КОПИЯ
Гражд. дело №2-709/2024
89RS0007-01-2024-001303-27
Апелл. дело №33-3404/2024
Судья Безденежная В.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Салехард 03.12.2024
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего Шошиной А.Н.,
судей коллегии Кайгородовой И.В., Старовойтова Р.В.,
при секретаре судебного заседания Бибиковой Д.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Акционерному обществу «Ямалкоммунэнерго», Муниципальному унитарному предприятию «Пуровские электрические сети», Администрации Пуровского района о признании незаконными действий по эксплуатации объекта без регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов и о возложении обязанности зарегистрировать объект в государственном реестре опасных производственных объектов,
по апелляционной жалобе ответчика АО «Ямалкоммунэнерго» на решение Пуровского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 31.07.2024.
Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Кайгородовой И.В., пояснения представителя ответчика АО «Ямалкоммунэнерго» - Ахмедова Э.Н., поддержавшего доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, пояснения прокурора Рукавишникова П.А., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа
УСТАНОВИЛА:
Ямало-Ненецкий природоохранный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд к АО «Ямалкоммунэнерго» с указанным иском, вытекающим из деятельности филиала АО «Ямалкоммунэнерго» в Пуровском районе «Тепло», в обоснование которого указал, что общество в своей деятельности использует объект для хранения горюче-смазочных материалов (ГСМ) «Резервуарный парк котельных №2,3» (парк ГСМ), расположенный в п. Уренгой Пуровского района, относится к категории опасных производственных объектов III класса опасности, поскольку предназначен для хранения горючих жидкостей в объеме более 1000 тонн. Группа резервуаров ГСМ, состоящая из 1 вертикального стального резервуара объемом 1500 м3, 2 резервуаров каждый объемом 25 м3, 1 резервуара объемом 30 м3, 1 резервуара объемом 50 м3, 1 резервуара объемом 20 м3, которые вместе способны вместить 1650 м3 дизельного топлива относится к категории опасных производственных объектов и подлежит регистрации в реестре опасных производственных объектов, однако в нарушение закона не зарегистрирован в установленном порядке.
В связи с изложенным прокурор просил:
- признать незаконными действия АО «Ямалкоммунэнерго» по эксплуатации объекта «Резервуарный парк котельных №2,3» объемом 1650 м3, расположенного по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район, п. Уренгой, без регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов,
- обязать АО «Ямалкоммунэнерго» зарегистрировать объект «Резервуарный парк котельных №2,3» объемом 1650 м3, расположенный по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район, п. Уренгой, в государственном реестре опасных производственных объектов (л.д.6-7 том 1).
Определением суда от 01.07.2024 к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены Муниципальное унитарное предприятие «Пуровские электрические сети» (МУП ПЭС), Администрация Пуровского района (л.д.203 том 4).
В отзыве на исковое заявление ответчик АО «Ямалкоммунэнерго» указал, что теплогенерирующие производственные объекты, эксплуатируемые филиалом АО «Ямалкоммунэнерго» в Пуровском районе, переданы во временное владение и пользование Обществу в соответствии с условиями концессионного соглашения от 29.07.2019 № 09/89, заключенного между АО «Ямалкоммунэнерго», муниципальным унитарным предприятием «Пуровские коммунальные системы» и Администрацией Пуровского района в отношении системы коммунальной инфраструктуры (объекты теплоснабжения, тепловые сети, отдельные объекты таких систем), находящейся в собственности муниципального образования Пуровский район. Требования прокурора необоснованны и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Доводы прокурора о том, что группа резервуаров ГСМ, состоящая из 1 вертикального стального резервуара объемом 1500 м3, 2 резервуаров каждый объемом 25 м3, 1 резервуара объемом 30 м3, 1 резервуара объемом 50 м3, 1 резервуара объемом 20 м3, которые вместе способны вместить 1650 м3 дизельного топлива, относится к категории опасных производственных объектов, не соответствует фактическим обстоятельствам. В 2024 году предусмотрена модернизация котельной №3 в п. Уренгой, которая предусматривает сборку и установку стальных конструкций 500 м3, для резервного топлива котельной №2,3 и демонтаж резервуара объемом 1500 м3. Срок выполнения работ по контракту 31.08.2024, после этого парк ГСМ будет состоять из 1 резервуара объемом 500 м3, 2 резервуаров каждый объемом 25 м3, 1 резервуара объемом 30 м3, 1 резервуара объемом 50 м3, 1 резервуара объемом 20 м3, которые вместе способны вместить 650 м3 дизельного топлива. 02.09.2021 между Обществом и ООО «НефтеПрогресс» был заключен договор поставки № ПТ-43-08-2021-56026, по условиям которого поставщик поставил Обществу 200 тонн дизельного топлива в п. Уренгой для неснижаемого запаса дизельного топлива в соответствии с Приказом Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса ЯНАО. Согласно актам снятия остатков дизельного топлива с августа 2023 года май 2024 года в п. Уренгой у Общества имелся в парке ГСМ неснижаемый запас дизельного топлива в количестве, не превышающем 280 тонн. Учитывая положения ч. 1 ст. 2 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», приложения № 1 и № 2 к данному Федеральному закону, поскольку парк ГСМ в п. Уренгой предназначен для хранения горючих жидкостей в объеме менее 1000 тонн, к категории опасных производственных объектов класса III опасности он не относится (л.д. 60-64 том 1).
В возражениях на отзыв ответчика АО «Ямалкоммунэнерго» прокурор указал, что с доводами ответчика не согласен. Пояснил, что ответчик в своем отзыве ссылается на договор подряда с ООО «СИБ-Энерго» от 15.11.2021 № ПТ-54-09-2021-55136, в соответствии с которым предполагается проведение демонтажа резервуара объемом 2000 м3. Вместе с тем, ответчиком до настоящего времени не представлено ни одного документа, подтверждающего проведение работ по демонтажу указанного резервуара. Также обществом не представлены сведения об актуальном техническом состоянии резервуарного парка, о его составе. Кроме того, в своем отзыве ответчик указывает на проведение работ по демонтажу резервуара объемом 1500 м3. Свою позицию ответчик подкрепляет ссылкой на п. 1.9 Технического задания к договору от 15.11.2021 № ПТ-54-09-2021-55136. Вместе с тем согласно п. 1.9 Технического задания к договору от 15.11.2021 № ПТ-54-09-2021-55136 демонтажу подлежит резервуар объемом 2000 м3, который не входит ни в состав парка хранения горюче-смазочных материалов, ни в состав имущества, переданного АО «Ямалкоммунэнерго в пользование. Более того, проведение работ по демонтажу резервуара объемом 2000 м3 с исковыми требованиями прокурора не связано, поскольку предметом искового заявления является резервуарный парк, находящийся в пользовании АО «Ямалкоммунэнерго» и состоящий из вертикального резервуара объемом 1500 м3, 2 резервуаров каждый объемом 25 м3, резервуара объемом 30 м3, резервуара объемом 50 м3, резервуара объемом 20 м3, данный резервуарный парк способен вместить 1650 м3 различных опасных веществ одного вида. Вследствие этого демонтаж резервуара объемом 2000 м3 никак не повлияет на состав или объем вместимости парка хранения горюче-смазочных материалов, расположенного в п. Уренгой Пуровского района, используемого в настоящее время (л.д. 225-226 том 4).
В возражениях на исковое заявление представитель ответчика Администрация Пуровского района - Орлова В.В. указала, что не согласна с требованиями прокурора. Пояснила, что ответчику АО «Ямалкоммунэнерго» парк ГСМ передан в управление, пользование и эксплуатацию на основании концессионного соглашения от 29.07.2019 № 09/89, заключенного в отношении системы коммунальной инфраструктуры (объекты теплоснабжения тепловые сети, отдельные объекты таких систем), находящейся в собственности муниципального образования Пуровский район. По существу заявленных исковых требований представитель Орлова В.В. указала, что Администрация Пуровского района не является субъектом спорного правоотношения, обязанным удовлетворить требование истца. В связи с этим просила исключить Администрацию Пуровского района из числа соответчиков по исковому заявлению прокурора (л.д. 231-233 том 4).
Решением Пуровского районного суда от 31.07.2024 исковые требования, предъявленные к АО «Ямалкоммунэнерго», удовлетворены.
Признаны незаконными действия АО «Ямалкоммунэнерго» по эксплуатации объекта «Резервуарный парк котельных №2,3» объемом 1650 м3, расположенного по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район, п. Уренгой, без регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов.
На АО «Ямалкоммунэнерго» возложена обязанность зарегистрировать объект «Резервуарный парк котельных №2,3» объемом 1650 м3, расположенный по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район, п. Уренгой, в государственном реестре опасных производственных объектов,
Муниципальное унитарное предприятие «Пуровские электрические сети», Администрацию Пуровского района признаны ненадлежащими ответчиками по делу.
С таким решением не согласен директор филиала АО «Ямалкоммунэнерго» в Пуровском районе «Тепло» - Хасматулин В.Н. В апелляционной жалобе просит об отмене решения суда и о принятии нового судебного постановления об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование приводит доводы о том, что после модернизации котельной №3 в п. Уренгой группа резервуаров ГСМ, которая эксплуатируется обществом, не будет относиться к опасным производственным объектам, в связи с чем решение суда будет неисполнимым. Приложение №5 к концессионному соглашению, на основании которого парк резервуаров ГСМ передан обществу в пользование, предусматривает модернизацию котельной №3 в п. Уренгой, в том числе, сборку и установку стальных конструкций 500 м3 для резервного топлива котельной №2,3 и демонтаж резервуара объемом 1500 м3. В соответствии с инвестиционной программой, утвержденной Департаментом тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса ЯНАО, сроки исполнения обязательств по созданию и реконструкции объектов имущества, переданных АО «Ямалкоммунэнерго» по концессионному соглашению, определены на 2019-2029 годы. Срок реализации мероприятий по концессионному соглашению «реконструкция и модернизация котельной №2,3» предусмотрены в 2024 году при условии выделения необходимых денежных средств, предусмотренных инвестиционной программой. В соответствии с приложением №5 к концессионному соглашению и инвестиционной программой обществом был заключен договор подряда с ООО «СИБ-Энерго» от 15.11.2021, которым предусмотрено выполнение проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ в целях модернизации котельной №2 в п. Уренгой (строительство емкости 500 м3 для резервного топлива котельных №2,3). Вертикальный резервуар 1500 м3 изначально был передан обществу как емкость для хранения технической воды для нужд котельной №3, что подтверждается заключением экспертизы промышленной безопасности на техническое устройство, применяемое на опасном производственном объекте. В связи с производственной необходимостью вертикальный стальной резервуар объемом 1500 м3 в 2021 году был переведен для хранения нефтепродукта (дизельного топлива). После выполнения модернизации котельной №3 в п. Уренгой дизельное топливо, содержащееся в стальном резервуаре объемом 1500 м3, будет перемещено в резервуар 500 м3, а резервуар объемом 1500 м3 будет очищен и переведен под хранение технической воды для нужд котельной №3, в результате чего группа резервуаров ГСМ будет состоять из резервуаров, способных вместить 650 м3 дизельного топлива и не будет относиться к категории опасных производственных объектов III класса опасности. Соответственно, обязанности по регистрации указанной группы резервуаров ГСМ в реестре опасных производственных объектов у общества не возникнет, а решение суда о возложении на ответчика такой обязанности будет неисполнимым. Общество заявляло ходатайство об отложении судебного заседания до момента модернизации котельной №3 в п. Уренгой и перевода резервуара объемом 1500 м3 под хранение технической воды для нужд котельной №3 и представления соответствующих документов в суд в подтверждение того, что парк ГСМ будет предназначен для хранения горючих жидкостей в объеме менее 1000 тонн, однако судом в удовлетворении ходатайства было отказано.
В дополнениях к апелляционной жалобе представитель ответчика Хасматулин В.Н. указывает, что ООО «СИБ-Энерго» не выполнило в срок, указанный в договоре подряда от 15.11.2021, заключенном им с АО «Ямалкоммунэнерго», предусмотренные этим договором работы. 10.10.2024 ООО «СИБ-Энерго» направило в адрес ответчика информацию об актуализированных сроках выполнения строительно-монтажных работ по договору. В настоящее время строительство емкости 500 м3 для резервного топлива котельных №2,3 в п. Уренгой закончено. Вместе с тем, ООО «СИБ-Энерго» не представило в адрес ответчика акт о приемке выполненных работ вместе с комплектом исполнительной документации. После получения необходимых документов ответчиком будут произведены все мероприятия по перемещению дизельного топлива из резервуара объемом 1500 м3 в резервуар объемом 500 м3, резервуар объемом 1500 м3 будет очищен и переведен под хранение технической воды, после чего объем резервуаров парка ГСМ будет равен 650 м3, и, следовательно, решение суда первой инстанции будет неисполнимо.
В возражениях на апелляционную жалобу природоохранный прокурор Целовальников А.А. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения. Настаивает на том, что спорный склад ГСМ в настоящее время является опасным производственным объектом и подлежит регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов. Отмечает, что до настоящего времени ответчиком не представлено ни одного доказательства, подтверждающего проведение работ, предусмотренных договором подряда, заключенным с ООО «СИБ-Энерго», а также не представлены и сведения об актуальном техническом состоянии резервуарного парка, об изменении его состава. В том числе не представлено документальное подтверждение проведения работ по демонтажу резервуара объемом 1500 м3, входящего в состав склада ГСМ.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом (посредством электронной почты): представители ответчиков Администрации Пуровского района, МУП «Пуровские электрические сети», представитель третьего лица ООО «СИБ-Энерго». В соответствии со ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия признала возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав пояснения представителя ответчика, пояснения прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в соответствии с концессионным соглашением от 29.07.2019 №09/89, заключенным между муниципальным образованием Пуровский район (концедент) в лице Главы муниципального образования Пуровский район, муниципальным унитарным предприятием «Пуровские коммунальные системы» (предприятие), АО «Ямалкоммунэнерго» (концессионер) и Ямало-Ненецким автономным округом в лице Губернатора Ямало-ненецкого автономного округа в отношении системы коммунальной инфраструктуры (объекты теплоснабжения, тепловые сети, отдельные объекты таких систем), находящейся в собственности муниципального образования Пуровский район, ответчику АО «Ямалкоммунэнерго» в пользование передан объект - «Резервуарный парк котельных №2,3», расположенный в п. Уренгой Пуровского района.
Резервуарный парк состоит из группы резервуаров ГСМ, а именно: из 1 вертикального стального резервуара объемом 1500 м3, 2 резервуаров каждый объемом 25 м3, 1 резервуара объемом 30 м3, 1 резервуара объемом 50 м3, 1 резервуара объемом 20 м3, которые вместе способны вместить 1650 м3 дизельного топлива.
Согласно разделу 1 концессионного соглашения его предметом являются обязательства концессионера АО «Ямалкоммунэнерго» за свой счет в порядке, в сроки и на условиях, установленных соглашением: создать, реконструировать и модернизировать недвижимое и технологически связанное с ним движимое имущество, входящее в объект соглашения, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать концеденту (объект соглашения) (п. 1.1), осуществлять производство, передачу, распределение тепловой энергии с использованием объекта соглашения и имущества, принадлежащего концеденту на праве собственности, образующего единое целое с объектом соглашения и (или) предназначенного для использования в целях создания условий осуществления концессионерм деятельности, предусмотренной в п. 1.1 соглашения (имущество); и обязательства концедента предоставить концессионеру на срок, установленный соглашением, права владения и пользования объектом соглашения и иным имуществом для осуществления указанной деятельности (л.д. 67 т. 1).
Разрешая спор на основании положений ст.ст. 1, 2, 9, приложений 1, 2 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», Порядка регистрации опасных производственных объектов (утвержден Постановлением Правительства РФ от 24.11.1998 № 1371), п. 5 Правил регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 №1371), п. 3 Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов (утверждены приказом Ростехнадзора от 30.11.2020 №471), суд исходил из того, что дизельное топливо, хранение которого осуществляется ответчиком на спорном складе (резервуарном парке) ГСМ, относится к 3 классу опасности согласно классификации ООН - №1202 «Легковоспламеняющиеся жидкости», представляет собой легковоспламеняющуюся жидкость в соответствии с «ГОСТ 305-2013. Межгосударственный стандарт. Топливо дизельное. Технические условия» (введен в действие Приказом Росстандарта от 22.11.2013 № 1871-ст), спорный резервуарный парк ГСМ для хранения дизельного топлива имеет общий объем свыше 1000 м3 и более 1000 тонн, вследствие чего относится к III классу опасности, а потому подлежит государственной регистрации в соответствующем реестре.
Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.
В преамбуле Федерального закона «Об охране окружающей среды» указано, что основными принципами государственной политики Российской Федерации являются сохранение благоприятной окружающей среды, укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» промышленная безопасность опасных производственных объектов - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к настоящему Федеральному закону.
В силу п. 3 ст. 2 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» опасные производственные объекты в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества подразделяются в соответствии с критериями, указанными в приложении 2 к данному Закону, на четыре класса опасности:
I класс опасности - опасные производственные объекты чрезвычайно высокой опасности;
II класс опасности - опасные производственные объекты высокой опасности;
III класс опасности - опасные производственные объекты средней опасности;
IV класс опасности - опасные производственные объекты низкой опасности.
Согласно ст. 3 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности. Требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.
В приложении 1 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» определено, что к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются в указанных в приложении 2 к настоящему Федеральному закону количествах опасные вещества, включая горючие вещества - жидкости, газы, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления (подп. «в» п. 1).
Согласно п. 1 приложения 2 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» классы опасности опасных производственных объектов, указанных в пункте 1 приложения 1 к настоящему Федеральному закону (за исключением объектов, указанных в пунктах 2, 3 и 4 настоящего приложения), устанавливаются исходя из количества опасного вещества или опасных веществ, которые одновременно находятся или могут находиться на опасном производственном объекте, в соответствии с таблицами 1 и 2 настоящего приложения. Классы опасности опасных производственных объектов, указанных в пунктах 2, 3 и 4 настоящего приложения, устанавливаются в соответствии с критериями, указанными в пунктах 2, 3 и 4 настоящего приложения.
Согласно таблице 2 приложения 2 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» при нахождении на товарно-сырьевых складах и базах горючих жидкостей в количестве 1000 тонн и более, но менее 50 000 тонн такие объекты подлежат отнесению к III классу опасности.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, при разрешении спора суд пришел к обоснованным выводам о том, что переданный в эксплуатацию ответчика АО «Ямалкоммунэнерго» на основании концессионного соглашения спорный резервуарный парк ГСМ относится к опасным производственным объектам III класса опасности.
Указанное обстоятельство подтверждается копией технического паспорта на ёмкость объемом 1500 м3 (л.д 25-30 т. 1), выписками из Единого государственного реестра недвижимости в отношении сооружения с кадастровым номером 89:05:000000:6687 (ёмкость 1500 м3) (л.д. 19-20 т. 1), в отношении сооружения с кадастровым номером 89:05:000000:6694 (ёмкость 25 м3) (л.д. 21-22 т.1), в отношении сооружения с кадастровым номером 89:05:000000:6696 (ёмкость 25 м3) (л.д. 23-24 т. 1), схемой трубопровода жидкого топлива котельных № 2,3 п. Уренгой. (л.д. 32 т. 1).
Из указанных документов следует, что резервуарный парк котельных №2,3 в п. Уренгой, используемый ответчиком АО «Ямалкоммунэнерго», состоит из резервуаров объемами 1500 м3, 25 м3, 25 м3, 30 м3, 50 м3, 20 м3, то есть всего 1650 м3.
Фактическое наличие в резервуарном парке котельных №2,3 перечисленных резервуаров, предназначенных для хранения дизельного топлива, ответчиком не оспаривалось.
В соответствии с «ГОСТ 305-2013. Межгосударственный стандарт. Топливо дизельное. Технические условия» (введен в действие Приказом Росстандарта от 22.11.2013 № 1871-ст), а именно - таблицей 1 (п. 16), устанавливающей требования к топливу, плотность топлива при 15°C составляет от 833,5 кг/м3 до 863,4 кг/м3. Из этого следует, что объем дизельного топлива 1650 м3 превышает 1000 тонн.
Доводы ответчика о том, что после проведения им реконструкции спорного резервуарного парка ГСМ он уже не будет отвечать критериям опасного производственного объекта, обоснованно отклонены судом.
В соответствии с подп. «г» п. 5.1 упомянутого выше концессионного соглашения концессионер за свой счет на стадии эксплуатации объекта поддерживает его и иное имущество в исправном состоянии, проводит за свой счет текущий, капитальный ремонт, а также аварийно-восстановительные работы, несет расходы на содержание объекта соглашения и иного имущества, осуществляет теплоснабжение в соответствии с условиями соглашения, а также оказывает услуги по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства к объекту соглашения.
Согласно п. 5.9 концессионного соглашения концессионер обязан осуществить создание и (или) реконструкцию объектов имущества в составе объекта соглашения в соответствии с заданием и основными мероприятиями, предусмотренными приложением №5 к соглашению.
В соответствии с п. 5.18 концессионного соглашения концессионер обязуется выполнить строительство и/или реконструкцию, осуществить ввод в эксплуатацию объектов имущества в составе объекта соглашения с установленными технико-экономическими показателями и сроками, указанными в приложении №5, в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, и обязательными требованиями, установленными в соответствии с ним.
Пунктом 5.19 концессионного соглашения установлено, что под реконструкцией понимается, в том числе, изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема).
В соответствии с приложением №5 к концессионному соглашению (задание и основные мероприятия) им предусмотрено проведение в пгт. Уренгой, в том числе, модернизации котельной №3, которая включает в себя разработку проектных решений; сборку и установку стальных конструкций; сборку и установку стальных конструкций резервуара 500 м3 для резервного топлива котельной №2,3. Мероприятие проводится для хранения резервного запаса топлива. Планируемый срок реализация мероприятия - 2024 год (л.д. 76 т. 4).
В то же время приложением №5 в пгт. Уренгой не запланировано проведение демонтажа резервуара объемом 1500 м3, на что ссылался ответчик при рассмотрении дела судом первой инстанции.
Таким образом, установка резервуара 500 м3 в котельной №2, в п. Уренгой предусмотрена концессионным соглашением не вместо резервуара объемом 1500 м3, а наряду с ним.
Приказом Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса ЯНАО от 24.04.2014 № 35-т утверждена инвестиционная программа филиала АО «Ямалкоммунэнерго» в Пуровском районе «Тепло» по развитию системы теплоснабжения муниципального образования город Тарко-Сале, на 2014 - 2020 годы.
В данный приказ были внесены изменения приказом Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса ЯНАО от 17.12.2019 №339-т.
С учетом изменений, инвестиционная программа (приложение №1) предусматривает проведение в п. Уренгой следующих мероприятий:
- строительство новых объектов системы централизованного теплоснабжения, не связанных с подключением новых потребителей, в том числе строительство новых тепловых сетей - строительство ПНС-1 (концессия);
- реконструкция или модернизация существующих объектов в целях снижения уровня износа существующих объектов и (или) поставки энергии от разных источников - техническое перевооружение магистральных сетей ТВС от котельной №3 до ТК 150 (концессия);
- реконструкция или модернизация существующих объектов системы централизованного теплоснабжения, за исключением тепловых сетей - модернизация котельной ПАКУ «Таежный» Блок 1 (концессия); модернизация котельной №3 (концессия).
Последнее из указанных мероприятий проводится для повышения надежности системы теплоснабжения, повышения коэффициента полезного действия, уменьшения расхода топлива, для создания нормативного запаса резервного топлива.
Таким образом, из содержания инвестиционной программы также не следует, что модернизация котельных в п. Уренгой предусматривает демонтаж одного из резервуаров для хранения ГСМ котельной.
В соответствии с представленным ответчиком договором подряда №ПТ-54-09-2021-55136, заключенном им как заказчиком с ООО «СИБ-Энерго» как с подрядчиком, а именно - техническим заданием к договору предусмотрено выполнение проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ на объекте «Модернизация котельной №3 в п. Уренгой (строительство емкости 500 м3 для резервного топлива котельных №2,3)». Согласно п. 1.10 технического задания строительно-монтажные работы предусматривают проведение демонтажа существующего РВС-1500, устройство фундамента под резервуар и монтаж резервуара РВС-500 на подготовленный фундамент (л.д. 103 т. 4).
Вместе с тем, согласно техническому заданию к указанному договору, впоследствии представленному в суд ответчиком, оно предусматривает демонтаж иного резервуара - РВС 2000 с устройством фундамента и монтажом резервуара РВС-500 на подготовленный фундамент (л.д. 76 т. 5).
Представитель ответчика АО «Ямалкоммунэнерго» Пупкова О.И. в судебном заседании в суде первой инстанции пояснила, что на данный момент демонтирована емкость на 2000 м3, которая по документам не значилась, в аукционной документации, представленной в суд, на которую ответчик ссылался в отзыве на исковое заявление, допущена ошибка в части демонтажа емкости 1500 м3.
Таким образом, ответчиком признано, что работы по модернизации котельных №2,3 в п. Уренгой не предполагают демонтаж резервуара объемом 1500 м3.
Судом в решении также отмечено, что согласно аукционной документации предполагается проведение демонтажа резервуара объемом 2000 м3, который не входит в спорный парк ГСМ и в состав имущества, переданного АО «Ямалкоммунэнерго в пользование, соответственно не влияет на объем емкостей для хранения ГСМ.
Доказательств демонтажа резервуара объемом 1500 м3, что могло бы повлиять на общий размер емкостей, не представлено ответчиком АО «Ямалкоммунэнерго» ни в суд первой, ни в суд апелляционной инстанции.
В то же время монтаж емкости на 500м3, как верно указал суд, только увеличивает объем парка ГСМ.
Также суд правомерно отклонил доводы ответчика о том, что ранее емкость 1500 м3 использовалась под техническую воду (л.д.57-59 том 4) и переведена под хранение дизельного топлива временно, а после монтажа емкости 500 м3 емкость 1500 м3 будет впоследствии вновь переведена под хранение технической воды. Суд верно указал, что на момент рассмотрения дела данная емкость использовалась именно под хранение ГСМ, не выпарена и не очищена в установленном порядке, а потому представляет вероятную опасность воспламенения и подлежит учету в числе парка ГСМ. На дату рассмотрения дела судом первой инстанции доказательства изменения назначения резервуара объемом 1500 м3 не представлены. Такие доказательства не представлены и в суд апелляционной инстанции. Представленными ответчиком АО «Ямалкоммунэнерго» в суд апелляционной инстанции документами не подтверждается факт демонтажа резервуара 1500 м3 или осуществление перевода его под хранение технической воды.
Также судом обоснованно отклонены доводы ответчика АО «Ямалкоммунэнерго» о том, что фактически резервуарный парк ГСМ используется им для хранения дизельного топлива весом меньше 1000 тонн.
В обоснование данных доводов ответчик ссылается на нормативы запасов дизельного топлива в п. Уренгой, утвержденные приказом Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-ненецкого автономного округа от 07.08.2023 №22-Н; объемы поставки дизельного топлива в соответствии с заключенным ответчиком с ООО «НефтеПрогресс» договором поставки; объемы остатков дизельного топлива котельной №3, которые указаны в актах снятия остатков жидкого топлива.
Между тем, фактический объем топлива, который хранится ответчиком АО «Ямалкоммунэнерго» в резервуарах спорного резервуарного парка ГСМ, не имеет значения, поскольку в соответствии с приведенными выше положениями пункта 1 приложения 2 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» классы опасности опасных производственных объектов устанавливаются исходя из количества опасного вещества или опасных веществ, которые одновременно не только находятся, но и могут находиться на опасном производственном объекте. На спорном объекте может находиться одновременно более 1000 тонн дизельного топлива, в силу чего он относится к III классу опасности.
Вместе с тем, в соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 №1371 утверждены Правила регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов. Согласно п. 5 Правил для регистрации объектов в государственном реестре организации и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие эти объекты, не позднее 10 рабочих дней со дня начала их эксплуатации представляют в установленном порядке на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сведения, характеризующие каждый объект. В случае если регистрацию объектов в государственном реестре осуществляет Федеральная служба безопасности Российской Федерации, указанные сведения представляются на бумажном носителе.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) от 30.11.2020 № 471 утверждены Требования к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, формы свидетельства о регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов.
В соответствии с п. 2 Требований они устанавливают порядок регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов (далее - государственный реестр).
Согласно п. 3 Требований они обязательны для выполнения всеми юридическими лицами, образованными в соответствии с законодательством Российской Федерации, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими (планирующими осуществлять) эксплуатацию опасных производственных объектов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании (далее - эксплуатирующая организация).
В силу п. 5 Требований регистрация опасных производственных объектов в государственном реестре осуществляется с целью их учета и присвоения им класса опасности.
На основании п. 6 Требований отнесение объектов к опасным производственным объектам осуществляется эксплуатирующей организацией на основании проведения их идентификации в соответствии с Требованиями.
В соответствии с п. 9 Требований, на основании данных, полученных в ходе идентификации объекта, а также проведенного анализа, указанного в пункте 8 настоящих Требований, эксплуатирующая организация формирует сведения, характеризующие опасный производственный объект.
В соответствии с п. 10 Требований, при проведении идентификации учитывается, что к опасным производственным объектам относятся предприятие или его цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
При проведении идентификации необходимо учитывать, что опасным производственным объектом не является отдельный механизм, оборудование (техническое устройство), емкость с опасным веществом, сосуд под избыточным давлением. Опасным производственным объектом является определенная площадка производства, на которой при осуществлении определенного вида деятельности применяется то или иное техническое устройство, есть обращение опасного вещества или горючей пыли.
Пунктом 5.31 вышеуказанного концессионного соглашения на АО «Ямалкоммунэнерго» как на концессионера возложена обязанность обеспечивать выполнение требований природоохранного, санитарного, земельного законодательства, законодательства о технической безопасности особо опасных производственных объектов (л.д. 75 т. 1).
Таким образом, ввиду отнесения спорного объекта - резервуарного парка котельных №2,3 к опасным производственным объектам III класса опасности, на ответчике АО «Ямалкоммунэнерго» как на лице, в эксплуатацию которого передан данный объект на основании концессионного соглашения, лежит обязанность по регистрации данного объекта в государственном реестре опасных производственных объектов в соответствии с приведенными выше нормами.
При таких обстоятельствах суд пришел к верному выводу о признании незаконными действий АО «Ямалкоммунэнерго» по эксплуатации объекта «Резервуарный парк котельных №2,3» объемом 1650 м3, расположенного по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район, п. Уренгой, без регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов и о возложении на АО «Ямалкоммунэнерго» обязанности зарегистрировать указанный объект в государственном реестре опасных производственных объектов
При этом, как верно указал суд, МУП «Пуровские электрические сети», Администрация Пуровского района являются ненадлежащими ответчиками по делу, а потому оснований для удовлетворения исковых требований прокурора к данным ответчикам у суда не имелось.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы АО «Ямалкоммунэнерго» не содержат оснований к отмене обжалуемого судебного постановления, поскольку не опровергают выводов суда и не свидетельствуют о допущенной судебной ошибке с позиции правильного применения норм процессуального и материального права, а потому отклоняются как несостоятельные.
Оснований для изменения или отмены решения суда, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется. В удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пуровского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 31.07.2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика АО «Ямалкоммунэнерго» - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 09.12.2024.
Председательствующий
Судьи
Гражд. дело №2-709/2024
89RS0007-01-2024-001303-27
Апелл. дело №33-3404/2024
Судья Безденежная В.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Салехард 03.12.2024
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего Шошиной А.Н.,
судей коллегии Кайгородовой И.В., Старовойтова Р.В.,
при секретаре судебного заседания Бибиковой Д.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Акционерному обществу «Ямалкоммунэнерго», Муниципальному унитарному предприятию «Пуровские электрические сети», Администрации Пуровского района о признании незаконными действий по эксплуатации объекта без регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов и о возложении обязанности зарегистрировать объект в государственном реестре опасных производственных объектов,
по апелляционной жалобе ответчика АО «Ямалкоммунэнерго» на решение Пуровского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 31.07.2024.
Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Кайгородовой И.В., пояснения представителя ответчика АО «Ямалкоммунэнерго» - Ахмедова Э.Н., поддержавшего доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, пояснения прокурора Рукавишникова П.А., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа
УСТАНОВИЛА:
Ямало-Ненецкий природоохранный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд к АО «Ямалкоммунэнерго» с указанным иском, вытекающим из деятельности филиала АО «Ямалкоммунэнерго» в Пуровском районе «Тепло», в обоснование которого указал, что общество в своей деятельности использует объект для хранения горюче-смазочных материалов (ГСМ) «Резервуарный парк котельных №2,3» (парк ГСМ), расположенный в п. Уренгой Пуровского района, относится к категории опасных производственных объектов III класса опасности, поскольку предназначен для хранения горючих жидкостей в объеме более 1000 тонн. Группа резервуаров ГСМ, состоящая из 1 вертикального стального резервуара объемом 1500 м3, 2 резервуаров каждый объемом 25 м3, 1 резервуара объемом 30 м3, 1 резервуара объемом 50 м3, 1 резервуара объемом 20 м3, которые вместе способны вместить 1650 м3 дизельного топлива относится к категории опасных производственных объектов и подлежит регистрации в реестре опасных производственных объектов, однако в нарушение закона не зарегистрирован в установленном порядке.
В связи с изложенным прокурор просил:
- признать незаконными действия АО «Ямалкоммунэнерго» по эксплуатации объекта «Резервуарный парк котельных №2,3» объемом 1650 м3, расположенного по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район, п. Уренгой, без регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов,
- обязать АО «Ямалкоммунэнерго» зарегистрировать объект «Резервуарный парк котельных №2,3» объемом 1650 м3, расположенный по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район, п. Уренгой, в государственном реестре опасных производственных объектов (л.д.6-7 том 1).
Определением суда от 01.07.2024 к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены Муниципальное унитарное предприятие «Пуровские электрические сети» (МУП ПЭС), Администрация Пуровского района (л.д.203 том 4).
В отзыве на исковое заявление ответчик АО «Ямалкоммунэнерго» указал, что теплогенерирующие производственные объекты, эксплуатируемые филиалом АО «Ямалкоммунэнерго» в Пуровском районе, переданы во временное владение и пользование Обществу в соответствии с условиями концессионного соглашения от 29.07.2019 № 09/89, заключенного между АО «Ямалкоммунэнерго», муниципальным унитарным предприятием «Пуровские коммунальные системы» и Администрацией Пуровского района в отношении системы коммунальной инфраструктуры (объекты теплоснабжения, тепловые сети, отдельные объекты таких систем), находящейся в собственности муниципального образования Пуровский район. Требования прокурора необоснованны и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Доводы прокурора о том, что группа резервуаров ГСМ, состоящая из 1 вертикального стального резервуара объемом 1500 м3, 2 резервуаров каждый объемом 25 м3, 1 резервуара объемом 30 м3, 1 резервуара объемом 50 м3, 1 резервуара объемом 20 м3, которые вместе способны вместить 1650 м3 дизельного топлива, относится к категории опасных производственных объектов, не соответствует фактическим обстоятельствам. В 2024 году предусмотрена модернизация котельной №3 в п. Уренгой, которая предусматривает сборку и установку стальных конструкций 500 м3, для резервного топлива котельной №2,3 и демонтаж резервуара объемом 1500 м3. Срок выполнения работ по контракту 31.08.2024, после этого парк ГСМ будет состоять из 1 резервуара объемом 500 м3, 2 резервуаров каждый объемом 25 м3, 1 резервуара объемом 30 м3, 1 резервуара объемом 50 м3, 1 резервуара объемом 20 м3, которые вместе способны вместить 650 м3 дизельного топлива. 02.09.2021 между Обществом и ООО «НефтеПрогресс» был заключен договор поставки № ПТ-43-08-2021-56026, по условиям которого поставщик поставил Обществу 200 тонн дизельного топлива в п. Уренгой для неснижаемого запаса дизельного топлива в соответствии с Приказом Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса ЯНАО. Согласно актам снятия остатков дизельного топлива с августа 2023 года май 2024 года в п. Уренгой у Общества имелся в парке ГСМ неснижаемый запас дизельного топлива в количестве, не превышающем 280 тонн. Учитывая положения ч. 1 ст. 2 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», приложения № 1 и № 2 к данному Федеральному закону, поскольку парк ГСМ в п. Уренгой предназначен для хранения горючих жидкостей в объеме менее 1000 тонн, к категории опасных производственных объектов класса III опасности он не относится (л.д. 60-64 том 1).
В возражениях на отзыв ответчика АО «Ямалкоммунэнерго» прокурор указал, что с доводами ответчика не согласен. Пояснил, что ответчик в своем отзыве ссылается на договор подряда с ООО «СИБ-Энерго» от 15.11.2021 № ПТ-54-09-2021-55136, в соответствии с которым предполагается проведение демонтажа резервуара объемом 2000 м3. Вместе с тем, ответчиком до настоящего времени не представлено ни одного документа, подтверждающего проведение работ по демонтажу указанного резервуара. Также обществом не представлены сведения об актуальном техническом состоянии резервуарного парка, о его составе. Кроме того, в своем отзыве ответчик указывает на проведение работ по демонтажу резервуара объемом 1500 м3. Свою позицию ответчик подкрепляет ссылкой на п. 1.9 Технического задания к договору от 15.11.2021 № ПТ-54-09-2021-55136. Вместе с тем согласно п. 1.9 Технического задания к договору от 15.11.2021 № ПТ-54-09-2021-55136 демонтажу подлежит резервуар объемом 2000 м3, который не входит ни в состав парка хранения горюче-смазочных материалов, ни в состав имущества, переданного АО «Ямалкоммунэнерго в пользование. Более того, проведение работ по демонтажу резервуара объемом 2000 м3 с исковыми требованиями прокурора не связано, поскольку предметом искового заявления является резервуарный парк, находящийся в пользовании АО «Ямалкоммунэнерго» и состоящий из вертикального резервуара объемом 1500 м3, 2 резервуаров каждый объемом 25 м3, резервуара объемом 30 м3, резервуара объемом 50 м3, резервуара объемом 20 м3, данный резервуарный парк способен вместить 1650 м3 различных опасных веществ одного вида. Вследствие этого демонтаж резервуара объемом 2000 м3 никак не повлияет на состав или объем вместимости парка хранения горюче-смазочных материалов, расположенного в п. Уренгой Пуровского района, используемого в настоящее время (л.д. 225-226 том 4).
В возражениях на исковое заявление представитель ответчика Администрация Пуровского района - Орлова В.В. указала, что не согласна с требованиями прокурора. Пояснила, что ответчику АО «Ямалкоммунэнерго» парк ГСМ передан в управление, пользование и эксплуатацию на основании концессионного соглашения от 29.07.2019 № 09/89, заключенного в отношении системы коммунальной инфраструктуры (объекты теплоснабжения тепловые сети, отдельные объекты таких систем), находящейся в собственности муниципального образования Пуровский район. По существу заявленных исковых требований представитель Орлова В.В. указала, что Администрация Пуровского района не является субъектом спорного правоотношения, обязанным удовлетворить требование истца. В связи с этим просила исключить Администрацию Пуровского района из числа соответчиков по исковому заявлению прокурора (л.д. 231-233 том 4).
Решением Пуровского районного суда от 31.07.2024 исковые требования, предъявленные к АО «Ямалкоммунэнерго», удовлетворены.
Признаны незаконными действия АО «Ямалкоммунэнерго» по эксплуатации объекта «Резервуарный парк котельных №2,3» объемом 1650 м3, расположенного по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район, п. Уренгой, без регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов.
На АО «Ямалкоммунэнерго» возложена обязанность зарегистрировать объект «Резервуарный парк котельных №2,3» объемом 1650 м3, расположенный по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район, п. Уренгой, в государственном реестре опасных производственных объектов,
Муниципальное унитарное предприятие «Пуровские электрические сети», Администрацию Пуровского района признаны ненадлежащими ответчиками по делу.
С таким решением не согласен директор филиала АО «Ямалкоммунэнерго» в Пуровском районе «Тепло» - Хасматулин В.Н. В апелляционной жалобе просит об отмене решения суда и о принятии нового судебного постановления об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование приводит доводы о том, что после модернизации котельной №3 в п. Уренгой группа резервуаров ГСМ, которая эксплуатируется обществом, не будет относиться к опасным производственным объектам, в связи с чем решение суда будет неисполнимым. Приложение №5 к концессионному соглашению, на основании которого парк резервуаров ГСМ передан обществу в пользование, предусматривает модернизацию котельной №3 в п. Уренгой, в том числе, сборку и установку стальных конструкций 500 м3 для резервного топлива котельной №2,3 и демонтаж резервуара объемом 1500 м3. В соответствии с инвестиционной программой, утвержденной Департаментом тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса ЯНАО, сроки исполнения обязательств по созданию и реконструкции объектов имущества, переданных АО «Ямалкоммунэнерго» по концессионному соглашению, определены на 2019-2029 годы. Срок реализации мероприятий по концессионному соглашению «реконструкция и модернизация котельной №2,3» предусмотрены в 2024 году при условии выделения необходимых денежных средств, предусмотренных инвестиционной программой. В соответствии с приложением №5 к концессионному соглашению и инвестиционной программой обществом был заключен договор подряда с ООО «СИБ-Энерго» от 15.11.2021, которым предусмотрено выполнение проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ в целях модернизации котельной №2 в п. Уренгой (строительство емкости 500 м3 для резервного топлива котельных №2,3). Вертикальный резервуар 1500 м3 изначально был передан обществу как емкость для хранения технической воды для нужд котельной №3, что подтверждается заключением экспертизы промышленной безопасности на техническое устройство, применяемое на опасном производственном объекте. В связи с производственной необходимостью вертикальный стальной резервуар объемом 1500 м3 в 2021 году был переведен для хранения нефтепродукта (дизельного топлива). После выполнения модернизации котельной №3 в п. Уренгой дизельное топливо, содержащееся в стальном резервуаре объемом 1500 м3, будет перемещено в резервуар 500 м3, а резервуар объемом 1500 м3 будет очищен и переведен под хранение технической воды для нужд котельной №3, в результате чего группа резервуаров ГСМ будет состоять из резервуаров, способных вместить 650 м3 дизельного топлива и не будет относиться к категории опасных производственных объектов III класса опасности. Соответственно, обязанности по регистрации указанной группы резервуаров ГСМ в реестре опасных производственных объектов у общества не возникнет, а решение суда о возложении на ответчика такой обязанности будет неисполнимым. Общество заявляло ходатайство об отложении судебного заседания до момента модернизации котельной №3 в п. Уренгой и перевода резервуара объемом 1500 м3 под хранение технической воды для нужд котельной №3 и представления соответствующих документов в суд в подтверждение того, что парк ГСМ будет предназначен для хранения горючих жидкостей в объеме менее 1000 тонн, однако судом в удовлетворении ходатайства было отказано.
В дополнениях к апелляционной жалобе представитель ответчика Хасматулин В.Н. указывает, что ООО «СИБ-Энерго» не выполнило в срок, указанный в договоре подряда от 15.11.2021, заключенном им с АО «Ямалкоммунэнерго», предусмотренные этим договором работы. 10.10.2024 ООО «СИБ-Энерго» направило в адрес ответчика информацию об актуализированных сроках выполнения строительно-монтажных работ по договору. В настоящее время строительство емкости 500 м3 для резервного топлива котельных №2,3 в п. Уренгой закончено. Вместе с тем, ООО «СИБ-Энерго» не представило в адрес ответчика акт о приемке выполненных работ вместе с комплектом исполнительной документации. После получения необходимых документов ответчиком будут произведены все мероприятия по перемещению дизельного топлива из резервуара объемом 1500 м3 в резервуар объемом 500 м3, резервуар объемом 1500 м3 будет очищен и переведен под хранение технической воды, после чего объем резервуаров парка ГСМ будет равен 650 м3, и, следовательно, решение суда первой инстанции будет неисполнимо.
В возражениях на апелляционную жалобу природоохранный прокурор Целовальников А.А. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения. Настаивает на том, что спорный склад ГСМ в настоящее время является опасным производственным объектом и подлежит регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов. Отмечает, что до настоящего времени ответчиком не представлено ни одного доказательства, подтверждающего проведение работ, предусмотренных договором подряда, заключенным с ООО «СИБ-Энерго», а также не представлены и сведения об актуальном техническом состоянии резервуарного парка, об изменении его состава. В том числе не представлено документальное подтверждение проведения работ по демонтажу резервуара объемом 1500 м3, входящего в состав склада ГСМ.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом (посредством электронной почты): представители ответчиков Администрации Пуровского района, МУП «Пуровские электрические сети», представитель третьего лица ООО «СИБ-Энерго». В соответствии со ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия признала возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав пояснения представителя ответчика, пояснения прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в соответствии с концессионным соглашением от 29.07.2019 №09/89, заключенным между муниципальным образованием Пуровский район (концедент) в лице Главы муниципального образования Пуровский район, муниципальным унитарным предприятием «Пуровские коммунальные системы» (предприятие), АО «Ямалкоммунэнерго» (концессионер) и Ямало-Ненецким автономным округом в лице Губернатора Ямало-ненецкого автономного округа в отношении системы коммунальной инфраструктуры (объекты теплоснабжения, тепловые сети, отдельные объекты таких систем), находящейся в собственности муниципального образования Пуровский район, ответчику АО «Ямалкоммунэнерго» в пользование передан объект - «Резервуарный парк котельных №2,3», расположенный в п. Уренгой Пуровского района.
Резервуарный парк состоит из группы резервуаров ГСМ, а именно: из 1 вертикального стального резервуара объемом 1500 м3, 2 резервуаров каждый объемом 25 м3, 1 резервуара объемом 30 м3, 1 резервуара объемом 50 м3, 1 резервуара объемом 20 м3, которые вместе способны вместить 1650 м3 дизельного топлива.
Согласно разделу 1 концессионного соглашения его предметом являются обязательства концессионера АО «Ямалкоммунэнерго» за свой счет в порядке, в сроки и на условиях, установленных соглашением: создать, реконструировать и модернизировать недвижимое и технологически связанное с ним движимое имущество, входящее в объект соглашения, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать концеденту (объект соглашения) (п. 1.1), осуществлять производство, передачу, распределение тепловой энергии с использованием объекта соглашения и имущества, принадлежащего концеденту на праве собственности, образующего единое целое с объектом соглашения и (или) предназначенного для использования в целях создания условий осуществления концессионерм деятельности, предусмотренной в п. 1.1 соглашения (имущество); и обязательства концедента предоставить концессионеру на срок, установленный соглашением, права владения и пользования объектом соглашения и иным имуществом для осуществления указанной деятельности (л.д. 67 т. 1).
Разрешая спор на основании положений ст.ст. 1, 2, 9, приложений 1, 2 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», Порядка регистрации опасных производственных объектов (утвержден Постановлением Правительства РФ от 24.11.1998 № 1371), п. 5 Правил регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 №1371), п. 3 Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов (утверждены приказом Ростехнадзора от 30.11.2020 №471), суд исходил из того, что дизельное топливо, хранение которого осуществляется ответчиком на спорном складе (резервуарном парке) ГСМ, относится к 3 классу опасности согласно классификации ООН - №1202 «Легковоспламеняющиеся жидкости», представляет собой легковоспламеняющуюся жидкость в соответствии с «ГОСТ 305-2013. Межгосударственный стандарт. Топливо дизельное. Технические условия» (введен в действие Приказом Росстандарта от 22.11.2013 № 1871-ст), спорный резервуарный парк ГСМ для хранения дизельного топлива имеет общий объем свыше 1000 м3 и более 1000 тонн, вследствие чего относится к III классу опасности, а потому подлежит государственной регистрации в соответствующем реестре.
Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.
В преамбуле Федерального закона «Об охране окружающей среды» указано, что основными принципами государственной политики Российской Федерации являются сохранение благоприятной окружающей среды, укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» промышленная безопасность опасных производственных объектов - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к настоящему Федеральному закону.
В силу п. 3 ст. 2 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» опасные производственные объекты в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества подразделяются в соответствии с критериями, указанными в приложении 2 к данному Закону, на четыре класса опасности:
I класс опасности - опасные производственные объекты чрезвычайно высокой опасности;
II класс опасности - опасные производственные объекты высокой опасности;
III класс опасности - опасные производственные объекты средней опасности;
IV класс опасности - опасные производственные объекты низкой опасности.
Согласно ст. 3 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности. Требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.
В приложении 1 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» определено, что к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются в указанных в приложении 2 к настоящему Федеральному закону количествах опасные вещества, включая горючие вещества - жидкости, газы, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления (подп. «в» п. 1).
Согласно п. 1 приложения 2 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» классы опасности опасных производственных объектов, указанных в пункте 1 приложения 1 к настоящему Федеральному закону (за исключением объектов, указанных в пунктах 2, 3 и 4 настоящего приложения), устанавливаются исходя из количества опасного вещества или опасных веществ, которые одновременно находятся или могут находиться на опасном производственном объекте, в соответствии с таблицами 1 и 2 настоящего приложения. Классы опасности опасных производственных объектов, указанных в пунктах 2, 3 и 4 настоящего приложения, устанавливаются в соответствии с критериями, указанными в пунктах 2, 3 и 4 настоящего приложения.
Согласно таблице 2 приложения 2 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» при нахождении на товарно-сырьевых складах и базах горючих жидкостей в количестве 1000 тонн и более, но менее 50 000 тонн такие объекты подлежат отнесению к III классу опасности.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, при разрешении спора суд пришел к обоснованным выводам о том, что переданный в эксплуатацию ответчика АО «Ямалкоммунэнерго» на основании концессионного соглашения спорный резервуарный парк ГСМ относится к опасным производственным объектам III класса опасности.
Указанное обстоятельство подтверждается копией технического паспорта на ёмкость объемом 1500 м3 (л.д 25-30 т. 1), выписками из Единого государственного реестра недвижимости в отношении сооружения с кадастровым номером 89:05:000000:6687 (ёмкость 1500 м3) (л.д. 19-20 т. 1), в отношении сооружения с кадастровым номером 89:05:000000:6694 (ёмкость 25 м3) (л.д. 21-22 т.1), в отношении сооружения с кадастровым номером 89:05:000000:6696 (ёмкость 25 м3) (л.д. 23-24 т. 1), схемой трубопровода жидкого топлива котельных № 2,3 п. Уренгой. (л.д. 32 т. 1).
Из указанных документов следует, что резервуарный парк котельных №2,3 в п. Уренгой, используемый ответчиком АО «Ямалкоммунэнерго», состоит из резервуаров объемами 1500 м3, 25 м3, 25 м3, 30 м3, 50 м3, 20 м3, то есть всего 1650 м3.
Фактическое наличие в резервуарном парке котельных №2,3 перечисленных резервуаров, предназначенных для хранения дизельного топлива, ответчиком не оспаривалось.
В соответствии с «ГОСТ 305-2013. Межгосударственный стандарт. Топливо дизельное. Технические условия» (введен в действие Приказом Росстандарта от 22.11.2013 № 1871-ст), а именно - таблицей 1 (п. 16), устанавливающей требования к топливу, плотность топлива при 15°C составляет от 833,5 кг/м3 до 863,4 кг/м3. Из этого следует, что объем дизельного топлива 1650 м3 превышает 1000 тонн.
Доводы ответчика о том, что после проведения им реконструкции спорного резервуарного парка ГСМ он уже не будет отвечать критериям опасного производственного объекта, обоснованно отклонены судом.
В соответствии с подп. «г» п. 5.1 упомянутого выше концессионного соглашения концессионер за свой счет на стадии эксплуатации объекта поддерживает его и иное имущество в исправном состоянии, проводит за свой счет текущий, капитальный ремонт, а также аварийно-восстановительные работы, несет расходы на содержание объекта соглашения и иного имущества, осуществляет теплоснабжение в соответствии с условиями соглашения, а также оказывает услуги по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства к объекту соглашения.
Согласно п. 5.9 концессионного соглашения концессионер обязан осуществить создание и (или) реконструкцию объектов имущества в составе объекта соглашения в соответствии с заданием и основными мероприятиями, предусмотренными приложением №5 к соглашению.
В соответствии с п. 5.18 концессионного соглашения концессионер обязуется выполнить строительство и/или реконструкцию, осуществить ввод в эксплуатацию объектов имущества в составе объекта соглашения с установленными технико-экономическими показателями и сроками, указанными в приложении №5, в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, и обязательными требованиями, установленными в соответствии с ним.
Пунктом 5.19 концессионного соглашения установлено, что под реконструкцией понимается, в том числе, изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема).
В соответствии с приложением №5 к концессионному соглашению (задание и основные мероприятия) им предусмотрено проведение в пгт. Уренгой, в том числе, модернизации котельной №3, которая включает в себя разработку проектных решений; сборку и установку стальных конструкций; сборку и установку стальных конструкций резервуара 500 м3 для резервного топлива котельной №2,3. Мероприятие проводится для хранения резервного запаса топлива. Планируемый срок реализация мероприятия - 2024 год (л.д. 76 т. 4).
В то же время приложением №5 в пгт. Уренгой не запланировано проведение демонтажа резервуара объемом 1500 м3, на что ссылался ответчик при рассмотрении дела судом первой инстанции.
Таким образом, установка резервуара 500 м3 в котельной №2, в п. Уренгой предусмотрена концессионным соглашением не вместо резервуара объемом 1500 м3, а наряду с ним.
Приказом Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса ЯНАО от 24.04.2014 № 35-т утверждена инвестиционная программа филиала АО «Ямалкоммунэнерго» в Пуровском районе «Тепло» по развитию системы теплоснабжения муниципального образования город Тарко-Сале, на 2014 - 2020 годы.
В данный приказ были внесены изменения приказом Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса ЯНАО от 17.12.2019 №339-т.
С учетом изменений, инвестиционная программа (приложение №1) предусматривает проведение в п. Уренгой следующих мероприятий:
- строительство новых объектов системы централизованного теплоснабжения, не связанных с подключением новых потребителей, в том числе строительство новых тепловых сетей - строительство ПНС-1 (концессия);
- реконструкция или модернизация существующих объектов в целях снижения уровня износа существующих объектов и (или) поставки энергии от разных источников - техническое перевооружение магистральных сетей ТВС от котельной №3 до ТК 150 (концессия);
- реконструкция или модернизация существующих объектов системы централизованного теплоснабжения, за исключением тепловых сетей - модернизация котельной ПАКУ «Таежный» Блок 1 (концессия); модернизация котельной №3 (концессия).
Последнее из указанных мероприятий проводится для повышения надежности системы теплоснабжения, повышения коэффициента полезного действия, уменьшения расхода топлива, для создания нормативного запаса резервного топлива.
Таким образом, из содержания инвестиционной программы также не следует, что модернизация котельных в п. Уренгой предусматривает демонтаж одного из резервуаров для хранения ГСМ котельной.
В соответствии с представленным ответчиком договором подряда №ПТ-54-09-2021-55136, заключенном им как заказчиком с ООО «СИБ-Энерго» как с подрядчиком, а именно - техническим заданием к договору предусмотрено выполнение проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ на объекте «Модернизация котельной №3 в п. Уренгой (строительство емкости 500 м3 для резервного топлива котельных №2,3)». Согласно п. 1.10 технического задания строительно-монтажные работы предусматривают проведение демонтажа существующего РВС-1500, устройство фундамента под резервуар и монтаж резервуара РВС-500 на подготовленный фундамент (л.д. 103 т. 4).
Вместе с тем, согласно техническому заданию к указанному договору, впоследствии представленному в суд ответчиком, оно предусматривает демонтаж иного резервуара - РВС 2000 с устройством фундамента и монтажом резервуара РВС-500 на подготовленный фундамент (л.д. 76 т. 5).
Представитель ответчика АО «Ямалкоммунэнерго» Пупкова О.И. в судебном заседании в суде первой инстанции пояснила, что на данный момент демонтирована емкость на 2000 м3, которая по документам не значилась, в аукционной документации, представленной в суд, на которую ответчик ссылался в отзыве на исковое заявление, допущена ошибка в части демонтажа емкости 1500 м3.
Таким образом, ответчиком признано, что работы по модернизации котельных №2,3 в п. Уренгой не предполагают демонтаж резервуара объемом 1500 м3.
Судом в решении также отмечено, что согласно аукционной документации предполагается проведение демонтажа резервуара объемом 2000 м3, который не входит в спорный парк ГСМ и в состав имущества, переданного АО «Ямалкоммунэнерго в пользование, соответственно не влияет на объем емкостей для хранения ГСМ.
Доказательств демонтажа резервуара объемом 1500 м3, что могло бы повлиять на общий размер емкостей, не представлено ответчиком АО «Ямалкоммунэнерго» ни в суд первой, ни в суд апелляционной инстанции.
В то же время монтаж емкости на 500м3, как верно указал суд, только увеличивает объем парка ГСМ.
Также суд правомерно отклонил доводы ответчика о том, что ранее емкость 1500 м3 использовалась под техническую воду (л.д.57-59 том 4) и переведена под хранение дизельного топлива временно, а после монтажа емкости 500 м3 емкость 1500 м3 будет впоследствии вновь переведена под хранение технической воды. Суд верно указал, что на момент рассмотрения дела данная емкость использовалась именно под хранение ГСМ, не выпарена и не очищена в установленном порядке, а потому представляет вероятную опасность воспламенения и подлежит учету в числе парка ГСМ. На дату рассмотрения дела судом первой инстанции доказательства изменения назначения резервуара объемом 1500 м3 не представлены. Такие доказательства не представлены и в суд апелляционной инстанции. Представленными ответчиком АО «Ямалкоммунэнерго» в суд апелляционной инстанции документами не подтверждается факт демонтажа резервуара 1500 м3 или осуществление перевода его под хранение технической воды.
Также судом обоснованно отклонены доводы ответчика АО «Ямалкоммунэнерго» о том, что фактически резервуарный парк ГСМ используется им для хранения дизельного топлива весом меньше 1000 тонн.
В обоснование данных доводов ответчик ссылается на нормативы запасов дизельного топлива в п. Уренгой, утвержденные приказом Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-ненецкого автономного округа от 07.08.2023 №22-Н; объемы поставки дизельного топлива в соответствии с заключенным ответчиком с ООО «НефтеПрогресс» договором поставки; объемы остатков дизельного топлива котельной №3, которые указаны в актах снятия остатков жидкого топлива.
Между тем, фактический объем топлива, который хранится ответчиком АО «Ямалкоммунэнерго» в резервуарах спорного резервуарного парка ГСМ, не имеет значения, поскольку в соответствии с приведенными выше положениями пункта 1 приложения 2 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» классы опасности опасных производственных объектов устанавливаются исходя из количества опасного вещества или опасных веществ, которые одновременно не только находятся, но и могут находиться на опасном производственном объекте. На спорном объекте может находиться одновременно более 1000 тонн дизельного топлива, в силу чего он относится к III классу опасности.
Вместе с тем, в соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 №1371 утверждены Правила регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов. Согласно п. 5 Правил для регистрации объектов в государственном реестре организации и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие эти объекты, не позднее 10 рабочих дней со дня начала их эксплуатации представляют в установленном порядке на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сведения, характеризующие каждый объект. В случае если регистрацию объектов в государственном реестре осуществляет Федеральная служба безопасности Российской Федерации, указанные сведения представляются на бумажном носителе.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) от 30.11.2020 № 471 утверждены Требования к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, формы свидетельства о регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов.
В соответствии с п. 2 Требований они устанавливают порядок регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов (далее - государственный реестр).
Согласно п. 3 Требований они обязательны для выполнения всеми юридическими лицами, образованными в соответствии с законодательством Российской Федерации, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими (планирующими осуществлять) эксплуатацию опасных производственных объектов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании (далее - эксплуатирующая организация).
В силу п. 5 Требований регистрация опасных производственных объектов в государственном реестре осуществляется с целью их учета и присвоения им класса опасности.
На основании п. 6 Требований отнесение объектов к опасным производственным объектам осуществляется эксплуатирующей организацией на основании проведения их идентификации в соответствии с Требованиями.
В соответствии с п. 9 Требований, на основании данных, полученных в ходе идентификации объекта, а также проведенного анализа, указанного в пункте 8 настоящих Требований, эксплуатирующая организация формирует сведения, характеризующие опасный производственный объект.
В соответствии с п. 10 Требований, при проведении идентификации учитывается, что к опасным производственным объектам относятся предприятие или его цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
При проведении идентификации необходимо учитывать, что опасным производственным объектом не является отдельный механизм, оборудование (техническое устройство), емкость с опасным веществом, сосуд под избыточным давлением. Опасным производственным объектом является определенная площадка производства, на которой при осуществлении определенного вида деятельности применяется то или иное техническое устройство, есть обращение опасного вещества или горючей пыли.
Пунктом 5.31 вышеуказанного концессионного соглашения на АО «Ямалкоммунэнерго» как на концессионера возложена обязанность обеспечивать выполнение требований природоохранного, санитарного, земельного законодательства, законодательства о технической безопасности особо опасных производственных объектов (л.д. 75 т. 1).
Таким образом, ввиду отнесения спорного объекта - резервуарного парка котельных №2,3 к опасным производственным объектам III класса опасности, на ответчике АО «Ямалкоммунэнерго» как на лице, в эксплуатацию которого передан данный объект на основании концессионного соглашения, лежит обязанность по регистрации данного объекта в государственном реестре опасных производственных объектов в соответствии с приведенными выше нормами.
При таких обстоятельствах суд пришел к верному выводу о признании незаконными действий АО «Ямалкоммунэнерго» по эксплуатации объекта «Резервуарный парк котельных №2,3» объемом 1650 м3, расположенного по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район, п. Уренгой, без регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов и о возложении на АО «Ямалкоммунэнерго» обязанности зарегистрировать указанный объект в государственном реестре опасных производственных объектов
При этом, как верно указал суд, МУП «Пуровские электрические сети», Администрация Пуровского района являются ненадлежащими ответчиками по делу, а потому оснований для удовлетворения исковых требований прокурора к данным ответчикам у суда не имелось.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы АО «Ямалкоммунэнерго» не содержат оснований к отмене обжалуемого судебного постановления, поскольку не опровергают выводов суда и не свидетельствуют о допущенной судебной ошибке с позиции правильного применения норм процессуального и материального права, а потому отклоняются как несостоятельные.
Оснований для изменения или отмены решения суда, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется. В удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пуровского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 31.07.2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика АО «Ямалкоммунэнерго» - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 09.12.2024.
Председательствующий
Судьи