Решение по делу № 3а-88/2022 (3а-498/2021;) от 25.10.2021

                РЕШЕНИЕ

         Именем Российской Федерации

        25 марта 2022 г.                                                                           город Тула

        Тульский областной суд в составе:

    председательствующего Голомидовой И.В.,

    при секретаре Хромовой М.Н.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-88/2022 (3а-498/2021) по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Агрокомплекс Болохово» к правительству Тульской области, Государственному учреждению Тульской области «Областное бюро технической инвентаризации», Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости,

        установил:

        общество с ограниченной ответственностью «Агрокомплекс Болохово» (далее также Общество) обратилось в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, указав в обоснование заявленных требований на то, что является собственником земельных участков с кадастровыми номерами " ", " ".

         Полагает, что кадастровая стоимость названных земельных участков, утвержденная по состоянию на 27.01.2020, является необоснованно завышенной, что затрагивает права и обязанности административного истца как налогоплательщика.

        С целью определения рыночной стоимости земельных участков административный истец обратился в " ".

        В соответствии с отчетом об оценке " ", выполненным оценщиком названной организации, рыночная стоимость по состоянию на 27.01.2020 составляет для земельного участка с кадастровым номером " " - 5 620 000 рублей, для земельного участка с кадастровым номером " " – 6 070 000 рублей.

        На основании изложенного Общество просило установить кадастровую стоимость земельных участков равную их рыночной стоимости в размере, указанном в отчете " ".

        Представитель административного истца по доверенности Катышева К.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте его проведения извещена надлежащим образом.

        Представители административных ответчиков правительства Тульской области, Государственного учреждения Тульской области «Областное бюро технической инвентаризации», Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области, представители заинтересованных лиц, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы, государственной регистрации, кадастра и картографии», администрации муниципального образования Киреевский район, администрации муниципального образования Шварцевское Киреевского района в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены в установленном законом порядке, причину неявки суду не сообщили.

            Исходя из положений статей 150, 151, части 4 статьи 247 КАС РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

        Исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

        На основании частей 1, 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет недвижимого имущества осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом путем внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях.

        Согласно части 2 статьи 7, части 5 статьи 8 указанного Закона в кадастр недвижимости, входящий в Единый государственный реестр недвижимости, в числе иных сведений вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

        Как следует из материалов дела и установлено судом Общество является собственником земельных участков с кадастровыми номерами:

        " " площадью 175 283 кв.м, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: для строительства индустриально-логистического парка, расположенного по адресу: " ";

        " " площадью 189 115 кв.м, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: для строительства индустриально-логистического парка, расположенного по адресу: " ".

        Данные обстоятельства подтверждаются выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости от " ", " " и не оспариваются лицами, участвующими в деле.

        В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

        Исходя из положений статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации административный истец, как собственник вышеупомянутых земельных участков, относится к числу налогоплательщиков земельного налога.

        В силу статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации для целей налогообложения налоговая база по уплате земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, которая, в свою очередь, определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

        Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка.

        Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» определено, что государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.

        В силу подпункта 1 части 1 статьи 7 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» к полномочиям бюджетных учреждений, связанным с определением кадастровой стоимости, относится определение кадастровой стоимости при проведении государственной кадастровой оценки.

        При этом в силу частей 3, 5 цитируемой статьи бюджетное учреждение несет ответственность за деятельность, связанную с определением кадастровой стоимости, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

        Постановлением правительства Тульской области от 18.09.2017 № 409 в целях проведения государственной кадастровой оценки на территории Тульской области, в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», на основании статьи 48 Устава (Основного Закона) Тульской области государственное учреждение Тульской области «Областное бюро технической инвентаризации» наделено полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости на территории Тульской области.

        На основании актов об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, утвержденных ГУ ТО «Областное БТИ», кадастровая стоимость по состоянию на 27.01.2020 земельных участков с кадастровыми номерами " ", " " установлена в размерах соответственно 33279898,41 рублей, 35 906 094,64 рублей.

        Данная кадастровая стоимость внесена в Единый государственный реестр недвижимости 25.03.2021, дата начала применения указанной кадастровой стоимости 01.01.2021.

        Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

        Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.

        В соответствии с пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности, то есть с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ.

        Отчет об оценке объекта оценки является итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости (статья 11 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ).

        В соответствии с пунктом 3 Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 № 254, отчет об оценке представляет собой документ, составленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, настоящим федеральным стандартом оценки, стандартами и правилами оценочной деятельности, установленными саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой является оценщик, подготовивший отчет, предназначенный для заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователей отчета об оценке), содержащий подтвержденное на основе собранной информации и расчетов профессиональное суждение оценщика относительно стоимости объекта оценки.

        С целью определения рыночной стоимости земельных участков административный истец обратился в " "

        В соответствии с отчетом об оценке " ", выполненным оценщиком вышеназванной организации, рыночная стоимость по состоянию на 27.01.2020 составляет для земельного участка с кадастровым номером " " - 5620000 рублей, для земельного участка с кадастровым номером " " - 6070000 рублей.

        В силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

        По ходатайству представителя административного истца судом по данному делу была назначена судебная оценочная экспертиза в целях установления соответствия названного выше отчета требованиям законодательства об оценочной деятельности, а также подтверждения правильности и достоверности определенной оценщиком рыночной стоимости объектов оценки по состоянию на 27.01.2020, проведение которой поручено эксперту " ".

        Согласно выводам, содержащимся в заключении " " названного эксперта, отчет об оценке " " соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности, а рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами " ", " " по состоянию на 27.01.2020, определенная в названном отчете, подтверждается.

        Данное заключение эксперта суд относит к числу допустимых и достоверных доказательств применительно к положениям статьи 84 КАС РФ, поскольку оно выполнено специалистом в области экономической и оценочной деятельности, а изложенные в нём выводы обоснованы, не противоречивы, четко отвечают на поставленные судом перед экспертом вопросы и согласуются с другими исследованными в ходе судебного разбирательства доказательствами.

        О несогласии с указанным отчетом об оценке " ", заключением эксперта " " другими лицами, участвующими в деле, включая и административных ответчиков, в процессе судебного разбирательства не заявлялось. С ходатайствами о назначении повторной судебной экспертизы в целях проверки правильности определения рыночной стоимости указанных объектов недвижимости указанные лица не обращались.

        Доказательств, свидетельствующих о том, что на дату установления оспариваемой кадастровой стоимости земельных участков - 27.01.2020, рыночная стоимость вышеназванных объектов недвижимости являлась иной, чем отражено в исследованном судом отчете, в процессе судебного разбирательства, как это требуется в соответствии с положениями статей 14, 62 КАС РФ, в материалы дела не представлено.

        С учетом изложенного оснований сомневаться в достоверности и правильности выводов отчета " " у суда не имеется. Данный отчет суд считает достоверным и допустимым доказательством применительно к положениям статей 59, 61 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

        То обстоятельство, что оспариваемая кадастровая стоимость земельных участков превышает их рыночную стоимость, определенную в отчете, не свидетельствует о её недостоверности, поскольку в нормативных правовых актах не устанавливается презумпция равенства кадастровой стоимости объектов недвижимости и их рыночной стоимости, не устанавливается также презумпция безусловной сопоставимости этих двух видов стоимости.

        При таких данных, исходя из приведенных выше норм материального права, принимая во внимание, что установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объектов, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретных объектов недвижимости, суд приходит к выводу о том, что оспариваемая кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами " ", " " может быть установлена в размере их рыночной стоимости, определенной на основании отчета " ", подтвержденного результатами судебной оценочной экспертизы, а заявленные административным истцом требования подлежат удовлетворению.

        Руководствуясь статьями 175-180, 249 КАС РФ, суд

        решил:

        административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Агрокомплекс Болохово» удовлетворить.

        Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером " " площадью 175 283 кв.м, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: для строительства индустриально-логистического парка, расположенного по адресу: " ", равной его рыночной стоимости в размере 5 620 000 рублей по состоянию на 27.01.2020.

        Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером " " площадью 189 115 кв.м, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: для строительства индустриально-логистического парка, расположенного по адресу: " ", равной его рыночной стоимости в размере 6 070 000 рублей по состоянию на 27.01.2020.

            Датой подачи обществом с ограниченной ответственностью «Агрокомплекс Болохово» административного искового заявления о пересмотре кадастровой стоимости вышеупомянутых земельных участков является день обращения указанного лица в суд – 22.10.2021.

        Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через суд, принявший решение, в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

        Председательствующий    

3а-88/2022 (3а-498/2021;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ООО "Агрокомплекс Болохово"
Ответчики
Управление Росреестра по Тульской области
Правительство Тульской области
Другие
ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тульской области
Администрация мо Шварцевское Киреевского района
Катышева Ксения Андреевна
администрация мо КИреевский район
Суд
Тульский областной суд
Судья
Голомидова Ирина Викторовна
Дело на странице суда
oblsud.tula.sudrf.ru
25.10.2021Регистрация административного искового заявления
26.10.2021Передача материалов судье
27.10.2021Решение вопроса о принятии к производству
15.11.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
15.11.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.11.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
15.12.2021Предварительное судебное заседание
09.03.2022Производство по делу возобновлено
09.03.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.03.2022Судебное заседание
25.03.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.03.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.03.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее