РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 февраля 2020 года

Кузнецкий районный суд Пензенской области в составе:

председательствующего судьи Ламзиной С.В.,

при секретаре Бубновой Е.А.,

с участием истца Чернышевой С.А. и её представителя Бычковой М.А., допущенной в порядке ч. 6 ст. 53 ГПК РФ,

представителя ответчика Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в городе Кузнецке Пензенской области (межрайонного) по доверенности от 09.01.2020 Сукова О.А.,

представителя третьего лица ООО «Центр диагностики и восстановительной медицины» Киселевой С.А. по доверенности от 10.02.2020,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кузнецке Пензенской области гражданское дело УИД 58RS0017-01-2019-003409-82 по иску Чернышевой С.А. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Кузнецке Пензенской области (межрайонному) о признании решения об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости незаконным, понуждении к включению периодов работы в стаж на соответствующих видах работ и досрочному назначению страховой пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Чернышева С.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Кузнецке Пензенской области (межрайонному) о признании решения об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости незаконным, понуждении к включению периодов работы в стаж на соответствующих видах работ и досрочному назначению страховой пенсии.

В обоснование исковых требований Чернышевой С.А. указывается, что 28.10.2019 она обратилась в ГУ УПФР в г. Кузнецке Пензенской области (межрайонное) с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ГУ УПФР в г. Кузнецке Пензенской области (межрайонное) от 06.11.2019 № 190000112165/576507/19 в назначении страховой пенсии по старости было отказано в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ в связи с лечебной деятельностью – 30 лет. Ее страховой стаж по состоянию на 27.10.2019 (по день, предшествующий дню обращения с заявлением о назначении пенсии) был оценен в 14 лет 11 месяцев 5 дней.

При этом, в её страховой стаж не были засчитаны следующие периоды: с 16.08.2004 по 14.07.2008 (продолжительностью 3 года 10 месяцев 29 дней), с 21.07.2008 по 14.09.2010 (продолжительностью 2 года 1 месяц 24 дня), с 01.10.2010 по 12.10.2010 (продолжительностью 12 дней), с 16.11.2010 по 08.08.2013 (продолжительностью 2 года 8 месяцев 23 дня), с 11.08.2013 по 14.01.2014 (продолжительностью 5 месяцев 4 дня), с 18.01.2014 по 28.01.2014 (продолжительностью 11 дней), с 30.01.2014 по 03.04.2018 (продолжительностью 4 года 2 месяца 4 дня), с 03.05.2018 по 27.10.2019 (продолжительностью 1 год 5 месяцев 25 дней) - работа в ООО «Центр диагностики и восстановительной медицины» в должности фельдшера-лаборанта, поскольку право на досрочное назначение страховой пенсии по старости предоставлено лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья, исключительно в учреждениях здравоохранения. Иные организационно-правовые формы законодательством не предусмотрены;

- с 25.07.1996 по 12.11.1997 (продолжительностью 1 год 3 месяца 18 дней) - нахождение в отпуске по уходу за ребенком, поскольку отпуска за детьми до достижения ими возраста 3 лет засчитываются в стаж на соответствующих видан работ, если они были предоставлен до 06.10.1992, до даты вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992 № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде»;

- с 02.07.2004 по 15.08.2004 (продолжительностью 1 месяц 14 дней), с 15.07.2008 по 20.07.2008 (продолжительностью 6 дней), с 15.09.2010 по 30.09.2019 года (продолжительностью 16 дней), с 13.10.2010 по 15.11.2010 (продолжительностью 1 месяц 3 дня), с 09.08.2013 по 10.08.2013 (продолжительностью 2 дня), с 15.01.2014 по 17.01.2014 (продолжительностью 3 дня), 29.01.2014 (продолжительностью 1 день), - нахождение в отпусках без сохранения заработной платы, поскольку в соответствии с п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 11.07.2002 № 516, период работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитывается в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено указанными Правилами и иными нормативными правовыми актами.

При этом, в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. Иные периоды не предусмотрены.

С решением ГУ УПФР в г. Кузнецке Пензенской области (межрайонное) от 06.11.2019 в части исключения из ее специального страхового стажа периодов работы в ООО «Центр диагностики и восстановительной медицины» фельдшером-лаборантом с 16.08.2004 по 14.07.2008 (продолжительностью 3 года 10 месяцев 29 дней), с 21.07.2008 по 14.09.2010 (продолжительностью 2 года 1 месяц 24 дня), с 01.10.2010 по 12.10.2010 (продолжительностью 12 дней), с 16.11.2010 по 08.08.2013 (продолжительностью 2 года 8 месяцев 23 дня), с 11.08.2013 по 14.01.2014 (продолжительностью 5 месяцев 4 дня), с 18.01.2014 по 28.01.2014 (продолжительностью 11 дней), с 30.01.2014 по 03.04.2018 (продолжительностью 4 года 2 месяца 4 дня), с 03.05.2018 по 27.10.2019 (продолжительностью 1 год 5 месяцев 25 дней) она не согласна.

Согласно записям трудовой книжки, заполненной 22.03.1988, 13.11.1997 она была принята во врачебно-физкультурный диспансер на должность фельдшера-лаборанта в порядке перевода из ЦРБ. В последующем указанное учреждение было переименовано в МУ «Городской врачебно-физкультурный диспансер».

Решением Кузнецкого городского собрания представителей от 25.03.2004 № 2 МУ «Городской врачебно-физкультурный диспансер» был реорганизован путем преобразования в МУП «Центр восстановительной медицины и реабилитации».

01.07.2004 на основании приказа 64к от 30.06.2004 она была принята переводом в указанную организацию.

В связи с тем, что МУП «Центр восстановительной медицины и реабилитации» было преобразовано в ООО «Центр диагностики и восстановительной медицины», 02.07.2004 года она была принята переводом в указанную организацию. 03.04.2018 она была уволена из ООО «Центр диагностики и восстановительной медицины» в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ по собственному желанию. 06.04.2018 принята фельдшером-лаборантом бактериологической лаборатории в филиал ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» в Пензенской области. 28.04.2018 трудовой договор с указанной организацией расторгнут, 03.05.2018 она была принята на должность фельдшера-лаборанта в ООО «Центр диагностики и восстановительной медицины», где работает до настоящего времени.

Ссылаясь на положения ст. 8, п. 20 ч. 1 ст. 30, ч.ч. 2-4 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-Ф3, Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, которым утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, указывает, что данным Списком предусмотрена должность «фельдшер лаборант», учреждение - «Центры, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения – диагностический».

Как усматривается из п. 2.2 Устава ООО «Центр диагностики и восстановительной медицины» основным видом деятельности общества являются услуги в сфере медицины, здравоохранения и физической культуры.

Согласно лицензии от 28.07.2004 № 206-М Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области разрешает ООО «Центр диагностики и восстановительной медицины» осуществление медицинской деятельности в соответствии с перечнем разрешенных работ и услуг на объекте, а именно, на осуществление доврачебной помощи, амбулаторно-клинической помощи, в том числе в условиях дневного стационара. Срок действия указанной лицензии неоднократно продлевался.

В настоящее время у ООО имеется лицензия от 05.04.2019 года № Л0-5 8-01-002237 на осуществление медицинской деятельности согласно приложению № 1.

Из указанных документов усматривается, что ООО «Центр диагностики и восстановительной медицины» осуществляет лечебную или иную деятельность по охране здоровья.

Считает, что отказ ответчика в установлении ей страховой пенсии является неправомерным, нарушающим ее права. В спорный период времени она осуществляла лечебную деятельность в учреждении здравоохранения с полной занятостью в течение рабочего времени, с выплатой всех необходимых страховых пенсионных взносов.

Согласно приказу от 30.12.2014 № 23 ей установлена доплата в размере 15% к должностному окладу как работнику, занятому на работах с вредными и опасными условиями труда.

Исходя из п. 2 ст. 120 ГК РФ учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение).

При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 03.06.2004 № 11-П «По делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11 и 12 пункта 1 статьи 28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» форма собственности как таковая не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях здравоохранения в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям. То обстоятельство, в чьем ведении находятся эти учреждения и кому принадлежит закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности их работников и не свидетельствует о существовании таких различий. Различия в условиях приобретения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которые устанавливаются исключительно по такому критерию, как форма собственности (т.е. зависят от того, являются учреждения, в которых осуществлялась эта деятельность, государственными, муниципальными или нет), нельзя считать обоснованным с точки зрения конституционного требования равноправия применительно к правам, гарантированным ст. 39 Конституции РФ. В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства означает помимо прочего запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях. До установления надлежащего правового регулирования периоды работы в названных учреждениях, не являвшихся государственными (муниципальными), должны засчитываться в соответствующий стаж профессиональной деятельности.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-Ф3 право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет. В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.

Как усматривается из решения Кузнецкого городского собрания представителей от 25.03.2004 № 2 ООО «ЦДВМ» ранее являлось муниципальным учреждением «Городской врачебно-физкультурный диспансер», путем преобразования было реорганизовано в МУП «Центр восстановительной медицины и реабилитации».

Реорганизация МУ «Городской врачебно-физкультурный диспансер» путем преобразования в МУП «Центр восстановительной медицины и реабилитации, а затем в ООО «ЦВМР» происходила по инициативе работодателя, помимо ее воли. При этом, ее трудовые обязанности и характер деятельности оставались неизменными.

Считая, что исходя из п. 1 ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях», на момент обращения с заявлением ее стаж на соответствующих видах работ в связи с лечебной деятельностью составил более 30 лет, просила назначить ей страховую пенсию по старости с момента обращения за ее назначением - с 28.10.2019.

Просила суд признать незаконным решение об отказе в назначении страховой пенсии по старости № 190000112165/576507/19 от 06.11.2019 в части исключения из специального стажа периодов работы с 16.08.2004 по 14.07.2008 (продолжительностью 3 года 10 месяцев 29 дней), с 21.07.2008 по 14.09.2010 (продолжительностью 2 года 1 месяц 24 дня), с 01.10.2010 по 12.10.2010 (продолжительностью 12 дней), с 16.11.2010 по 08.08.2013 (продолжительностью 2 года 8 месяцев 23 дня), с 11.08.2013 по 14.01.2014 (продолжительностью 5 месяцев 4 дня), с 18.01.2014 по 28.01.2014 (продолжительностью 11 дней), с 30.01.2014 по 03.04.2018 (продолжительностью 4 года 2 месяца 4 дня), с 03.05.2018 по 27.10.2019 (продолжительностью 1 год 5 месяцев 25 дней) в должности фельдшера-лаборанта в ООО «Центр диагностики и восстановительной медицины». Обязать ответчика засчитать ей в специальный стаж указанные периоды работы фельдшером-лаборантом ООО «Центр диагностики и восстановительной медицины» и назначить досрочную страховую пенсию по старости с 28.10.2019.

В судебном заседании истец Чернышева С.А. заявленные исковые требования по доводам и основаниям иска, дополнительно пояснив, что в порядке перевода в 1997 году работала фельдшером-лаборантом в Кузнецком городском врачебно-физкультурном диспансере, который имел два отделения: отделение спортивной медицины, которое располагалось в г. Кузнецке, ул. Стекловская, д. 100, и Центр диагностики и восстановительной медицины, находящийся по адресу: Пензенская область, г. Кузнецк, ул. Стекловская, д. 80. Затем, 01.07.2004 была переведена в МУП «Центр восстановительной медицины и реабилитации», а с 02.07.2004 переведена в ООО «Центр диагностики и восстановительной медицины». Все это время она работала в той же должности фельдшера-лаборанта и на том же рабочем месте, с полной занятостью, в одном и том же медицинском учреждении. Считала, что ее рабочее место вне зависимости от смены организационно-правовой формы работодателя оставалось неизменным: по тому же адресу, в том же здании и кабинете, не изменились и трудовые обязанности. В ее обязанности входит работа с кровью, с плазмой и сывороткой крови, с другими биоматериалами, с реактивами и обеззараживанием биологического материала, работа с микроскопом. Также, в ее обязанности входит забор анализов и выдача результатов анализов, ведение отчетной документации. К заработной плате ей установлена надбавка за вредные и опасные условия труда. Поэтому, отказ ответчика в установлении досрочной страховой пенсии по старости незаконен, поскольку в указанные по иску спорные периоды осуществляла медицинскую деятельность. Просила исковые требования удовлетворить.

Представитель истца Чернышевой С.А. Бычкова М.А., допущенная судом к участию в деле в порядке ч. 6 ст. 53 ГПК РФ, исковые требования истца по доводам и основаниям иска поддерживала и просила их удовлетворить в полном объеме, дополнительно указывая, что истец непрерывно с 1997 года по настоящее время работает в одном и том же месте, выполняя по характеру одну и ту же работу фельдшера-лаборанта. При этом, происходившие у работодателя истца реорганизации без ведома и воли последней не должны нарушать конституционного права на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Указание ответчика в решении об отказе в установлении пенсии на организационно-правовую форму ООО «ЦДВМ» и не отнесение периода работы истца в данной организации в страховой стаж не соответствует действующему законодательству.

Представитель ответчика ГУ УПФР в г. Кузнецке Пензенской области (межрайонного) Суков О.А., действующий в силу доверенности, иск Чернышевой С.А. не признал, сославшись на доводы, изложенные в решении ГУ УПФР в г. Кузнецке Пензенской области (межрайонного) от 06.11.2019 № 190000112165/576507/19 об отказе в установлении истцу пенсии. Право на досрочное назначение страховой пенсии по старости предоставлено лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья, исключительно в учреждениях здравоохранения. Иные организационно-правовые формы законодательством не предусмотрены. Спорные периоды своей деятельности истец осуществляла в ООО «Центр диагностики и восстановительной медицины», который не относится к категории учреждение, а по организационно-правовой форме является ООО. Просил в иске Чернышевой С.А. отказать.

Представитель третьего лица ООО «Центр диагностики и восстановительной медицины» Киселева С.А., действующая по доверенности от 10.02.2020, с исковыми требованиями истца Чернышевой С.А. согласилась, вместе с этим поясняя, что действительно работодатель истца ООО «Центр диагностики и восстановительной медицины» не является учреждением здравоохранения и лечебным учреждением. Однако, исходя из Постановления Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 ООО не сдавало отчета в УПФР с 2004 года с отражением в индивидуальных сведениях работников кода особых труда. Выдавая истцу справку, уточняющую особый характер работ или условия труда, необходимые для досрочного назначения страховой пенсии по старости, от 04.06.2019, но не предоставляя ее ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости, указывает, что нагрузка работы в ООО соотносима с лечебным учреждением (поликлиникой), поэтому в целях защиты прав работников ООО необходимо для них сделать исключение. Просила иск Чернышевой С.А. удовлетворить.

Суд, выслушав объяснения сторон и их представителей, представителя третьего лица, исследовав письменные материалы гражданского дела и обозрев материалы гражданского дела № 2-1251/2013 по иску Сулеймановой Н.К. к ГУ – УПФ РФ по г. Кузнецку и Кузнецкому району Пензенской области о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости и возложении обязанности досрочно назначить трудовой пенсию по старости, касающихся уставной деятельности ООО «Центр диагностики и восстановительной медицины» и принятого по делу судебного решения от 04.09.2013, приходит к следующему.

Статьей 7 Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства.. ., развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Согласно ст. 19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации.

В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 01.01.2015.

В соответствии с пп. 2 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховой стаж – это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ (ред. от 06.03.2019) «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (ч. 1).

Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (ч. 2).

Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (ч. 3).

Согласно п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.

Страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с пунктом 21 части 1 настоящей статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к настоящему Федеральному закону (ч. 1.1 ст. 30).

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30).

В случае изменения организационно-правовой формы и (или) наименований учреждений (организаций), предусмотренных пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (ч. 5 ст. 30).

В целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях» Правительством РФ принято постановление от 16.07.2014 № 665 (ред. от 05.12.2018) «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».

Пунктами 1 (подп. «н») и 3 (абзац 1, подп. «в») постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 ко всем периодам работы, независимо от времени выполнения, предусмотрено применение Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, а также Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781.

Кроме того, предусмотрено применение:

Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», – для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;

Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, – для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;

Перечня учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), – для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами гражданского дела, что 28.10.2019 Чернышева С.А. обратилась в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Кузнецке Пензенской области (межрайонное) с заявлением о назначении ей страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением УПФР в г. Кузнецке Пензенской области (межрайонного) от 06.11.2019 № 190000112165/576507/19 Чернышевой С.А. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием у нее требуемого специального стажа.

Пенсионным органом из специального стажа исключены периоды работы с 16.08.2004 по 14.07.2008 (продолжительностью 3 года 10 месяцев 29 дней), с 21.07.2008 по 14.09.2010 (продолжительностью 2 года 1 месяц 24 дня), с 01.10.2010 по 12.10.2010 (продолжительностью 12 дней), с 16.11.2010 по 08.08.2013 (продолжительностью 2 года 8 месяцев 23 дня), с 11.08.2013 по 14.01.2014 (продолжительностью 5 месяцев 4 дня), с 18.01.2014 по 28.01.2014 (продолжительностью 11 дней), с 30.01.2014 по 03.04.2018 (продолжительностью 4 года 2 месяца 4 дня), с 03.05.2018 по 27.10.2019 (продолжительностью 1 год 5 месяцев 25 дней) в ООО «Центр диагностики и восстановительной медицины» фельдшером-лаборантом, так как право на досрочное назначение страховой пенсии по старости предоставлено лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья, исключительно в учреждениях здравоохранения. Иные организационно-правовые формы законодательством не предусмотрены.

В соответствии с пунктом 6     Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, в стаж работы засчитывается работа в должностях, указанных в Списке должностей и учреждений, в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи, группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно-медицинских службах, стационарах, санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей). Работа Чернышевой С.А. в указанных структурных подразделениях организации из представленных документов не усматривается.

Также не засчитаны периоды: с 25.07.1996 по 12.11.1997 (продолжительностью 1 год 3 месяца 18 дней) – нахождение в отпуске по уходу за ребенком, так как отпуска по уходу за детьми до достижения ими возраста 3 лет засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, если они были представлены до 06.10.1992 до даты вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992 № 3543-1 – «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде»;

- с 02.07.2004 по 15.08.2004 (продолжительностью 1 месяц 14 дней), с 15.07.2008 по 20.07.2008 (продолжительностью 6 дней), с 15.09.2010 по 30.09.2010 (продолжительностью 16 дней), с 13.10.2010 по 15.11.2010 (продолжительностью 1 месяц 3 дня), с 09.08.2013 по 10.08.2013 (продолжительностью 2 дня), с 15.01.2014 по 17.01.2014 (продолжительностью 3 дня), 29.01.2014 (продолжительностью 1 день) – нахождение в отпусках без заработной платы, так как в соответствии с пунктом 5 Правил от 11.07.2002 № 516 периоды работы, дающей право на досрочное значение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено указанными Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. Иные периоды не предусмотрены.

При этом, правильность исключения ответчиком из стажа истца на соответствующих видах работ периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком и отпуска без сохранения заработной платы согласно приведенному решению от 06.11.2019 стороной истца не оспаривалась, соответствующих требований по их включению не заявлялось.

Таким образом, стаж работы на соответствующих видах работ в связи с лечебной деятельностью Чернышевой С.А. по состоянию на 27.10.2019 (по день, предшествующий обращению 28.10.2019 в соответствии с п. 47 Постановления Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015) составляет 14 лет 11 месяцев 5 дней, что не дает права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013.

Как следует из выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица (для назначения страховой пенсии) Чернышевой С.А., зарегистрированной в системе обязательного пенсионного страхования 24.10.1997, особые условия труда в спорные периоды работы истца в ООО «Центр диагностики и восстановительной медицины» не отражены.

Также, с заявлением Чернышевой С.А. о назначении досрочной страховой пенсии по старости работодателем ГБУЗ «Кузнецкая межрайонная больница» была предоставлена справка, уточняющая особый характер или условия труда, необходимые для досрочного назначения страховой пенсии по старости, № 37 от 13.06.2017, по периодам работы в данном ГБУЗ (с указанием имевших место переименований) в должности фельдшера-лаборанта с 01.04.1988 по 12.11.1997 (с отражением отпусков по беременности и родам и уходу за ребенком).

Чернышева С.А., считая отказ пенсионного органа в досрочном назначении ей страховой пенсии по старости незаконным, обратилась в суд с настоящим иском.

Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов (ч. 1 ст. 55 ГПК РФ).

В соответствии со ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые по закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Установленные статьей 60 ГПК РФ правила о допустимости доказательств носят императивный характер.

Из материалов дела судом установлено.

09.09.1989 зарегистрирован брак между ФИО1 и Чирликовой С.А., в результате чего обоим супругам присвоена фамилия Чернышев(а) (свидетельство о браке от 09.09.1989).

Из трудовой книжки истца Чернышевой С.А., заполненной 22.03.1988 и являющейся в соответствии со ст. 66 ТК РФ основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника, следует, что 01.04.1988 после окончания Кузнецкого медучилища принята в Кузнецкую центральную районную больницу на должность фельдшера-лаборанта (приказ № 31 от 21.03.1988). Трудовая книжка содержит запись об изменении фамилии «Чирликова» на фамилию «Чернышева» на основании свидетельства о браке от 09.09.1989. 12.11.1997 Чернышева С.А. уволена из Кузнецкой центральной районной больницы в порядке служебного перевода (ст. 29 п. 5 КЗоТ РФ) в Кузнецкий городской врачебно-физкультурный диспансер (приказ № 93к от 12.11.1997), 13.11.1997 принята во врачебно-физкультурный диспансер на должность фельдшера-лаборанта в порядке перевода (приказ № 75-Л от 12.11.1997); 16.11.2000 присвоена 1-я квалификационная категория (приказ № 207К от 17.11.2000); 01.07.2004 уволена переводом в МУП «Центр восстановительной медицины и реабилитации» по ст. 77 п. 5 ТК РФ (приказ № 64К от 30.06.2004); тем же числом – 01.07.2004 принята в МУП «ЦВМР» переводом из ВФД на должность фельдшера-лаборанта (приказ № 3К от 01.07.2004), откуда 02.07.2004 уволена в порядке перевода в ООО «ЦДВМ» по ст. 77 п. 5 ТК РФ (приказ № 5ЛСот 02.07.2004) и в этот же день – 02.07.2004 принята переводом в ООО «ЦДВМ» из МУП «ЦВМР» на должность фельдшера-лаборанта (приказ № 3ЛС от 02.07.2004); 15.11.2005 присвоена 1 квалификационная категория по специальности «лабораторная диагностика» (приказ № 51Л от 15.11.2005); 15.12.2010 присвоена высшая квалификационная категория по специальности «лабораторная диагностика» (приказ № 369 от 22.12.2010); 03.04.2018 уволена по п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ по собственному желанию и 06.04.2018 принята в филиал ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пензенской области в г. Кузнецке, Кузнецком, Сосновоборском, Неверкинском, Камешкирском, Лопатинском, Городищенском, Никольском районах» на должность фельдшера-лаборанта бактериологической лаборатории (приказ № 12-п от 06.04.2018); 28.04.2018 трудовой договор расторгнут по инициативе работника, п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ (приказ № 16-п от 25.04.2018); 03.05.2018 принята в ООО «Центр диагностики и восстановительной медицины (ООО «ЦДВМ») на должность фельдшера-лаборанта (приказ № 5 от 03.05.2018), где продолжает работать по настоящее время.

Из приказа ООО «Центр диагностики и восстановительной медицины» № 4-лс от 02.07.2004 следует, что Чернышовой С.А., наряду с другими работниками ООО, предоставлялся отпуск без сохранения заработной платы на 45 календарных дней по семейным обстоятельствам со 02.07.2004 по 15.08.2004.

Из справки ООО «Центр диагностики и восстановительной медицины» от 14.01.2020 следует, что Чернышева С.А. работала с полной занятостью на 1,0 ставку в должности фельдшера-лаборанта с 16.08.2004 по 03.04.2018 и с 03.05.2018 по настоящее время. Трудовая функция и должностные обязанности за периоды работы не изменялись.

Из должностной инструкции лаборанта (фельдшера-лаборанта) клинико-диагностической лаборатории, утвержденной директором ООО «ЦДВМ» в 2013 году, следует, что лаборант (фельдшер-лаборант) среди прочего подготавливает к работе рабочее место, аппаратуру, реактивы, химическую посуду, питательные среды, краски и дезинфицирующие растворы; проводит исследование поступающего в лабораторию материала, в соответствии с уровнем своей квалификации; проводит стерилизацию лабораторного инструментария, посуды и материала, в соответствии с действующими инструкциями и правилами, обеззараживает отработанный материал; следит за условиями эксплуатации термостатов и стерилизационной аппаратуры; принимает и регистрирует материал, поступающий в лабораторию на исследование; проверяет пригодность поступившего для исследования материала, правильность его упаковки, своевременность доставки, правильность оформления сопроводительных документов; под руководством врача-лаборанта самостоятельно может полностью выполнять следующие виды анализов: взятие крови, приготовление и окраска мазков, счет «жидкой крови» в камере, определение гемоглобина в темеметре, подсчет эритроцитов; полное исследование мочи (микроскопию осадка мочи – с разрешения врача-лаборанта); приготовление и окраска мазков различных видов цитологических исследований; проведение всех биохимических исследований в объеме, выполняемом лабораторией.

Приказом директора ООО «ЦДВМ» № 23 от 30.12.2014 с 01.01.2015 установлена доплата в размере 15% к должностному окладу и утвержден перечень профессий и должностей, работа которых связана с вредными условиями труда, а также утвержден список должностей, имеющих контакт с кровью. В утвержденных списках значится, в том числе, фельдшер-лаборант, лаборант.

Из графика работы в кабинете гематологических исследований с 7.50-8.30 проводится предварительная уборка, кварцевание, проветривание; 8.30-10.30 – забор крови; 12.00-17.00 – производство анализов; 17.00-18.00 – заключительная уборка, кварцевание, проветривание.

Из характеристики учреждения ООО «Центр диагностики и восстановительной медицины» следует, что ООО «ЦДВМ» работает по двум направлениям: диагностическое и лечебное. Пройдя обследование и уточнив диагноз, пациенты могут пройти курс лечения в ЦДВМ. В учреждении можно пройти медицинские осмотры для получения справок о допуске к управлению транспортным средством, санитарных книжек, справок формы 086, справок для посещения занятий в бассейне.

В соответствии с характеристикой лабораторного отделения в лабораторное отделение входит: КДЛ и ИФА – лаборатория. Помещение КДЛ состоит из 3 кабинетов (клинический, биохимический, кабинет для исследования анализов мочи), общая площадь которых составляет 30,0 кв.м. А также имеются комната для медперсонала и моечная комната. Помещение ИФА – лаборатория состоит из одного кабинета. Характеристика КДЛ: освещение – естественное и искусственное (лампы дневного света), вентиляция – приточно-вытяжная, водоснабжение – холодное и горячее, от общих городских систем. Рабочие столы обеспечены хорошим освещением. Забор анализов крови производится в отдельном кабинете. Для исследования анализов крови имеется отдельный кабинет, а также отдельный кабинет для исследования анализов мочи. В лаборатории имеется специальное оборудование, необходимое для работы. Микроскопы бинокулярные, СТАТС – факс, гематологический анализатор, биохимический анализатор, весы (аналитические и аптечные), счетчики для подсчета лейкоформул, термометры, урометры, центрифуга, водяной термостат, а также лабораторная стеклянная посуда, штативы Панченкова, универсальные штативы для пробирок, предметные стекла, спиртовые горелки. КДЛ оснащена электрооборудованием: сушильный шкаф, холодильник (для хранения реактивов), электроплитка для кипячения лаб.посуды), дистиллятор, бактерицидные лампы для кварцевого облучения. В соответствии с методическими указаниями, содержащимися в приказах МЗРФ в лаборатории проводится межлабораторный контроль качества, исследованный силами областного и федерального контрольного центра по лабораторному делу. Лаборатория функционирует в соответствии с приказом Министерства здравоохранения РФ № 380 от 25.12.1997 «О состоянии и мерах по совершенствованию лабораторного обеспечения диагностики и лечения пациентов в учреждениях здравоохранения РФ».

Из штатных расписаний ООО «Центр диагностики и восстановительной медицины» за 2007-2019 годы усматривается наличие должности лаборанта, лаборанта клинической лаборатории, фельдшера-лаборанта.

При этом, предоставленная стороной истца справка о доходах и суммах налога физического лица за 2019 год от 14.01.2020, не является, по оценке суда в соответствии со ст. 59 ГПК РФ, относимым доказательством по делу.

Как следует из положений ст. 14 Федерального закона «О страховых пенсиях», при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 1).

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч. 2).

Таким образом, данная правовая норма содержит ограничение в допустимости средств доказывания при определении страхового стажа.

Тем самым, предоставленная стороной истца справка ООО «Центр диагностики и восстановительной медицины», уточняющая особый характер работ или условия труда, необходимые для досрочного назначения страховой пенсии по старости, без номера от 04.06.2019 с отражением в ней работы Чернышевой С.А. в таком ООО на должности фельдшера-лаборанта с 02.07.2004 по 03.04.2018 и с 03.05.2018 по настоящее время (с отражением отпуска без сохранения заработной платы с 02.07.2004 по 15.08.2004, без отражения иных периодов административных отпусков согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица), исходя из названных положений закона и ст. 60 ГПК РФ является, по оценке суда, недопустимым доказательством.

Вместе с тем, стороной ответчика спора по наименованию должности, занимаемой истцом и ее трудовой деятельности (трудовой функции), не заявлялось.

Исследовав и оценив предоставленные истцом указанные письменные доказательства, касающиеся характера работ (условий труда), необходимые для досрочного назначения страховой пенсии по старости, по оценке суда, не несут юридически значимых обстоятельств и тем самым доказательственного значения по делу.

При этом, суд приходит к выводу о правомерности отказа УПФР в г. Кузнецке Пензенской области (межрайонного) истцу во включении в стаж на соответствующих видах работ периодов работы в ООО «Центр диагностики и восстановительной медицины» в должности фельдшера-лаборанта с 16.08.2004 по 14.07.2008, с 21.07.2008 по 14.09.2010, с 01.10.2010 по 12.10.2010, с 16.11.2010 по 08.08.2013, с 11.08.2013 по 14.01.2014, с 18.01.2014 по 28.01.2014, с 30.01.2014 по 03.04.2018, с 03.05.2018 по 27.10.2019.

Судом установлено, что решением Кузнецкого городского Собрания представителей от 25.03.2004 № 2 с 01 мая 2004 года МУ «Городской врачебно-физкультурный диспансер» реорганизовано путем преобразования в МУП «Центр восстановительной медицины и реабилитации»; уставной фонд Муниципального унитарного предприятия «Центр восстановительной медицины» предписано сформировать за счет муниципального имущества, находящегося на балансе Муниципального учреждения «Городской врачебно-физкультурный диспансер».

Во исполнение указанного решения Собрания представителей г. Кузнецка постановлением Главы города Кузнецка Пензенской области от 16.06.2004 г № 1077 с учетом предусмотренных законом возможностей по реорганизации муниципальных учреждений, Муниципальное учреждение здравоохранения «Городская детская больница» реорганизовано путем присоединения к нему Муниципального учреждения здравоохранения «Городской врачебно-физкультурный диспансер»; создано на базе муниципального имущества, переданного Комитету по управлению имуществом г. Кузнецка (оставшегося после передачи МУЗ «Городская детская больница») Муниципальное унитарное предприятие «Центр восстановительной медицины и реабилитации», функции учредителя возложены на Комитет по управлению имуществом.

Из Устава ООО «Центр диагностики и восстановительной медицины» усматривается, что общество, зарегистрировано в качестве юридического лица, является коммерческой организацией и создано с целью расширения рынка товаров и услуг, извлечения прибыли.

Предметом деятельности общества наряду с иными являются услуги в сфере медицины, здравоохранения и физической культуры; производство и реализация лекарственных препаратов и препаратов на органической и химической основах, средств гигиены и ухода за больными, производство и реализация медицинской техники.

Нормативным регулированием деятельности ООО «Центр диагностики и восстановительной медицины» согласно его Уставу являются ГК РФ и ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Из выписки из Единого государственного реестра юридического лица № ЮЭ9965-20-888272 от 10.01.2020 на ООО «Центр диагностики и восстановительной медицины» следует, что сведения о данном ООО в ЕГРЮЛ внесены 01.04.2004, способ образования – создание юридического лица, уставной капитал – 10000 руб., его учредителями на настоящий момент является Бублиенова Ж.Е., а директором Бублиенов Е.В. Основным видом деятельности указана общая врачебная практика, дополнительными – розничная торговля лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках), … стоматологическая практика, иная деятельность в области медицины. При этом, в данной выписке не содержится данных о реорганизации какого-либо предшествующего юридического с созданием названного ООО (в том числе, в виде правопреемства).

Согласно лицензии на осуществление медицинской деятельности серии Д № 205614 от 28.06.2004 (сроком действия с 28.06.2004 по 19.03.2007), ООО «Центр диагностики и восстановительной медицины» разрешено осуществление медицинской деятельности в соответствии с перечнем разрешенных работ и услуг, к числе которых отнесены следующие: доврачебная помощь (в том числе работы и услуги по специальности лабораторная диагностика, медицинский массаж, сестринское дело, сестринское дело в педиатрии, стоматология, физиотерапия, функциональная диагностика), амбулаторно-поликлиническая помощь (в том числе в условиях дневного стационара, работы и услуги по специальности: акушерства и гинекология, лечебная физкультура и спортивная медицина, клиническая лабораторная диагностика, мануальная терапия, рефлексотерапия, терапия, функциональная диагностика, физиотерапия, эндоскопия, педиатрия, стоматология терапевтическая, ультразвуковая диагностика, урология), прочие работы и услуги (в том числе по применению методов традиционной медицины, по предрейсовым медицинским осмотрам водителей транспортных средств).

В материалах дела имеются также лицензия на осуществление медицинской деятельности серии ФС-1 № 002290 № 58-01-000055 от 09.06.2005 сроком действия с 09.06.2005г. по 09.06.2010г., лицензия серии ЛО-1 № 001453 № ЛО-58-01-000776 от 17.05.2010 сроком действия с 17.05.2010 по 17.05.2015, лицензия серии ЛО № 000346 № ЛО-58-01-001324 от 21.01.2014 сроком действия с 21.01.2014 бессрочно, лицензия серии ЛО № 001637 № ЛО-58-01-002060 от 12.03.2018 сроком действия с 12.03.2018 бессрочно, лицензия серии ЛО № 001923 № ЛО-58-01-002237 от 05.04.2019 сроком действия с 05.04.2019 бессрочно с номенклатурой работ и услуг.

Аналогичные документы, касаемо организационно-правовой формы ООО «Центр диагностики и восстановительной медицины» и его видов деятельности (в том числе, на основании лицензии) имеют место быть в материалах обозреваемого гражданского дела № 2-1251/2013 по иску Сулеймановой Н.К. к ГУ – УПФ РФ по г. Кузнецку и Кузнецкому району Пензенской области о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости и возложении обязанности досрочно назначить трудовой пенсию по старости.

Однако, доводы стороны истца об обязательности принятого по ранее рассмотренному спору вступившего в законную силу судебного решения Кузнецкого районного суда Пензенской области от 04.09.2013 в силу положений ч. 2 ст. 61 ГПК РФ судом отклоняться, поскольку в силу ст. 11 ГПК РФ судебная практика не является источником права в Российской Федерации и не применяется при разрешении гражданского дела по существу.

Исходя из изложенных фактических обстоятельств и по оценке суда, доводы стороны истца о наличии изменений в спорные периоды работы истца организационно-правовой формы работодателя не нашли объективного подтверждения в судебном заседании и основаны не неверном понимании и толковании норм права.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 №30 (ред. от 28.05.2019) «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (данная норма утратила силу с 01.09.2014) учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.

В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.

Согласно п. 11 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 29.05.2019) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская организация – это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности. Положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность медицинских организаций, распространяются на иные юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, и применяются к таким организациям в части, касающейся медицинской деятельности. В целях настоящего Федерального закона к медицинским организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность.

Таким образом, требования правового регулирования в сфере здравоохранения обязательны для всех медицинских организаций независимо от их организационно-правовой формы (организация оказания медицинской помощи в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, а также на основе стандартов медицинской помощи и др.).

При этом штатные нормативы, которые предусмотрены в соответствующих порядках оказания медицинской помощи, не распространяются на медицинские организации частной системы здравоохранения.

Вопросы досрочного пенсионного обеспечения медицинских работников структурных подразделений организаций, не являющихся по организационно-правовой форме учреждениями, рассматриваются с учетом п. 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, при наличии структурных подразделений, поименованных в названном пункте.

Согласно п. 6 названных Правил в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно-медицинских службах, стационарах, санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).

Федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение (Определение Конституционного Суда РФ от 29.09.2015 № 1920-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Непотачевой Марины Николаевны на нарушение ее конституционных прав подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).

Согласно п. 1 ст. 123.21 ГК РФ учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (ранее ст. 120 ГК РФ).

Согласно п. 2 ст. 50, п. 4 ст. 66 ГК РФ общества с ограниченной ответственностью относятся к хозяйственным обществам - коммерческим организациям.

Правовое положение общества с ограниченной ответственностью и права и обязанности его участников определяются Гражданским кодексом РФ и законом об обществах с ограниченной ответственностью (п. 3 ст. 87 ГК РФ).

Исходя из приведенных положений Гражданского кодекса РФ общество с ограниченной ответственностью и учреждение имеют разную юридическую природу и создаются для осуществления различных целей.

Из сообщений № 189 от 22.01.2020 и № 190 от 07.02.2020 ООО «Центр диагностики и восстановительной медицины» по Уставу является обществом с ограниченной ответственностью по оказанию медицинских услуг. В период с 2004 года по настоящее время не являются учреждением здравоохранения и лечебным учреждением, поэтому на основании постановления Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 отчеты в УПФР за период с 2004 года по настоящее время не сдавали, в индивидуальных сведениях код особых условий труда не указывали.

Из ответа Министерства здравоохранения Пензенской области № 461 от 28.01.2020 следует, что по данным Единого реестра лицензий ООО «Центр диагностики и восстановительной медицины» имеет лицензию № ЛО-58-01-002237 от 05.04.2019, переоформленную Министерством по адресу: 442530 Пензенская область г. Кузнецк ул. Стекловская д. 80, на осуществление медицинской деятельности. Первичная лицензия предоставлена Министерством 17.05.2010. На момент предоставления и предоставления лицензии лицензионные требования были соблюдены.

Таким образом, ООО «Центр диагностики и восстановительной медицины» по своей организационно-правовой форме является коммерческой организацией, созданной для извлечения прибыли, которая не может быть отнесена к учреждениям здравоохранения, поименованным в разделе «Наименование учреждений» Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781.

Ссылка стороны истца по иску на Постановление Конституционного Суда РФ от 03.06.2004 № 11-П несостоятельна, поскольку Конституционный Суд признал противоречащим Конституции РФ лишение права на досрочную пенсию лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в иных учреждениях, не являющихся государственными или муниципальными.

Ссылки стороны истца и представителя третьего лица в подтверждение правильности их позиции по иску Чернышевой С.А. на положения Конституции Российской Федерации, а также указания Конституционного Суда Российской Федерации в постановлении от 29.01.2004 № 2-П, по оценке суда, носят неубедительный и необоснованный характер, основанный на неверном понимании и толковании имеющихся в них положений.

Исходя из изложенных обстоятельств и приведенного выше правового регулирования отношений, связанных с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, суд соглашается с позицией пенсионного органа, изложенной в решении от 06.11.2019 № 190000112165/576507/19 в отношении Чернышевой С.А., считая его обоснованным и законным.

Поэтому, у суда отсутствуют предусмотренные законом основания для включения в стаж истца Чернышевой С.А. на соответствующих видах работ оспариваемых ею периодов работы в должности фельдшера-лаборанта ООО «Центр диагностики и восстановительной медицины» с 16.08.2004 по 14.07.2008, с 21.07.2008 по 14.09.2010, с 01.10.2010 по 12.10.2010, с 16.11.2010 по 08.08.2013, с 11.08.2013 по 14.01.2014, с 18.01.2014 по 28.01.2014, с 30.01.2014 по 03.04.2018, с 03.05.2018 по 27.10.2019.

Поскольку на дату обращения за назначением досрочной страховой пенсии по старости специальный страховой стаж Чернышевой С.А. составил менее требуемых 30 лет, что не дает права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013.

Органом, полномочным принимать решения по вопросам, касающимся пенсионного обеспечения граждан, в силу ФЗ «О страховых пенсиях» является Пенсионный фонд РФ, суд лишь проверяет законность принятого решения. Установленные в судебном заседании обстоятельства по делу не дают оснований для признания незаконным решения ГУ УПФР в г. Кузнецке Пензенской области (межрайонного) об отказе в установлении пенсии № 190000112165/576507/19 от 06.11.2019, поскольку оно принято в соответствии с положениями Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и принятыми во исполнение такого закона подзаконным актами.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

При таких обстоятельствах, суд считает, что исковые требования Чернышевой С.А. удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░ ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 190000112165/576507/19 ░░ 06.11.2019, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░:

2-105/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Чернышева Светлана александровна
Ответчики
ГУ УПФ РФ в г.Кузнецке пензенской области
Другие
ООО "Центр диагностики и восстановительной медицины"
Суд
Кузнецкий районный суд Пензенской области
Судья
Ламзина С.В.
Дело на сайте суда
kuznetsky.pnz.sudrf.ru
22.12.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.12.2019Передача материалов судье
24.12.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.12.2019Подготовка дела (собеседование)
12.01.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.01.2020Судебное заседание
30.01.2020Судебное заседание
27.02.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.02.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее