Судья: Котова О.А. | дело <данные изъяты> Уникальный идентификатор дела 50RS0<данные изъяты>-55 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
<данные изъяты>
<данные изъяты> 22 апреля 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Гарновой Л.П.,
судей Степновой О.Н., Нагдасёва М.Г.,
при ведении протокола помощником судьи Юрковой Я.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело <данные изъяты> по иску Кутинова С. А., Кутиновой Л. М. к Министерству имущественных отношений <данные изъяты>, Федеральному агентству лесного хозяйства о признании права собственности на земельный участок,
по апелляционной жалобе Федерального агентства лесного хозяйства на решение Озёрского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты>,
заслушав доклад судьи Гарновой Л.П.,
установила:
Кутинов С.А., Кутинова Л.М. обратились в суд с уточненным иском к Министерству имущественных отношений <данные изъяты>, Федеральному агентству лесного хозяйства о признании права собственности на земельный участок, признании прав собственности на земельный участок, указав, что являются собственниками жилого дома с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>.м., расположенного по адресу: <данные изъяты>. Жилой дом был передан истцам органом местного самоуправления в порядке приватизации на основании договора о передаче квартир (домов) в собственность гражданам от 06.09.1963г.
Дом был предоставлен в пользование истцам как работникам лесокомбината в качестве служебного помещения на основании ордера от <данные изъяты>. При доме имеется земельный участок, права на который истцы не могут оформить в обычном порядке. Ими предприняты меры по приобретению в собственность придомового земельного участка площадью 2071 кв.м., находящегося в их владении и пользовании, во внесудебном порядке, которые оказались безрезультатны, поскольку по сведениям кадастрового учета, спорный земельный участок, являющийся территорией бывшего лесничества, расположен на землях государственного лесного фонда. При этом территория земельного участка при доме истцов не занята лесным массивом. В Комитете лесного хозяйства <данные изъяты> имеется перечень земельных участков, подлежащих переводу из земель лесного фонда в земли населенных пунктов, в который входит земельный участок истцов. С 2018 года они пытаются решить вопрос с администрацией о переводе земельного участка из категории земель лесного фонда в категорию - земли населенных пунктов. Они обращались в Комитет лесного хозяйства <данные изъяты>, администрацию городского округа <данные изъяты>, однако вопрос не был решен.
Просили суд признать за ними в равных долях право общей долевой собственности на земельный участок площадью 2071 кв.м., категория земель- земли населенных пунктов, разрешенное использование - индивидуальная жилая застройка, расположенный по адресу объекта: <данные изъяты>, г.о. Коломна, <данные изъяты> в представленных координатах; исключить земельный участок площадью 2071 кв.м., расположенный по адресу: <данные изъяты>, г.о. Коломна, <данные изъяты>, из земель государственного лесного фонда.
Представитель ответчика Министерства имущественных отношений <данные изъяты> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика Федерального агентства лесного хозяйства в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в письменных возражениях просил в удовлетворении иска отказать.
Представитель третьего лица Комитета лесного хозяйства <данные изъяты> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. В письменном отзыве просил рассмотреть дело в свое отсутствие, в удовлетворении иска отказать, поскольку земельный участок ограничен в обороте, не может быть предоставлен в частную собственность.
Представитель третьего лица администрации городского округа <данные изъяты> по доверенности Муленков Н.Н. в судебном заседании иск не признал.
Представитель третьего лица Управления Росреестра по <данные изъяты> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Решением Озерского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> исковые требования удовлетворены частично, суд признал право общей долевой собственности за Кутиновым С.А. и Кутиновой Л.М. по ? доли за каждым на земельный участок площадью 2071 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование – индивидуальное жилищное строительство, расположенный по адресу: объекта: <данные изъяты>, городской округ Коломна, <данные изъяты> в следующих координатах:
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | |
<данные изъяты> | |||
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | |
<данные изъяты> | |||
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | |
<данные изъяты> | |||
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | |
<данные изъяты> | |||
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | |
<данные изъяты> | |||
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | |
<данные изъяты> | |||
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | |
<данные изъяты> | |||
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты>
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | |
<данные изъяты> | |||
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | |
<данные изъяты> | |||
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | |
<данные изъяты> | |||
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | |
<данные изъяты> | |||
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | |
<данные изъяты> | |||
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | |
<данные изъяты> | |||
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | |
<данные изъяты> | |||
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
В удовлетворении исковых требований Кутинова С.А., Кутиновой Л.М. к Министерству имущественных отношений <данные изъяты> отказал.
Указал, что решение суда является основанием для внесения сведений в данные Единого государственного реестра недвижимости.
В апелляционной жалобе Федеральное агентство лесного хозяйства просит решение суда отменить, ссылаясь на необоснованность его выводов.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от <данные изъяты> № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Кутинову С.А. и Кутиновой Л.М. на праве общей долевой собственности (по ? доли) принадлежит жилой дом с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <данные изъяты>.
Жилой дом по адресу: <данные изъяты> был предоставлен Кутинову С.А. и членам его семьи в пользование как работникам лесокомбината в качестве служебного жилого помещения на основании ордера <данные изъяты> от 21.09.1990г.
Право собственности на жилой дом возникло у Кутинова С.А. на основании договора на передачу дома в собственность граждан от <данные изъяты>., заключенного между Коломенским лесхозом и Кутиновым С.А.
Согласно регистрационного удостоверения <данные изъяты> от 18.10.1993г., Кутинову С.А. и Кутиновой Л.М. принадлежит на праве собственности домовладение по ? доли каждому по адресу: <данные изъяты> на основании распоряжения Главы администрации <данные изъяты> от 25.02.1992г. <данные изъяты>-р.
Право собственности на жилой дом зарегистрировано за Кутиновым С.А. и Кутиновой Л.М. (по 1/2 доли за каждым) в Едином государственном реестре недвижимости 24.02.2015г.
Указанный жилой дом расположен на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>.
Земельный участок под жилым домом не сформирован, на кадастровый учет не поставлен, в связи с чем, истцы обратились к кадастровому инженеру с целью изготовления схемы расположения земельного участка для последующего оформления права собственности на земельный участок.
Кадастровым инженером была составлена схема расположения земельного участка, находящегося под жилым домом. Площадь земельного участка составляет <данные изъяты> кв.м.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 31.07.2018г. <данные изъяты> установлены границы Ступинского лесничества в <данные изъяты>.
Из материалов дела усматривается, что спорный земельный участок фактически полностью расположен в границах земель лесного фонда. Площадь пересечения составляет 2018 кв.м.
В связи с необходимостью оформления в собственность земельного участка, находящегося в многолетнем пользовании, истцы обращались в Комитет лесного хозяйства <данные изъяты> с заявлением об устранении противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель. В предоставлении государственной услуги истцам было отказано по причине наличия противоречивых сведений в заявлении и приложенных к нему документах.
В целях оформления прав на расположенный под жилым домом земельный участок истцы обращались в администрацию городского округа <данные изъяты> с заявлением о предоставлении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена.
Решением от 15.04.2022г. администрация городского округа Коломна отказала Кутинову С.А. и Кутиновой Л.М. в предоставлении земельного участка в связи с тем, что формируемый земельный участок имеет пересечение с границами лесничества.
Решением от 20.05.2022г. администрация городского округа Коломна отказала Кутинову С.А. и Кутиновой Л.М. в предоставлении земельного участка в связи с тем, что формируемый земельный участок имеет пересечение с границами лесничеств по актам КЛХ; земельный участок расположен частично в границах <данные изъяты>, частично вне границ; не предоставлены правоустанавливающие документы на земельный участок, документы, обосновывающие границы и площадь земельного участка, первичная землеотводная документация.
Решением от 27.10.2022г. администрация городского округа Коломна отказала Кутинову С.А. и Кутиновой Л.М. в предоставлении земельного участка в связи с тем, что формируемый земельный участок имеет пересечение с границами лесничеств по актам КЛХ; земельный участок расположен частично в границах <данные изъяты>, частично вне границ; заявителями не предоставлены документы на первичный землеотвод; имеется пересечение государственного лесного реестра и Единого государственного реестра недвижимости, Ж-2 (2071 кв.м.).
Федеральным законом от <данные изъяты> №280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель», пунктом 4 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 9 Федерального закона от <данные изъяты> №201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» определено, что земли, на которых расположены вахтовые и иные временные поселки, созданные до <данные изъяты> в границах земель лесного фонда для заготовки древесины, подлежат переводу в земли населенных пунктов в порядке, установленном Федеральным законом от <данные изъяты> №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».
Постановлением <данные изъяты> от 21.03.2018г. <данные изъяты> утвержден Порядок деятельности комиссий, создаваемых в целях определения при подготовке проекта генерального плана поселения или городского округа границ населенных пунктов, образуемых из лесных поселков или военных городков, а также определения местоположения границ земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, на которые возникли права граждан и юридических лиц, в целях перевода из земель лесного фонда в земли населенных пунктов.
07.09.2018г. <данные изъяты> в администрацию Коломенского городского округа было направлено поручение <данные изъяты> об активизации работы по рассмотрению вопроса о переводе земельных участков из земель лесного фонда в земли населенных пунктов на заседаниях комиссий в рамках проводимой работы по разработке и утверждению генеральных планов поселений и городских округов.
15.01.2019г. Комитетом лесного хозяйства <данные изъяты> в адрес администрации Коломенского городского округа был направлен перечень земельных участков, подлежащих переводу из земель лесного фонда в земли населенных пунктов для продолжения работы в соответствии со ст.6 Федерального закона №280-ФЗ.
За период с 2018 года по настоящее время территории, в пределах которых расположен спорный земельный участок, администрацией городского округа <данные изъяты> в земли населенных пунктов не переведены, и сроки окончания процедуры, предусмотренной Федеральным законом от <данные изъяты> №280-ФЗ, не определены.
Согласно заключению судебной землеустроительной экспертизы, проведенной экспертом Луневой Н.В., площадь земельного участка истцов составляет 2071 кв.м. Экспертом подготовлены схема расположения земельного участка, каталог координат его границ. Эксперт установила, что земельный участок истцов не занят лесными насаждениями государственного лесного фонда. На участке расположен газон, имеется огород, теплица, строительные материалы, дрова. Земельный участок огорожен забором, на земельном участке располагаются только плодовые деревья. При обследовании земельного участка экспертом установлено, что земельный участок, используемый истцами, располагается с данной конфигурацией и площадью 15 лет и более. На земельном участке находится жилой дом. Земельный участок со всех сторон огорожен забором. Участок благоустроен. Эксперт пришла к выводу о том, что земельный участок может быть исключен из категории земель лесного фонда без какого-либо ущерба лесным насаждениям.
Положения Федерального закона от <данные изъяты> № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» направлены на устранение взаимоисключающего характера сведений государственного лесного реестра и Единого государственного реестра недвижимости путем установления в предусмотренных законом случаях приоритета сведений Единого государственного реестра недвижимости над сведениями государственного лесного реестра.
В соответствии с частями 3 - 5 статьи 14 Федерального закона от <данные изъяты> №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 данной статьи. Правила данной части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до <данные изъяты>.
Земельный участок подлежит отнесению к землям населенных пунктов, если он находится в границах населенного пункта, или к категории земель сельскохозяйственного назначения в иных случаях, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, а также сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими и (или) правоудостоверяющими документами на земельные участки земельный участок относится к категории земель лесного фонда, но до <данные изъяты>: предоставлен для ведения огородничества, садоводства или дачного хозяйства гражданину, садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение, либо образован из указанного земельного участка; предоставлен для строительства и (или) эксплуатации жилого дома либо образован из указанного земельного участка; предоставлен для личного подсобного хозяйства либо образован из указанного земельного участка.
Положения части 4 указанной статьи применяются также в случае перехода прав граждан на указанный земельный участок и после <данные изъяты>.
В силу вышеуказанной правовой нормы, а также Федеральных законов от <данные изъяты> №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» от <данные изъяты> №280-ФЗ, «О введении в действие Лесного кодекса РФ» от <данные изъяты> №201-ФЗ, исходя из того, что истцы являются правообладателями жилого дома, расположенного на земельном участке, право общей долевой собственности на жилой дом зарегистрировано за истцами в бюро технической инвентаризации 18.10.1993г., сведения о границах земельного участка в государственном кадастре недвижимости отсутствуют, при этом спорный земельный участок налагается на земли лесного фонда только по данным лесоустроительной документации, однако фактически входит в территорию муниципального образования, то есть подпадает под правовое регулирование статьи 14 Федерального закона от <данные изъяты> №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», суд пришел к правильному выводу о том, что спорный земельный участок не может быть отнесен к землям лесного фонда в силу действующего правового регулирования, а указанное наложение подлежит исправлению в силу положений Федерального закона № 280-ФЗ от <данные изъяты> «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель», в качестве реестровой ошибки.
С выводами суда судебная коллегия соглашается.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истцами не представлены землеотводные документы и документы, подтверждающие площадь придомового земельного участка, судебная коллегия отклоняет, поскольку как следует из технического паспорта на жилой дом, по состоянию на 03.04.1990г. площадь земельного участка при <данные изъяты> составляла 2072 кв.м. Экспертом Луневой Н.В. по результатам проведения судебной землеустроительной экспертизы была определена фактическая площадь спорного земельного участка – 2071 кв.м.
Кроме того, консультантом отдела по управлению земельными ресурсами Управления имущества и земельных отношений администрации городского округа Коломна Полежаевой Н.М. 13.10.2022г. был проведен осмотр спорного земельного участка. Согласно акту осмотра земельного участка от 13.10.2022г., земельный участок огорожен, окошен, находится в фактическом пользовании у истцов, на земельном участке расположен жилой дом, хозяйственные постройки, капитальные строения, площадь земельного участка составляет 2071 кв.м.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истцы имеют право на приобретение земельного участка в собственность за плату, являются необоснованными, поскольку в соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001г. №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.
Право собственности на жилой дом возникло у истцов до даты введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.
Фактически земельный участок, на котором расположен жилой дом истцов, является принадлежностью данного жилого дома (главной вещи) и, по общему правилу, следует судьбе главной вещи (ст.135 ГК РФ).
Другие доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов, изложенных судом в мотивировочной части решения, и не содержат правовых оснований для его отмены.
Руководствуясь статьями 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Озёрского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального агентства лесного хозяйства – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: