33-2742/2019 62RS0025-01-2019-000554-72
<>
судья Курбатова Н.В.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г.Рязань
16 октября 2019 года
Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда в составе:
председательствующего Насоновой В.Н.,
судей Споршевой С.В., Рогозиной Н.И.,
при помощнике Важине Я.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Скопинскому району Рязанской области (межрайонного) на решение Скопинского районного суда Рязанской области от 6 августа 2019 года, которым постановлено:
Исковые требования Воробьевой Валентины Алексеевны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда РФ по Скопинскому району Рязанской области (межрайонное) о досрочном назначении страховой пенсии по старости и включения в страховой стаж периодов работы и учебных отпусков удовлетворить частично.
Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного Фонда РФ по Скопинскому району Рязанской области включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, Воробьевой Валентине Алексеевне периоды ее работы в МБОУ «<скрыто> средняя общеобразовательная школа» Скопинского муниципального района Рязанской области с 01.01.2015г. по 13.09.2015г., с 19.09.2015г. по 06.12.2015г., с 13.12.2015г. по 13.03.2016г., с 27.03.2016г. по 31.08.2016г., и учебные отпуска с 14.09.2015г. по 18.09.2015г., с 07.12.2015г. по 12.12.2015г., с 14.03.2016г. по 26.03.2016г., с 26.09.2016г. по 08.10.2016г., с 16.01.2017г. по 28.01.2017г.
Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного Фонда РФ по Скопинскому району Рязанской области назначить Воробьевой Валентине Алексеевне с 12 октября 2017 года страховую пенсию по старости в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Исковые требования Воробьевой Валентины Алексеевны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда РФ по Скопинскому району Рязанской области (межрайонное) о включении в страховой стаж периода работы в МБОУ «<скрыто> средняя общеобразовательная школа» Скопинского муниципального района Рязанской области с 01.09.2014г. по 31.12.2014г. оставить без удовлетворения.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Споршевой С.В., объяснения представителя ГУ - УПФР по Скопинскому району Рязанской области (межрайонного) - Диско О.П., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения на доводы жалобы Воробьевой В.А., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Воробьева В.А. обратилась в суд с иском к ГУ-УПФ РФ по Скопинскому району Рязанской области (межрайонному) о досрочном назначении страховой пенсии по старости.
В обоснование иска она указала, что 12.10.2017г. она обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации по Скопинскому району Рязанской области (межрайонное) с заявлением о досрочном назначении ей страховой пенсии по старости в соответствии с п.п.19 п.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях».
ГУ - УПФ РФ по Скопинскому району Рязанской области решением № от 18.01.2018г. отказало ей в досрочном назначении страховой пенсии.
По подсчетам ответчика на 11.10.2017г. ее педагогический стаж составил 23 года 08 месяцев 20 дней.
С указанным решением Воробьева В.А. не согласна, считает, что в педагогический стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости необходимо включить период ее работы в должности воспитателя МБОУ «<скрыто> общеобразовательная школа» Скопинского района – 2 года 26 дней, в том числе 1 месяц 20 дней учебный оплачиваемый отпуск при получении среднего профессионального образования впервые, поскольку Постановлением Правительства РФ № 665 от 16.07.2014г. «О Списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости и Правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», должность «воспитатель» и учреждение «школа» поименованы в указанных Списке и Правилах. В должности воспитателя она работала на полную ставку. Обучение в ГОБПОУ «<скрыто> педагогический колледж» связано непосредственно с ее работой и это было получение среднего профессионального образования впервые.
Трудовые отношения с работодателем не прерывались и не прекращались, сохранялась и начислялась за эти дни заработная плата, с заработной платы уплачивались страховые взносы.
Истец Воробьева В.А. полагает, что на 12.10.2017г. на день ее обращения с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии» ее педагогический стаж составил более 25 лет, в связи с чем просила суд: признать за ней право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях»; обязать ГУ-УПФ РФ по Скопинскому району Рязанской области (межрайонное) включить в страховой стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости периоды работы в должности воспитателя МБОУ «<скрыто> общеобразовательная школа» Скопинского района Рязанской области: с 01.09.2014г. по 31.12.2014г., с 01.01.2015г. по 13.09.2015г., с 19.09.2015г. по 06.12.2015г., с 13.12.2015г. по 13.03.2016г., с 27.03.2016г. по 31.08.2016г., и учебные отпуска: с 14.09.2015г. по 18.09.2015г., с 07.12.2015г. по 12.12.2015г., с 14.03.2016г. по 26.03.2016г., с 26.09.2016г. по 08.10.2016г., с 16.01.2017г. по 28.01.2017г.; обязать ответчика назначить ей досрочно страховую пенсию по старости с 12 октября 2017 года.
Решением суда исковые требования удовлетворены частично.
В апелляционной жалобе Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ по Скопинскому району Рязанской области (межрайонное) просит решение отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, поскольку судом не принято во внимание, что в п.16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012г. № 30 " О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей судом не допускается, в соответствии с п.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002г. № 516 функции по установлению тождественности профессий, должностей и организаций возложены на Министерство труда и социальной защиты РФ по согласованию с Пенсионным фондом РФ, тождественность должности воспитатель подвоза должности воспитатель уполномоченным органом не установлена, вывод суда о включении периода работы истца на должностях 0,5 ставки воспитателя группы продленного дня и 0,5 ставки воспитателя подвоза независимо от объема выполняемой учебной нагрузки противоречит п.6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781; вывод суда о возможности включения периодов нахождения в учебных отпусках в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, также не соответствует действующему пенсионному законодательству.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что истец Воробьева В.А. (добрачная фамилия – Лобанова), полагая, что у нее имеется необходимый педагогический стаж, 12.10.2017г. обратилась с заявлением в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда по Скопинскому району Рязанской области (межрайонное) о досрочном назначении страховой пенсии по старости.
Решением ответчика № 4 от 18.01.2018г. Воробьевой В.А. в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" из-за отсутствия требуемого 25-летнего стажа на соответствующих видах работ.
При этом, в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, включены следующие периоды:
- с 20.11.1985г. по 01.09.1989г. (03.09.12) – работа в должности учителя математики в <скрыто> восьмилетней школе;
- с 11.04.1990г. по 01.11.1991г. (01.06.21) – работа в должности воспитателя в <скрыто> яслях;
- с 01.09.1997г. по 31.08.2010г. (13.00.00) – работа в должности учителя математики в <скрыто> ООШ;
- с 01.09.2010г. по 31.08.2013г. (03.00.00) – работа в должности воспитателя пришкольного интерната МОУ "<скрыто> СОШ";
- с 01.09.2013г. по 31.12.2014г. (01.04.01) – работа в должности воспитателя ГПД МОУ "<скрыто> СОШ";
- с 01.09.2016г. по 25.09.2016г. (00.00.25), с 09.10.2016г. по 15.01.2017г. (00.03.07), с 29.01.2017г. – работа в должности воспитателя 0,5 ставки и воспитателя ГПД 0,5 ставки МБОУ "<скрыто> СОШ";
- с 01.09.2017г. по 11.10.2017г. (00.01.11) – работа в должности воспитателя ГПД в МБОУ "<скрыто> СОШ".
Всего 23 года 8 месяцев 20 дней.
Не включены в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, следующие периоды:
- с 01.01.2015г. по 31.08.2016г. (01.08.01) – работа в должности воспитателя 0,5 ставки и воспитателя подвоза 0,5 ставки, т.к. должность воспитатель подвоза не поименована в Списке;
- учебные отпуска в соответствии с Правилами исчисления периодов работы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516: с 14.09.2015г. по 18.09.2015г. (00.00.05); с 07.12.2015г. по 12.12.2015г. (00.00.06); с 14.03.2016г. по 26.03.2016г. (00.00.13); с 26.09.2016г. по 08.10.2016г. (00.00.13); с 16.01.2017г. по 28.01.2017г. (00.00.13).
Всего: 1 год 9 месяцев 21 день.
Разрешая исковые требования истца о включении в специальный стаж периода работы с 01.09.2014г. по 31.12.2014г. в МБОУ "Горловская общеобразовательная школа", суд первой инстанции установил, что указанный период зачтен ответчиком в льготный стаж Воробьевой В.А., однако в решении пенсионного органа об отказе в назначении пенсии № 4 от 18.01.2018г. он ошибочно указан как период с 01.09.2013г. по 31.08.2014г. (01.04.01) вместо периода с 01.09.2013г. по 31.12.2014г., который и составляет 1 год 4 месяца 1 день, в связи с чем в удовлетворении указанных исковых требований отказал.
Решение суда в данной части не оспаривается сторонами, в связи с чем в силу положений ч.2 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не является предметом проверки суда апелляционной инстанции.
При рассмотрении исковых требований о включении в специальный стаж Воробьевой В.А., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, периодов ее работы с 01.09.2014г. по 31.12.2014г., с 01.01.2015г. по 13.09.2015г., с 19.09.2015г. по 06.12.2015г., с 13.12.2015г. по 13.03.2016г., с 27.03.2016г. по 31.08.2016г., суд первой инстанции руководствовался положениями ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" о сохранении права на досрочное назначение страховой пенсии, аналогичными положениями ст.27 Федерального закона № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", подпунктом "м" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации № 665 "О Списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости и Правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", ст.333 Трудового кодекса Российской Федерации об определении учебной нагрузки (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), Приказом Министерства образования и науки РФ от 24 декабря 2010г. № 2075 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников" (действующим в спорный период времени и утративший силу с 09.03.2015г.) и аналогичным Приказом Министерства образования и науки РФ № 1601 от 22.12.2014г.
Удовлетворяя указанные исковые требования и включая в специальный стаж истца период ее работы в должности воспитателя по подвозу, суд исходил из того, что трудовая функция, условия, характер и специфика работы Воробьевой В.А. в эти периоды соответствовала характеру и условиям работы воспитателя, она имела постоянную педагогическую нагрузку, закрепленную за ней приказами по образовательному учреждению, занималась педагогической деятельностью, при этом суммарно выполняла норму рабочего времени, установленную за ставку заработной платы.
Судебная коллегия по гражданским делам находит указанные выводы суда основанными на неправильном применении норм материального права.
Согласно положениям п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее – Федеральный закона № 400-ФЗ), в редакции, действующей на момент обращения Воробьевой В.А. за назначением страховой пенсии по старости (на 12.10.2017г.), страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В соответствии с ч.2 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2014г. № 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее – Постановление Правительства РФ № 665), действующее с 1 января 2015г. (п.4).
Подпунктом "м" пункта 1 данного Постановления установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяются:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002г. № 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999г. № 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999г. по 31 декабря 2001г. включительно;
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991г. № 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992г. по 31 октября 1999г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959г. № 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992г.
Согласно положениям п.3 Постановления Правительства РФ № 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, указанным лицам осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002г. № 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002г. № 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". При этом в силу подпункта "в" данного пункта по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы, указанных в подпункте "м" пункта 1 настоящего постановления, - применяются:
Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959г. № 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992г.;
постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991г. № 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет" - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992г. по 31 октября 1999г. включительно;
Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999г. № 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999г. по 31 декабря 2001г. включительно.
Как следует из дела, спорными являются периоды работы истца, имевшим место с 01.01.2015г. по 31.08.2016г., следовательно, к указанным спорным периодам подлежит применению Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002г. № 781, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002г. № 516, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002г. № 781.
Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002г. № 781, предусмотрено наименование должности "воспитатель" и наименование учреждения - "школы всех наименований".
В силу п.3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства № 781, в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее именуется - список). При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела "Наименование должностей" списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела "Наименование учреждений" списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.
В соответствии с п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства № 781, периоды выполнявшейся с 1 сентября 2000г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.
В соответствии с ч.1 ст.14 Федерального закона № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч.2 ст.14 Федерального закона № 400-ФЗ).
В силу ч.4 ст.14 Федерального закона № 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации Постановлением от 02.10.2014г. № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Согласно п.4 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением № 1015, при подсчете страхового стажа подтверждаются:
а) периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил (далее соответственно - периоды работы, периоды иной деятельности, иные периоды), до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - регистрация гражданина в качестве застрахованного лица) - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
б) периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В силу п.43 вышеуказанных Правил периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно записям трудовой книжки Воробьевой В.А. она с 01.09.2013г. переведена на должность воспитателя группы продленного дня МБОУ "Горловская средняя общеобразовательная школа" муниципального образования – Скопинский муниципальный район Рязанской области, которая в дальнейшем переименована в МБОУ "<скрыто> средняя общеобразовательная школа Скопинского муниципального района Рязанской области" и работает по настоящее время.
Согласно справке, уточняющей льготный характер работы, дающий право на досрочное назначение пенсии, от 12.01.2018г. № Воробьева В.А. с 1 января 2015г. по 31 августа 2016г. работала в должности воспитателя группы продленного дня на 0,5 ставки и в должности воспитателя подвоз на 0,5 ставки (приказ по МОУ "<скрыто> СОШ" № от 30.12.2014г. и приказ по МБОУ "<скрыто> СОШ" № от 01.09.2016г.).
Согласно приказу МОУ "Горловская средняя общеобразовательная школа" муниципального образования – Скопинский муниципальный район Рязанской области № 46 от 01.09.2013г. Воробьева В.А. переведена с должности воспитателя пришкольного интерната на должность воспитателя группы продленного дня.
Приказом МОУ "Горловская средняя общеобразовательная школа" муниципального образования – Скопинский муниципальный район Рязанской области № от 30.12.2014г. в связи с производственной необходимостью с 1 января 2015г. внесены изменения в тарификационный список работников МОУ "<скрыто> СОШ": изменена педагогическая нагрузка, в том числе воспитателю Воробьевой В.А.: 0,5 ставки воспитателя ГПД и 0,5 ставки воспитателя (подвоз).
Приказом МБОУ "<скрыто> средняя общеобразовательная школа" Скопинского муниципального района Рязанской области № 42 от 01.09.2016г. Воробьева В.А. воспитатель по подвозу с 01.09.2016г. переведена постоянно по производственной необходимости на должность воспитателя.
Приказом МБОУ "<скрыто> средняя общеобразовательная школа" Скопинского муниципального района Рязанской области № 24/4 от 31.08.2017г. Воробьева В.А. 31.08.2017г. уволена с должности воспитателя (подвоз) – 0,5 ставки по инициативе работника (п.3 ч.1 ст.77 ТК РФ).
Из выписки из лицевого счета застрахованного лица – Воробьевой В.А., имеющейся в материалах настоящего дела, усматривается, что она зарегистрирована в системе государственного пенсионного страхования 28 января 1999г., следовательно, подсчет страхового стажа истца должен производиться в соответствии с требованиями ч.2 ст.14 Федерального закона № 400-ФЗ, то есть на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно выписке из лицевого счета застрахованного за спорный период времени с 01.01.2015г. по 31.08.2016г. указан код льготы для досрочного назначения пенсии по 0,5 ставки (по должности воспитателя группы продленного дня). Работа в должности воспитателя по подвозу на 0,5 ставки не учтена в качестве специального стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Согласно ч.5 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в случае изменения организационно-правовой формы и (или) наименований учреждений (организаций), предусмотренных пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 28.08.2014г. № 869 "Об установлении тождественности профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования учреждений (организаций), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, в целях досрочного пенсионного обеспечения по старости" исполнение указанного полномочия возложено на Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.
В силу разъяснений в п.16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012г. № 30 (ред. от 28.05.2019) "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Как следует из Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования", утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010г. № 761н (ред. от 31.05.2011), в должностные обязанности воспитателя (включая старшего) входит следующий перечень основных трудовых функций:
"Осуществляет деятельность по воспитанию детей в образовательных учреждениях и их структурных подразделениях (интернате при школе, общежитии, группах, группах продленного дня и др.), иных учреждениях и организациях. Содействует созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности обучающихся, воспитанников, вносит необходимые коррективы в систему их воспитания. Осуществляет изучение личности обучающихся, их склонностей, интересов, содействует росту их познавательной мотивации и становлению их учебной самостоятельности, формированию компетентностей; организует подготовку домашних заданий. Создает благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого обучающегося, воспитанника. Способствует развитию общения обучающихся, воспитанников. Помогает обучающемуся, воспитаннику решать проблемы, возникающие в общении с товарищами, учителями, родителями (лицами, их заменяющими). Осуществляет помощь обучающимся, воспитанникам в учебной деятельности, способствует обеспечению уровня их подготовки, соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральным государственным образовательным требованиям. Содействует получению дополнительного образования обучающимися, воспитанниками через систему кружков, клубов, секций, объединений, организуемых в учреждениях, по месту жительства. В соответствии с индивидуальными и возрастными интересами обучающихся, воспитанников совершенствует жизнедеятельность коллектива обучающихся, воспитанников. Соблюдает права и свободы обучающихся, воспитанников, несет ответственность за их жизнь, здоровье и безопасность в период образовательного процесса. Проводит наблюдения (мониторинг) за здоровьем, развитием и воспитанием обучающихся, воспитанников, в том числе с помощью электронных форм. Разрабатывает план (программу) воспитательной работы с группой обучающихся, воспитанников. Совместно с органами самоуправления обучающихся, воспитанников ведет активную пропаганду здорового образа жизни. Работает в тесном контакте с учителями, педагогом-психологом, другими педагогическими работниками, родителями (лицами, их заменяющими) обучающихся, воспитанников. На основе изучения индивидуальных особенностей, рекомендаций педагога-психолога планирует и проводит с обучающимися, воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья коррекционно-развивающую работу (с группой или индивидуально). Координирует деятельность помощника воспитателя, младшего воспитателя. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим). Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности. При выполнении обязанностей старшего воспитателя наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по должности воспитателя <*>, осуществляет координацию деятельности воспитателей, педагогических работников в проектировании развивающей образовательной среды образовательного учреждения. Оказывает методическую помощь воспитателям, способствует обобщению передового педагогического опыта, повышению квалификации воспитателей, развитию их творческих инициатив".
Согласно требованиям к квалификации, воспитатель должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы; для старшего воспитателя - высшее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" и стаж работы в должности воспитателя не менее 2 лет.
Согласно должностной инструкции воспитателя по подвозу детей школьным автобусом муниципального образовательного учреждения "Горловская средняя общеобразовательная школа" муниципального – Скопинский муниципальный район Рязанской области, утвержденной приказом директора МОУ "<скрыто> СОШ" № 3 от 12 января 2012г., в функции указанного воспитателя входит (п.1.8):
- организация и проведение внеурочной учебно-воспитательной и культурно-досуговой работы с закрепленными учащимися;
- ответственность за детей во время перевозки на школьном автобусе;
- сопровождение детей из населенных пунктов в школу и из школы по расписанию движения автобуса;
- обеспечение режима соблюдения норм и правил техники безопасности при перевозке обучающихся автомобильным транспортом.
Согласно разделу 2 должностной инструкции воспитателя по подвозу детей школьным автобусом, указанный воспитатель выполняет следующие должностные обязанности:
1. По окончании учебных занятий и до начала сопровождения детей организует и проводит внеурочную учебную и воспитательную работу с закрепленными учащимися, а также общественно-полезную и культурно-досуговую работу с детьми; организует изучение обучающимися правил по охране труда, правил дорожного движения, поведения в быту, на воде и т.д.
2. Содействует созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности обучающихся, воспитанников, вносит необходимые коррективы в систему их воспитания.
3. Создает благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого обучающегося, воспитанника.
4. Способствует развитию общения обучающихся, воспитанников. Помогает обучающемуся, воспитаннику решать проблемы, возникающие в общении с товарищами, учителями, родителями (лицами, их заменяющими).
5. Проводит работу по профилактике отклоняющегося поведения, вредных привычек.
6. Обеспечивает строгое соблюдение учащимися правил охраны труда, техники безопасности, санитарных и противопожарных правил.
7. Оперативно извещает администрацию школы о каждом несчастном случае, принимает меры по оказанию первой доврачебной помощи.
8. Консультирует родителей (законных представителей) по вопросам организации учебно-воспитательного процесса.
9. Оценивает воспитанность учащихся.
10. Обеспечивает:
прием детей от классного руководителя и воспитателя ГПД в установленном порядке;
культурно-досуговую работу с закрепленными учащимися;
посадку в школьный автобус лиц, включенных в список подлежащих перевозке, для сопровождения их в школу и обратно по окончании занятий (мероприятий) в образовательном учреждении;
учет учащихся при посадке в автобус и высадке из автобуса;
создание благоприятной микросреды и морально-психического климата для каждого обучающегося;
постоянное наблюдение за учащимися во время поездки;
отсутствие в салоне автобуса посторонних лиц;
своевременное составление установленной отчетной документации и ее предоставление непосредственным руководителям.
11. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим).
12. Присутствует на заседаниях методических объединений, совещаниях, педсоветах и т.п.
13. Взаимодействует с родителями обучающихся (воспитанников, детей) или лицами, их заменяющими.
14. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
15. Проходит предварительные при приеме на работу и обязательные ежегодные медицинские осмотры.
16. В каникулярное время привлекается к педагогической и организаторской работе с учащимися.
Согласно п.1.3 должностной инструкции воспитателя по подвозу детей школьным автобусом на указанную должность воспитателя назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" без предъявления требования к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование, дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы. Лицо, не имеющее специальной подготовки или необходимого стажа работы, обладающее достаточным практическим опытом и выполняющее качественно в полном объеме возложенные на него должностные обязанности, в порядке исключения, может быть назначено воспитателем.
Из материалов дела усматривается, что согласно аттестату о среднем образовании ФИО12 (после заключения брака – Воробьева) окончила <скрыто> среднюю школу в 1983г. Согласно диплому о среднем профессиональном образовании от 28.06.2019г. - окончила ГОБПОУ "<скрыто> педагогический колледж", получила квалификацию учитель начальных классов по специальности "преподавание в начальных классах". Таким образом, на период работы в должности воспитателя по подвозу в 2015-2016г., являлась лицом, не имеющим специального образования.
Из анализа указанных должностных обязанностей воспитателя и воспитателя по подвозу детей школьным автобусом, усматривается, что должностные обязанности по указанным должностям не совпадают, поскольку основной обязанностью воспитателя является осуществление деятельности по воспитанию детей в образовательных учреждениях и их структурных подразделениях (интернате при школе, общежитии, группах, группах продленного дня и др.), иных учреждениях и организациях, а основной обязанностью воспитателя по подвозу детей школьным автобусом является организация и сопровождение детей во время перевозки на школьном автобусе из населенных пунктов в школу и обратно. Различаются и требования к образованию по данным должностям.
Таким образом, вывод суда о соответствии трудовой функции, условий, характера и специфики работы истца Воробьевой В.А. в период работы в должности воспитателя по подвозу характеру и условиям работы воспитателя не соответствует обстоятельствам дела и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Ссылка суда первой инстанции на то, что словами «по подвозу» дополняется название должности «воспитатель» с целью уточнения конкретной трудовой функции работника, осуществляющего сопровождение учащихся во время перевозок, является не состоятельной, поскольку трудовые функции воспитателя, определенные в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, в разделе "Квалификационные характеристики должностей работников образования", и трудовые функции, определенные в должностной инструкции воспитателя по подвозу детей школьным автобусом, утвержденной приказом директора МОУ "<скрыто> СОШ" № от 12 января 2012г., не совпадают.
Принимая во внимание, что в указанный период времени осуществления деятельности Воробьевой В.А. она не выполняла работу, указанную в п.6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ № 781, то есть не работала в должности учителя начальных классов общеобразовательных учреждений, указанных в пункте 1.1 раздела "Наименование учреждений" списка, учителя расположенных в сельской местности общеобразовательных школ всех наименований (за исключением вечерних (сменных) и открытых (сменных) общеобразовательных школ), работа в которых включается в стаж работы независимо от объема выполняемой учебной нагрузки, а общее требование, установленное п.4 Правил о необходимости выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), в отношении истца не соблюдено, при таких обстоятельствах работа в должности воспитателя группы продленного дня на 0,5 ставки в МОУ (в дальнейшем - в МБОУ) "Горловская СОШ" не дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. В связи с этим период работы истца с 1 января 2015г. по 31 августа 2016г. обоснованно не включен пенсионным органом в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по основаниям, предусмотренным п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ.
Разрешая исковые требования о включении в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов нахождения в ученических отпусках, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в соответствии с пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002г. № 516, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.
При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Статьей 116 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районных Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными закона.
Одним из видов дополнительных отпусков является отпуск, предоставляемый работодателем работникам, совмещающим работу с обучением в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (статья 174 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно ч.1 ст.174 Трудового кодекса Российской Федерации работникам, успешно осваивающим имеющие государственную аккредитацию образовательные программы среднего профессионального образования по заочной и очно-заочной формам обучения, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка для:
прохождения промежуточной аттестации на первом и втором курсах - по 30 календарных дней, на каждом из последующих курсов - по 40 календарных дней;
прохождения государственной итоговой аттестации - до двух месяцев в соответствии с учебным планом осваиваемой работником образовательной программы среднего профессионального образования.
Таким образом, периоды нахождения работника в дополнительном отпуске с сохранением среднего заработка, предоставляемом работодателем работнику, совмещающему работу с обучением в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (учебные отпуска), являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013г. № 400-ФЗ установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Исходя из приведенного правового регулирования в случае предоставления работнику учебного отпуска с сохранением среднего заработка в период работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости и включаемой в специальный стаж, периоды таких отпусков также подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, то есть на тех же условиях.
Судом первой инстанции установлено, что в период нахождения в ученических отпусках в связи с обучением в имеющем государственную аккредитацию учебном учреждении – в Государственном областном бюджетном профессиональном образовательном учреждении "<скрыто> педагогический колледж" Липецкой области, за Воробьевой В.А. сохранялся средний заработок, работодателем производились отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, что подтверждается справкой, уточняющей льготный характер работы, дающей право на досрочное назначение пенсии № от 12.01.2018г., и справкой № без даты МБОУ "<скрыто> средняя общеобразовательная школа".
Принимая во внимание, что в период с 01.09.2016г. по 31.08.2017г. в МБОУ "<скрыто> СОШ" Воробьева В.А. работала в должности воспитателя на 0,5 ставки и в должности воспитателя группы продленного дня на 0,5 ставки, то есть в должностях и учреждении, предусмотренных Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002г. № 781, включенных пенсионным органом в специальный стаж истца, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности, периоды нахождения ее в ученических отпусках: с 26.09.2016г. по 08.10.2016г. и с 16.01.2017г. по 28.01.2017г., обоснованно признаны судом первой инстанции подлежащими включению в специальный стаж Воробьевой В.А.
Вместе с тем, работа истца в должности воспитателя подвоза на 0,5 ставки (не предусмотренной Списком) и воспитателем группы продленного дня на 0,5 ставки (предусмотренной Списком) в том же образовательном учреждении в период с 01.01.2015г. по 31.08.2016г. не подлежит включению в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности, поскольку не выполнялась (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), то и периоды нахождения истца в ученических отпусках в периоды: с 14.09.2015г. по 18.09.2015г., с 07.12.2015г. по 12.12.2015г., с 14.03.2016г. по 26.03.2016г. – не могут быть засчитаны в специальный стаж Воробьевой В.А.
Принимая во внимание, что на момент подачи заявления Воробьевой В.А. о назначении ей страховой пенсии по старости досрочно на основании п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", признаваемый пенсионным органом ее педагогический стаж составлял 23 года 8 месяцев 20 дней, а подлежащие включению, незаконно не признанные периоды нахождения в ученических отпусках, составляют в общей сложности 26 дней (с 26.09.2016г. по 08.10.2016г. и с 16.01.2017г. по 28.01.2017г.), что недостаточно для назначения пенсии в связи с осуществлением не менее 25 лет педагогической деятельности, право на указанную пенсию на момент подачи заявления в пенсионный орган у Воробьевой В.А. отсутствовало.
Поскольку при рассмотрении настоящего дела судом допущено неправильное применение норм материального права, и выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, решение суда в части возложения на Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ по Скопинскому району Рязанской области обязанности включения в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, Воробьевой В.А. периодов ее работы в МБОУ "<скрыто> средняя общеобразовательная школа" Скопинского муниципального района Рязанской области: с 01.01.2015г. по 13.09.2015г., с 19.09.2015г. по 06.12.2015г., с 13.12.2015г. по 13.03.2016г., с 27.03.2016г. по 31.08.2016г., и учебные отпуска с 14.09.2015г. по 18.09.2015г., с 07.12.2015г. по 12.12.2015г., с 14.03.2016г. по 26.03.2016г., а также назначения ей с 12 октября 2017 года страховой пенсии по старости в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях», подлежит отмене по основаниям п.4 и п.3 ч.1 ст.330 ГПК РФ, с вынесением в этой нового решения – об отказе в удовлетворении указанной части требований.
То же решение в части включения в специальный стаж Воробьевой В.А. ученических отпусков с 26.09.2016г. по 08.10.2016г. и с 16.01.2017г. по 28.01.2017г. является правильным по основаниям, изложенным выше, и отмене не подлежит.
Доводы апелляционной жалобы Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ по Скопинскому району Рязанской области (межрайонному) в части незаконности включения периодов учебных отпусков в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, являются не состоятельными и противоречат положениям Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002г. № 516, и ч.1 ст.11 Федерального закона от 28 декабря 2013г. № 400-ФЗ, предусматривающих возможность включения оплачиваемых отпусков, в том числе и ученических, при условии выполнения в этот период работы, включаемой в специальный стаж, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии, и отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Указанные условия за периоды 26.09.2016г. по 08.10.2016г. и с 16.01.2017г. по 28.01.2017г. у истца соблюдены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Скопинского районного суда Рязанской области от 6 августа 2019 года в части удовлетворения исковых требований Воробьевой Валентины Алексеевны к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ по Скопинскому району Рязанской области (межрайонному), которым на ответчика возложена обязанность включить в стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов ее работы в МБОУ "<скрыто> средняя общеобразовательная школа" Скопинского муниципального района Рязанской области: с 01.01.2015г. по 13.09.2015г., с 19.09.2015г. по 06.12.2015г., с 13.12.2015г. по 13.03.2016г., с 27.03.2016г. по 31.08.2016г., и учебные отпуска с 14.09.2015г. по 18.09.2015г., с 07.12.2015г. по 12.12.2015г., с 14.03.2016г. по 26.03.2016г., а также назначить ей с 12 октября 2017 года страховую пенсию по старости в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях», - отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении указанной части требований.
То же решение в остальной обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ по Скопинскому району Рязанской области (межрайонного) – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи