Дело № 2-1629/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Волжский городской суд Волгоградской области в составе:
Председательствующего судьи: Петрушенко Ю.В.
при секретаре: Даниловой А.А.
13 июля 2020 года рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Волжском Волгоградской области гражданское дело по исковому заявлению Прокурора города Волжского Волгоградской области в интересах Кравченко И. В. к Администрации городского округа- город Волжский Волгоградской области о возложении обязанности предоставить жилое помещение вне очереди,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г.Волжского Волгоградской области в интересах Кравченко И.В. обратился в суд с исковым заявлением к администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области о возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение. В обоснование исковых требований указано, что Кравченко И.В. является инвали<адрес> группы по общему заболеванию и зарегистрирован в комнате №... (общей площадью 21,96 кв.м) трехкомнатной коммунальной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, где проживает с сыном. Указанное жилое помещение не соответствует требованиям разделов 3 и 4 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от "."..г. №.... Постановлением администрации городского округа- город Волжский Волгоградской области от "."..г. №... вышеуказанное жилое помещение признано непригодным для проживания инвалида. Постановлением администрации городского округа- город Волжский Волгоградской области от "."..г. №... Кравченко И.В. с "."..г. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма с составом семьи 2 человека, а также признан нуждающимся во внеочередном предоставлении жилого помещения, однако до настоящего времени жилым помещением не обеспечен. Просит возложить на администрацию городского округа – город Волжский Волгоградской области обязанность предоставить истцу вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в черте города Волжского Волгоградской области, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям по норме предоставления жилого помещения.
Помощник прокурора Кузьмина М.В. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить в полном объеме.
Истец Кравченко И.В. в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.
Представитель ответчика администрации городского округа г. Волжский, так же являющаяся представителем третьего лица Управления муниципальным имуществом администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области Арисова Е.М. исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать в связи с тем, что администрация городского округа- город Волжский Волгоградской области наделена полномочиями исключительно по принятию граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, а не по обеспечению их жилыми помещениями во внеочередном порядке.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, письменные доказательства, приходит к следующему.
Признавая право каждого на жилище, статья 40 Конституции Российской Федерации возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления создание условий для его осуществления и предусматривает возможность предоставления жилища малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в нем, бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии со ст.17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181 «О социальной защите инвалидов», Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Положениями Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 14, 50), а также положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (ст. 14, 19) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
В силу ч. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.
В силу п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (ч. 3 ст. 57 ЖК РФ).
Следовательно, обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после "."..г., подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Кравченко И.В. является инвалидом 1 группы по общему заболеванию, что подтверждается справкой МСЭ-2014 №... от "."..г..
Согласно выписке из домовой книги, карточки учета собственника жилого помещения от "."..г., Кравченко И.В. и его сын Кравченко В.И. зарегистрированы в комнате 3, расположенной по адресу: <адрес>.
Постановлением администрации городского округа- город Волжский Волгоградской области от "."..г. №... жилое помещение по указанному адресу признано непригодным для проживания инвалида.
Постановлением администрации городского округа- город Волжский Волгоградской области от "."..г. №... Кравченко И.В. с "."..г. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, при администрации городского округа- город Волжский с составом семьи 2 человека, а также признан нуждающимся во внеочередном предоставлении жилого помещения.
Жилое помещение истцу до настоящего времени не предоставлено.
Принимая во внимание, что истец состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, а также признан нуждающимся во внеочередном предоставлении жилого помещения, суд приходит к выводу, что он в силу положений ст.17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» имеет право на внеочередное получение жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма за счет органа местного самоуправления.
Реализация конституционного права истца на жилище не может быть поставлена в зависимость от ненадлежащего исполнения ответчиком своих обязанностей, поскольку истец совершил все необходимые действия для признания нуждающимся в предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма, что следует из материалов дела.
Внеочередной порядок обеспечения жилым помещением предполагает немедленную реализацию данного права после его возникновения.
В силу Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, действующим жилищным законодательством вопросы обеспечения граждан жилыми помещениями относятся к компетенции органов местного самоуправления.
Аналогичные положения содержатся в статьях 14 (часть 1) и 19 (пункт 3 часть 2) Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют, в частности, полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 17 декабря 2009 года № 1563-О-О (п.2.1, п.2.2) указал на то, что данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования, одной из необходимых гарантий которого является создание условий для осуществления права каждого на жилище.
При этом в реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (ст.ст.135-138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п.5 ч.1 ст.55, ст.ст.60, 61 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации»).
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии у истца права на получение жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке и необходимости удовлетворения исковых требований истца в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора города Волжского Волгоградской области в интересах Кравченко И. В. к Администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области о возложении обязанности предоставить жилое помещение вне очереди - удовлетворить.
Обязать администрацию городского округа – город Волжский Волгоградской области предоставить Кравченко И. В. вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в черте городского округа-город Волжский Волгоградской области, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям по норме предоставления жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Волжский городской суд Волгоградской области.
Судья - Ю.В. Петрушенко
Справка: в окончательной форме решение изготовлено 17 июля 2020 года.
Судья - Ю.В. Петрушенко