Дело № 12-3/2019
РЕШЕНИЕ
31 января 2019 года г. Питкяранта
Судья Питкярантского городского суда Республики Карелия Пуцыкина Н.Ю., при секретаре Басовой О.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запад» на постановление заместителя главного государственного лесного инспектора в Республике Карелия, начальника отдела государственного лесного и пожарного надзора Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия К.С.А. от 25 октября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренным ч.3 ст.8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запад»,
установил:
постановлением заместителя главного государственного лесного инспектора в Республике Карелия, начальника отдела государственного лесного и пожарного надзора Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия К.С.А. от 25 октября 2018 года публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запад» (далее ПАО «МРСК») привлечено к административной ответственности по ч.3 ст.8.32 КоАП РФ по тем основаниям, что ПАО «МРСК» нарушило правила пожарной безопасности в квартале № в выделе № Ляскельского участкового лесничества ГКУ РК «Питкярантское центральное лесничество», ему назначен административный штраф в размере 150 000 рублей.
С постановлением не согласно ПАО «МРСК», им подана жалоба, в которой ставится вопрос об отмене указанного постановления. В обоснование жалобы указано, что акт осмотра от 17.07.2018 № №, который послужил основанием для составления в отношении общества протокола об административном правонарушении, составлен в нарушение приказа Минприроды России от 27.06.2016 № 367, поэтому является недопустимым доказательством. Кроме того, указывает, что в отношении общества на основании результатов одной проверки на территории одного лесничества в одно время возбуждены административные дела № №, №, №, № однако прохождение просек линий электропередачи, принадлежащих обществу, в том числе каждой из них в отдельности, по разным кварталам и выделам одного центрального лесничества не влечет возможность многократного привлечения общества к ответственности и не является основанием для назначения самостоятельных наказаний в отношении каждого квартала и выдела центрального лесничества, а также в отношении каждой линии, проходящей по подведомственной центральному лесничеству территории. Так, охранная зона Л-130, которая была осмотрена в разных кварталах участковых лесничеств по делам № №, №, №, стоит на государственном кадастровом учете с 19.12.2012 и сформирован один участок, в связи с чем, ПАО «МРСК» считает, что общество повторно привлечено к административной ответственности. Также просят восстановить срок для подачи жалобы, поскольку, получив оспариваемое постановление 08.11.2018, 12.11.2018 направили жалобу в суд, однако жалоба была возвращена, поскольку не была приложена доверенность представителя общества.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, выслушав объяснения представителя ПАО «МРСК» С.Г.Н.., представителя Министерства природных ресурсов и экологии РК У.А.В.., прихожу к следующим выводам.
В соответствии с положениями ст.30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
В судебном заседании установлено, что постановлением заместителя главного государственного лесного инспектора в Республике Карелия, начальника отдела государственного лесного и пожарного надзора Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия К.С.А.. от 25 октября 2018 года ПАО «МРСК» привлечено к административной ответственности по ч.3 ст. 8.32 КоАП РФ. Как следует из материалов дела, указанное постановление общество получило 08.11.2018, следовательно, последний день подачи жалобы приходился на 19 ноября 2018 года, жалоба подана в суд 28.11.2018, то есть с пропуском срока. Вместе с тем, ПАО «МСРК» первоначально подало жалобу в суд 14.11.2018, но из-за отсутствия надлежаще оформленной доверенности представителя общества, жалоба была возвращена. При таких обстоятельствах, учитывая незначительность пропуска срока, отсутствие со стороны подателя жалобы злоупотребления правом, полагаю возможным восстановить срок и рассмотреть дело по существу.
Частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима.
На основании части 3 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
Согласно подпункту «б» пункта 17 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417, при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляется укладка порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, сжигания или разбрасывание их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений.
В силу пункта 21 указанных правил складирование заготовленной древесины должно производиться только на открытых местах на расстоянии от прилегающего лиственного леса при площади места складирования до 8 гектаров - 20 метров, а при площади места складирования 8 гектаров и более - 30 метров.
Просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов.
При строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов (пункты 34 и 35 Правил).
Согласно распоряжению Правительства Республики Карелия от 28.05.2018 № 371р-П с 28 мая 2018 года на территории Республики Карелия был установлен особый противопожарный режим до принятия соответствующего распоряжения Правительства Республики Карелия о его отмене. Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия постановлено проводить наземное патрулирование на участках, отнесенных ко II и III классам пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды, а также в местах массового отдыха в лесах с 10 до 19 часов.
Основанием для привлечения ПАО «МРСК» к административной ответственности послужило то обстоятельство, что 17 июля 2018 года при проведении должностными лицами Ляскельского участкового лесничества ГКУ РК «Питкярантское центральное лесничество» осмотра просеки высоковольтной линии ВЛ-110кВт Л-130 «ПС 92 Ляскеля-ПС-25 Питкяранта» на территории Питкярантского лесхоза в квартале № выделе № выявлено расширение просеки до 48 м., древесина срублена, раскряжевана на сортименты до 6м, сложена в штабеля под проводами ЛЭП; разделение древесины по качеству и породам не производилось; выявлены участки, где древесина не стрелевана и лежит под стенкой леса на расстоянии менее 10 м; порубочные остатки в основном собраны в волоках и расположены на расстоянии 10 м от стенки леса; имеются участки, где порубочные остатки и трелевочные волока, выложенные древесиной находятся на расстоянии менее 10м от стенки леса.
Вина ПАО «МРСК» подтверждается актом осмотра от 17.07.2018 № №, требованием об устранении лесного законодательства № № от 17.07.2018, актом осмотра от 17.09.2018 № №, согласно которому общество исполнило требование, протоколом об административном правонарушении.
Учитывая вышеприведенные положения нормативных правовых актов и установленные по делу обстоятельства, должностное лицо административного органа пришло к правильному выводу о том, что в рассматриваемом случае действия ПАО «МРСК», являющегося собственником линейного объекта, образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, обоснованность привлечения ПАО «МРСК» к административной ответственности сомнений не вызывает.
Доводы жалобы в части многократного привлечения общества к ответственности за одно и то же правонарушение являются несостоятельными в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
Статьей 7 Лесного кодекса Российской Федерации определено, что лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 3 ст. 70.1 Лесного кодекса РФ, введенной в действие Федеральным законом от 29.06.2015 № 206-ФЗ, местоположение, границы и площадь лесных участков определяются с учетом границ и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов.
Правила проведения лесоустройства в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков, содержащие требования к составу, методам, способам и точности проведения лесоустройства в лесах, расположенных на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, а также на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, установлены Лесоустроительной инструкцией, утвержденной приказом Минприроды России от 29.02.2018 № 122.
Согласно пункту 27 Лесоустроительной инструкции закрепление на местности местоположения границ эксплуатационных лесов, защитных лесов и резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков производится по квартальным просекам, границам лесных кварталов и лесотаксационных выделов с учетом естественных границ лесничеств, лесопарков.
ВЛ-110кВт Л-130 «ПС 92 Ляскеля-ПС-25 Питкяранта» (линия электропередачи) проходит по территории лесного фонда через лесные участки, которые в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и лесным законодательством имеют свои границы, местоположение и площади, распределенные на лесные кварталы и лесотаксационные выделы.
Из материалов дела следует, что нарушения допущены ПАО «МРСК» в разных кварталах и разных участковых лесничествах, которые имеют различное географическое положение. Кроме того, осмотры, в ходе проведения которых выявлены нарушения Правил пожарной безопасности в лесах, проведены в разные даты.
Так, из административного дела № № о привлечении ПАО «МСРК» к административной ответственности по ч.3 ст.8.32 КоАП РФ следует, что правонарушение совершено в квартале № выделах № Ляскельского лесничества, по делу № № – в квартале № выделах № Импилахтинского участкового лесничества. С учетом изложенного должностным лицом установлено несколько самостоятельных правонарушений.
Довод общества о том, что акт осмотра от 17.07.2018 № № является недопустимым доказательством, поскольку он составлен в нарушение Приказа Минприроды «Об утверждении Видов лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения, Формы технологической карты лесосечных работ, Формы акта осмотра лесосеки и Порядка осмотра лесосеки» от 27.06.2016№ 367, подлежит отклонению.
Анализ порядка осмотра лесосеки и формы осмотра лесосеки позволяют сделать вывод, что данный порядок регулирует окончательную приемку выполненных лесосечных работ. Нарушение ПАО «МСРК» лесного законодательства было выявлено при текущем патрулировании работниками лесничества в период особо противопожарного режима, установленного Правительством Республики Карелия.
Таким образом, нарушение правил пожарной безопасности в лесах было допущено ПАО «МРСК», обстоятельства совершения им административного правонарушения установлены и доказаны в ходе рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении в предусмотренном законом порядке.
Порядок привлечения к административной ответственности не нарушен.
Административное наказание назначено ПАО «МРСК» в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для юридических лиц, с учетом положений ч. 3.2, 3.3, ст. 4.1 КоАП РФ.
Обстоятельств, которые в силу ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь отмену обжалуемого постановления, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
постановил:
постановление заместителя главного государственного лесного инспектора в Республике Карелия, начальника отдела государственного лесного и пожарного надзора Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия К.С.А. от 25 октября 2018 года о привлечении публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запад» по ч.3 ст.8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия в течение 10 суток через Питкярантский городской суд Республики Карелия.
Судья Н.Ю.Пуцыкина