Судья Старшая Ю.А. Дело № 33а-14782/2019
учет 120а
АПЕЛЛЯЦРРћРќРќРћР• ОПРЕДЕЛЕНРР•
10 сентября 2019 года город Казань
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего СЃСѓРґСЊРё Сибгатуллиной Р›.Р.,
судей Моисеевой Н.Н.. Гафиятуллина Ш.Ш.,
при секретаре судебного заседания Сахабутдиновой Р.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Моисеевой Н.Н. административное дело по апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 14 июня 2019 года, которым постановлено:
административное исковое заявление Гайнуллина Аниса Кутдусовича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка удовлетворить.
Определить кадастровую стоимость земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственных целей) с кадастровым номером ...., площадью 6 612 квадратных метров, расположенного по адресу: <адрес>, в размере 2 750 592 рубля по состоянию на 1 января 2015 года.
Указанные сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором административным истцом подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, то есть с 1 января 2018 года, а также учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, то есть с 1 января 2016 года, на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 28 декабря 2018 года.
Проверив материалы административного дела, РѕР±СЃСѓРґРёРІ РґРѕРІРѕРґС‹ апелляционной жалобы, заслушав представителя административного истца Гайнуллина Рђ.Рљ. – Сафина Р.Р®., полагавшего решение СЃСѓРґР° подлежащим оставлению без изменения, Р° апелляционную жалобу - подлежащей оставлению без удовлетворения, судебная коллегия
установила:
Гайнуллин А.К. (далее по тексту – административный истец) обратился в суд с административным иском к Министерству земельных имущественных отношений Республики Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственных целей) с кадастровым номером ...., площадью 6 612 квадратных метров, расположенного по адресу: <адрес> поставленного на государственный кадастровый учет 26 мая 2007 года.
В обоснование заявленных требований указано, что кадастровая стоимость принадлежащего Гайнуллину А.К. на праве собственности земельного участка с кадастровым номером .... определенная в размере 7 570 872 рубля 24 копейки по состоянию на 1 января 2015 года, нарушает его права как плательщика налога.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· изложенного, административный истец РїСЂРѕСЃРёР» СЃСѓРґ установить кадастровую стоимость земельного участка, указав ее равной рыночной стоимости РїРѕ состоянию РЅР° 1 января 2015 РіРѕРґР° РІ размере 2 148 900 рублей.
Суд первой инстанции поставил решение в вышеприведенной формулировке.
РЎ решением СЃСѓРґР° РЅРµ согласился административный ответчик – Министерство земельных Рё имущественных отношений Республики Татарстан, РІ апелляционной жалобе ставится РІРѕРїСЂРѕСЃ Рѕ его отмене РїРѕ мотивам необоснованности заключения судебной экспертизы, выполненного экспертом Р¤РРћ9., несоответствия данного заключения требованиям закона Рё федеральных стандартов оценки, неправильного определения рыночной стоимости земельного участка.
Лица, участвующие в деле о времени и месте настоящего судебного разбирательства извещены.
Представитель административного истца Гайнуллина Рђ.Рљ.– Сафин Р.Р®. полагал решение СЃСѓРґР° подлежащим оставлению без изменения, Р° апелляционную жалобу - подлежащей оставлению без удовлетворения.
Министерство земельных Рё имущественных отношений Республики Татарстан, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра Рё картографии», Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра Рё картографии РїРѕ Республике Татарстан, Рсполнительный комитет муниципального образования РіРѕСЂРѕРґ «Нурлат» Нурлатского муниципального района Республики Татарстан надлежащим образом извещенные Рѕ времени Рё месте рассмотрения дела, представителей РІ СЃСѓРґ РЅРµ направили.
В соответствии со статьями 150, 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся в судебное заседание участников судебного разбирательства.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
Согласно части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом.
Рассмотрение данной категории дел осуществляется в порядке, установленном главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В соответствии с частью 5 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по формальным соображениям.
Как установлено пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, формами платы за использование земли является земельный налог и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5).
На основании пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 Налогового кодекса Российской Федерации).
В пункте 1.1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
РР· материалов дела следует, что административный истец является собственником земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственных целей) СЃ кадастровым номером ...., площадью 6 612 квадратных метров, расположенного РїРѕ адресу: <адрес>, поставленного РЅР° государственный кадастровый учет 26 мая 2007 РіРѕРґР°.
Кадастровая стоимость названного земельного участка определена по состоянию на 1 января 2015 года, подлежит применению для целей налогообложения с 1 января 2016 года на основании распоряжения Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2015 года № 2846-р «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Республики Татарстан (за исключением земель населенного пункта города Казани)» и составляет 7 570 872 рубля 24 копейки.
РР· представленного административным истцом отчета в„– 007-19 РѕС‚ 5 февраля 2019 РіРѕРґР° РѕР± оценке рыночной стоимости земельного участка, подготовленного обществом СЃ ограниченной ответственностью «МОК» РїРѕ инициативе административного истца следует, что рыночная стоимость земельного участка СЃ кадастровым номером .... РїРѕ состоянию РЅР° 1 января 2015 РіРѕРґР° составила 2 148 900 рублей.
По ходатайству представителя административного ответчика Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан определением Верховного Суда Республики Татарстан от 6 марта 2019 года назначалась экспертиза для определения достоверности, правильности оценки рыночной стоимости земельного участка, соответствия отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности и определения рыночной стоимости земельного участка, в отношении которого утверждена оспариваемая кадастровая стоимость.
