№ 2а-5612/18-24
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 августа 2018 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
в составе председательствующего судьи Картавых М.Н.,
при секретаре Журковой М.О.,
представителя административного истца
помощника Карельского транспортного прокурора Ильницкого В.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Карельского транспортного прокурора, поданное в защиту прав, свобод неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации, к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Карелия о признании сайта http://petrozavodsk.diplomkknam.com в информационно коммуникационной сети «Интернет» информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,
установил:
Карельский транспортный прокурор (далее – административный истец, заявитель, прокурор) обратился в суд с требованиями в защиту прав, свобод неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Карелия (далее – Управление, административный ответчик) о признании сайта http://petrozavodsk.diplomkknam.com (далее – спорный сайт) в информационно-коммуникационной сети «Интернет» информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Представитель административного истца в ходе рассмотрения дела на требованиях настаивал.
Представитель административного ответчика, извещенного о месте и времени слушания дела, представил письменный отзыв, в котором не оспаривает обоснованность отнесения спорного сайта к информации, распространение которой подлежит признанию запрещенной.
Заслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Управление является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), то есть в силу взаимосвязанных положений пп. 1, 4, 5.1.7, 5.2(1).8 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 № 228 (далее – Положение № 228), осуществляет создание, формирование и ведение единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее – единый реестр) и устанавливает порядок взаимодействия оператора единого реестра с провайдером хостинга и порядок получения доступа к содержащейся в едином реестре информации оператором связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
На спорном сайте, зарегистрированном на основании заявления лица, точные данные о котором неизвестны, размещена информация с предложением купить диплом о высшем образовании в городах России, в том числе городе Петрозаводске.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела.
Согласно абзацам четвертому, пятому пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
В соответствие с взаимосвязанными положениями ч. 2 ст. 17, ч. 4 ст. 29 Конституции РФ право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом неотчуждаемо и принадлежит каждому от рождения.
В соответствие с п. 1 ч. 1 ст. 1, п. 1 ст. 3 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон № 149-ФЗ) указанным Федеральным законом регулируются отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, правовое регулирование которых основывается на принципах свободы поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом.
Регулируемые Законом № 149-ФЗ общественные отношения, связанные с ограничением и запрещением доступа к информации в силу взаимосвязанных положений пп. 17, 18 ст. 2, ч. 1, п. 4 ч. 3 ст. 5, ч. 6 ст. 10, ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ, как не основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, предполагающие реализацию публично-властных полномочий по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к лицам, обладающим, производящим, распространяющим (в том числе, владельцам сайтов), ищущим и получающим информацию, а равно содействующим им в этом (в том числе, провайдерам хостингов и оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») являются объектом регулирования публичных правоотношений, в связи с чем вопрос о признании информации распространение которой в Российской Федерации запрещено, подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства РФ.
О публичном характере рассмотрения вопросов об ограничении доступа к информации свидетельствуют и изменения, внесенные в Кодекс административного судопроизводства РФ Федеральным законом от 01.05.2017 № 87-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которому к делам, разрешаемым в порядке, предусмотренном его главой 27, отнесены дела об ограничении доступа к аудиовизуальному сервису.
В силу ч. 3 ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ, пп. 1, 4, 5.1.7, 5.2(1).8 Положения № 228 создание, формирование и ведение единого реестра и установление порядков взаимодействия оператора единого реестра с провайдером хостинга и получения доступа к содержащейся в едином реестре информации оператором связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» осуществляется в соответствие с Правилами создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101 (далее – Правила № 1101) Роскомнадзором и его территориальными подразделениями, в том числе, Управлением.
В соответствие с ч. 3, п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ, п. 9 Правил № 1101 именно на Управлении, как территориальном подразделении Роскомнадзора, лежит обязанность по внесению в единый реестр записи на основании вступившего в законную силу решения суда о признании.
Имеющиеся данные о владельце спорного сайта отсутствуют либо имеющиеся данные о котором не позволяют с достаточной степенью оперативности (в том числе, имея ввиду положения чч. 7, 8, 10 ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ, пп. 7-10, 13 Правил № 1101) ограничить доступ к спорному сайту, чем в значительной степени снижается эффективность принятия мер реагирования на размещение распространяемой посредством сети «Интернет» запрещенной информации. Ведение единого реестра и включение в него соответствующей информации относится к компетенции Роскомнадзора и его территориальных подразделений.
Таким образом, Управление является надлежащим административным ответчиком по настоящему делу, имея ввиду и то обстоятельство, что Кодекс административного судопроизводства РФ не предполагает инициирования и рассмотрения административного дела в отсутствие административного ответчика.
При этом суд также учитывает правовой подход, сформулированный в п. 62 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», согласно которому при отсутствии наследников продавца либо при ликвидации продавца – юридического лица, покупатель недвижимого имущества вправе обратиться за регистрацией перехода права собственности, а отказ государственного регистратора зарегистрировать переход права собственности в связи с отсутствием заявления продавца может быть обжалован в суд по правилам главы 25 ГПК РФ.
На спорном сайте размещена информация, с предложениями купить диплом по направлениям: подвижной состав железных дорог, эксплуатация железных дорог, а также другие дипломы, без прохождения установленной законом процедуры обучения. При этом, все страницы указанного сайта содержат данную информацию.
Таким образом, лица, купившие диплом о среднем/высшем образовании без прохождения государственной итоговой аттестации в отсутствие законных оснований могут быть допущены к работе на железнодорожном транспорте.
Данная информация фактически способствует совершению уголовно наказуемых деяний, посягающих на авторитет государственной власти, нарушает установленный порядок создания, приобретения и оборота документов, таких как незаконное приобретение или сбыт официальных документов, а также подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков в целях их использования, ответственность за которые предусмотрена ст.ст. 324 и 327 Уголовного кодекса Российской Федерации.
С учетом характера размещаемой информации, п. 1 ст. 7 ФЗ «О рекламе», прихожу к выводу, что информация, содержащаяся на указанном сайте, является запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Имея ввиду содержание спорного сайта, имеющего очевидную направленность на изготовление и сбыт подложных документов, правовую позицию, содержащуюся в определении Конституционного Суда РФ от 22.12.2015 № 3024-О, суд полагает необходимым признать весь спорный сайт целиком информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227, 228, 295-298 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административный иск удовлетворить.
Признать информацию, распространяемую посредством сети «Интернет», размещенную в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на интернет-сайте http://petrozavodsk.diplomkknam.com информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение суда направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения интернет-сайта http://petrozavodsk.diplomkknam.com в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Петрозаводский городской суд Республики Карелия.
Судья М.Н.Картавых
Мотивированное решение изготовлено 15.08.2018.