№ 2а-7745/2020
66RS0001-01-2020-009458-59
Мотивированное решение изготовлено 28 декабря 2020 года.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 декабря 2020 года город Екатеринбург
Верх-Исетский районный суд города Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи Гейгер Е.Ф.,
при секретаре Кожевниковой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению инспекции Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району города Екатеринбурга к Авериной Елене Владимировне о взыскании пени по налогу на имущество физических лиц,
У С Т А Н О В И Л:
инспекция Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району города Екатеринбурга (далее по тексту ИФНС России по Верх-Исетскому району города Екатеринбурга) обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором с просит взыскать с Авериной Е.В. недоимку по пени по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в размере 10 руб. 21 коп., за 2016 год в размере 32 руб. 09 коп., за 2018 год в размере 11 руб. 11 коп.
В обоснование указано, что Аверина Е.В. в указанные периоды являлась плательщиком налога на имущество физических лиц. Обязанность по уплате налогов административным ответчиком не была исполнена, в связи с чем в ее адрес направлены требования об уплате налога, пени. Данное требование в установленный срок добровольно не было исполнено, что послужило основанием для обращения к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, а после его отмены, в суд с указанным административным иском.
Представитель административного истца ИФНС России по Верх-Исетскому району города Екатеринбурга, административный ответчик Аверина Е.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом.
Суд на основании части 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрел дело в отсутствие указанных лиц.
Исследовав доказательства по административному делу, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Исходя из положений статей 388, 400 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица, обладающие правом собственности на имущество, земельный участок, признаваемые объектами налогообложения в соответствии со статьями 389, 401 настоящего Кодекса, признаются налогоплательщиками земельного налога.
В силу положений налогового законодательства, налогоплательщики - физические лица уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
Порядок налогообложения имущества физических лиц на территории Российской Федерации в спорный период регулировался главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Как следует из материалов дела, Аверина Е.В. в периоды с 2015-2018 годы являлась собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.
На основании статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации ИФНС России по Верх-Исетскому району города Екатеринбурга Авериной Е.В. был начислен налог на имущество физических лиц за 2015 год, в адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление от 25 августа 2016 года №.
В установленный срок Аверина Е.В. обязанность по уплате налогов не исполнила, в связи с чем на основании статей 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации ИФНС России по Верх-Исетскому району города Екатеринбурга в адрес налогоплательщика было направлено требование от 22 декабря 2016 года № об уплате налогов и пени на указанную недоимку, предоставлен срок для добровольного исполнения до 07 февраля 2017 года.
Также Авериной Е.В. был начислен налог на имущество физических лиц за 2016 год, в адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление от 23 августа 2017 года №. В связи с неуплатой административным ответчиком имущественного налога в установленный срок, ИФНС России по Верх-Исетскому району города Екатеринбурга в адрес налогоплательщика было направлено требование от 05 февраля 2018 года №, установлен срок для добровольного исполнения до 13 марта 2018 года.
Кроме того, Авериной Е.В. был начислен налог на имущество физических лиц за 2018 год в адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление от 04 июля 2019 года №. В связи с неуплатой административным ответчиком имущественного налога в установленный срок, ИФНС России по Верх-Исетскому району города Екатеринбурга в адрес налогоплательщика было направлено требование от 27 декабря 2019 года №, установлен срок для добровольного исполнения до 20 января 2020 года.
Требования ИФНС России по Верх-Исетскому району города Екатеринбурга административным ответчиком в добровольном порядке в установленный срок исполнены не были, что послужило основанием для обращения административного истца 13 апреля 2020 года к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, который был выдан 13 апреля 2020 года и отменен в связи с поступившими возражениями должника 08 октября 2020 года.
Согласно пункту 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании обязательных платежей и санкций подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Пропущенный по уважительным причинам срок на обращение в суд может быть восстановлен судом.
Вместе с тем, указанный срок может быть восстановлен только в исключительных случаях, когда суд признает уважительными причины его пропуска по обстоятельствам, объективно исключающим возможность подачи заявления в установленный срок.
Из указанных положений Налогового кодекса Российской Федерации следует, что законодателем определены сроки, в течение которых налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей.
Соблюдение установленного шестимесячного срока является обязательным как при обращении налогового органа в суд с административным исковым заявлением, так и с заявлением о вынесении судебного приказа.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, пеней, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, пеней, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, пеней превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
При этом под общей суммой налога, пеней понимается сумма, указанная во всех требованиях об уплате определенного налога, по которым истек срок исполнения.
Как следует из материалов дела, что размер недоимки по требованию об уплате налога на имущество физических лиц за 2015 год, указанный в требовании от 22 декабря 2016 года № не превысил 3 000 руб., у налогового органа право на обращение в суд возникло только после неисполнения требования об уплате недоимки по налогам, пени по требованию от 23 августа 2017 года №, когда размер недоимки по требованиям превысил 3 000 руб., то есть после 13 марта 2018 года. К мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа административный истец обратился 13 апреля 2020 года, то есть, то есть по истечении установленного законом срока.
Административный истец не заявлял ходатайства о восстановлении срока для подачи заявления о выдаче судебного приказа в суд, никаких уважительных причин пропуска установленного законом срока в судебное заседание не предоставлено.
Учитывая длительность периода пропуска административным истцом срока, суд не находит оснований для восстановления пропущенного срока для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 года № 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.
Соблюдение налоговым органом срока на обращение в суд с административным иском после отмены судебного приказа, не свидетельствует о соблюдении срока, установленного статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Таким образом, несоблюдение ИФНС России по Верх-Исетскому району города Екатеринбурга установленных налоговым законодательством сроков на обращение в суд с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании налога на имущество физических лиц за 2015, 2016 годы является основанием для отказа во взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2015, 2016 годы.
Согласно пункту 1 статьи 72 Налогового кодекса Российской Федерации пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная этой статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Согласно пунктам 3, 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Таким образом, пени подлежат уплате налогоплательщиком в случае возникновения у него недоимки по налогу.
Поскольку судом установлен факт пропуска административным истцом срока для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2015, 2016 годы, то требования административного искового заявления о взыскании пени за 2015 год в размере 10 руб. 21 коп., за 2016 год в размере 32 руб. 09 коп. не подлежат удовлетворению.
Относительно взыскания пени по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 11 руб. 11 коп. суд также не находит оснований для удовлетворения заявленных требований в данной части, исходя из следующего.
Как уже было установлено судом, срок исполнения требования № истек 28 января 2020 года, налоговый орган обратился с заявлением о выдаче судебного приказа к мировому судье 13 апреля 2020 года, поскольку судебный приказ № был отменен мировым судьей 08 октября 2020 года, настоящее административное исковое заявление подано в районный суд 10 ноября 2020 года, то есть в пределах шестимесячного срока с момента вынесения определения об отмене судебного приказа.
Вместе с тем, суд не находит оснований для взыскания пени по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 11 руб. 11 коп., поскольку как следует из платежного поручения № от 01 декабря 2020 года, указанная сумма пени оплачена Авериной Е.В.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд отказывает в удовлетворении административного искового заявления в полном объеме.
Руководствуясь статьями 293, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении административных исковых требований инспекции Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району города Екатеринбурга к Авериной Елене Владимировне о взыскании пени по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в размере 10 руб. 21 коп., за 2016 год в размере 32 руб. 09 коп., за 2018 год в размере 11 руб. 11 коп. отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме, с подачей апелляционной жалобы через Верх-Исетский районный суд города Екатеринбурга Свердловской области.
Судья: Е.Ф. Гейгер