Дело № 2-135/2022
УИД 75RS0028-01-2022-000166-24
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
4 июля 2022г. с.Шелопугино
Шелопугинский районный суд Забайкальского края в составе: председательствующего, судьи Трифонова А.Г., при секретаре Скажутиной Ю.Н.,
с участием: процессуального истца – пом. прокурора Шелопугинского района Селезневой А.В., истца Столярова В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Шелопугинского района, в интересах Столярова В.А., к администрации муниципального района «Шелопугинский район», Министерству строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края о признании права на получение выплаты на капитальный ремонт жилого помещения в связи с повреждением вследствие чрезвычайной ситуации, обязании включить в список семей и граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации и обязать произвести выплату на капитальный ремонт жилого помещения, восстановления срока на подачу документов, предусмотренный п.19 Правил предоставления мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями, утвержденных Постановлением Правительства Забайкальского края от 14.09.2021 № 362, в приведения решения к немедленному исполнению,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Шелопугинского района обратился в суд с рассматриваемым иском, в интересах Столярова В.А., ссылаясь на то, что он является собственником и проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>.
Вышеуказанное жилое помещение оказались в зоне чрезвычайной ситуации, возникшей на территории Шелопугинского района Забайкальского края в июне 2021 года, в результате наводнения жилое помещение было признано как подлежащее капитальному ремонту.
При обращении в установленном порядке с заявлением в администрацию муниципального района «Шелопугинский район» о включении в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации на территории Забайкальского края в период 2021 года по муниципальному району «Шелопугинский район», было отказано.
Данным решением нарушаются права вышеуказанного гражданина, на получение выплаты на капитальный ремонт жилого помещения в связи с его повреждением в результате чрезвычайной ситуации.
В связи с изложенным, просит суд:
- восстановить срок на подачу документов, предусмотренный п.19 Правил предоставления мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями, утвержденных Постановлением Правительства Забайкальского края от 14.09.2021 № 362,
- признать за Столяровым В.А., право на получение выплаты на капитальный ремонт жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Забайкальского края, вызванной паводковыми явлениями в 2021 году;
- обязать администрацию муниципального района «Шелопугинский район» включить
Столярова В.А., в список граждан, жилое помещение которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Забайкальского края, вызванной паводковыми явлениями в 2021 году;
- обязать Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края произвести Столярову В.А., выплату на капитальный ремонт жилого помещения в соответствии с Постановлением Правительства Забайкальского края от 14.09.2021 № 362 «О некоторых вопросах финансового обеспечения реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями»;
- обратить решение суда к немедленному исполнению.
В судебном заседании прокурор Селезнева А.В. поддержала заявленные требования по основаниям изложенным в иске, просила удовлетворить.
Истец Столяров В.А., поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в иске, дополнительно пояснил суду, что он проживает в данном жилом помещении с 2007 года, являются собственником доли земельного участка и жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Заключением межведомственной комиссии администрации, жилое помещение, признано подлежащим капитальному ремонту, что подтверждается актами экспертного исследования. При обращении в установленном порядке с заявлением в администрацию муниципального района «Шелопугинский район» о включении в список граждан, жилое помещение которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации на территории Забайкальского края в период 2021 года по муниципальному району «Шелопугинский район», ему было отказано.
Глава муниципального района «Шелопугинский район» Балагуров В.В. в письменном заявлении, требования признал в полном объеме, просил рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
Представители Министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела уведомлены должным образом.
С учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно абз.1 ст.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Закон о защите от чрезвычайных ситуаций) чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
В соответствии со ст.18 Закона о защите населения от чрезвычайных ситуаций граждане Российской Федерации, кроме прочего, имеют право: на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций (п.1). Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п.1 ст.18 устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п.2).
Постановлением Правительства Забайкальского края от 14.09.2021 № 362 (далее - постановление № 362) утверждены Правила предоставления мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями (далее - Правила).
Согласно пункта 4 Правил, право на получение мер социальной поддержки имеют граждане, признанные пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации:
- граждане, являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, которые не были застрахованы по программе организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территории Забайкальского края жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования в соответствии с п.1 ст.11.1 Закона о защите от чрезвычайных ситуаций, или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания (подп.1);
- граждане, не являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющие регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях либо признанные в судебном порядке постоянно проживающими на день введения режима чрезвычайной ситуации, относящиеся к членам семей граждан, указанных в подп.1 п.4 Правил, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания (подп.3).
Порядок формирования списков определен Главой 2 Правил предоставления мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями.
При этом порядок предоставления выплаты на осуществление капитального ремонта жилого помещения, определен Главой 4 Правил предоставления мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями.
Как следует из п.19 Правил, для включения гражданина и членов его семьи в соответствующий Список, гражданин не позднее 5 месяцев со дня введения режима чрезвычайной ситуации представляет в администрацию документы.
В соответствии с п.22 Правил администрация муниципального образования в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления осуществляет проверку документов, представленных в соответствии с пунктами 19-21 Правил и принимает решение о включении гражданина и членов его семьи в соответствующий Список либо об отказе во включении его и членов его семьи в соответствующий Список и уведомляет гражданина о принятом решении в течение 5 рабочих дней с даты принятия соответствующего решения.
Пунктом 23 Правил предусмотрены основания для отказа гражданам во включении в соответствующий Список в случае, к которым относится, в том числе, несоответствие граждан категориям, указанным в п.4 Правил.
Администрация муниципального образования в течение 5 рабочих дней после принятия решения о включении гражданина в соответствующий Список направляет в Министерство строительства утвержденный Список по муниципальному образованию, на основании Списков по муниципальным образованиям, утвержденных главами муниципальных образований, представленных администрациями, Министерство в соответствии с п.12 Правил формирует соответствующие Списки по Забайкальскому краю и в течение 3 рабочих дней со дня их утверждения Губернатором Забайкальского края направляет их в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (п. 34-36 Правил).
Постановлением Губернатора Забайкальского края от 17.06.2021 № 46 «О введении на территории Забайкальского края режима чрезвычайной ситуации, вызванной паводковыми явлениями» в связи с выпадением большого количества осадков, приведших к повышению уровня воды в реках Забайкальского края и к возникновению паводковых явлений, в результате которых произошло подтопление территорий и населенных пунктов, в целях ликвидации чрезвычайной ситуации с 18.06.2021 в границах нескольких муниципальных районов, в том числе муниципального района «Шелопугинский район» Забайкальского края, введен режим чрезвычайной ситуации с установлением регионального уровня реагирования на территории Забайкальского края (п.1). Чрезвычайная ситуация классифицирована как чрезвычайная ситуация регионального характера (п.3).
Постановлением главы муниципального района «Шелопугинский район» от 18.06.2021 № 163 (с изменениями) на территории муниципального района «Шелопугинский район», определены границы зоны действия режима функционирования «Чрезвычайная ситуация», территории поселений муниципального района, куда вошли жилые дома, в том числе жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.
На основании заявления истца, специалистами ЗАО «НП Читагражданпроект» проведено строительно-техническое исследование принадлежащего истцам жилого помещения по указанному адресу, по результатам которого 15 марта 2022 года составлен акт экспертных исследований, согласно которого выявленные дефекты приводят к снижению эксплуатационных характеристик исследуемого помещения, при которых существует опасность для дальнейшего пребывания людей вследствии нарушения температурно-влажностного режима, наличие очагов образования плесени, снижение несущей способности фундамента, полов и конструкций. Степень повреждения жилого помещения составила 59,1 %, что позволяет сделать вывод, что состояние несущих конструктивных элементов ограниченно-работоспособное. Эксплуатация конструктивных элементов возможна при условии проведения работ по капитальному ремонту (л.д. 16-39).
29 апреля 2022 года межведомственной комиссией об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, дано заключение № 131, с учетом заключения экспертов ЗАОРНП «Читагражданпроект» 1222 (<данные изъяты>)-ИО от 15.03.2022, которым жилое помещение по адресу: <адрес> результате воздействия паводка, произошедшего в июне 2021 года, признано подлежащим капитальному ремонту.
Уведомлением от 02.05.2022г. № 1-60-1/610, за подписью главы муниципального района «Шелопугинский район», истцу было отказано во включении в соответствующие списки по тому мотиву, что подача заявления и документов осуществлялась после срока, установленного в соответствии с пунктом 19 правил (л.д.50).
Как следует из материалов дела, пояснений истца, Столярова В.А. является собственником жилого помещения – квартиры (1/2, доли в общей долевой собственности), расположенного по адресу: <адрес>. Право собственности зарегистрировано в установленном порядке 03.06.2020 года (л.д.13-15).
Вышеуказанное жилое помещение оказалось в зоне чрезвычайной ситуации.
С учетом установленных судом обстоятельств, суд приходит к выводу, что заявленные требования являются обоснованными, поскольку у истца возникли правовые основания на получение выплаты на капитальный ремонт жилого помещения поврежденного от чрезвычайной ситуации, что нашло подтверждение в суде и не оспаривается сторонами.
Как следует из пояснений истца, первоначально все документы в межведомственную комиссию, в соответствии с заключением специалистов ООО «Омега» были поданы в установленный срок, но было отказано по причине отсутствия права на данную выплату, не согласившись с результатами инженерного обследования жилого дома, он повторно обратился в другое экспертное учреждение, материалы строительно-технического исследования специалистами ЗАО «Народное предприятие Читагражданпроект» поступили в апреле 2022 года, были рассмотрены межведомственной комиссией, которая в своем заключении признала их дом подлежащий капитальному ремонту, поэтому отказ во включение в соответствующие списки является необоснованным.
Данные утверждения не оспариваются, доказательств обратного не представлено, в связи с чем, суд удовлетворяя требования, исходит из того, что у истца наличествует право на получение соответствующих выплат, так как в материалах дела (л.д. 42-43) имеется Заключение межведомственной комиссии от 29.04.2022 года № 131, которым жилое помещение по адресу: <адрес>, в результате воздействия паводка, произошедшего в июне 2021 года, признано подлежащим капитальному ремонту и отказ во включении в список семей и граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, является не обоснованным.
Согласно п. 30 Правил № 362 размер выплаты на осуществление капитального ремонта рассчитывается исходя из общей площади (доли общей площади) поврежденного жилого помещения.
Поскольку, из раздела I Правил № 362 следует, что органом исполнительной власти, уполномоченным на принятие решений о предоставлении (отказе в предоставлении) социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в июне 2021 года на территории Забайкальского края, является Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края, то у суда имеются правовые основания, с учетом признания за истцами права на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения, возложить обязанность произвести такую выплату.
В соответствии с требованиями части 1 статьи 212 ГПК РФ, суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Принимая во внимание, что порядок финансирование мер социальной поддержки граждан, является сложной, многоступенчатой процедурой, вместе с тем, учитывая сложившуюся ситуацию, пригодность к проживанию объекта жилого фонда, и с целью защиты прав на получение установленных мер государственной поддержки при возникновении чрезвычайной ситуации, суд считает необходимым обратить к немедленному исполнению для недопущения возникновения угрозы для жизни и здоровья истца, решение суда в части обязать администрацию муниципального района «Шелопугинский район» включить истцов, в список семей и граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайных ситуации на территории «Шелопугинского района» Забайкальского края в период 2021 года.
Разрешая требование о восстановлении срока подачи заявления и документов, установленного в соответствии с п. 19 Правил, удовлетворяя его, суд исходит из того, что срок действия Постановления Правительства Забайкальского края от 14.09.2021 года № 362, устанавливающий порядок реализации мер социальной поддержки граждан, признанных в предусмотренном законодательством порядке пострадавшими от наводнения, соответственно имеющих право на их реализацию, определен до 31 декабря 2022 года, поэтому в настоящее время сохраняет силу и не исключает возможность оказания социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации.
Поскольку ответчики в силу закона освобождены от уплаты государственной пошлины вопрос о присуждении к взысканию с ответчиков государственной пошлины от уплаты которой был освобожден истец судом не обсуждается.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования по исковому заявлению прокурора Шелопугинского района, в интересах Столярова В.А., к администрации муниципального района «Шелопугинский район», Министерству строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края о признании права на получение выплаты на капитальный ремонт жилого помещения в связи с повреждением вследствие чрезвычайной ситуации, обязании включить в список семей и граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации и обязать произвести выплату на капитальный ремонт жилого помещения, восстановления срока на подачу документов. предусмотренный п.19 Правил предоставления мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями, утвержденных Постановлением Правительства Забайкальского края от 14.09.2021 № 362, в приведения решения к немедленному исполнению удовлетворить.
Признать за Столяровым В.А., право на получение выплаты на капитальный ремонт жилого помещения в связи с повреждением жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводковыми явлениями на территории муниципального района «Шелопугинского района» в 2021 году. Восстановить срок на подачу документов. предусмотренный п.19 Правил предоставления мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями, утвержденных Постановлением Правительства Забайкальского края от 14.09.2021 № 362.
Обязать администрацию муниципального района «Шелопугинский район» включить Столярова В.А., <ДД.ММ.ГГГГ> года рождения, в список семей и граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями на территории «Шелопугинского района» в период 2021 года.
Обязать Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края произвести Столярову В.А. выплату на капитальный ремонт жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства Забайкальского края от 14 сентября 2021 г. № 362 «О некоторых вопросах финансового обеспечения реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями».
Привести решение к немедленному исполнению в части обязать администрацию муниципального района «Шелопугинский район» включить Столярова В.А., <ДД.ММ.ГГГГ> года рождения, в список семей и граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями на территории «Шелопугинского района» в период 2021 года.
Мотивированное решение изготовлено 9 июля 2022 года
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Шелопугинский районный суд Забайкальского края.
Судья А.Г. Трифонов
Копия верна: Судья