Дело №2а-1-966/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 декабря 2018 г. г. Мценск
Мценский районный суд Орловской области в составе:
председательствующего судьи Шуклиной Н.С.,
с участием административного истца - прокурора Мценской межрайонной прокуратуры Орловской области Хуцишвили Л.Н.,
представителя заинтересованного лица Бюджетного учреждения здравоохранения Орловской области «Мценская центральная районная больница» - Яхонтовой Н.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ковалевой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебных заседаний Мценского районного суда Орловской области административное дело по административному исковому заявлению Мценского межрайонного прокурора Орловской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Серегину В.Н. о прекращении действия права управления транспортными средствами,
установил:
Мценский межрайонный прокурор Орловской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Серегину В.Н. о прекращении действия права управления транспортными средствами.
В обоснование иска указано, что Мценской межрайонной прокуратурой Орловской области проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения.
По результатам проверки, согласно информации, предоставленной Межрайонным регистрационно-экзаменационным отделом Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел России по Орловской области, Серегин В.Н. имеет водительское удостоверение № на право управления транспортными средствами категории «<...>», выданное Дата, сроком действия до Дата
Вместе с тем, по сведениям Бюджетного учреждения здравоохранения Орловской области «<...>» Серегин В.Н. с марта 2018 г. состоит на диспансерном наблюдении с диагнозом: «<...>, который является противопоказанием, входящим в перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами, указанный в постановлении Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. №1604 «О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством».
Основанием прекращения действия права управления транспортными средствами является факт выявления у Серегина В.Н. заболевания, при наличии которого управление транспортными средствами не допускается.
Целью прекращения действия права управления транспортными средствами Серегина В.Н., страдающего заболеванием, препятствующим управлению транспортными средствами, является обеспечение безопасности дорожного движения, создание условий защищенности участников дорожного движения от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
Опасность для участников дорожного движения создает сам по себе факт участия в дорожном движении Серегина В.Н., страдающего вышеуказанным заболеванием.
В связи с тем, что Серегин В.Н., имея право управления транспортными средствами ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан – неопределенного круга лиц, нарушая их права и законные интересы, Мценский межрайонный прокурор Орловской области просит суд прекратить действие права управления транспортными средствами Серегина В.Н., подтвержденное водительским удостоверением № на право управления транспортными средствами, выданным Дата
В судебном заседании административный истец – прокурор Мценской межрайонной прокуратуры Орловской области Хуцишвили Л.Н. поддержала заявленные требования по доводам, изложенным в иске.
Административный ответчик Серегин В.Н. в суд не явился, извещен своевременно и надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица – бюджетного учреждения здравоохранения Орловской области «<...>» Яхонтова Н.И. в судебном заседании пояснила, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме, поскольку ответчик состоит на диспансерном учете в <...> отделении с марта 2018 г. с диагнозом: «<...>. Указанное заболевание входит в перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами. На момент рассмотрения данного административного дела стойкой ремиссии у него не наблюдается.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица УГИБДД УМВД России по Орловской области не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившегося участника процесса.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
<...>
В соответствии с положениями части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Частью 3 статьи 8 «Конвенции о дорожном движении», заключенной в г.Вене 8 ноября 1968 г. и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 апреля 1974 г., установлено, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.
На основании пункта 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно статье 1 и 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» задачами указанного Федерального закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. В качестве основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения Федеральный закон определяет приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Согласно статье 5 Федерального закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
Частью 2 статьи 24 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения.
В силу статей 23, 24, 28 вышеуказанного Федерального закона медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании кандидатов в водители транспортных средств. Целью обязательного медицинского освидетельствования является определение наличия (отсутствия) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами.
Одним из оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами является выявленное наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами.
В соответствии с п. 1 и 4 статьи 23.1 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» медицинскими противопоказаниями к управлению транспортными средствами являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортными средствами. Перечень таких противопоказаний устанавливается Правительством Российской Федерации.
Перечень таких противопоказаний устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно Перечню медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации №377 от 28 апреля 1993 г. «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», «алкоголизм» является противопоказанием для управления авто - и мототранспортными средствами.
Этим же Перечнем установлено, что выдача водительского удостоверения возможна при заболеваниях алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией, но лишь при стойкой ремиссии в течение не менее трех лет.
При этом больные алкоголизмом и наркоманией допускаются к управлению транспортными средствами при установлении стойкой ремиссии после специального лечения.
Приказом Минздрава СССР от 12 сентября 1988 года №704 «О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией» утверждена Инструкция о порядке диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями, положениями которой предусмотрено, что диспансерному учету подлежат все лица, которым установлены диагнозы: хронический алкоголизм, наркомания, токсикомания. Срок диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом в случае наступления после лечения стойкой, объективно подтвержденной ремиссии, составляет 3 года.
Снятие с учета в связи со стойкой ремиссией (по выздоровлению) производится на основании заключения врачебно-консультативной комиссии учреждения, в котором наблюдался больной.
Основанием прекращения права управления транспортным средством является факт выявления у лица, имеющего право управления транспортным средством, заболевания, при наличии которого управление транспортным средством не допускается.
Целью прекращения права управления транспортным средством лиц, страдающих заболеваниями, препятствующими управлению транспортными средствами, является обеспечение безопасности дорожного движения, создание условий защищенности участников дорожного движения от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
Опасность для участников дорожного движения создает сам по себе факт участия в дорожном движении лиц, которые страдают заболеваниями, при которых управление транспортным средством не допускается.
Согласно пункту 1.2 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. №1090, водителем является лицо, управляющее каким-либо транспортным средством.
Под механическим транспортным средством понимается транспортное средство, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.
Из положений статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что транспортные средства отнесены к источникам повышенной опасности. В случае управления источником повышенной опасности в состоянии опьянения может возникнуть потенциальная угроза аварийной ситуации и причинения вреда другим участникам дорожного движения.
Из системного толкования вышеприведенных правовых норм следует, что выявление у гражданина наличия прямого противопоказания к управлению транспортными средствами, безусловно, свидетельствует о непосредственной угрозе для безопасности дорожного движения, пресечение которой необходимо для обеспечения охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства в области дорожного движения.
При установлении прямого запрета к управлению гражданином транспортными средствами продолжение действия права управления транспортными средствами противоречит основным принципам законодательства о безопасности дорожного движения, а потому такое право подлежит прекращению.
В судебном заседании установлено, что Дата Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел России по Орловской области Серегину В.Н. выдано водительское удостоверение № на право управления транспортными средствами категории «<...>» сроком действия до Дата
По сведениям Отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел России «Мценский» Серегин В.Н. по состоянию на 12 ноября 2018 г. значится сдавшим водительское удостоверение.
Между тем, судом установлено, что с 25 марта 2018 г. по настоящее время Серегин В.Н. состоит на диспансерном наблюдении в <...> отделении бюджетного учреждения здравоохранения Орловской области «<...>» с диагнозом: «<...>, что подтверждается справкой врача <...>, а также пояснениями представителя заинтересованного лица Яхонтовой Н.И.
Из медицинской амбулаторной карты <...> больного Серегина В.Н. следует, что по выписному эпикризу <...>» от 5 января 2018 г Серегин В.Н. находился в указанном учреждении здравоохранения в период с 5 января 2018 по 10 января 2018 г. с диагнозом «<...>.
С 10 января 2018 г. по 26 января 2018 г. Серегин В.Н. проходил стационарное лечение в <...> Согласно выписному эпикризу к медицинской карте <...>. 26 февраля 2018 г. Серегину В.Н. поставлен диагноз <...>».
26 февраля 2018 г. осмотрен врачом <...> Бюджетного учреждения здравоохранения Орловской области «Мценская центральная районная больница», поставлен диагноз «<...>», поставлен на диспансерное наблюдение <...>. На явки к врачу приходил 1 марта 2018 г., 29 марта 2018 г., 23 апреля 2018 г., 24 мая 2018 г., 25 июня 2018 г., 24 июля 2018 г., 22 августа 2018 г., 24 сентября 2018 г., 23 октября 2018 г.
По сведениям Бюджетного учреждения здравоохранения Орловской области «<...>» Серегин В.Н. находится на диспансерном наблюдении указанного учреждения с марта 2018 г. с диагнозом <...>».
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о наличии у Серегина В.Н. стойкой ремиссии на момент рассмотрения дела, суду не представлено и материалы дела не содержат.
Из информации Бюджетного учреждения здравоохранения Орловской области «<...>», а также Бюджетного учреждения здравоохранения Орловской области «Мценская центральная районная больница» Серегин В.Н. на учете у врача<...> не состоит.
Оценивая характеризующие данные административного ответчика, суд также учитывает, что Серегин В.Н. к уголовной ответственности не привлекался.
15 августа 2017 г. привлекался к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то есть за оставление водителем места дорожно-транспортного происшествия. Водительское удостоверение сдано 15 августа 2017 г.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных прокурором требований, поскольку административный ответчик имеет заболевание, которое в соответствии с Перечнем медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. №1604, является противопоказанием к управлению транспортным средством (до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением).
Представленными суду документами подтверждается, что до настоящего времени Серегин В.Н. с диспансерного учета у врача <...> не снят.
При этом, Серегин В.Н., обладая правом на управление транспортными средствами, создает опасность причинения вреда и угрозу жизни и здоровью неограниченного круга лиц - участников дорожного движения.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования Мценского межрайонного прокурора Орловской области о прекращении действия права управления транспортными средствами Серегина В.Н. обоснованы и подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден (пункт 9 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации), в случае удовлетворения административного искового заявления взыскивается с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Ввиду того, что административный иск подлежит удовлетворению, то с Серегина В.Н. в доход бюджета муниципального образования г.Мценск Орловской области подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей 00 копеек.
Руководствуясь статьями 175, 177-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ № ░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 (░░░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░