярска является незаконным, в силу чего в порядке восстановления нарушенного права на ответчика следует возложить обязанность по утверждению схемы расположения земельного участка и предварительному согласованию предоставления участка истцу в порядке, предусмотренном положениями действующего земельного законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 192-198, 233-235 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Признать незаконным решение Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска от 26 февраля 2016 года № С-1082 об отказе Соколов В.А. в утверждении схемы расположения земельного участка общей площадью 19 кв.м., занимаемого гаражным боксом, расположенным по адресу: Х У, и предварительном согласовании его предоставления.
Обязать Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска утвердить схему расположения земельного участка общей площадью 19 кв.м., занимаемого гаражным боксом, расположенным по адресу: Х, на кадастровом плане территории и предварительно согласовать его предоставление Соколов В.А..
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Копия верна. Подписано председательствующим.
Судья А.В. Черных