В силу статей 82, 83 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение эксперта (комиссии экспертов) не является для суда обязательным и оценивается судом по правилам, установленным статьей 84 настоящего Кодекса. Несогласие суда с заключением эксперта (комиссии экспертов) должно быть мотивировано в решении или определении суда.
Если заключение эксперта (комиссии экспертов) будет признано судом неполным или неясным, суд может назначить дополнительную экспертизу, поручив ее проведение тому же или другому эксперту (той же или другой комиссии экспертов).
Статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Доказательство признается судом достоверным, если в результате его проверки и исследования суд придет к выводу, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.
РР· заключения в„– 3Р°-268/2019/РџРќ РѕС‚ 30 апреля 2019 РіРѕРґР° эксперта общества СЃ ограниченной ответственностью «Ди СЌРЅРґ РР» Оценка» Р¤РРћ10 следует, что отчет в„– 007-19 РѕС‚ 5 февраля 2019 РіРѕРґР° РѕР± оценке рыночной стоимости земельного участка, подготовленный обществом СЃ ограниченной ответственностью «МОК» РїРѕ инициативе Гайнуллина Рђ.Рљ., согласно которому рыночная стоимость земельного участка СЃ кадастровым номером .... РїРѕ состоянию РЅР° 1 января 2015 РіРѕРґР° составила 2 148 900 рублей, РЅРµ соответствует требованиям законодательства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± оценочной деятельности.
При этом эксперт пришел к выводу о том, что величина рыночной стоимости спорного земельного участка определена в нем неправильно.
Вместе с тем, отвечая на поставленный судом вопрос, эксперт определил рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером .... которая по состоянию на 1 января 2015 года, согласно заключению, составляет 2 750 592 рубля.
Удовлетворяя административные исковые требования, суд исходил из рыночной стоимости указанного земельного участка, определенной заключением эксперта, с учетом того, что данное заключение в полном объеме соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда.
Как следует РёР· материалов дела, судебный эксперт Р¤РРћ11. РІ установленном законом РїРѕСЂСЏРґРєРµ предупреждена РѕР± уголовной ответственности РїРѕ статье 307 Уголовного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± уголовной ответственности Р·Р° дачу заведомо ложного заключения. РћРЅР° является членом общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков», имеет диплом Рѕ профессиональной переподготовке РїРѕ программе «Оценка стоимости предприятия (бизнеса)В» РѕС‚ 2002 РіРѕРґР° Рё стаж работы РІ оценочной деятельности 18 лет, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем квалификация судебного эксперта как специалиста сомнений Сѓ СЃСѓРґР° РЅРµ вызывает.
Заключение содержит результаты анализа наиболее эффективного использования земельного участка, исследования сегмента рынка, а также анализа остальных внешних факторов, не относящихся непосредственно к объекту оценки, но влияющих на его стоимость. Корректировки к объектам - аналогам проведены по наиболее существенным ценообразующим факторам, их применение обоснованно, а также подтверждено ссылками на достоверные источники или математические формулы, расчеты не содержат математических, методических и арифметических ошибок и являются правильными.
Подробно описан процесс оценки земельного участка, обоснован выбор объектов – аналогов, приведена особенность корректировки, подробный расчет рыночной стоимости земельного участка с использованием сравнительного подхода.
Указанное заключение эксперта неясностей не содержит, оснований сомневаться в обоснованности и правильности данного заключения не имеется.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан о необоснованности заключения судебной экспертизы, выполненного экспертом Желновой Л.М. несоответствии его требованиям закона и федеральных стандартов оценки, неправильном определении рыночной стоимости земельного участка, неубедительны, не подтверждены допустимыми доказательствами и не могут повлечь отмену решения суда.
Таким образом, обжалуемое решение является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Статья 41 Федерального закона от 31 мая 2001 года №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» предусматривает, что в соответствии с нормами процессуального законодательства Российской Федерации судебная экспертиза может производиться вне государственных судебно-экспертных учреждений лицами, обладающими специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла, но не являющимися государственными судебными экспертами.
На судебно-экспертную деятельность лиц, указанных в части первой настоящей статьи, распространяется действие статей 2, 3, 4, 6 - 8, 16 и 17, части второй статьи 18, статей 24 и 25 настоящего Федерального закона.
В связи с этим подлежит отклонению как несостоятельный довод апелляционной жалобы о несоответствии заключения судебного эксперта требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Рные РґРѕРІРѕРґС‹ апелляционной жалобы выводов СЃСѓРґР° первой инстанции РїРѕ данному делу Рё вышеизложенных установленных РІ С…РѕРґРµ судебного разбирательства обстоятельств РЅРµ опровергают, фактически сводятся Рє повторению РґРѕРІРѕРґРѕРІ административного ответчика, приводившихся РёРј РІ обоснование своей позиции Рѕ несогласии СЃ заключением судебного эксперта, которые РІ установленном законом РїРѕСЂСЏРґРєРµ были оценены СЃСѓРґРѕРј первой инстанции, Рё отмену обжалуемого судебного акта также повлечь РЅРµ РјРѕРіСѓС‚.
Рмеющие значение для обстоятельства определены СЃСѓРґРѕРј правильно, РїСЂРё этом нарушения РЅРѕСЂРј материального права Рё РЅРѕСЂРј процессуального права СЃСѓРґРѕРј допущено РЅРµ было.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛРЛА:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 14 июня 2019 года по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в суд кассационной инстанции.
Председательствующий
РЎСѓРґСЊРё