Дело № 2-1947/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«22» июля 2019 года г.Ростов-на-Дону
Ворошиловский районный суд г.Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Сидоренковой И.Н.,
при секретаре Степичевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ростовского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ФГКУ "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" в лице Ростовского филиала ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы», 3-и лица Министерство транспорта Российской Федерации, Пограничное управление ФСБ России по Ростовской области, Ростовская таможня Южного таможенного управления Федеральной таможенной службы Российской Федерации, об обязании устранить нарушения требований законодательства в части обеспечения и функционирования оборудования системы принудительной остановки автотранспорта пункта пропуска через государственную границу РФ МАПП Новошахтинск,
УСТАНОВИЛ:
Ростовский транспортный прокурор Южной транспортной прокуратуры обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ФГКУ "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" в лице Ростовского филиала ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы», 3-и лица Министерство транспорта Российской Федерации, Пограничное управление ФСБ России по Ростовской области, Ростовская таможня Южного таможенного управления Федеральной таможенной службы Российской Федерации об обязании устранить нарушения требований законодательства в части обеспечения и функционирования оборудования системы принудительной остановки автотранспорта пункта пропуска через государственную границу РФ МАПП Новошахтинск.
В обоснование своих требований истец указал, что Ростовской транспортной прокуратурой по поручению Южной транспортной прокуратуры проведена проверка по обращению начальника Пограничного управления по РО ФСБ России в Ростовском филиале ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» в г. Ростове-на-Дону по вопросу выхода из строя средств принудительной остановки автотранспорта типа «Покат-5000У» на автомобильном пункте пропуска Новошахтинск.
Едиными типовыми требованиями к оборудованию и материально-техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного, санитарнo-карантинного, ветеринарного, карантинного фитосанитарного и транспортного контроля, осуществляемых в пунктах пропуска через таможенную границу Евразийского экономического союза, утвержденными Решением Комиссии Таможенного союза от 22.06.2011 № 688 (далее - Единые требования № 688) установлено, что в целях недопущения возможности несанкционированного убытия транспортного средства за пределы пункта пропуска без прохождения обязательных видов контроля в пунктах пропуска создается система принудительной остановки транспортных средств, состоящая из специальных средств, заградительных барьеров и других устройств (п. 35).
Распоряжением Правительства РФ от 11.09.2008 № 1308-р в целях обеспечения выполнения функций, связанных с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией и техническим оснащением зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации создано Федеральное государственное учреждение «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы».
Распоряжением Правительства РФ от 05.02.2016 № 159-р «О ликвидационных процедурах в связи с упразднением Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации» ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» (далее - ФГКУ Росгранстрой, Дирекция) отнесено к ведению Министерства транспорта Российской Федерации (далее - Минтранс России).
Уставом ФГКУ Росгранстрой, утвержденным приказом Росграницы от 04.02.2009 № 6, а также его новой редакцией, утвержденной распоряжением Минтранса России от 23.06.2016, установлено, что собственником имущества Дирекции является Российская Федерация, Дирекция является учреждением, обеспечивающим выполнение функций, связанных с оборудованием, эксплуатацией и техническим оснащением зданий, помещений, сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пункте пропуска через Государственную границу.
Целями деятельности Дирекции являются обеспечение выполнения функций по эксплуатации объектов государственной границы, за счет средств федеральном бюджета выполняет функции государственного заказчика, в том числе организацию осуществления эксплуатации и техническом оснащения зданий, помещений и сооружений, необходимых для организация контроля в пунктах пропуска, организацию эксплуатации имущества, принадлежащем дирекция на праве оперативном управления, прочую деятельность по техническому контролю, испытанию и анализу.
Подпунктами 3.3.5, 3.3.7 Устава на Дирекцию возложено обеспечение функционирования (эксплуатации) зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пунктах пропуска через росграницу, включая их содержания, ремонт, оборудование и техническое оснащение, а также передача имущества, необходимого для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пунктах пропуска через госграницу в порядке, установленном правовыми актами РФ.
Дирекция согласно п. 4.1 Устава вправе в установленном порядке принимать и (или) исполнять обязательства в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств, вносить в Минтранс Россия предложения по изменению бюджетной росписи, проводить работы по своевременному текущему ремонту зданий и сооружений, коммуникаций, а также работы по их восстановительному и капитальному ремонту.
На основании пп. 4.2, 6.5 Устава Дирекция обязана обеспечивать выполнение своих обязательств в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств, представлять в Минтранс России на утверждение бюджетную смету, обеспечивать сохранность, эффективность и целевое использование средств и имущества, эффективно использовать имущество и не допускать ухудшение его технического состояния.
Обособленные отделения в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, дислоцированные в зоне деятельности Ростовской таможни являются структурными подразделениями Ростовском филиала ФГКУ Росгранстрой.
Проверкой Ростовской транспортной прокуратуры установлено, что комплекты СПОА, установленные в МАПП Новошахтинск, расположенном по адресу: ..., ... не функционирую и не используется согласно заявленным целям, что влечет невозможность реализации полномочий по обеспечению пограничном режима пересечения Государственной границы пограничными органами в пункте пропуска МАПП Новошахтинск.
Однако Ростовским филиалом ФГКУ Росгранстрой и Дирекцией меры к обеспечению работоспособности данном оборудования либо его замене не принимаются, контракты на его техническое обслуживание не заключались.
В рамках предоставленных полномочий и уставной деятельности, в 2015 году Дирекцией (госзаказчик) и ООО «Военстрой» (подрядчик) заключался государственный контракт от 22.09.2015 № 73-12/15.
По условиям контракта госзаказчик поручил, а подрядчик обязался оказать услуги по доставке и монтажу 155 комплектов систем принудительной остановки автотранспорта и передать результат услуг и работ госзаказчику, в том числе 2 комплектов по МАПП Новошахтинск.
При этом ООО «Военстрой» в 2016 году неоднократно информировало Ростовский филиал ФГКУ Росгранстрой об отказе от проведения работ по восстановлению работоспособности СПОА ввиду непризнания поломок гарантийным случаем.
ФГКУ Росгранстрой в 2017 г. направлено исковое заявление к ответчику ООО «Военстрой» о взыскании неустойки по государственному контракту от 22.09.2015 № 73-12/15 и об обязании устранить недостатки, указанные в претензии от 04.05.2017 № ЮА-1972/19.
Постановлением Девятого Арбитражного апелляционного суда от 07.02.2018 исковые требования удовлетворены в части устранения дефектов монтажа СПОА, в том числе по МАПП Новошахтинск - не работает система подогрева и неисправность элементов крепления опорной контракции.
По фактам непринятия Ростовским филиалом ФГКУ Росгранстрой мер, направленных на обеспечение надлежащего оснащения и обслуживания СПОА в пункте пропуска МАПП Новошахтинск, прокуратурой внесены представления от 15.04.2015, от 28.11.2016 об устранении нарушений законодательства, по результатам рассмотрения которых Ростовским филиалом ФГКУ Росгранстрой принимались меры только к направлению заявок в аппарат ФГКУ Росгранстрой о получении дополнительном финансирования.
Несмотря на указанные обстоятельства, а также на неоднократные обращения Пограничного управления по Ростовской области ФСБ России, ФГКУ Росгранстрой до настоящем времени каких-либо действенных мер, направленных на обеспечение работоспособности указанного оборудования либо его замену не принято, в связи с отсутствием необходимом финансирования Ростовском филиала ФГКУ Росгранстрой, что свидетельствует о неисполнении возложенных на него функций.
В связи с непринятием действенных мер по устранению выявленных нарушений 08.12.2016 г. Ростовской транспортной прокуратурой направлено исковое заявление об обязании устранить нарушения требований законодательства, путем приведения в технически исправное состояние и обеспечение надлежащей эксплуатации СПОА.
Определением судьи Ворошиловского районного суда г. Ростова-на-Дону от 06.04.2017 г. производство по гражданскому иску прекращено в связи с добровольным исполнением исковых требований, а именно заключением Ростовским филиалом ФГКУ Росгранстрой государственного контракта №55.17/03-ОЭ/61 от 27.03.2017 г. с ООО «Югтелестрой» на оказание услуг по техническому обслуживанию, в том числе данных СПОА МАПП Новошахтинск.
Согласно акту сдачи-приемки оказанных услуг № 32 от 18.12.2017 г. выполнены услуги по восстановлению функционального назначения оборудования, в частности его настройка.
Проверкой, проведенной Ростовской транспортной прокуратурой в июне 2018 г. установлено, что оба СПОА по состоянию на момент проверки не функционируют ввиду выхода из строя.
ФГКУ Росгранстрой в силу ст.6 Бюджетного кодекса Российской Федерация является государственным учреждением, осуществляющим исполнение государственных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законом полномочий органов государственной власти (государственных органов), финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств федерального бюджета на основании бюджетной сметы.
Учитывая положения ст ст.210, 296 ГК РФ, на ФГКУ Росгранстрой лежит обязанность по содержанию закрепленного за ним на праве оперативного управления имущества, которую ответчик в отношении СПОА не исполняет.
Кроме того, Федеральная целевая программа «Государственная граница Российской Федерации (2012-2020 годы)» направлена на формирование современной системы защиты и охраны государственной границы, внедрение в оперативно-служебную деятельность автоматизированных систем технического контроля обстановки, создание благоприятных условий для осуществления внешнеторговой деятельности и международных отношений путем обустройства объектов пограничной инфраструктуры, в том числе ключевых пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, обеспечивающих международный транзит, экспортные перевозки и воздушное международное сообщение.
В части обустройства пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации ФЦП Государственная граница РФ предусматривает оснащение пунктов пропуска современным оборудованием, позволяющим ускорить и повысить эффективность пропуска через государственную границу граждан, товаров и грузов.
Пограничные меры входят в систему мер безопасности, в целях недопущения возможности несанкционированного убытия транспортного средства за пределы пункта пропуска без прохождения обязательных видов контроля, осуществляемых в рамках единой государственной политики обеспечения безопасности и соответствующих угрозе жизненно важным интересам личности, общества и государства.
На основании изложенного истец просил признать незаконным бездействие по исполнению возложенных обязанностей по обустройству и эксплуатации на ФГКУ Росгранстрой в лице Ростовского филиала ФГКУ Росгранстрой по обеспечению постоянной работоспособности комплектов СПОА в пункте пропуска МАПП Новошахтинск, расположенного по адресу: ..., ... путем принятия исчерпывающих мер по обеспечению технического обслуживания, в том числе установки технически исправного СПОА и обеспечить надлежащую эксплуатацию средств принудительной остановки автотранспорта «ПОКАТ-5000У», установленных на въезде в РФ и выезде из РФ, установить ФГКУ Росгранстрой срок исполнения указанных обязательств в течение 3 месяцев со дня вступления судебного решения в законную силу.
В ходе рассмотрения дела в порядке ст.39 ГПК РФ истец уточнил исковые требования, в окончательной редакции просил обязать ФГКУ «Росгранстрой» обеспечить работоспособность комплектов СПОА в пунктах пропуска МАПП Новошахтинск, расположенного по адресу: Ростовская область, Красносулинский р-он, 876 кв. автодороги М-19, путем устранения нарушений, допущенных в результате непринятия мер по исполнению возложенных на учреждение обязанностей по организации, в том числе обеспечить надлежащую эксплуатацию средств принудительной установки автотранспорта «ПОКАТ-5000У», установленных на въезд в РФ и выезд из РФ, установить ФГКУ Росгранстрой срок исполнения указанных обязательств в течение 3 месяцев со дня вступления судебного решения в законную силу.
Помощник Ростовского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры - Касьянова А.Н. в судебное заседание явилась, уточненные исковые требования поддержала, просила удовлетворить в полном объеме.
Представитель ФГКУ "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" – Рыбчина Е.А., действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, уточненные исковые требования не признала, просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Представители третьих лиц Министерства транспорта Российской Федерации, Пограничного управления ФСБ России по Ростовской области, Ростовской таможни Южного таможенного управления Федеральной таможенной службы Российской Федерации в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного заседания извещались надлежащим образом.
Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц в порядке ст.167 ГПК РФ.
Суд, выслушав помощника Ростовского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры, представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.12 Закона РФ от 01.04.1993 г. N 4730-1 "О государственной границе Российской Федерации" общие требования к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению соответствующих зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемых в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение ст. 12 Закона Российской Федерации "О государственной границе Российской Федерации" Правительство Российской Федерации Постановлением от 26.06.2008 г. N 482 утвердило "Правила установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации", в соответствии с п. 3(1) которых проектирование, строительство (реконструкция) и оборудование зданий, помещений, сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска, осуществляются за счет средств федерального бюджета и иных источников финансирования, предусмотренных законодательством Российской Федерации (при условии передачи на безвозмездной основе зданий, помещений и сооружений для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска).
Постановлением Правительства РФ от 25.12.2007 г. N 930 "Об утверждении общих требований к строительству, реконструкции и оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации" утверждены общие требования к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимые для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате: разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей; разрушения всего здания, сооружения или их части.
Согласно ч. 1 ст. 36 ФЗ N 384-ФЗ безопасность сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций с систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов сооружения.
В судебном заседании установлено, что Ростовской транспортной прокуратурой по поручению Южной транспортной прокуратуры проведена проверка по обращению начальника Пограничного управления по РО ФСБ России в Ростовском филиале ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» в г. Ростове-на-Дону по вопросу выхода из строя средств принудительной остановки автотранспорта типа «Покат-5000У» на автомобильном пункте пропуска Новошахтинск.
Проверкой Ростовской транспортной прокуратуры установлено, что комплекты СПОА, установленные в МАПП Новошахтинск, расположенном по адресу: ..., ... не функционирую и не используется согласно заявленным целям, что влечет невозможность реализации полномочий по обеспечению пограничном режима пересечения Государственной границы пограничными органами в пункте пропуска МАПП Новошахтинск.
Однако Ростовским филиалом ФГКУ Росгранстрой и Дирекцией меры к обеспечению работоспособности данном оборудования либо его замене не принимаются, контракты на его техническое обслуживание не заключались.
В рамках предоставленных полномочий и уставной деятельности, в 2015 году Дирекцией (госзаказчик) и ООО «Военстрой» (подрядчик) заключался государственный контракт от 22.09.2015 № 73-12/15.
По условиям контракта госзаказчик поручил, а подрядчик обязался оказать услуги по доставке и монтажу 155 комплектов систем принудительной остановки автотранспорта и передать результат услуг и работ госзаказчику, в том числе 2 комплектов по МАПП Новошахтинск.
При этом ООО «Военстрой» в 2016 году неоднократно информировало Ростовский филиал ФГКУ Росгранстрой об отказе от проведения работ по восстановлению работоспособности СПОА ввиду непризнания поломок гарантийным случаем.
ФГКУ Росгранстрой в 2017 г. направлено исковое заявление к ответчику ООО «Военстрой» о взыскании неустойки по государственному контракту от 22.09.2015 № 73-12/15 и об обязании устранить недостатки, указанные в претензии от 04.05.2017 № ЮА-1972/19.
Постановлением Девятого Арбитражного апелляционного суда от 07.02.2018 исковые требования удовлетворены в части устранения дефектов монтажа СПОА, в том числе по МАПП Новошахтинск - не работает система подогрева и неисправность элементов крепления опорной контракции.
По фактам непринятия Ростовским филиалом ФГКУ Росгранстрой мер, направленных на обеспечение надлежащего оснащения и обслуживания СПОА в пункте пропуска МАПП Новошахтинск, прокуратурой внесены представления от 15.04.2015, от 28.11.2016 об устранении нарушений законодательства, по результатам рассмотрения которых Ростовским филиалом ФГКУ Росгранстрой принимались меры только к направлению заявок в аппарат ФГКУ Росгранстрой о получении дополнительном финансирования.
Несмотря на указанные обстоятельства, а также на неоднократные обращения Пограничного управления по Ростовской области ФСБ России, ФГКУ Росгранстрой до настоящем времени каких-либо действенных мер, направленных на обеспечение работоспособности указанного оборудования либо его замену не принято, что свидетельствует о неисполнении возложенных на него функций.
Проверкой, проведенной Ростовской транспортной прокуратурой в июне 2018 г., установлено, что оба СПОА по состоянию на момент проверки не функционируют ввиду выхода из строя.
На ФГКУ Росгранстрой лежит обязанность по содержанию закрепленного за ним на праве оперативного управления имущества, которую ответчик в отношении СПОА не исполняет.
Прокурорская проверка проведена в рамках требований Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", по результатам проверки составлен акт, исковое заявление предъявлено прокурором в соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, поскольку непринятие мер по надлежащему оборудованию и обеспечению функционирования пунктов пропуска не отвечает интересам Российской Федерации, выявленные нарушения, отмеченные в исковом заявлении, в содержании и оборудовании пункта пропуска МАПП Новошахтинск препятствуют интенсивному прохождению через него грузовых и пассажирских потоков, снижают эффективность проведения государственного контроля, выявления, предупреждения и пресечения преступлений и административных правонарушений, посягающих на установленный режим государственной границы.
Вследствие изложенного и ввиду несоответствия пункта пропуска МАПП Новошахтинск установленным требованиям через него ненадлежащим образом осуществляется защита и охрана Государственной границы РФ.
Исковое заявление предъявлено к ФГКУ Росгранстрой, поскольку данное учреждение в силу ст. 6 Бюджетного кодекса РФ является государственным учреждением, осуществляющим исполнение государственных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законом полномочий органов государственной власти (государственных органов), финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств федерального бюджета на основании бюджетной сметы.
В соответствии со ст. 120 Гражданского кодекса РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ.
Оценив относимость, допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд признает требования Ростовского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры в защиту интересов РФ и неопределенного круга законными и обоснованными, а потому подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ростовского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ФГКУ "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" в лице Ростовского филиала ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы», 3-и лица Министерство транспорта Российской Федерации, Пограничное управление ФСБ России по Ростовской области, Ростовская таможня Южного таможенного управления Федеральной таможенной службы Российской Федерации, об обязании устранить нарушения требований законодательства в части обеспечения и функционирования оборудования системы принудительной остановки автотранспорта пункта пропуска через государственную границу РФ МАПП Новошахтинск - удовлетворить.
Обязать ФГКУ «Росгранстрой» обеспечить работоспособность комплектов СПОА в пунктах пропуска МАПП Новошахтинск, расположенного по адресу: Ростовская область, Красносулинский р-он, 876 кв. автодороги М-19, путем устранения нарушений, допущенных в результате непринятия мер по исполнению возложенных на учреждение обязанностей по организации, в том числе обеспечить надлежащую эксплуатацию средств принудительной установки автотранспорта «ПОКАТ-5000У», установленных на въезде в РФ и выезде из РФ в течение 3 месяцев со дня вступления судебного решения в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Ворошиловский райсуд г.Ростова-на-Дону в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья:
Мотивированное решение суда изготовлено 25.07.2019 года.