КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Янч О.В. № 2 – 365 / 2022
33 – 5359 / 2022
39RS0021-01-2022-000500-02
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30 ноября 2022 года г. Калининград
Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе
председательствующего Мариной С.В.,
судей Яковлева Н.А., Быстровой М.А.,
при секретаре Сухановой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Карпинчика И.И. на решение Светловского городского суда Калининградской области от 08 сентября 2022 года по иску Карпинчика ФИО1 к ФКУ ИК-13 УФСИН России по Калининградской области, УФСИН России по Калининградской области, ФСИН России об изменении формулировки основания увольнения, взыскании компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Яковлева Н.А., объяснения представителя ФКУ ИК-13 УФСИН России Гордиенко О.Я., представителя УФСИН России по Калининградской области, ФСИН России Бычковой Е.В., полагавших, что жалоба удовлетворению не подлежит, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Карпинчик И.И. обратился в суд с вышеуказанным иском, в котором просит обязать ответчиков изменить формулировку его увольнения в трудовой книжке и привести в соответствие с Трудовым кодексом РФ, а также взыскать компенсацию морального вреда в размере 15 000 рублей.
В обоснование заявленных требований ссылается на то, что после освобождения из ФКУ ИК-13 УФСИН России по Калининградской области он обратился в Центр занятости населения с целью поиска работы, где был поставлен на учёт в качестве безработного. 23 апреля 2022 года истцу стало известно о том, что ему начислено пособие по безработице в минимальном размере 1 500 рублей по причине того, что в трудовой книжке основанием для увольнения указана ст. 103 УИК РФ. 25 апреля 2022 года он подал заявление в ФКУ ИК-13 УФСИН России по Калининградской области с просьбой об изменении формулировки основания увольнения с УИК РФ на ТК РФ, однако в этом ему было отказано. Полагает, что данный отказ является незаконным и необоснованным, грубо нарушающим его права, поэтому он вынужден обратиться в суд. Также указывает, что действиями ответчика ему причинены нравственные страдания, которые он оценивает в 15 000 рублей.
Рассмотрев дело, суд вынес решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе Карпинчик И.И. просит решение суда отменить, исковые требования удовлетворить в полном объёме. Считает, что нормы трудового законодательства имеют большую юридическую силу, а указание, что заключённые не могут рассматриваться в качестве работников, является необоснованным.
Карпинчик И.И. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, извещен надлежащим образом, в связи с изложенным с учётом положений ст. 167 и ст. 327 ГПК РФ судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотреть дело в его отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия полагает его подлежащим оставлению без изменения.
Привлечение осужденных к лишению свободы в период отбывания наказания в исправительных учреждениях к оплачиваемому труду предусмотрено статьей 103 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, статьей 17 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».
Согласно статье 103 Уголовно-исполнительного кодекса РФ каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест. Осужденные привлекаются к труду в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений, на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы и в организациях иных организационно-правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений и (или) вне их, при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных.
В соответствии с пунктом 3 статьи 129 Уголовно-исполнительного кодекса РФ труд осужденных регулируется законодательством Российской Федерации о труде, за исключением правил приема на работу, увольнения с работы и перевода на другую работу.
Соответственно права осужденных ограничены Уголовно-исполнительным кодексом РФ, они привлекаются к труду в соответствии с требованиями уголовно-исполнительного законодательства, на них не распространяются нормы трудового законодательства, регулирующие порядок приема на работу, увольнения с работы, перевода на другую работу в том объеме, в котором они предусмотрены Трудовым кодексом РФ.
Как следует из материалов дела, истец Карпинчик И.И. с 30 июня 2021 года отбывал наказание в ФКУ ИК-13 УФСИН России по Калининградской области по приговору Таганского районного суда г. Москвы от 09.10.2017 года.
В соответствии с приказом ФКУ ИК-13 УФСИН России по Калининградской области от 05.07.2021 года № 83-ос «О зачислении осужденных» с 2 июля 2021 года Карпинчик И.И. был зачислен на должность рабочего, согласно договора о подборе и предоставлении рабочей силы из числа спецконтингента от 24.05.2021 года № 55, заключенного с ООО «Птицефабрика Гурьевская», с почасовой оплатой труда 110 рублей в час.
Приказом ФКУ ИК-13 УФСИН России по Калининградской области от 04.02.2022 года № 15-ос «О зачислении и отчислении осужденных» Карпинчик И.И. на основании ст. 103 УИК РФ был отчислен с должности рабочего, с выплатой ему компенсации за неиспользованные дни отпуска в количестве трех рабочих дней.
Согласно сведениям о трудовой деятельности Карпинчика И.И., предоставляемых из информационных ресурсов Пенсионного фонда РФ, последний в соответствии со ст. 103 УИК РФ снят с работы 31.01.2022 года на основании приказа от 04.02.2022 года № 15-ос.
1 апреля 2022 года истец обратился с заявлением в Центр занятости населения о предоставлении ему государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы. По результатам рассмотрения его заявления учреждением было принято решение о назначении Карпинчику И.И. пособия по безработице в размере минимальной величины пособия по безработице (1 500 рублей) сроком на три месяца с 01.04.2022 года по 30.06.2022 года.
Обращаясь в суд с настоящими требованиями, истец просил обязать ответчика ФКУ ИК-13 УФСИН России по Калининградской области изменить формулировку основания его увольнения на п. 10 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ, продолжая настаивать в судебном заседании на том, что труд осужденных регулируется законодательством Российской Федерации о труде, а не УИК РФ.
Согласно статье 15 Трудового кодекса РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации: конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
При привлечении осужденных к труду осужденные не могут рассматриваться в качестве работников, поскольку отношения по привлечению осужденных к труду трудовыми отношениями применительно к Трудовому кодексу РФ (статья 15) в полной мере не являются.
Между лицом, осужденным к лишению свободы и привлекаемым к труду, с одной стороны, и учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим наказание в виде лишения свободы, где труд основан не свободным волеизъявлением осужденного, а его обязанностью трудиться в определенных местах и на работах, не возникают трудовые отношения, регулируемые исключительно и безусловно Трудовым кодексом РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 102, частью 1 статьи 104, частью 1 статьи 105 Уголовно-исполнительного кодекса РФ на осужденных к лишению свободы трудовое законодательство распространяется лишь в части материальной ответственности, продолжительности рабочего времени, правил охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии.
При указанных обстоятельствах правоотношения, возникшие между истцом Карпинчиком И.И. и ФКУ ИК-13 УФСИН России по Калининградской области, не основаны на трудовом договоре. Данный вывод, в свою очередь, означает, что на истца не распространяются гарантии, предусмотренные Трудовым кодексом РФ в части порядка оформления прекращения трудовых отношений, соблюдения самой процедуры увольнения и наличия предусмотренных на то оснований.
Вопреки доводам истца, прекращение привлечения Карпинчика И.И. к труду не является увольнением по основаниям, предусмотренным Трудовым кодексом РФ. Соответственно, правовые основания для удовлетворения требований истца об изменении формулировки основания его увольнения на п. 10 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ отсутствуют.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены и установлены судом первой инстанции полно и правильно, решение суда принято в соответствии с нормами материального права и с соблюдением норм процессуального права, предусмотренных ст.330 ГПК РФ оснований для его отмены или изменения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Светловского городского суда Калининградской области от 08 сентября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Мотивированное определение изготовлено в окончательной форме 05 декабря 2022 года.
Председательствующий:
Судьи: