дело №2-1276/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Белгород 27 марта 2019 г.
Свердловский районный суд г. Белгорода в составе
судьи Каюкова Д.В.
при секретаре Князевой Н.А.
с участием
истца Аулова А.В.,
ответчика Колесниковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Аулова А.В. к Колесниковой Е.В. о признании права собственности в порядке наследования,
УСТАНОВИЛ:
А.В. являлся собственником <данные изъяты> долей в праве долевой собственности на жилой дом <адрес> в г. Белгороде (кадастровый № и <данные изъяты> доли в праве долевой собственности на земельный участок (кадастровый №) по указанному адресу.
ДД.ММ.ГГГГ г. А.В. (далее - наследодатель) умер.
04 марта 2008 г. его дети – Аулов А.В. и Колесникова Е.В. подали нотариусу заявления о принятии наследства отца.
30 марта 2009 г. нотариус выдал указанным наследникам свидетельства о праве на наследство отца по закону в равных долях (по <данные изъяты> доле), за исключением свидетельств о правах на упомянутое выше имущество.
Дело возбуждено по иску Аулова В.М., поданному 07 февраля 2019 г., в котором он, ссылаясь на приведенные выше обстоятельства, требовал признать за ним право собственности на <данные изъяты> долей в праве долевой собственности на жилой дом <адрес> в г. Белгороде и <данные изъяты> доли в праве долевой собственности на земельный участок по этому же адресу.
В судебном заседании истец поддержал заявленные требования.
Ответчик не возражал против удовлетворения иска.
Суд удовлетворяет иск в части.
В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом (п. 2 ст. 218 ГК Российской Федерации).
Наследники по закону призываются к наследованию в порядке очерёдности, предусмотренной ст.ст. 1142-1145 и 1148 ГК Российской Федерации. Наследники одной очереди наследуют в равных долях, за исключением наследников, наследующих по праву представления (п.п. 1, 2 ст. 1141 ГК Российской Федерации).
Наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя (п. 1 ст. 1142 ГК Российской Федерации).
Для приобретения наследства наследник должен его принять в течение шести месяцев со дня открытия наследства (п. 1 ст. 1152, п. 1 ст. 1154 ГК Российской Федерации).
Принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство. Признаётся, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства (п.п. 1, 2 ст. 1153 ГК Российской Федерации).
Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чём бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось (п. 2 ст. 1152 ГК Российской Федерации).
Принятое наследство признаётся принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации (п. 4 ст. 1152 ГК Российской Федерации).
Судом установлены следующие обстоятельства.
Право собственности наследодателя на заявленное в иске имущество подтверждено свидетельствами о государственной регистрации права, выписками из Единого государственного реестра недвижимости.
Право собственности на <данные изъяты> долей в праве долевой собственности на жилой дом приобретено наследодателем на основании договора купли-продажи от 18 июля 1986 г. (зарегистрировано 04 июля 2000 г.), на <данные изъяты> долю в праве долевой собственности на земельный участок – бесплатно на основании распоряжения главы администрации г. Белгорода от 23 марта 2007 г. №811 и договора от 24 мая 2007 г. (зарегистрировано 02 августа 2007 г.).
Право собственности наследодателя на это имущество, основания его возникновения не оспорены в предусмотренном законом порядке, не признаны недействительными.
ДД.ММ.ГГГГ. наследодатель умер, что подтверждено свидетельством о смерти.
Из материалов наследственного дела, открытого с его смертью, следует, что 04 марта 2008 г. его дети – истец и ответчик подали нотариусу заявления о принятии наследства отца в порядке наследования по закону. 30 марта 2009 г. нотариус выдал указанным наследникам свидетельства о праве на наследство отца по закону в равных долях (по <данные изъяты> доле), за исключением свидетельств о правах на имущество, указанное в иске.
Сведений о принятии наследства А.В.. другими наследниками не имеется. Супруга наследодателя – А.Л.Д. не заявила о своих правах на наследство и наличии у неё доли в совместно нажитом имуществе. 20 июля 2017 г. она умерла, её наследство принял истец, что подтверждено материалами наследственного дела, открытого с её смертью.
Принятие сторонами в порядке наследования по закону в равных долях наследства А.В.., перечисленного нотариусу, влечёт принятие этими же сторонами в равных долях (по <данные изъяты> доли в праве) наследства в виде <данные изъяты> долей в праве долевой собственности на жилой дом <адрес> в г. Белгороде и <данные изъяты> доли в праве долевой собственности на земельный участок по этому же адресу.
От своей доли в наследстве отца ответчик не отказался в предусмотренном законом порядке (ст.ст. 1157-1159 ГК Российской Федерации).
С учётом п. 1 ст. 1110 ГК Российской Федерации суд приходит к выводу о возникновении у ответчика в порядке наследования по закону права собственности на 1/2 долю в имуществе, принадлежавшем его отцу, вне зависимости от осуществления соответствующей государственной регистрации прав ответчика на это имущество.
Требований о прекращении права собственности ответчика на эту долю в имуществе истцом не заявлено. Оснований для вывода о прекращении этого права ответчика либо его недействительности суд не усматривает.
Следовательно, истец и ответчик имеют право приобрести в порядке наследования по закону по <данные изъяты> долей в праве долевой собственности на жилой дом <адрес> в г. Белгороде и по <данные изъяты> доле в праве долевой собственности на земельный участок по этому же адресу.
В этой связи суд не усматривает оснований для полного удовлетворения исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск Аулова А.В. удовлетворить в части.
Признать за Ауловым А.В. в порядке наследования по закону право собственности на <данные изъяты> долей в праве долевой собственности на жилой дом № расположенный на <адрес> в г. Белгороде (кадастровый №
Признать за Ауловым А.В. в порядке наследования по закону право собственности на <данные изъяты> долю в праве долевой собственности на земельный участок (кадастровый №), расположенный по адресу: г. Белгород, <адрес>
Исковые требования истца в остальной части оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда путём подачи через Свердловский районный суд г. Белгорода апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья
Решение изготовлено в окончательной форме 08 апреля 2019 г.