дело № 3а-380/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
гор.Брянск 02 апреля 2021 года
Брянский областной суд в составе:
председательствующего
судьи областного суда Богородской Н.А.,
при секретаре Кравцовой М.В.,
с участием административных истцов Вороновой Г.В. и Ковшовой А.И., представителя административных истцов Кубекина А.В., представителя прокуратуры города Брянска и прокуратуры Брянской области – заместителя прокурора города Брянска Скрипка Р.В., представителя Брянской городской администрации Лысенко Е.А., представителя финансового управления Брянской городской администрации Романова Б.С., представителя департамента финансов Брянской области Малаева С.С., представителей межрайонного отделения судебных приставов по особым исполнительным производствам управления Федеральной службы судебных приставов по Брянской области Безрукова В.В. и Суворовой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Вороновой Галины Владимировны и Ковшовой Анны Ильиничны о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,
У С Т А Н О В И Л :
решением Советского районного суда гор.Брянска от 30 ноября 2017 года удовлетворен иск прокурора города Брянска в защиту интересов собственников жилых помещений <адрес>. Суд обязал Брянскую городскую администрацию инициировать проведение мероприятий, предусмотренных статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, в отношении <адрес>.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 13 марта 2018 года решение Советского районного суда гор.Брянска от 30 ноября 2017 года отменено и принято новое решение, которым исковые требования прокурора города Брянска в защиту интересов собственников жилых помещений <адрес> к Брянской городской администрации о понуждении к совершению действий удовлетворены. Суд обязал Брянскую городскую администрацию инициировать проведение мероприятий, предусмотренных статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, в отношении <адрес>.
Административные истцы Воронова Г.В. и Ковшова А.И. обратились в Брянский областной суд с административным иском о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, ссылаясь на то, что общая продолжительность производства по исполнению указанного выше апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 13 марта 2018 года на момент подготовки настоящего административного иска составляет 2 года 5 месяцев и 10 дней, чем нарушаются их права на исполнение судебного акта в разумный срок. Существенное затягивание сроков исполнения судебного постановления имело место по обстоятельствам, не зависящим от заявителей, а явилось следствием злостного уклонения от его исполнения ответчиком.
В ходе исполнительного производства судебным приставом-исполнителем неоднократно направлялись требования об исполнении решения суда должностным лицам Брянской городской администрации, вручалось официальное предупреждение о последствиях неисполнения решения суда, предусмотренных статьей 315 УК РФ.
06 мая 2018 года в соответствии с частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления уведомил собственников жилья в <адрес> об установлении разумного срока, в течение 1 года собственникам своими силами и за свой счет провести действия по сносу или реконструкции указанного дома. Однако, по истечении срока уведомления, который закончился 06 мая 2019 года, Брянская городская администрация не провела в полном объеме действия, предусмотренные статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи с чем 07 мая 2019 года судебным приставом-исполнителем было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 руб., а также установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 14 июня 2019 года.
В связи с неисполнением Брянской городской администрацией решения суда во вновь установленный срок, Брянская городская администрация признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному штрафу в размере 30 000 руб.
Нарушение прав заявителей на исполнение судебного акта в разумный срок лишает их на протяжении длительного времени возможности проживания в нормальных жилищных условиях в связи с аварийным состоянием дома и неопределенностью в решении данного вопроса ответчиком, и вынуждает временно использовать наемное жилье, проживать у родственников и знакомых, что отрицательно сказывается на их материальном и моральном состоянии.
Просят взыскать в пользу каждого за счет средств федерального бюджета компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок по 800 000 руб. и расходы по оплате государственной пошлины по 300 руб.
Определениями от 21 декабря 2020 года административные исковые заявления Вороновой Г.В. и Ковшовой А.И. о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок объединены в одно производство для совместного рассмотрения.
Уточнив в ходе рассмотрения административного дела заявленные требования, административные истцы Воронова Г.В. и Ковшова А.И. просят взыскать компенсацию за нарушение права на исполнение указанного выше судебного акта в разумный срок в размере по 800 000 руб. и расходы по оплате госпошлины по 300 руб. в пользу каждого из административных истцов за счет средств местного бюджета.
В судебном заседании административные истцы Воронова Г.В. и Ковшова А.И., представитель административных истцов Кубекин А.В. административный иск поддержали в полном объеме, по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении с учетом представленных уточнений заявленных требований, полагают, что в соответствии с требованиями действующего законодательства апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 13 марта 2018 года подлежало исполнению в течение трех месяцев со дня вступлении его в законную силу, однако не исполняется Брянской городской администрацией более двух лет.
Представитель Брянской городской администрации Лысенко Е.А. против удовлетворения заявленных требований возражала, ссылаясь на то, что во исполнение апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 13 марта 2018 года Брянская городская администрация инициировала проведение мероприятий, предусмотренных статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, в отношении <адрес>.
Так, 04 мая 2018 года собственникам жилых помещений, расположенных в указанном доме, были направлены уведомления, в которых установлен разумный срок, в течение 1 года, собственными силами и за свой счет провести действия по сносу или реконструкции данного дома. Уведомления остались без исполнения.
Постановлением Брянской городской администрации от 13 марта 2019 года № 712-п утверждена муниципальная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования «город Брянск» ( 2019-2025 года), в которую включен <адрес>.
12 марта 2020 года Брянской городской администрацией принято постановление № 653-п «Об изъятии земельного участка и объектов недвижимого имущества, находящихся на нем, расположенного по адресу: <адрес>, для муниципальных нужд гор.Брянска».
Постановлением Брянской городской администрации от 02 декабря 2020 года № 3275-п внесены изменения в указанное постановление от 13 марта 2019 года № 712-п, в соответствии с которыми планируемая дата окончания переселения <адрес> изменилась на 31 декабря 2023 года, частично расселение жильцов данного дома будет выполнено в рамках этапа 2021 года и оставшаяся часть в рамках этапа 2022 года. В настоящее время <адрес> – 17 жилых помещений, находящихся в собственности, площадью 310,3 кв.м, - включен в этап 2021 года. В этап 2022 года включены оставшиеся 3 жилых помещения, находящиеся в собственности, площадью 63,6 кв.м, и 13 жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, общей площадью 258,6 кв.м. Окончание расселения <адрес> в полном объеме запланировано завершить до 31 декабря 2023 года.
Кроме того, в рамках реализации муниципальной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в отношении 17 жилых помещений <адрес> управлением имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации ведутся мероприятия, предусмотренные статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, по проведению оценки изымаемого земельного участка и объектов недвижимого имущества. 16 марта 2021 года состоялся аукцион в электронной форме по определению организации, которая будет проводить оценку изымаемого земельного участка и объекта недвижимого имущества. С организацией, победившей на аукционе, заключен муниципальный контракт о проведении мероприятий по оценке изымаемого земельного участка и объектов недвижимого имущества.
С учетом изложенного считает, что оснований для удовлетворения административных исковых требований административных истцов не имеется и просит отказать Вороновой Г.В. и Ковшовой А.И. в удовлетворении административного иска о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Представитель финансового управления Брянской городской администрации Романов Б.С. против удовлетворения заявленных требований возражал, поддержал доводы, изложенные представителем Брянской городской администрации, указав, что Брянская городская администрация исполняет свои полномочия в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации через комитет по жилищно-коммунальному хозяйству, к функциям которого относится формирование программ переселения граждан из ветхого и непригодного для постоянного проживания жилищного фонда, и который в данном случае является главным распорядителем бюджетных средств. Кроме того, считает, что административными истцами не обоснован заявленный ими размер компенсации за неисполнение судебного акта в разумный срок.
Представитель департамента финансов Брянской области Малаев С.С. административный иск не признал, просит оставить административные требования Вороновой Г.В. и Ковшовой А.И. без удовлетворения, полагает, что действия должника – Брянской городской администрации по исполнению судебного решения от 13 марта 2018 года об инициировании мероприятий, предусмотренных статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации в отношении <адрес>, свидетельствуют об исполнении судебного акта.
Представитель прокуратуры города Брянска и прокуратуры Брянской области – заместитель прокурора города Брянска Скрипка Р.В. полагает, что заявленные требования жителей, проживающих в <адрес>, о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не подлежат удовлетворению, т.к. межрайонным отделением судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП по Брянской области приняты в полном объеме меры принудительного исполнения, предусмотренные статьей 105 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», по исполнению судебного решения от 13 марта 2018 года. В ходе исполнения судебного решения судебным приставом-исполнителем неоднократно направлялись требования об исполнении судебного постановления, должностным лицам Брянской городской администрации вручены официальные предупреждения о последствиях неисполнения решения суда, вынесено постановление о привлечении Брянской городской администрации к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В свою очередь Брянской городской администрацией приняты меры, предусмотренные частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, направленные на исполнение решения суда: собственникам жилых помещений, расположенных в <адрес>, были направлены уведомления, в которых установлен срок - в течение 1 года собственными силами и за свой счет провести действия по сносу или реконструкции данного дома; постановлением Брянской городской администрации от 13 марта 2019 года № 712-п утверждена муниципальная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования «город Брянск» ( 2019-2025 года), в которую включен <адрес>; издано постановление от 12 марта 2020 года № 653-п «Об изъятии земельного участка и объектов недвижимого имущества, находящихся на нем, расположенного по адресу: <адрес>, для муниципальных нужд гор.Брянска», комитетом по ЖКХ Брянской городской администрации гражданам, проживающим в многоквартирном жилом <адрес>, разъяснен порядок и возможность проживания в маневренном фонде муниципального образования город Брянск.
Кроме того, указал, что, учитывая, что расселение указанного дома было запланировано по этапу 2024 года, прокурор города Брянска 06 ноября 2019 года в интересах жильцов дома обратился в суд с иском об оспаривании постановления Брянской городской администрации от 13 марта 2019 года № 712-п в части переноса срока реализации мероприятий программы в отношении <адрес> на 2020 год незамедлительно после вступления решения суда в законную силу. Однако, производство по административному делу прекращено, в связи с поступлением ходатайства жильцов указанного дома, которые выразили нежелание, чтобы прокурор защищал их права, поскольку их жилищные права восстановлены вступившим в законную силу решением суда от 13 марта 2018 года.
Представители межрайонного отделения судебных приставов по особым исполнительным производствам управления Федеральной службы судебных приставов по Брянской области Безруков В.В. и Суворова Н.А. с учетом мер, принимаемых Брянской городской администрацией по исполнению апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 13 марта 2018 года по инициированию мероприятий, предусмотренных статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, полагают, что оснований для удовлетворения административных исковых требований Вороновой Г.В. и Ковшовой А.И. не имеется.
Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание представитель комитета не явился, ходатайств об отложении дела не заявлено.
В ходатайстве от 29 марта 2021 года представитель комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации Курилкина Т.С. просит рассмотреть дело в отсутствие представителя комитета. В представленном отзыве на административный иск указано, что в рамках исполнения судебного постановления от 13 марта 2018 года собственникам жилых помещений, расположенных в <адрес>, были направлены уведомления, в которых установлен разумный срок, в течение 1 года, собственными силами и за свой счет провести действия по сносу или реконструкции данного дома. 12 марта 2020 года Брянской городской администрацией утверждено постановление № 653-п «Об изъятии земельного участка и объектов недвижимого имущества, находящихся на нем, расположенного по адресу: <адрес>, для муниципальных нужд гор.Брянска»; на основании доведенных лимитов и подпункта 2 пункта 2 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в постановление Брянской городской администрации от 13 марта 2019 года № 712-п, в редакции постановления от 02 декабря 2020 года № 3275-п, внесены изменения, согласно которым сроки расселения указанного дома скорректированы: частично расселение жильцов данного дома будет выполнено в рамках этапа 2021 года – 17 помещений, в том числе Вороновой Г.В. и Ковшовой А.И., и оставшаяся часть в рамках этапа 2022 года – 16 помещений. Также комитетом по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации до Ковшовой А.И. доведена информация о возможности предоставления собственникам <адрес> маневренного фонда по <адрес> до момента расселения граждан из аварийного жилья.
В соответствии с требованиями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы административного дела, материалы гражданского дела № 2-3670/2017, материалы исполнительного производства № 6969/18/32033-ИП, суд приходит к следующему.
Согласно статье 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее – Закон о компенсации) граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели, должники, а также подозреваемые, обвиняемые, подсудимые, осужденные, оправданные, потерпевшие, гражданские истцы, гражданские ответчики в уголовном судопроизводстве, в предусмотренных федеральным законом случаях другие заинтересованные лица при нарушении их права на судопроизводство в разумный срок, в том числе лица, не являющиеся подозреваемыми, обвиняемыми или лицами, несущими по закону материальную ответственность за их действия, при нарушении разумного срока применения меры процессуального принуждения в виде наложения ареста на имущество, или права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд, арбитражный суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации (часть 1).
Компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации (далее - заявитель), за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков рассмотрения дела или исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок (часть 2).
Присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц
(часть 3).
В соответствии со статьей 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, должностным лицом нарушено его право на судопроизводство в разумный срок, включая досудебное производство по уголовному делу и применение меры процессуального принуждения в виде наложения ареста на имущество, или право на исполнение судебного акта в разумный срок, может обратиться в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок (далее также - административное исковое заявление о присуждении компенсации) (часть 1).
Административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд в период исполнения судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, и не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта (часть 4).
Аналогичные требования содержатся в части 8 статьи 3 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок».
Согласно части 1 статьи 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в судах и исполнение судебного постановления осуществляются в разумные сроки.
Содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6.1 настоящей статьи (часть 1 статьи 36 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).
Согласно части 3 статьи 258 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного искового заявления о присуждении компенсации суд устанавливает факт нарушения права административного истца на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок исходя из доводов, изложенных в административном исковом заявлении, содержания принятых по делу судебных актов, из материалов дела и с учетом следующих обстоятельств: 1) правовая и фактическая сложность дела; 2) поведение административного истца и иных участников судебного процесса; 3) достаточность и эффективность действий суда или судьи, осуществляемых в целях своевременного рассмотрения дела; 4) достаточность и эффективность осуществляемых в целях своевременного исполнения судебного акта действий органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов; 5) общая продолжительность судебного разбирательства по делу и неисполнения судебного акта.
В силу разъяснений, изложенных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», действия органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в целях своевременного исполнения такого акта. При этом необходимо учитывать, в частности, своевременность выдачи надлежащим образом оформленного исполнительного документа, направления его и документов, предусмотренных статьей 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, судом или взыскателем в орган, организацию или должностному лицу, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов, а также выяснять, не вызвана ли задержка в выдаче или направлении исполнительного документа поведением заявителя, например путем непредставления им реквизитов банковского счета (часть 5 статьи 253 КАС РФ, часть 4 статьи 222.4 АПК РФ, пункт 13 статьи 242.3, пункт 12 статьи 242.4, пункт 12 статьи 242.5 БК РФ) (пункт 46).
При исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 КАС РФ, часть 3.1 статьи 319 АПК РФ, части 1 и 3 статьи 428 ГПК РФ, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 БК РФ)( пункт 55).
Как следует из материалов гражданского дела № 2-3670/2017 по иску прокурора города Брянска в защиту интересов собственников жилых помещений <адрес> к Брянской городской администрации о понуждении к совершению действий, решением Советского районного суда гор.Брянска от 30 ноября 2017 года удовлетворен иск прокурора города Брянска в защиту интересов собственников жилых помещений <адрес>. Суд обязал Брянскую городскую администрацию инициировать проведение мероприятий, предусмотренных статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, в отношении <адрес>.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 13 марта 2018 года решение Советского районного суда гор.Брянска от 30 ноября 2017 года отменено и принято новое решение, которым исковые требования прокурора города Брянска в защиту интересов собственников жилых помещений <адрес> к Брянской городской администрации о понуждении к совершению действий удовлетворены. Суд обязал Брянскую городскую администрацию инициировать проведение мероприятий, предусмотренных статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, в отношении <адрес>.
11 мая 2018 года Советским районным судом гор.Брянска выдан исполнительный лист серии ФС № 020928284 по делу № 2-3670/2017.
Согласно материалам исполнительного производства № 6969/18/32033-ИП, указанный исполнительный лист поступил в межрайонное отделение судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП по Брянской области 21 мая 2018 года, 22 мая 2018 года судебным приставом-исполнителем ФИО1 вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства в отношении должника – Брянской городской администрации, предмет исполнения: обязать Брянскую городскую администрацию инициировать проведение мероприятий, предусмотренных статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, в отношении <адрес>.
На момент обращения Вороновой Г.В. и Ковшовой А.И. с административным иском о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок указанное исполнительное производство № 6969/18/32033-ИП от 22 мая 2018 года не окончено и не прекращено.
Из материалов гражданского дела № 2-3670/2017 по иску прокурора города Брянска в защиту интересов собственников жилых помещений <адрес> к Брянской городской администрации о понуждении к совершению действий следует, что постановлением Брянской городской администрации от 16 июля 2014 года № 1906-п было утверждено решение межведомственной комиссии, которым <адрес> включен в список и очередность сноса ветхого и непригодного для постоянного проживания муниципального жилищного фонда города Брянска, подлежащего переселению.
Административные истцы Воронова Г.В. и Ковшова А.И. являются собственниками жилых помещений, расположенных в указанном многоквартирном жилом доме.
Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения или не включения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», пунктом 3 статьи 2 которого, предусмотрено, что переселение граждан из аварийного жилищного фонда - это принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения, исходя из положений статьи 16 указанного Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ, имеет право на предоставление другого жилого помещения или его выкуп. В случае не включения многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу в адресную программу, жилищные права собственника жилого помещения обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления ( часть1).
Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд ( часть 2).
ВозмещениеВозмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное ( часть 6).
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение ( часть 8).
Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать для собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, дополнительные меры поддержки по обеспечению жилыми помещениями при условии, что на дату признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции у них отсутствуют иные жилые помещения, пригодные для постоянного проживания, находящиеся в их собственности либо занимаемые на условиях социального найма или по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования (часть 8.1).
В соответствии с частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
В силу разъяснений, изложенных в пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
В том случае если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ применяются нормы частей 1-3, 5-9 статьи 32 ЖК РФ. При этом положения части 4 статьи 32 ЖК РФ о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.
Таким образом, решение вопроса о выкупе жилого помещения или предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения требует соблюдения предварительной процедуры, как по направлению органами местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
Согласно материалам исполнительного производства № 6969/18/32033-ИП от 22 мая 2018 года, во исполнение апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 13 марта 2018 года комитетом по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации 04 и 05 мая 2018 года собственникам жилых помещений, расположенных в <адрес>, в том числе и административным истцам Вороновой Г.В. и Ковшовой А.И., были направлены уведомления, содержащие разъяснения положений части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, и устанавливающие срок – в течение 1 года с момента получения настоящего уведомления - для проведения собственниками жилых помещений собственными силами и за свой счет действий по сносу или реконструкции указанного многоквартирного дома.
Указанные действия собственниками жилых помещений, расположенных в <адрес>, в установленный срок произведены не были.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 41 Обзора судебной практики Верховного Суда № 1(2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24 апреля 2019 года, по общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа. Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 ЖК РФ). Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Таким образом, включение жилых помещений в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда расценивается в качестве обстоятельства, расширяющего объем жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями части 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, а исключение жилого помещения из указанной программы, осуществленное с нарушением положений статьи 16 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», может привести к нарушению прав граждан, являющихся собственниками данного помещения.
Как установлено в ходе рассмотрения административного дела, постановлением Брянской городской администрации от 13 марта 2019 года № 712-п утверждена муниципальная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования «город Брянск» (2019-2025 года), в которую был включен и <адрес> с планируемой датой окончания расселения - 31 декабря 2024 года ( приложение № 1, п.22).
При этом, как следует из материалов исполнительного производства № 6969/18/32033 от 22 мая 2018 года, 06 ноября 2019 года прокурором города Брянска в интересах жильцов <адрес> было подано административное исковое заявление, в котором ставился вопрос в части переноса срока расселения указанного дома по этапу 2024 года, установленного постановлением Брянской городской администрации от 13 марта 2019 года № 712-п, на 2020 год незамедлительно после вступления в законную силу решения суда.
Определением Советского районного суда гор.Брянска от 18 февраля 2020 года указанный административный иск прокурора города Брянска оставлен без рассмотрения, поскольку собственники жилых помещений <адрес>, за исключением ФИО2, административный иск прокурора не поддержали.
Согласно информации, предоставленной заинтересованным лицом – комитетом по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации, в связи с доведением до органа местного самоуправления дополнительных лимитов денежных средств и учитывая прогнозные объемы расселения аварийного жилищного фонда, исходя из объема финансирования по годам реализации программы переселения на 2019-2024 годы, постановлением Брянской городской администрации от 02 декабря 2020 года № 3275-п «О внесении изменений в постановление Брянской городской администрации от 13 марта 2019 года № 712-п «Об утверждении муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования «город Брянск» (2019-2025 годы)», планируемая дата окончания переселения жильцов <адрес> была изменена на 31 декабря 2023 года ( приложение № 1), при этом частично расселение будет выполнено в рамках этапа 2021 года - 17 жилых помещений, находящихся в собственности граждан, и в рамках этапа 2022 года - 3 жилых помещения, находящихся в собственности граждан, и 13 жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности.
Кроме того, из материалов дела усматривается, что согласно постановлению Брянской городской администрации от 12 марта 2020 года № 653-п земельный участок и объекты недвижимого имущества, находящиеся на нем, расположенные по адресу:<адрес>, изъят для муниципальных нужд.
При этом в Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на земельном участке по адресу: <адрес>, подлежащих изъятию для муниципальных нужд <адрес>, включены жилые помещения, в том числе, принадлежащие административным истцам Вороновой Г.В. и Ковшовой А.И.
В соответствии с пунктом 13 статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд действует в течение трех лет со дня его принятия.
Как следует из объяснений представителя Брянской городской администрации и отзыва на административный иск представителя комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации, в рамках реализации муниципальной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в отношении 17 жилых помещений <адрес> в настоящее время ведутся мероприятия, предусмотренные статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, по проведению оценки изымаемого земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимого имущества. 16 марта 2021 года состоялся аукцион в электронной форме по определению организации, которая будет проводить оценку земельного участка и объектов недвижимого имущества, с организацией, победившей на аукционе, заключен муниципальный контракт о проведении мероприятий по оценке изымаемого земельного участка и объектов недвижимого имущества.
Указанные обстоятельства подтверждаются представленными протоколом № ППИ0127300013121000078-3 подведения итогов аукциона в электронной форме от 18 марта 2021 года и муниципальным контрактом № 7 от 29 марта 2021 года, заключенным между управлением имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации (заказчик) и ООО «АКР-ИНВЕСТ» (исполнитель), предмет договора: оказание услуг по определению размера возмещения за изъятие для муниципальных нужд гор.Брянска доли в праве на земельный участок и жилые помещения – квартиры, расположенные в ветхом, аварийном, подлежащем переселению многоквартирном доме, находящемся на земельном участке. Объем оказания услуг ( количество муниципальных объектов недвижимости) представлено в Приложении № 1 к муниципальному контракту, в который включены доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, площадью 1702 кв.м, кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>, и расположенные на нем помещения - квартиры №№ № (собственник Воронова Г.В.), № (собственник Ковшова А.И.), №.
11 января 2021 года в адрес Ковшовой А.И. комитетом по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации направлено уведомление о возможности предоставления собственникам жилых помещений в <адрес> маневренного фонда по <адрес> до момента расселения граждан из аварийного жилья, что не оспаривалось Ковшовой А.И. в ходе рассмотрения дела.
Таким образом, на момент обращения административных истцов Вороновой Г.В. и Ковшовой А.И. с настоящим административным иском в суд общая продолжительность исполнения апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 13 марта 2018 года, с учетом годичного срока, предоставленного собственникам своими силами и за счет своих средств провести действия по сносу или реконструкции <адрес>, составляет 2 года 05 месяцев 18 дней (с 22 мая 2018 года по 09 ноября 2020 года), а на момент вынесения судебного решения – 2 года 10 месяцев 11 дней; без учета указанного годичного срока соответственно на момент обращения с административным иском в суд – 1 год 05 месяцев 18 дней, на момент вынесения судебного решения – 1 год 10 месяцев 11 дней.
Вместе с тем, исходя из положений статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Исходя из конкретных обстоятельств дела, суд приходит к выводу, что в данном случае нарушение сроков исполнения решения суда связано с обстоятельствами, не зависящими от Брянской городской администрации, поскольку исполнение указанного выше решения суда имеет свои особенности, т.к. представляет собой не прямое исполнение денежного обязательства, а обременено совокупностью процедурных требований и ограничений, как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции, определения размера возмещения за изъятие для муниципальных нужд с соблюдением процедурных требований в соответствии с нормами действующего законодательства.
Доводы административных истцов о том, что с учетом разъяснений, изложенных в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 13 марта 2018 года подлежало исполнению в течение трех месяцев, основаны на неверном толковании норм права, т.к. возложенная решением суда на Брянскую городскую администрацию обязанность по инициированию проведения мероприятий, предусмотренных статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, не является прямым исполнением денежного обязательства за счет средств соответствующего бюджета, исполнение которого регулируется нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, оценив собранные по делу доказательства, учитывая, что Брянской городской администрацией принимаются достаточные и эффективные меры, направленные на исполнение судебного решения, которым на администрацию возложена обязанность инициировать проведение мероприятий, предусмотренных статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, в отношении <адрес>, а также учитывая, что в силу разъяснений, изложенных в пункте 1 указанного выше постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11, компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок и права на исполнение судебного акта в разумный срок не направлена на восполнение имущественных потерь заинтересованного лица и не заменяет собой возмещение имущественного вреда, причиненного ему незаконными действиями (бездействием) государственных органов, в том числе судов, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения административных исковых требований Вороновой Г.В. и Ковшовой А.И. о взыскании в их пользу компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Руководствуясь статьями 175-180, 259-260 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
в удовлетворении административного искового заявления Вороновой Галины Владимировны и Ковшовой Анны Ильиничны о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Брянский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.А.Богородская
Мотивированное решение суда изготовлено 15 апреля 2021 года