Решение по делу № 2-2349/2024 от 11.06.2024

Дело № 2-2349/2024

УИД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Арзамас 5 июля 2024 года

Арзамасский городской суд Нижегородской области в составе

председательствующего судьи Тишиной И.А.,

при секретаре Вандышевой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сергеева А.В. к администрации городского округа город Арзамас Нижегородской области о взыскании компенсации морального вреда,

установил:

Сергеев А.В. обратился в суд с иском к администрации городского округа город Арзамас Нижегородской области о взыскании компенсации морального вреда, указывая в обоснование требований, что он проживает в городском округе город Арзамас Нижегородской области и является пользователем автомобильных дорог общего пользования.

При осуществлении поездок по территории города Арзамаса и Арзамасского района истцом были обнаружены многочисленные дефекты дорожного покрытия в виде ям, трещин, выбоин. Данные дефекты дорожного покрытия не причинили имуществу истца материального ущерба, однако сама по себе поездка по дороге, находящейся в неудовлетворительном состоянии, причинила истцу, как пользователю дорогой общего пользования, моральные и нравственные страдания.

В частности дефект дорожного покрытия в виде ямы имеется на дороге общего пользования по адресу: <адрес>.

На основании изложенного истец полагает, что имеет право на взыскание компенсации морального вреда за ненадлежащее качество дорог и просит суд взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей.

В судебное заседание стороны не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Ответчик в возражениях на иск просит в удовлетворении исковых требований отказать.

В соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон спора.

Изучив материалы гражданского дела, исследовав и оценив все собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Конституционный принцип правового государства, возлагающий на Российскую Федерацию обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина как высшую ценность (ч. 1 ст. 1, ст.ст. 2, 17, 18 и ч. 1 ст. 45 Конституции РФ) предполагает установление такого правопорядка, который должен гарантировать каждому справедливое разрешение дела и эффективное восстановление в правах.

Статьей 151 ГК РФ установлено, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

Согласно ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 ГК РФ и положениями ст. 151 ГК РФ. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.

В соответствии со ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Пунктом 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2023 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» разъяснено, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.

В судебном заседании установлено, что истец проживает в городском округе город Арзамас Нижегородской области и является пользователем автомобильных дорог общего пользования.

При осуществлении поездок по территории городского округа город Арзамас Нижегородской области истцом замечены дефекты дорожного покрытия в виде ямы на дороге общего пользования по адресу: <адрес>.

Распоряжением администрации города Арзамаса Нижегородской области от 09.03.2016 № 115-р утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, находящихся в муниципальной собственности, в который включена дорога по <адрес> общей протяженностью 0,75 км.

В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон № 196-ФЗ) ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Положения ч. ч. 2, 3 ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 257-ФЗ) в зависимости от того, является ли автомобильная дорога дорогой регионального и межмуниципального значения или местного значения, разграничивают полномочия по осуществлению дорожной деятельности между уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченными органами местного самоуправления. Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (ч. 3 ст. 15 Закона № 257-ФЗ).

В соответствии с п. 13 «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения», утвержденных постановлением Правительства РФ № 1090 от 23.10.1993, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны: содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.

Администрация городского округа город Арзамас Нижегородской области является органом местного самоуправления, который обладает полномочиями по решению вопросов владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом, а также полномочиями по содержанию и строительству автодорог общего пользования, мостов и иных транспортных сооружений в пределах муниципального образования.

Участок дороги, на котором истцом обнаружен дефект дорожного покрытия, относится к муниципальному имуществу.

Приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст утвержден государственный стандарт Российской Федерации «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (далее - ГОСТ Р 50597-2017).

ГОСТ Р 50597-2017 устанавливает требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования (далее - дорог), улиц и дорог городов и сельских поселений (далее - улиц), железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям.

Требования ГОСТ Р 50597-2017 являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

Доказательств, что имуществу истца в результате ненадлежащего содержания проезжей части автодороги общего пользования на территории городского округа город Арзамас Нижегородской области причинен вред, в деле не имеется.

Нарушения требований к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения ГОСТ Р 50597-2017 судом не установлено.

Более того истцом в материалы дела в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ не представлено доказательств наличия дефекта дорожного покрытия как такового.

В соответствии с разъяснениями п. 2 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2023 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на компенсацию морального вреда, причиненного действиями (бездействием), нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага. Так, в частности, судом может быть взыскана компенсация морального вреда, причиненного незаконными решениями, действиями (бездействием) органов и лиц, наделенных публичными полномочиями.

С учетом указанных обстоятельств моральный вред может быть причинен только установленным судом незаконным действием (бездействием) органа.

Согласно п. п. 5.2.4, 5.2.5 ГОСТ Р 50597-2017 покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений. Не допускаются отдельные выступы или углубления в зоне деформационных швов высотой или глубиной более 3 см.

Нарушение требований ГОСТ должны быть установлены инспектором ДПС, которым составляется схема места происшествия с указанием повреждения покрытия, прикладывается фотография повреждения покрытия.

Указанных доказательств истцом в материалы дела не представлено, сведения о привлечении ответчика к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ материалы дела не содержат.

Таким образом, фактов, свидетельствующих о ненадлежащем содержании ответчиком дороги, судом не установлено, в связи с чем, суд приходит к выводу об отсутствии незаконного бездействия со стороны ответчика.

В соответствии с разъяснениями п. 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2023 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» обязанность компенсации морального вреда может быть возложена судом на причинителя вреда при наличии предусмотренных законом оснований и условий применения данной меры гражданско-правовой ответственности, а именно: физических или нравственных страданий потерпевшего; неправомерных действий (бездействия) причинителя вреда; причинной связи между неправомерными действиями (бездействием) и моральным вредом; вины причинителя вреда (ст. ст. 151, 1064, 1099 и 1100 ГК РФ).

Судом причинно-следственная связь между действиями (бездействиями) ответчика по ненадлежащему содержанию дорожного покрытия и моральным вредом, причиненным истцу, не установлена, в связи с чем, правовых оснований для удовлетворения исковых требований истца не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Сергеева А.В., паспорт ***, к администрации городского округа город Арзамас Нижегородской области, ИНН ***, отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Арзамасский городской суд Нижегородской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Арзамасского городского суда

Нижегородской области И.А. Тишина

Мотивированное решение составлено <дата>.

2-2349/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Сергеев Андрей Владимирович
Ответчики
Администрация городского округа город Арзамас Нижегородской области
Суд
Арзамасский городской суд Нижегородской области
Судья
Тишина И.А.
Дело на странице суда
arzamassky.nnov.sudrf.ru
11.06.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.06.2024Передача материалов судье
17.06.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.06.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.06.2024Подготовка дела (собеседование)
21.06.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.07.2024Судебное заседание
05.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее