Дело № 2-2955\2012
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ10 декабря 2012 года г. Клин, Московской области
Клинский городской суд Московской области, в составе председательствующего:
судьи Кореневой Н.Ф.
с участием адвоката Ивановой М.С.,
при секретаре Орловой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шварцман Т.А.к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области, 3-е лицо Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, о внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Истица обратилась в суд, с вышепоименованным иском, указав, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, общей площадью /площадь/., расположенный по адресу: /адрес/. Право собственности было зарегистрировано /дата/.
Истица считает, что определенная в установленном порядке и внесенная в государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость принадлежащего ей земельного участка не соответствует рыночной стоимости.
Истица произвела оценку указанного земельного участка, которая согласно отчету об оценке номер рыночной стоимости объекта оценки земельного участка номер. составила /сумма/ при удельном показателе /показатель/. В результате установленная кадастровая цена вышеуказанного земельного участка, принадлежащего истице, оказалась выше рыночной. Согласно кадастровой выписке земельного участка (выписке из государственного кадастра недвижимости) кадастровая стоимость указанного земельного участка составляет /сумма/ при удельном показателе кадастровой стоимости /сумма/ на дату внесения записи в ГКН.
Таким образом, существует несоответствие кадастровой стоимости земельного участка рыночной, следствием чего, принимая во внимание порядок определения налоговой базы по земельному налогу, согласно ст.391 НК РФ, является нарушением прав истица как собственника указанного земельного участка и плательщика налога. Истица полагает, что ее права, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости новых сведений о кадастровой стоимости земельного участка, поэтому она вынуждена обратиться с иском в суд. Истица считает, что закон не содержит запрета на возможность определении кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе, достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в данном случае не является. Действующим законодательством (нормативными актами) не предусмотрено, чтобы кадастровая стоимость земельного участка определялась на основании среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости по субъекту РФ. Указанный в распоряжении Министерства экологии и природопользования Московской области от 25 ноября 2011года №236-РМ средний уровень кадастровой стоимости по Московской области имеет лишь справочное значение и не может служить основанием для исчисления кадастровой стоимости земельных участков.
Истица просит:
Обязать филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Московской области исключить из Государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, общей площадью /площадь/, с кадастровым номером номер, расположенный по адресу: /адрес/, принадлежащего на праве собственности Шварцман Т.А., в сумме /сумма/ и удельный показатель кадастровой стоимости /сумма/ на дату внесения записи.
Обязать филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Московской области внести Государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка, указав установленную рыночную стоимость в размере /сумма/, с удельным показателем стоимости /сумма/, в качестве новой кадастровой стоимости земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, общей площадью /площадь/, с кадастровым номером номер, расположенный по адресу: /адрес/, принадлежащего на праве собственности Шварцман Т.А., определенной на основании отчета об оценке /организация/ от /дата/ номер.
В судебном заседании представитель истицы, Иванова М.С., поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в заявлении, просила иск удовлетворить в полном объеме, представили суду письменные пояснения по иску, приобщены к материалам дела.
Ответчик - Клинский филиал ФГБУ «ФКП «Росреестра» по Московской области, в судебное заседание своего предстателя не направил, поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика. Возражений по иску не поступило. Решение по гражданскому делу оставили на усмотрение суда.
3-е лицо - Управление Росреестра, в судебное заседание своего предстателя не направил, поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Возражений по иску не поступило. Решение спора оставили на усмотрение суда.
Выслушав представителя истицы, проверив материалы дела, с учетом представленных сторонами доказательств, суд пришел к следующему выводу.
Как следует из материалов дела, истице на праве собственности принадлежит земельный участок категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, общей площадью /площадь/., расположенный по адресу: /адрес/, кадастровый номер номер. Право собственности было зарегистрировано /дата/ (/л.д./).
Согласно кадастровой справке о кадастровой стоимости земельного участка его кадастровая стоимость определена в сумме /сумма/, дата заполнения кадастровой справки /дата/ (/л.д./).Это же следует и из кадастрового паспорта земельного участка по состоянию на /дата/ ( /л.д./)
Кадастровая стоимость в отношении указанного земельного участка определена путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости в размере /сумма/. на площадь земельного участка.
Пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ) установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
В п.3 ст.66 Земельного кодекса РФ указано, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость устанавливается равной его рыночной стоимости.
Сведения об экономических характеристиках земельных участков вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления (пункт 4 статьи 17 Федерального закона от 02.01.2000 № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре»).
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).
Пунктами 1, 2, 4 названных Правил установлено, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в три года.
Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
В пункте 11 Правил разъяснено, что для проведения государственной кадастровой оценки земель Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разрабатываются и утверждаются Методические указания по государственной кадастровой оценке земель.
Исходя из п. 5 Правил государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
Согласно п.10 федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости» (ФСО №2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007года №255 при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Пунктом 4 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» орган государственной власти или орган местного самоуправления, утвердившие в установленном законодательством Российской Федерации порядке результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, в срок не более чем пять рабочих дней со дня утверждения таких результатов представляет в орган кадастрового учета копию акта об утверждении таких результатов.
В соответствии с подпунктом 11 пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Сведения о кадастровой стоимости и удельном показателе земельных участков были внесены в государственный кадастр недвижимости в соответствии с Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 25 ноября 2011года №236-РМ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Московской области» на 01.01.2010года среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов для кадастрового квартала номер составило /сумма/.
Закон не содержит запрета на возможность определении кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе, достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в данном случае не является.
Суд полагает, что действия ответчика по внесению в государственный кадастр недвижимости в отношении вышеуказанного земельного участка сведений относительно размера кадастровой стоимости и удельного показателя кадастровой стоимости исходя из среднего уровня кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, утвержденного Распоряжением №236-ЗМ в размере /сумма/, необоснованны и незаконны.
Анализ положений Административного регламента свидетельствует о том, что государственная кадастровая оценка земель проводится в четко регламентированном порядке с соблюдением органом кадастрового учета нормативно предписанных процедур.
Оспариваемые в рамках настоящего дела действия не соответствуют требованиям Распоряжения от 235.11.2011года № 236-РМ, поскольку данным актом не утверждены кадастровая стоимость земельного участка, который принадлежит истице, а также его удельный показатель. Указанный в распоряжении Министерства экологии и природопользования Московской области от 25 ноября 2011года №236-РМ средний уровень кадастровой стоимости по Московской области имеет лишь справочное значение и не может служить основанием для исчисления кадастровой стоимости земельных участков.
Определение кадастровой стоимости каждого земельного участка из подготовленного перечня является результатом государственной кадастровой оценки земель. Результатом государственной кадастровой оценки земель не может являться лишь установление среднего удельного показателя кадастровой стоимости по кадастровому кварталу по виду разрешенного использования и среднего уровня кадастровой стоимости по муниципальному району.
Истицей был предоставлен отчет об оценке номер рыночной стоимости объекта оценки, земельного участка номер (дата оценки /дата/), и суд его берет за основу при определении рыночной стоимости вышеуказанного земельного участка ( /л.д./).
Данный отчет никто не оспаривал, возражений по нему представлено не было.
Следует отметить, что действующим законодательством (нормативными актами) не предусмотрено, чтобы кадастровая стоимость земельного участка определялась на основании среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости по субъекту РФ. Определенная в установленном порядке и внесенная в государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость принадлежащего истице земельного участка не соответствует его рыночной стоимости. Несоответствие установленной кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости является нарушением прав истицы, как собственника этого земельного участка и плательщика земельного налога. Установленная на основании справочных данных кадастровая стоимость в несколько раз превышает рыночную стоимость земельного участка.
Истица провела оценку рыночной стоимости, принадлежащего ей земельного участка и полагает, что на основании норм Земельного кодекса, именно рыночная стоимость земельного участка подлежит внесению в сведения ГКН в качестве кадастровой стоимости. При этом истицей не оспаривается достоверность кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в ГКН ответчиком, а также законность нормативного акта о ее утверждении. Истица реализует свое право на установление в качестве кадастровой стоимости рыночной стоимости имущества, что не противоречит действующему законодательству и гарантирует ее права как налогоплательщика.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, требования истицы о внесении изменений в Государственный кадастр недвижимости установленной рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером номер, принадлежащего истице, подлежат удовлетворению, поскольку установление рыночной стоимости земельного участка является желанием собственника земельного участка для определения наиболее вероятной цены, по которой данный объект может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции.
Руководствуясь ст.ст.194, 197-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Московской области исключить из Государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, общей площадью /площадь/, с кадастровым номером номер, расположенный по адресу: /адрес/, принадлежащего на праве собственности Шварцман Т.А., в сумме /сумма/ и удельный показатель кадастровой стоимости /сумма/.м на дату внесения записи.
Обязать филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Московской области внести Государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка, указав установленную рыночную стоимость в размере /сумма/, с удельным показателем стоимости /сумма/, в качестве новой кадастровой стоимости земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, общей площадью /площадь/, с кадастровым номером номер, расположенный по адресу: /адрес/ принадлежащего на праве собственности Шварцман Т.А., определенной на основании отчета об оценке /организация/ от /дата/ номер.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Клинский городской суд в течении одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.