Дело <№> <Дата>
29RS0<№>-64
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ломоносовский районный суд г. Архангельска в составе
председательствующего судьи Москвиной Ю.В.,
при секретаре Худякове А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске гражданское дело по иску Любова С. К. к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по <***> о возложении обязанности включить в стаж периоды работы, обучения, произвести перерасчет пенсии,
установил:
Любов С.К. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. <***> (межрайонному) о возложении обязанности включить в стаж периоды обучения, произвести перерасчет пенсии.
В обоснование требований указал, что с <Дата> ему назначена трудовая пенсия по старости. Он не знаком с решением о назначении пенсии. В декабре 2020 года он обратился в пенсионный орган с заявлением, в котором просил дать возможность ознакомиться с материалами выплатного пенсионного дела. При ознакомлении делом он обратил внимание на то, что трудовой стаж начинается с <Дата>. Период обучения в техникуме с <Дата> по <Дата> не вошел в общий трудовой стаж и не был учтен при назначении трудовой пенсии по старости. <Дата> он обратился в пенсионный орган с заявлением о включении в стаж данного периода обучения, но получил отказ. С решением от <Дата> <№> он не согласен. Кроме того, в справке от <Дата> указан зачтенный период обучения с <Дата> по <Дата>, однако в трудовой книжке указан период обучения с <Дата> по <Дата>. Просил возложить на ответчика обязанность включить в общий трудовой стаж периоды обучения с <Дата> по <Дата> и с <Дата> по <Дата>, произвести перерасчет его пенсии с <Дата>.
В ходе рассмотрения дела истец Любов С.К. заявленные требования уточнил, просил возложить на ответчика обязанность включить в общий трудовой стаж периоды обучения с <Дата> по <Дата> и с <Дата> по <Дата>, в стаж работы в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» период работы с <Дата> по <Дата>, произвести перерасчет его пенсии с <Дата>.
Определением суда от <Дата> произведена замена ответчика Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <***> (межрайонного) на Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по <***>.
Истец Любов С.К. в судебном заседании заявленные требования поддержал.
Представитель ответчика Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по <***> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Ранее в судебных заседаниях представители ответчика с исковыми требованиями не согласились.
Третье лицо ФГАОУ ВО «<***>», надлежащим образом извещенное о рассмотрении дела, в суд своего представителя не направило, просили рассмотреть дело без их участия.
По определению суда дело рассмотрено при данной явке.
Заслушав пояснения истца, исследовав письменные материалы дела, обозрев выплатное (пенсионное) дело Любова.С.К., суд приходит к следующему.
Из материалов дела усматривается, что с <Дата> Любову С.К. назначена пенсия по старости со ст. 7.1 Федерального закона от <Дата> № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Порядок исчисления и перерасчета пенсии до <Дата> регулировался Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Принимая во внимание, что истец просит обязать ответчика произвести перерасчет пенсии с <Дата>, положения указанного закона подлежат применению и при разрешении данного спора.
Согласно положениям ст. 1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 30 данного Федерального закона в связи с введением в действие настоящего Федерального закона при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на <Дата> путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.
В соответствии с п. 1 ст. 10 данного Федерального закона в страховой стаж включались периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
При этом согласно п. 1 ст. 13 данного закона при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Согласно п. 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата> <№>, действовавших до <Дата>, основным документом, подтверждающим периоды работы, является трудовая книжка работника.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
На основании п. 1 ст. 7 указанного Федерального закона право на трудовую пенсию по старости имели мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж не менее 25 и 20 лет.
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
В соответствии с ч. 2 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», и ст. 12 ранее действовавшего Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в РФ», списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п.п. б п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации <№> от <Дата> «О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список <№> производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета М. С. от <Дата> <№>.
При этом время выполнявшихся до <Дата> работ, предусмотренных Списком <№> производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета М. С. от <Дата> <№> (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком, указанным в абзаце первом настоящего подпункта.
Согласно Списку <№> производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда от <Дата> <№>, право на досрочное назначение пенсии имеют машинисты (кочегары) котельной (на угле и сланце), в том числе занятым на удалении золы.
Вместе с тем, в силу Списка <№> производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, от <Дата> <№>, раздел XXХII «Общие профессии», право на досрочное назначение пенсии имели зольщики, кочегары производственных котельных и производственных печей.
Таким образом, ранее действовавшее законодательство предусматривало возможность включения в специальный стаж периодов работы в должности зольщика и кочегара производственных котельных и производственных печей.
В трудовой книжке истца за спорный период работы с <Дата> по <Дата> не имеется сведений о его работе.
В соответствии с архивной справкой МУ МО «<***>» от <Дата> <№> в документах объединенного архивного фонда «<***>» имеются приказы директора предприятия объединенных котельных тепловых сетей Архангельского городского отдела коммунального хозяйства:
- от <Дата> <№>-к о приеме Любова С.К. на должность зольщика 1-го участка котельной «26 квартал» с <Дата> временно (период не указан);
- от <Дата> <№>-к о переводе Любова С.К., зольщика котельной «26 квартал», машинистом той же котельной с <Дата>;
- от <Дата> <№>-к об увольнении Любова С.К., машиниста котельной «206 квартал», с <Дата> как временно работавшего.
В лицевых счетах работников предприятий, объединений котельных и тепловых сетей за 1968-1969 годы значится Любов С.К., 1950 года рождения, зольщик.
В лицевом счете за 1969 год имеется запись: «уволен в мае 1969 года».
В личной карточке (с. Т-2) Любова С.К., <Дата> года рождения, датой увольнения указано <Дата> (приказ от <Дата> <№>-к).
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что в стаж работы в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» подлежит включению период работы с <Дата> по <Дата>, исковые требования в данной части подлежат удовлетворению.
Вместе с тем архивную справку, содержащую сведения об указанном периоде работы (от <Дата> <№>) истец представил в пенсионный орган только в октябре 2016 года. На основании данной справки произведен перерасчет его пенсии в связи с включением в страховой стаж заявленного периода работы с <Дата>. Поскольку ранее указанной даты у пенсионного органа отсутствовали сведения о работе истца, оснований для перерасчета пенсии с <Дата> с учетом включения данного периода в страховой и специальный стаж не имеется. Кроме того, конвертация пенсионных прав истца произведена от общего стажа, в связи с чем включение спорного периода в специальный стаж на размер пенсии не повлияет.
Факт нахождения истца на лечении в ФБУ «<***>» ФСИН России с 28 октября по <Дата> и его доводы о невозможности своевременно предоставить документы о необходимости перерасчета пенсии с <Дата> не свидетельствует.
В соответствии с дипломом Т <№> Любов С.К. в 1966 году поступил в <***> лесопильно-деревообрабатывающий техникум Минлесдревпрома С. и в 1970 году окончил полный курс названного техникума по специальности «машинное оборудование предприятий деревообрабатывающей промышленности». Решением квалификационной комиссии с <Дата> Любову С.К. присвоена квалификация «техник-механик».
В трудовой книжке истца имеются записи о том, что он <Дата> зачислен в число обучающихся техникума для продолжения учебы, <Дата> отчислен из числа обучающихся в связи с окончанием техникума.
В соответствии с архивной справкой ФГАОУ ВО «<***>» от <Дата> Любов С.К. действительно проходил обучение в Маймаксанском лесопильно-деревообрабатывающем техникуме <***> С. на дневном отделении с 1966 года по 1970 год.
Приказом от <Дата> <№> зачислен в Маймаксанский лесопильно-деревообрабатывающий техникум с <Дата>.
Приказом от <Дата> <№> отчислен из техникума в связи с окончанием обучения.
Период обучения с <Дата> по <Дата> уже включен пенсионным органом в общий трудовой стаж истца.
Повторное включение одних и тех же периодов в один и тот же вид стажа пенсионным законодательством не предусмотрено.
При таких обстоятельствах, исковые требования о включении периода в общий трудовой стаж периода обучения с <Дата> по <Дата> удовлетворению не подлежат. Вместе с тем суд приходит к выводу о необходимости включения в общий трудовой стаж периода обучения с <Дата> по <Дата> в соответствии с приказом об отчислении.
Согласно п. 3 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российскй Федерации» расчетный размер трудовой пенсии зависел от величины стажевого коэффициента. При этом в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понималась суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до <Дата>, в которую включаются периоды работы в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму за пределами территории Российской Федерации), члена колхоза или другой кооперативной организации; периоды иной работы, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал обязательному пенсионному страхованию.
Включение периода обучения в страховой стаж истца на размер пенсии не повлияло, поскольку конвертация пенсионных прав истца произведена по п. 3 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», не предусматривавшего возможность включения периодов обучения в общий трудовой стаж в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц.
Таким образом, требования истца о перерасчете пенсии удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Любова С. К. к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по <***> о возложении обязанности включить в стаж периоды работы, обучения, произвести перерасчет пенсии удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по <***> включить в общий трудовой стаж Любова С. К. период обучения с <Дата> по <Дата>, в стаж работы в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» период работы с <Дата> по <Дата>.
В удовлетворении исковых требований Любова С. К. к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по <***> о возложении обязанности включить в стаж периоды обучения в остальной части, произвести перерасчет пенсии отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд г. Архангельска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Ю.В. Москвина