Решение по делу № 8Г-18014/2022 [88-18328/2022] от 14.10.2022

УИД 66RS0009-01-2021-005640-47

Дело № 88-18328/2022

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Челябинск                                                                          29 ноября 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего    Давыдовой Т.И.,

судей                    Грудновой А.В., Шушкевич О.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-328/2022 по иску прокурора Ленинского района г. Нижнего Тагила в интересах Райхерта Александра Алексеевича к федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор № 3» Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Свердловской области, Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Свердловской области, Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации о взыскании компенсационной выплаты, возложении обязанности по финансированию,

по кассационной жалобе федерального казенного учреждения «Следственный изолятор № 3» Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Свердловской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 01 июля 2022 года.

Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Давыдовой Т.И. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, выслушав прокурора Пятого отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Москвитина Н.Н., полагавшего кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

прокурор Ленинского района г. Нижний Тагил, действуя в интересах Райхерта А.А., обратился с иском к федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор № 3» Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Свердловской области (далее по тексту – ФКУ «Следственный изолятор № 3» ГУФСИН России по Свердловской области), Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Свердловской области (далее по тексту – ГУФСИН России по Свердловской области), Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации (далее по тексту – ФСИН России) о взыскании в пользу Райхерта А.А. стимулирующей выплаты за работу с лицами, заболевшими новой коронавирусной инфекцией, за декабрь 2020 года в размере 28 736 руб.

В обоснование заявленных требований прокурор Ленинского района г. Нижний Тагил сослался на то, что Райхерт А.А. проходит службу в ФКУ «Следственный изолятор № 3» ГУФСИН по Свердловской области, занимая с 12 декабря 2018 года должность младшего инспектора дежурной службы. В декабре 2020 года Райхерт А.А. контактировал на службе с лицами, заболевшими коронавирусной инфекцией. Даты служебных дней, когда такие контакты имели место, зафиксированы в соответствующих табелях учета служебного времени ФКУ «Следственный изолятор № 3» ГУФСИН России по Свердловской области: 02, 04, 07, 10, 13, 16, 19, 22, 25 декабря 2020 года. ФКУ «Следственный изолятор № 3» ГУФСИН России по Свердловской области Райхерту А.А. начислена стимулирующая выплата за декабрь 2020 года в размере 28 736 руб., однако выплачена не была. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 08 мая 2020 года № 1230-р ФСИН России из резервного фонда Правительства Российской Федерации в 2020 году выделены бюджетные ассигнования в целях осуществления дополнительного денежного стимулирования сотрудников подведомственных учреждений за работу с лицами, заболевшими новой коронавирусной инфекцией. Однако у ФКУ «Следственный изолятор № 3» ГУФСИН России по Свердловской области отсутствуют доведенные лимиты для выплаты денежных средств всем сотрудникам, контактировавшим с лицами, заболевшими короновирусной инфекцией, в качестве стимулирующей выплаты.

Решением Ленинского районного суда г. Нижний Тагил Свердловской области от 13 апреля 2022 года в удовлетворении исковых требований отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 19 июля 2022 года решение Ленинского районного суда г. Нижний Тагил Свердловской области от 13 апреля 2022 года отменено в части отказа в удовлетворении исковых требований к ФКУ «Следственный изолятор № 3» ГУФСИН России по Свердловской области, в указанной части принято новое решение, которым с ФКУ «Следственный изолятор № 3» ГУФСИН России по Свердловской области в пользу Райхерта А.А. взыскана стимулирующая выплата в размере 28 736 руб., в остальной части решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе представитель ФКУ «Следственный изолятор № 3» ГУФСИН России по Свердловской области ставит вопрос об отмене апелляционного определения, как незаконного, вынесенного с нарушением норм материального права.

В обоснование доводов кассационной жалобы представитель ФКУ «Следственный изолятор № 3» ГУФСИН России по Свердловской области указывает на то, что начисление стимулирующей выплаты истцу за декабрь 2020 года произведено ошибочно; в декабре 2020 года постановление Правительства Российской Федерации от 29 августа 2020 года № 1312, в соответствии с которым производились выплаты, не действовало; действующим постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2020 года № 1896 выплаты стимулирующего характера за особые условия груда и дополнительную нагрузку и выплаты стимулирующего характера за сложность выполняемых задач, не предусмотрены.

        Стороны в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает апелляционное определение подлежащим отмене ввиду неправильного применения судом норм материального права.

Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что с 12 декабря 2018 года Райхерт А.А. проходил службу в ФКУ «Следственный изолятор № 3» ГУФСИН России по Свердловской области, занимал должность младшего инспектора дежурной службы.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 августа 2020 года № 1312 «Об установлении в 2020 году выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку и выплаты стимулирующего характера за сложность выполняемых задач медицинским работникам, военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, сотрудникам, имеющим специальные звания и проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, организаций, учреждений, воинских частей, органов управления, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, а также федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова», оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, а также осуществляющим государственный санитарно-эпидемиологический надзор (санитарно-эпидемические (профилактические) мероприятия) и мероприятия по его обеспечению в рамках деятельности по противодействию распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации», были установлены выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку, выплаты стимулирующего характера за сложность выполняемых задач, в том числе сотрудникам, имеющим специальные звания и проходящими службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией.

Финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией настоящего постановления, осуществлялось за счет и в пределах бюджетных ассигнований, выделяемых из резервного фонда Правительства Российской Федерации федеральным органам исполнительной власти.

Выплаты стимулирующего характера, указанные в пунктах 1 и 2 настоящего постановления, осуществляются за период с 01 апреля 2020 года, но не ранее даты регистрации на территории субъекта Российской Федерации подтвержденного случая новой коронавирусной инфекции, за фактически отработанное время, время исполнения обязанностей военной службы (выполнения служебных обязанностей).

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 08 мая 2020 года № 1230-р «О выделении ФСИН России из резервного фонда Правительства Российской Федерации в 2020 году бюджетных ассигнований в целях осуществления дополнительного денежного стимулирования сотрудников подведомственных учреждений за работу с лицами, заболевшими новой коронавирусной инфекцией» ФСИН России из резервного фонда Правительства Российской Федерации в 2020 году были выделены бюджетные ассигнования в объеме 122,6502 млн. руб. в целях осуществления дополнительного денежного стимулирования сотрудников подведомственных учреждений за работу с лицами, заболевшими новой коронавирусной инфекцией.

За ноябрь 2020 года Райхерту А.А. выплачена разовая премия за работу с лицами, заболевшими новой коронавирусной инфекцией, в сумме 12 470,37 руб.

Согласно табелю учета рабочего времени за период с 01 по 31 декабря 2020 года Райхерт А.А., находясь на службе в ФКУ «Следственный изолятор № 3» ГУФСИН России по Свердловской области, контактировал с лицами, содержащимися под стражей, которым в установленном порядке было диагностировано заболевание «коронавирусная инфекция» – 02, 04, 07, 10, 13, 16, 19, 22, 25 декабря 2020 года.

Райхерт А.А. был включен в список лиц, контактирующих с заболевшими новой коронавирусной инфекцией в декабре 2020 года, сумма потребности по данному сотруднику в декабре 2020 года указана в размере 28 736 руб.

Выплата в указанном размере Райхерту А.А. за работу с лицами, содержащимися под стражей, которым в установленном порядке было диагностировано заболевание «коронавирусная инфекция», произведена не была.

В приказ о поощрении сотрудников ФКУ «Следственный изолятор № 3» ГУФСИН России по Свердловской области от 31 декабря 2020 года № 205-м в части выплаты разовой премии за работу с лицами, заболевшими новой коронавирусной инфекцией, в декабре 2020 года Райхерт А.А. включен не был.

Письмом от 25 февраля 2021 года временно исполняющий обязанности начальника внутренней службы Кадомцев М.С. просил выделить лимиты бюджетных обязательств на возмещение недоплаты дополнительного денежного стимулирования сотрудников за работу с лицами, заболевшими новой коронавирусной инфекцией.

Согласно письму ГУФСИН России по Свердловской области поступил ответ от 16 марта 2021 года финансирование осуществлялось по статье РП 0305 ЦС 4230392501 ВР 131 только в рамках 2020 года, в соответствии с действием распоряжения Правительства Российской Федерации от 08 мая 2020 года № 1230-р. В 2021 году продление срока действия данного нормативного акта не предусмотрено, следовательно, не предусмотрено финансирование.

Разрешая возникший спор, суд первой инстанции исходил из того, что выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку и выплаты стимулирующего характера за сложность выполняемых задач, которые были предусмотрены утратившим свое действие постановлением Правительства Российской Федерации от 29 августа 2020 года № 1312, действующим постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2020 года № 1896 «О государственной социальной поддержке в 2020 - 2022 годах медицинских и иных работников, военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и по призыву, сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, военнослужащих спасательных воинских формирований, сотрудников и работников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, а также работников Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, организаций, учреждений, воинских частей, органов управления, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинских работников, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», не предусмотрены, в связи с чем пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для взыскания стимулирующей выплаты в пользу истца.

Апелляционная инстанция с указанными выводами суда первой инстанции не согласилась. Отменяя решение суда и принимая по делу новое решение об удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции исходил из того, что в спорный период Райхерт А.А. осуществляя службу и выполняя должностные обязанности, имел контакты с содержащимися в камерах лицами, заболевшими новой короновирусной инфекцией, спорная выплата стимулирующего характера ему была назначена, но не выплачена, ряду других сотрудников, проходивших службу в тот же период в аналогичных условиях, выплаты были произведены; не имеет правового значение тот факт, что выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку и выплаты стимулирующего характера за сложность выполняемых задач, которые были предусмотрены утратившим свое действие постановлением Правительства Российской Федерации от 29 августа 2020 года № 1312, не предусмотрены постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2020 года № 1896, поскольку заключенный истцом и ответчиком служебный контракт, заключенный в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», предусматривает возможность начисления и выплаты Райхерту А.А. стимулирующих выплат.

Взыскивая данную стимулирующую выплату с ФКУ «Следственный изолятор № 3» ГУФСИН России по Свердловской области суд апелляционной инстанции указал, что служебный контракт заключен истцом с ФКУ «Следственный изолятор № 3» ГУФСИН России по Свердловской области, истец проходил службу в данном учреждении, в связи с чем именно ФКУ Следственный изолятор № 3 ГУФСИН по Свердловской области является лицом, обеспечивающим истца денежным довольствием.

Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда апелляционной инстанции по следующим основаниям.

Прокурор, обращаясь в суд с иском, ссылался на наличие у истца права на получение стимулирующей выплаты в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 августа 2020 года № 1312, как у лица из группы риска заражения новой коронавирусной инфекцией, поскольку истец в декабре 2020 года при несении службы имел контакт с лицами, содержащимися в следственном изоляторе с подтвержденным диагнозом «коронавирусная инфекция».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 августа 2020 года № 1312 «Об установлении в 2020 году выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку и выплаты стимулирующего характера за сложность выполняемых задач медицинским работникам, военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, сотрудникам, имеющим специальные звания и проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, организаций, учреждений, воинских частей, органов управления, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, а также федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова», оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, а также осуществляющим государственный санитарно-эпидемиологический надзор (санитарно-эпидемические (профилактические) мероприятия) и мероприятия по его обеспечению в рамках деятельности по противодействию распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации», предусмотрены выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку, выплаты стимулирующего характера за сложность выполняемых задач, в том числе сотрудникам, имеющим специальные звания и проходящими службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией.

В соответствии с пунктом 1 указанного постановления на период с 01 апреля 2020 года устанавливается выплата стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку и выплата стимулирующего характера за сложность выполняемых задач медицинским работникам, … сотрудникам, имеющим специальные звания и проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы…, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией. Данным пунктом установлен конкретный перечень лиц, которым полагаются указанные выплаты и их размеры, и из содержание которого следует, что сотрудники, имеющие специальные звания и проходящие службу в учреждениях уголовно-исполнительной системы, имеют право на предусмотренные пунктом 1 стимулирующие выплаты при оказании медицинской помощи больным коронавирусной инфекцией.

В пункте 2 указанного постановления предусмотрен перечень лиц, которым полагается выплата стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку и выплата стимулирующего характера за сложность выполняемых задач, осуществляющим государственный санитарно-эпидемиологический надзор (санитарно-эпидемиологические (профилактические) мероприятия) и мероприятия по его обеспечению в рамках деятельности по противодействию распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации.

При этом порядок и условия осуществления выплат стимулирующего характера, указанных в пунктах 1, 2 постановления, должен был утвердить ФСИН России (пункт 7 постановления).

Удовлетворяя исковые требования, суд апелляционной инстанции не установил, к какой категории лиц относится Райхерт А.А., которым пунктами 1, 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29 августа 2020 года № 1312 установлены стимулирующие выплаты, при том, что он занимал должность младшего инспектора дежурной службы и его должностные обязанности, определенные должностной инструкцией от 16 февраля 2021 года, не имеют отношения к оказанию медицинской помощи и осуществлению государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Также судом апелляционной инстанции не принято во внимание то обстоятельство, что постановление Правительства Российской Федерации от 29 августа 2020 года № 1312 утратило силу 23 ноября 2020 года в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2020 года № 1896 «О государственной социальной поддержке в 2020 - 2022 годах медицинских и иных работников, военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и по призыву, сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, военнослужащих спасательных воинских формирований, сотрудников и работников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, а также работников Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, организаций, учреждений, воинских частей, органов управления, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинских работников, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».

Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, в декабре 2020 года стимулирующие выплаты, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 августа 2020 года № 1312, не могли начисляться и выплачиваться.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2020 года № 1896 в целях государственной социальной поддержки медицинских и иных работников, военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и по призыву, сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, военнослужащих спасательных воинских формирований, сотрудников и работников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, а также работников Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, организаций, учреждений, воинских частей, органов управления, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинских работников, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), установлена на период с 01 ноября 2020 года по 31 декабря 2022 года специальная социальная выплата за нормативную смену.

Райхерт А.А. не относится к числу лиц оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а также к числу медицинских работников, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

    С учетом установленных обстоятельств, принимая во внимание основания иска, приведенное правовое регулирование спорных правоотношений, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии правых оснований для взыскания в пользу Райхерта А.А. стимулирующей выплаты за декабрь 2020 года, предусмотренной утратившим свое действие постановлением Правительства Российской Федерации от 29 августа 2020 года № 1312.

    Вывод суда апелляционной инстанции о наличии оснований для взыскания с работодателя стимулирующей выплаты, основан на неправильном применении норм материального права.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 19 июля 2022 года в части отмены решения Ленинского районного суда г. Нижний Тагил Свердловской области от 13 апреля 2022 года о взыскании с федерального казенного учреждения «Следственный изолятор № 3» Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Свердловской области в пользу Райхерт Александра Алексеевича стимулирующей выплаты отменить.

Оставить в силе решение Ленинского районного суда г. Нижний Тагил Свердловской области от 13 апреля 2022 года.

Председательствующий

Судьи

29.11.2022Судебное заседание
29.11.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее