Решение по делу № 2-739/2018 от 18.12.2017

Дело № 2-739/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 февраля 2018 года Советский районный суд города Брянска в составе:

председательствующего Сухоруковой Л.В.

при секретаре Аверкиной О.Н.

с участием истцов Юшкевич М.П., Юшкевич А.М., представителя истцов по устному заявлению Носовой Л.А., представителя ответчика Департамента строительства Брянской области по доверенности Яковлева И.А., представителя третьего лица Правительства Брянской области по доверенности Чикина Е.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Юшкевич М.П., Юшкевич А.М. к Департаменту строительства Брянской области об оспаривании решения об отказе во включении в списки граждан на выплату компенсации за утраченное имущество,

УСТАНОВИЛ:

Истцы обратились в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что комиссией Департамента строительства и архитектуры Брянской области по рассмотрению заявлений и документов граждан на получение единовременной денежной компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (протокол №143 от 26 октября 2017 г.) принято решение об отказе во включении истцов в список граждан на получение компенсации за отчуждаемое имущество, расположенное <адрес>, поскольку представленные истцами удостоверения не дают право на получение мер социальной поддержки.

Ссылаясь на требования Закона РФ от 15.01.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» истцы просят суд признать за ними право на возмещение вреда и меры социальной поддержки, предусмотренные п. 4 ст. 17 Закона РФ от 15.01.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Отменить решение (протокол №143 от 26.10.2017 г.) об отказе во включении в список граждан на получение компенсации за отчуждаемое имущество.

Истцы Юшкевич М.П., Юшкевич А.М., представитель истцов по устному ходатайству Носова Л.А. в судебном заседании уточнили исковые требования. Просили суд признать за истцами право на возмещение вреда и меры социальной поддержки, предусмотренные п. 4 ст. 17 Закона РФ от 15.01.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», признать незаконным и отменить решение (протокол №143 от 26.10.2017 г.) об отказе во включении в список граждан на получение компенсации за утраченное имущество в результате катастрофы на ЧАЭС.

Представитель ответчика Департамента строительства Брянской области по доверенности Яковлев И.А. в судебном заседании исковые требования не признал, просил суд в иске отказать. Суду пояснил, что у истцов отсутствует право на возмещение вреда в форме компенсации за утраченное имущество в результате аварии на ЧАЭС.

Представитель третьего лица Правительства Брянской области по доверенности Чикин Е.Н. в судебном заседании исковые требования не признал, просил суд в иске отказать. Суду пояснил, что решение комиссии ответчика является законным и обоснованным. В связи с проживанием в зоне с правом на отселение, истцы не приобрели права на возмещение вреда в связи с утратой имущества в результате аварии на ЧАЭС.

Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Юшкевич А.М., Юшкевич М.П. на праве общей долевой собственности (1/2 доля в праве) принадлежит квартира, расположенная в зоне проживания с правом на отселение по <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 19.07.2017 г.

Право собственности истцов на жилое помещение возникло на основании договора №46 передачи квартиры (комнаты) в собственность граждан от 17.07.1992 г. регистрационное удостоверение от 14.08.1992 г. №951.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18 декабря 1997 № 1582 территория г. Клинцы была отнесена к зоне проживания с правом на отселение.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 08 октября 2015 №1074 «Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в настоящее время данный населенный пункт отнесен к зоне проживания с правом на отселение.

Согласно удостоверениям серии АИ №..., АИ №... от <дата>, выданным Департаментом строительства и архитектуры Брянской области, Юшкевич М.П., Юшкевич А.М. выехали добровольно из зоны проживания с правом на отселение в населенном пункте г. Клинцы, Брянской области, в котором проживали в спорный период с 26.04.1986 года по 16.05.2017 года.

Решением комиссии ответчика по рассмотрению заявлений и документов граждан на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на ЧАЭС, оформленным протоколом №143 от 26 октября 2017 г. Юшкевич А.М., Юшкевич М.П. отказано в выплате компенсации в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, расположенного <адрес> в размере 1 484 000 рублей, поскольку в соответствии со ст. 17 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" меры социальной поддержки не предоставляются.

Письмом от 30 октября 2017 года Департамент строительства и архитектуры Брянской области сообщил истцам, что компенсация материального ущерба в связи с утратой имущества, не относится к мерам социальной поддержки, лицам добровольно выехавшим из зоны проживания с правом на отселение указанная компенсация не подлежит возмещению.

Согласно ст. 3 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам Российской Федерации гарантируются установленные настоящим Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.

Таким образом, возмещение вреда имуществу, утраченному вследствие катастрофы на ЧАЭС и меры социальной поддержки, связанные с проживанием в зонах, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на ЧАЭС, относятся к самостоятельным видам гарантий и компенсаций со стороны государства лицам, пострадавшим в результате катастрофы на ЧАЭС.

В силу п. 11 части 1 статьи 13 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся, в том числе, граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы.

В соответствии с п. 1 ст. 22 вышеназванного закона гражданам, указанным в пункте 11 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 настоящего Закона.

Статьей 17 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, эвакуированным из зоны отчуждения и переселенным (переселяемым) из зоны отселения гарантируется возмещение вреда и меры социальной поддержки.

К мерам социальной поддержки законом отнесены в том числе: обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, один раз (п.7); предоставление жилой площади нетрудоспособным гражданам, переселяющимся на жилую площадь в качестве членов семьи для совместного проживания, если в результате переселения возникает необходимость в улучшении жилищных условий в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (п. 8).

Исходя из приведенных правовых норм, юридически значимым обстоятельством, с которым закон связывает право граждан на получение единовременной денежной компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на ЧАЭС, является наличие у лица по состоянию на 1 января 1994 года утраченного имущества в зоне отчуждения и отселения, а не в зоне проживания с правом на отселение.

Гражданам, имевшим по состоянию на 1 января 1994 года садовые домики, дачи, садово-ягодные насаждения в зонах отчуждения и отселения, и гражданам, получившим в этих зонах имущество в порядке наследования, единовременная денежная компенсация материального ущерба в связи с утратой имущества в соответствии с настоящим пунктом выплачивается независимо от места их постоянного проживания.

Порядок выплаты единовременной денежной компенсации устанавливается Правительством РФ.

Поскольку закон связывает право граждан на получение единовременной денежной компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на ЧАЭС с местом нахождения утраченного имущества в зоне отчуждения и отселения и наличием этого имущества у лица по состоянию на 1 января 1994 года, суд приходит к выводу о том, что Юшкевич А.М., Юшкевич М.П. не могут быть включены в список граждан на получение денежной компенсации (материального ущерба) за утраченное имущество вследствие катастрофы на ЧАЭС, поскольку сдаваемое ими имущество как утраченное расположено в зоне проживания с правом на отселение.

Таким образом, у истцов отсутствует право на получение компенсации в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, так как указанная компенсация материального ущерба не относится к мерам социальной поддержки лицам, добровольно выехавшим из зоны проживания с правом на отселение.

При таких обстоятельствах, оснований для признания незаконным и отмене оспариваемого решения ответчика от 26.10.2017 года № 143 об отказе истцам во включении в списки граждан на получение компенсации материального ущерба за утраченное имущество в связи с катастрофой на ЧАЭС, у суда не имеется.

Доводы представителя истца о том, что Правила выплаты гражданам компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2004 года № 869, предусматривают, что право на получение компенсации за утраченное имущество имеют граждане, добровольно выехавшие из зоны с правом на отселение, не могут быть приняты судом во внимание.

Согласно пункту 4 статьи 17 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» Правительством Российской Федерации устанавливается порядок выплаты компенсации за утраченное имущество, а не категории граждан, из числа подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, имеющих право на получение такой компенсации.

Ссылки представителя истца на постановление Правительства РФ от 25.12.1992 г. №1008 «О режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Рекомендации по применению классификатора мер социальной защиты (поддержки), Классификатор мер социальной защиты, по вышеизложенным основаниям также признаются судом несостоятельными, как не имеющие отношение к предмету спора.

Как следует из оснований заявленных требований, оспаривая право на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством РФ, истцами не представлены доказательства отказа ответчика или иных полномочных органов исполнительной власти Брянской области или органов местного самоуправления в реализации истцами такого права (отказ в учете граждан, пострадавших в результате аварии на ЧАЭС, имеющих право на однократное обеспечение жилой площадью в установленном законом порядке за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ).

В связи с чем, в указанной части иска требования истцов являются необоснованными. При этом, суд полагает необходимым указать, что истцы не лишены возможности обратиться за реализацией своего права на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством РФ в установленном законом порядке.

На основании изложенного, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Юшкевич М.П., Юшкевич А.М. к Департаменту строительства Брянской области об оспаривании решения об отказе во включении в списки граждан на выплату компенсации за утраченное имущество, оставить без удовлетворения в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд города Брянска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Сухорукова Л.В.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 17.02.2018 года.

Судья Сухорукова Л.В.

2-739/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Юшкевич А. М.
Юшкевич М. П.
Ответчики
Департамент строительства и архитектуры Брянской области
Суд
Советский районный суд г. Брянск
Судья
Сухорукова Лада Витальевна
Дело на странице суда
sovetsky.brj.sudrf.ru
18.12.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.12.2017Передача материалов судье
20.12.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.12.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.01.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.02.2018Судебное заседание
17.02.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.03.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее