66а-1298/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Сочи 16 сентября 2021 г.
Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Солдатовой С.В.,
судей Колпаковой А.В., Силиной О.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Учадзе Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Раздольненского районного суда Республики Крым административное дело № 2а-62/2021 (УИД 91OS0000-01-2021-000090-84) по административному исковому заявлению Садоводческого некоммерческого товарищества «Отдых» о признании недействующим решения Раздольненского районного совета от 18 августа 2020 г. № 348-2/20 «О рассмотрении протеста прокурора Раздольненского района Республики Крым от 17 августа 2020 г. № 39-2019/Прдп 149 -20-120350020» по апелляционной жалобе административного истца Садоводческого некоммерческого товарищества «Отдых» на решение Верховного Суда республики Крым от 17 мая 2021 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Солдатовой С.В., объяснения представителя административного истца председателя Садоводческого некоммерческого товарищества «Отдых» Елисеева В.В., представителя административного ответчика Раздольненского районного совета Республики Крым, заинтересованного лица администрации Раздольненского района Республики Крым Петриченко Ю.С., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Калиниченко А.В., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции,
установила:
решением Раздольненского районного совета Республики Крым от 21 декабря 2018 г. № 1223-1/18 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования Славновское сельское поселение Раздольненского района Республики Крым (далее - Правила землепользования и застройки).
В отношении земельных участков, образованных из переданного в аренду административному истцу, общей площадью 38,01114 кв.м., (вид разрешенного использования «ведение садоводства»), расположенных по адресу: <адрес>, Правилами землепользования и застройки установлена зона сельскохозяйственных угодий в населенных пунктах Сх1.
Решением Раздольненского районного совета Республики Крым от 24 декабря 2019 г. № 120-2/19 «О внесении изменений в решение 18 сессии Раздольненского районного совета I созыва от 21 декабря 2018 года №1223-1/18 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования Славновское сельское поселение Раздольненского района Республики Крым» (далее – Решение № 120-2/19 от 24 декабря 2019 г.) в Правила землепользования и застройки внесены изменения, в силу которых территориальная зона «зона сельскохозяйственного использования» дополнена зоной «Сх3» - «зона ведения садоводства», с отнесением находящихся в аренде у административного истца земель к указанной зоне.
Решением Раздольненского районного совета Республики Крым № 348-2/20 от 18 августа 2020 г. «О рассмотрении протеста прокурора Раздольненского района Республики Крым от 17 августа 2020 г. № 39-2019/Прдп149-20-120350020» (далее – Решение № 348-2/20 от 18 августа 2020 г.) удовлетворен протест прокурора, принесенный на решение № 120-2/19 от 24 декабря 2019 г., с его отменой.
Садоводческое некоммерческое товарищество «Отдых» (далее – СНТ «Отдых») обратилось в суд с административным исковым заявлением, с учетом его уточнения, с требованием о признании недействующим решения Раздольненского районного совета Республики Крым № 348-2/20 от 18 августа 2020 г. «О рассмотрении протеста прокурора Раздольненского района Республики Крым от 17 августа 2020 г. № 39-2019/Прдп149-20-120350020» в отношении земельных участков, находящихся в пользовании у административного истца.
В обоснование требований указало, что между администрацией Раздольненского района и Садоводческим обществом «Отдых» (организационно-правовая форма указана до перерегистрации юридического лица) 26 декабря 2011 г. заключен договор аренды земельного участка, общей площадью 49,7175 га, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, целевое назначение – «для ведения коллективного садоводства», расположенного по адресу: <адрес>, сроком на 45 лет. Земельный участок находится за границами населенного пункта и после вхождения Республики Крым в состав Российской Федерации земельный участок поставлен на кадастровый учет в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) с кадастровым номером №, вид разрешенного использования – «ведение садоводства». Впоследствии часть земельного участка была передана в собственность членам СНТ «Отдых», в силу чего, в настоящее время площадь находящихся в аренде земель составляет 38,0114 га.
Полагает, что оспариваемое Решение № 348-2/20 от 18 августа 2020 г. принято при неверном применении статей 77, 78, 79 Земельного кодекса Российской Федерации, регламентирующих правоотношения в сфере использования земель сельскохозяйственного назначения. Со ссылкой на положения Генерального плана Славновского сельского поселения Раздольненского муниципального района республики Крым, утверждённого 4 октября 2018 г., в силу которого, земельный участок не отнесён к сельскохозяйственным угодьям, на его фактическое использование, соответствующее положениям действовавшего Федерального закона от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», Федерального закона от 29 июля 2017 г. № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства, огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», полагает, что находящийся в аренде земельный участок предназначен для использования с целью выращивания для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей, что исключает правомерность отнесения Правилами землепользования и застройки земельного участка к зоне Сх1.
Решением Верховного Суда Республики Крым от 17 мая 2021 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе административный истец, утверждая о законности решения Раздольненского районного совета Республики Крым от 24 декабря 2019 г. № 120-2/19 об отнесении спорных земель к зоне Сх3, отмечает, что данным решением положения Правил землепользования и застройки были приведены в соответствие со схемой территориального планирования и генеральным планом населенного пункта.
Относительно доводов апелляционной жалобы административным ответчиком Раздольненским районным советом Республики Крым, заинтересованным лицом Министерством сельского хозяйства Республики Крым, участвовавшим в деле прокурором поданы письменные возражения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца поддержал доводы апелляционной жалобы, просил ее удовлетворить. Представитель административного ответчика Раздольненского районного совета Республики Крым, заинтересованного лица администрации Раздольненского района Республики Крым просил отказать в ее удовлетворении.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения административного дела в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
В соответствии с положениями части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) судебная коллегия рассмотрела административное дело при данной явке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 26 декабря 2011 г. между Раздольненской районной государственной администрацией Республики Крым и садоводческим товариществом «Отдых» (СНТ «Отдых») заключен договор аренды земельного участка категории - земли сельскохозяйственного назначения, общей площадью 49,7175 га – пашня.
В связи с предоставлением членам СНТ «Отдых» Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым на протяжении 2015-2016 гг. ряда земельных участков бесплатно в собственность, у административного истца СНТ «Отдых» в фактическом землепользовании осталось земель общей площадью 380114 кв.м., находящихся в собственности муниципального образования Раздольненский район Республики Крым на основании распоряжения Совета министров Республики Крым от 15 августа 2018 г. №893-р о передаче из собственности Республики Крым в муниципальную собственность Раздольненского района.
Решением Раздольненского районного совета Республики Крым от 04 октября 2018 г. №1142-1/18 утверждён Генеральный план Славновского сельского поселения Раздольненского района Республики Крым (далее – Генеральный план), в соответствии с которым в отношении переданных административному истцу земель установлена функциональная зона «зона дачного хозяйства».
Решением Раздольненского районного совета Республики Крым от 21 декабря 2018 г. №1223-1/18 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования Славновское сельское поселение Раздольненского района Республики Крым, согласно которым земельные участки, являющиеся спорными, отнесены к территориальной зоне Сх1 - зона сельскохозяйственных угодий в населенных пунктах.
В статье 57 данных Правил установлен градостроительный регламент такой зоны: основные виды разрешенного использования - растениеводство (код 1.1), пчеловодство (код 1.12), овощеводство (код 1.3), ведение огородничества (код 13.1); вспомогательные - хранение и переработка сельскохозяйственной продукции (код 1.15); размещение зданий, сооружений, используемых для производства, хранения, первичной и глубокой переработки сельскохозяйственной продукции; обеспечение сельскохозяйственного производства (код 1.18); размещение машинно-транспортных и ремонтных станций, ангаров и гаражей для сельскохозяйственной техники, амбаров, водонапорных башен, трансформаторных станций и иного технического оборудования, используемого для ведения сельского хозяйства; условно разрешенные - коммунальное обслуживание (код 3.1); размещение объектов капитального строительства в целях обеспечения населения и организаций коммунальными услугами, в частности: поставка воды, тепла, электричества, газа, предоставление услуг связи, отвод канализационных стоков, очистка и уборка объектов недвижимости (котельные, водозаборы, очистные сооружения, насосные станции, водопроводы, линии электропередачи, трансформаторные подстанции, газопроводы, линии связи, телефонные станции, канализация, стоянки, гаражи и мастерские для обслуживания уборочной и аварийной техники).
Решением Раздольненского районного совета Республики Крым от 24 декабря 2019 г. № 120-2/19 «О внесении изменений в решение 18 сессии Раздольненского районного совета I созыва от 21 декабря 2018 г. №1223-1/18 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования Славновское сельское поселение Раздольненского района Республики Крым» в Правила землепользования и застройки внесены изменения, в силу которых территориальная зона «зона сельскохозяйственного использования» дополнена зоной «Сх3» - «зона ведения садоводства», градостроительный регламент которой предусматривает осуществление отдыха и (или) выращивание гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур; размещение для собственных нужд садового дома, жилого дома, указанного в описании вида разрешенного использования с кодом 2.1, хозяйственных построек и гаражей, с отнесением находящихся в аренде у административного истца земель к указанной зоне.
На данное решение прокуратурой Раздольненского района Республики Крым принесен протест от 17 августа 2020 г. №39-2019/Прдп149-20-120350020, мотивированное нарушением органом местного самоуправления земельного законодательства при принятии Решения № 120-2/19 от 24 декабря 2019 г., повлекшим вывод из сельскохозяйственного оборота земель сельскохозяйственных угодий.
Решением Раздольненского районного совета Республики Крым от 18 августа 2020 г. №348-2/20 «О рассмотрении протеста прокурора Раздольнеснкого района Республики Крым от 17 августа 2020 г. №39-2019/Прдп149-20-1200350020» протест прокурора удовлетворён: решение внеочередной сессии Раздольненского районного совета от 24 декабря 2019 года №120-2/19 «О внесении изменений в решение 18 сессии Раздольненского районного совета I созыва от 21 декабря 2018 г. №1223-1/18 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования Славновское сельское поселение Раздольненского района Республики Крым» отменено.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении административного искового заявления, исходил из установленных по делу обстоятельств, указывающих на наличие у административного ответчика оснований для отмены в порядке самоконтроля Решения № 120-2/10 от 24 декабря 2019 г., поскольку указанное решение о внесении изменений в Правила землепользования и застройки было принято с нарушением положений федерального законодательства.
Оснований не согласиться с приведенным выводом суда первой инстанции судебной коллегией не установлено.
Законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить данному кодексу (части 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
Градостроительное зонирование Градостроительный кодекс Российской Федерации определяет как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны (пункты 6, 8 части 1 статьи 1 ГрК РФ).
Согласно части 1 статьи 7, пункту 20 части 1 и частям 3, 4 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», части 1 статьи 32 ГрК РФ утверждение правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения муниципального района, по которым представительный орган местного самоуправления принимает муниципальные правовые акты.
Подготовка внесения изменений в Правила землепользования и застройки предусматривает осуществление ряда последовательных процедур (статьи 30 - 35 ГрК РФ), в том числе проверку проекта органом местного самоуправления на соответствие документам территориального планирования (часть 9 статьи 31 ГрК РФ).
Муниципальное образование Раздольненский район наделено Законом Республики Крым от 5 июня 2014 г. № 15-ЗРК «Об установлении границ муниципальных образований и статусе муниципальных образований в Республике Крым» статусом муниципального района с определением его административным центром поселка городского типа Раздольное (части 1, 2 статьи 11). В составе муниципального образования Раздольненский район образовано муниципальное образование - Славновское сельское поселение (административный центр - село Славное).
Частью 1 статьи 48 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ) предусмотрено, что муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Названное положение Федерального закона №131-ФЗ являлось предметом проверки Конституционного Суда Российской Федерации, согласно правовой позиции которого, сформулированной в определении от 26 мая 2011 года №739-О-О, положение части 1 статьи 48 Федерального закона №131-ФЗ, регулирующее порядок отмены муниципальных правовых актов и приостановления их действия, основывающееся на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства, направлено на регламентацию деятельности и реализацию гарантий самостоятельности органов местного самоуправления, закрепленной в статье 12 Конституции Российской Федерации, и само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан.
В силу пунктов 1 и 3 части 1 статьи 8, части 1 статьи 24, части 1 статьи 32 ГрК РФ, части 1 статьи 7, пункта 20 части 1, части 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта, статей 1 и 2 Закона Республики Крым от 19 января 2015 г. № 71-ЗРК/2015 «О закреплении за сельскими поселениями Республики Крым вопросов местного значения», статей 5, 6, 29, 30, 38, 64, 65, 68 Устава муниципального образования Раздольненский район Республики Крым, утвержденного решением Раздольненского районного совета от 5 ноября 2014 г. № 37-1/14, статьи 8 Устава муниципального образования Славновского сельского поселения Раздольненского района Республики Крым, утвержденного решением Славновского сельского совета Раздольненского районного от 5 ноября 2014 г. № 03/05-11-2014, статей 15, 17, 19, 60, 84 Регламента Раздольненского районного совета Республики Крым, утвержденного решением Раздольненского районного совета Республики Крым от 14 апреля 2020 г. № 218-2/20 оспариваемый нормативный правовой акт принят компетентным органом в пределах полномочий, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие.
Кроме того, суд первой инстанции по настоящему административному делу обоснованно исходил из того, что в соответствии с частью 1 статьи 30 Устава Раздольненского районного совета, порядок работы Раздольненского районного совета определяется настоящим Уставом и Регламентом Раздольненского районного совета. В соответствии с частью 2 статьи 31 Устава, в соответствии с регламентом Раздольненского районного совета для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, отнесенных к компетенции Раздольненского районного совета, из числа депутатов, за исключением председателя Раздольненского районного совета и его заместителя, образуются комиссии по основным направлениям деятельности Раздольненского районного совета.
В соответствии с абзацами 1-6 статьи 19 Регламента, профильные комиссии осуществляют предварительное рассмотрение проектов решений Совета. Рассмотрение проекта в комиссиях проходит открыто с приглашением составителя проекта и может освещаться в средствах массовой информации. Депутаты Совета, не являющиеся членами комиссии, представители органов местного самоуправления, а также представители государственных органов, вправе присутствовать на заседании комиссии с правом совещательного голоса на заседаниях комиссии при обсуждении проекта решения.
Предварительное рассмотрение проекта решения заключается в обсуждении его концепции и предполагает: заслушивание доклада по проекту решения составителя проекта; заслушивание информации председателя комиссии и членов комиссии о выявленных замечаниях и предложениях по проекту решения.
По итогам рассмотрения проекта решения комиссия может принять следующие решения: рекомендовать Совету проект решения вынести на рассмотрение сессии; отклонить проект решения с мотивированным обоснованием причин отклонения; направить проект решения на доработку его составителю; отложить рассмотрение проекта решения до следующего заседания комиссии с мотивированным обоснованием причин переноса рассмотрения вопроса.
После рассмотрения проекта решения профильная комиссия передает его председателю Совета и информирует устно о своем решении (рекомендации) по включению в проект повестки дня очередной (внеочередной) сессии Совета данного проекта решения и его рассмотрения согласно протоколу.
В соответствии с частью 1 статьи 84 Регламента, не допускается внесение на сессию Совета проектов нормативных правовых актов, не рассмотренных профильной комиссией.
Суд первой инстанции исходил из того, что Комиссией по вопросам местного самоуправления, законности и правопорядка, информационной политике, связи и массовым коммуникациям были изучены документы: протест прокурора Раздольненского района Республики Крым от 17 августа 2020 года №39-2019/Прдп149-20-120350020, информация Администрации Раздольненского района от 18 апреля 2020 года №01- 11/1502, на которую ссылается прокурор в протесте, информация к проекту решения внеочередной сессии Раздольненского районного совета II созыва от 24 декабря 2019 года №120-2/19 «О внесении изменений в решение 18 сессии Раздольненского районного совета I созыва от 21 декабря 2018 г. №1223-1/18 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования Славновское сельское поселение Раздольненского района Республики Крым».
По результатам изучения документов Комиссией сделан вывод, что решение внеочередной сессии Раздольненского районного совета II созыва от 24 декабря 2019 года №120-2/19 «О внесении изменений в решение 18 сессии Раздольненского районного совета I созыва от 21 декабря 2018 года №1223-1/18 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования Славновское сельское поселение Раздольненского района Республики Крым» принято в нарушение норм действующего законодательства, информация к проекту решения содержит недостоверные сведения и ввела в заблуждение депутатский корпус при принятии его на сессии.
Комиссией составлен соответствующий проект решения и вынесен на рассмотрение сессии, что подтверждается протоколом №13 от 18 августа 2020 года.
Оспариваемый нормативный правовой акт опубликован в газете Раздольненская районная газета «Авангард» 22 августа 2020 г. (выпуск №34), которая определена в качестве источника официального опубликования муниципальных правовых актов органов местного самоуправления и размещены на официальном сайте http://razdolnoe-rk.ru.
24 августа 2020 г. Раздольненским районным советом Республики Крым копия решения Раздольненского районного совета Республики Крым от 18 августа 2020 г. №348-2/20 направлена в Министерство юстиции Республики Крым для включения в Регистр муниципальных нормативных правовых актов Республики Крым.
Рассматривая в апелляционном порядке настоящее административное дело, судебная коллегия принимает во внимание, что законность и обоснованность оспариваемого решения Раздольненского районного совета Республики Крым от 18 августа 2020 г. №348-2/20 «О рассмотрении протеста прокурора Раздольнеснкого района Республики Крым от 17 августа 2020 г. №39-2019/Прдп149-20-1200350020» по доводам, аналогичным изложенным в настоящем деле, являлись предметом судебной проверки по административному исковому заявлению собственников ряда земельных участков, переданных из состава земельного участка арендованного СНТ «Отдых», исходной площадью 49,7175 га, - Кошенко А.Ф., Теваняна А.Л., Стороженко О.А., Артемьева В.И., Стороженко О.В., Шевченко С.Г., Петухова Е.В. (дело № 2а-35/2021, УИД 91OS0017-01-2021-001271-61).
В ходе производства по указанному административному делу судами не установлено оснований для отмены оспариваемого решения от 18 августа 2020 г. №348-2/20 по основанию нарушения процедуры его принятия и введения в действие.
Оценивая доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия также исходит из следующего.
Согласно статье 77 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (пункт 1 статьи).
В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (пункт 2 данной статьи).
Согласно части 1 статьи 79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
В соответствии с пунктом 6 статьи 79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья не могут включаться в границы территории ведения гражданами садоводства для собственных нужд, а также использоваться для строительства садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей на садовом земельном участке.
Иные земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства), в том числе гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество (часть 1 статьи 78 ЗК РФ).
Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (пункт 6 статьи 1, пункт 3 части 2 и пункт 1 части 6 статьи 30, части 1 и 6 статьи 36, часть 5 статьи 37).
Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».
Иного федерального закона, регламентирующего использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются и определяется порядок проведения зонирования территорий, не имеется, что означает невозможность изменения разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения и действие принципа сохранения целевого использования данных земельных участков, закрепленного подпунктом 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Таким образом, до принятия специального законодательства о зонировании территорий для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, предусматривающий особую охрану таких земель, которая выражается в недопущении выведения данных земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности (части 1 и 4 статьи 36 ГрК РФ).
При этом установление градостроительного регламента для зоны «Сх1» само по себе не противоречит вышеуказанным нормам, поскольку допускает изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию.
Данный перевод допускается в исключительных случаях, перечисленных в части 1 статьи 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», в том числе связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов. Особенности перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов путем включения земельного участка в границы населенного пункта предусмотрены статьей 4.1 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».
С учетом названных положений и правил пункта 2 статьи 7 ЗК РФ земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам и их объединениям для ведения садоводства, могут включаться в состав указанных территориальных зон в границах населенных пунктов в результате перевода этих земельных участков в иную категорию - земли населенных пунктов. До перевода земель в другую категорию в действующем законодательстве отсутствуют основания для изменения вида разрешенного использования земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии со статьей 5 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 г. № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» категории земель, к которым отнесены земельные участки, установленные до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», признаются категориями земель, установленными ЗК РФ, по правилу, согласно которому земли сельскохозяйственного назначения, а также земельные участки, предоставленные для дачного строительства из состава земель рекреационного назначения, относятся к землями сельскохозяйственного назначения, а в границах населенных пунктов - землями населенных пунктов (пункт 2 части 1).
В силу части 2 статьи 5 и статьи 7 указанного закона порядок отнесения земельных участков, указанных в части 1 статьи 9 данного закона, к соответствующей категории земель, порядок установления видов разрешенного использования земельных участков определяются Советом министров Республики Крым.
Положением об особенностях отнесения к определенной категории земель и установления вида разрешенного использования земельных участков, утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от 15 октября 2014 г. № 378, установлено, что отнесение ранее учтенных земельных участков к определенной категории земель и (или) установление вида разрешенного использования таких участков осуществляется в соответствии с функциональным использованием (целевым назначением, разрешенным использованием) земельных участков, указанным в документах, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации, перечень которых утвержден постановлением Совета министров Республики Крым от 11 августа 2014 г. № 264 «Об утверждении перечня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации», пунктом 9 которого к числу таких документов отнесен договор аренды земли (земельного участка).
Из договора аренды земельного участка от 26 ноября 2011 г. следует, что Садоводческому товариществу «Отдых» передан в аренду земельный участок категории - земли сельскохозяйственного назначения, общей площадью 49,7175 га, в том числе пашня - 49,7175 га, для ведения коллективного садоводства.
Из материалов дела также усматривается, что данный земельный участок в качестве пашни отображен в градостроительной документации, действовавшей до принятия в 2018 г. документов территориального планирования и градостроительного зонирования, входил в земли совхоза.
При этом вид разрешенного использования «Коллективное садоводство» соответствует коду 1.5 Приказа Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков», предусматривающему осуществление хозяйственной деятельности на сельскохозяйственных угодьях, связанной с выращиванием многолетних плодовых и ягодных культур, винограда и иных многолетних культур.
В соответствии с частью 7 статьи 54 Федерального закона от 29 июля 2017 г. № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» для целей применения в названном федеральном законе, других федеральных законах и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актах такие виды разрешенного использования земельных участков, как «садовый земельный участок», «для садоводства», «для ведения садоводства», «дачный земельный участок», «для ведения дачного хозяйства» и «для дачного строительства», содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости и (или) указанные в правоустанавливающих или иных документах, считаются равнозначными. Земельные участки, в отношении которых установлены такие виды разрешенного использования, являются садовыми земельными участками. Положения указанной части не распространяются на земельные участки с видом разрешенного использования «садоводство», предназначенные для осуществления садоводства, представляющего собой вид сельскохозяйственного производства, связанного с выращиванием многолетних плодовых и ягодных культур, винограда и иных многолетних культур.
Частью 2 статьи 23 данного закона установлено, что строительство объектов капитального строительства на садовых земельных участках допускается только в случае, если такие земельные участки включены в предусмотренные правилами землепользования застройки территориальные зоны, применительно к которым утверждены градостроительные регламенты, предусматривающие возможность такого строительства.
В силу части 7 статьи 23 данного закона в границы территории садоводства или огородничества не могут быть включены земельные участки, включение которых в границы территории садоводства или огородничества не допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 79 ЗК РФ установлено, что пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими) являются сельскохозяйственными угодьями, которые в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
С учетом указанных обстоятельств, нельзя полагать, что при отнесении земельного участка административного истца к территориальной зоне Сх1 не было учтено фактическое землепользование, которое может не совпадать с видом разрешенного использования земельного участка.
Установление правилами землепользования и застройки в отношении принадлежащего административному истцу земельного участка, относящегося к землям сельскохозяйственного назначения, территориальной зоны Сх1 соотносится с положениями ранее приведенного пункта 2 статьи 77 ЗК РФ, устанавливающего состав земель сельскохозяйственного, назначения, среди которых выделяются сельскохозяйственные угодья.
Ссылка административного истца в административном исковом заявлении на таблицу соотнесения видов разрешенного использования земельных участков и категорий земель, являющейся приложением № 2 к постановлению Совета министров Республики Крым от 15 октября 2014 г. № 378 «Об утверждении Положения об особенностях отнесения к определенной категории земель и установления вида разрешенного использования земельных участков», не может служить основанием для вывода б обоснованности заявленного требования, поскольку данное Положение не предусматривает специального регулирования в отношении сельскохозяйственных угодий.
В отношении земельных участков за пределами границ населенного пункта, изначально относившихся к землям сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, федеральным законодателем введен специальный правовой режим, устанавливающий запрет на застройку таких земельных участков, который не может быть изменен нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Как следует из содержания части 5 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», принятие субъектами Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, содержащих дополнительные правила и ограничения оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, не допускается.
Процедура перевода спорных земельных участков в составе земель сельскохозяйственных угодий в другую категорию не осуществлялась. Земельные участки в границы населенного пункта не включены.
Установление Правилами землепользования и застройки территориальной зоны Сх1 в отношении относящихся к землям сельскохозяйственного назначения спорных земельных участков основано на положениях пункта 2 статьи 77 ЗК РФ, устанавливающего состав земель сельскохозяйственного назначения, среди которых особо выделены сельскохозяйственные угодья. При этом территориальная зона Сх1, конкретизируя положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяет назначение территории.
Анализируя доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия также исходит из того, что законность территориального зонирования в отношении земель, находящихся в пользовании административного истца, регламентированного Правилами землепользования и застройки, оспариваемая и в настоящем деле, являлась предметом судебной проверки по административному делу по административному исковому заявлению Садоводческого некоммерческого товарищества «Отдых» о признании не действующими отдельных положений решения Раздольненского районного совета Республики Крым от 21 декабря 2018 г. N 1223-1/18 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования Славновское сельское поселение Раздольненского района Республики Крым» (дело № 2а-18/2021 УИД 91OS0000-01-2020-000404-96).
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ 29 ░░░░ 2021 ░., ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 2 ░░░░░░ 2021 ░. ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 6 ░░░░ 2018 ░. № 1027-1/18 ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░) ░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░. ░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ 10 ░░░░░░ 35 ░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ 2 ░░░░░░ 7 ░░ ░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ – «░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░».
░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░, ░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░».
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ 64 ░░░ ░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 120-2/19 ░░ 24 ░░░░░░░ 2019 ░. ░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░, ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░; ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 309-311 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░,
░░░░░░░░░░:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 17 ░░░ 2021 ░. ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ «░░░░░» – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 35 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ 6 ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 30 ░░░░░░░░ 2021 ░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░: