Дело № 2-145/2023
УИД:05RS0019-01-2023-000055-78
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Кизляр, Республика Дагестан 09 февраля 2023 года
Кизлярский городской суд Республики Дагестан, в составе председательствующего судьи Морозова В.Н., при секретаре ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> гражданское дело по исковому заявлению и.о. прокурора <адрес> ФИО3 (в порядке ст. 45 ГПК РФ) к Администрации ГО "<адрес>" о возложении обязанности установить дорожные знаки и привести в соответствие с ГОСТ дорожное покрытие,
установил:
И.о. прокурора <адрес> ФИО3 обратился в Кизлярский городской суд с исковым заявлением к Администрации ГО "<адрес>" о возложении обязанности установить дорожные знаки и привести в соответствие с ГОСТ дорожное покрытие, в обоснование своих требований указав, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства, регламентирующего безопасность дорожного движения, в части, касающейся соответствия дорожного полотна по <адрес> городского округа "<адрес>" предъявляемым нормативным требованиям, а также исполнения законодательства, регламентирующего безопасность дорожного движения, в части, касающейся соответствия дорожным знакам <адрес> городского округа "<адрес>" предъявляемым нормативным требованиям. Проведена проверка совместно с привлечением сотрудников ОГИБДД ОМВД России по <адрес>.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее ФЗ №), местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 ФЗ №, к вопросам местного значения городского поселения является - дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 8 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации" (далее ФЗ №), к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Согласно ч. 1 ст. 34 ФЗ №, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, и иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических и юридических лиц, в том числе, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Пунктом 6 ч. 1 ст. 13 ФЗ № установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
Проведенной совместно с сотрудниками ОГИБДД ОМВД России по <адрес> проверкой установлено, что дорожное полотно по <адрес> не соответствует требованиям безопасности дорожного движения, надлежащим образом не оборудована дорожными знаками.
В соответствии с протоколом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по <адрес> P.P., по <адрес> выявлены многочисленные нарушения требований ФИО7 50597-2017 п. 5.2.4. ГОСТ в <адрес>, а именно от <адрес> до <адрес> имеются многочисленные глубокие выбоины, ямочность, разрушение и сдвиги дорожного полотна. Так, напротив родильного дома ЦГБ по <адрес>, имеются выбоины - "ямы", глубиной 12 см, шириной 1 метр 20 см, длиной 1 метр 17 см, другая выбоина - глубиной 10 см, шириной 98 см, длиной 1 метр 12 см.
В нарушение требований ФИО7 50597-2017 п. 6.2.1 ФИО7 52289 "Знаки должны быть установлены в соответствии с утвержденным проектом (схемой) организации дорожного движения". Вместе с тем дорожные знаки отсутствуют на следующих улицах:
- выезд с <адрес> отсутствуют дорожные знаки 2.4 "Уступи дорогу" 1 шт., 2.1 "Главная дорога" 1 шт., 5.20 "Искусственная неровность" 1 шт. по <адрес>;
- выезд с <адрес> отсутствуют дорожные знаки 2.4 "Уступи дорогу" 2 шт., 2.1 "Главная дорога" 2 шт., возле <адрес>.4 "Уступи дорогу" 1 шт., 2.1 "Главная дорога" 1 шт.;
- выезд с <адрес> отсутствуют дорожные знаки 2.4 "Уступи дорогу" 1 шт., 2.1 "Главная дорога" 1 шт.;
- выезд с <адрес> отсутствуют дорожные знаки 2.4 "Уступи дорогу" 1 шт., 2.1 "Главная дорога" 1 шт.;
- на выезде с <адрес> отсутствуют дорожные знаки 5.19.1, 5.19.2 "Пешеходный переход" 2 шт.;
- на выезде с <адрес> отсутствуют дорожные знаки 2.4 "Уступи дорогу" 1 шт., 2.1 "Главная дорога" 1 шт.;
- на выезде с <адрес> отсутствуют дорожные знаки 2.4 "Уступи дорогу" 1 шт., 2.1 "Главная дорога" 1 шт.;
- на выезде с <адрес> отсутствуют дорожные знаки 2.4 "Уступи дорогу" 2 шт., 2.1 "Главная дорога" 2 шт.;
- напротив универсама "Белка" отсутствуют дорожные знаки 5.19.1, 5.19.2 "Пешеходный переход" 2 шт.;
- на выезде с <адрес> отсутствует дорожный знак 2.4 "Уступи дорогу" 1 шт.;
- на выезде с <адрес> подлежит замене дорожный знак 2.4 "Уступи дорогу" 1 шт.;
- тротуар по <адрес> от <адрес> до <адрес> не оборудован дорожными значками 5.19.1, 5.19.2 "Пешеходный переход" в количестве 18 шт.
В силу ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, указанные обязательства являются расходными обязательствами городского округа "<адрес>".
Таким образом, решение указанных вопросов действующим законодательством отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 20, 41 Конституций Российской Федерации каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья.
Задачами обеспечения безопасности дорожного движения являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Непринятие администрацией городского округа "<адрес>" мер по надлежащему состоянию дорожного полотна по <адрес>, а также отсутствие дорожных знаков по указанной улице, может привести к наступлению необратимых последствий.
Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В результате ненадлежащего состояния дорожного полотна автомобильной дороги по <адрес>, а также отсутствия дорожных знаков по указанной улице, нарушаются права неопределенного круга лиц на безопасное дорожное движение.
На основании изложенного и.о. прокурора <адрес> ФИО3 просит суд: обязать администрацию городского округа "<адрес>" в течение месяца после вступления решения суда в законную силу привести в надлежащее состояние дорожное полотно автомобильной дороги по <адрес>; обязать устранить нарушения требований ФИО7 50597-2017 п. 5.2.4. в <адрес>, от <адрес> до <адрес>, устранить многочисленные выбоины "ямы", устранить разрушения и сдвиги дорожного полотна, напротив родильного дома ЦГБ по <адрес>, устранить выбоину "яму" глубиной 12 см, шириной 1 метр 20 см, длиной 1 метр 17 см, устранить выбоину – "яму" глубиной 10 см, шириной 98 см, длиной 1метр 12 см.; обязать администрацию городского округа "<адрес>" в течение трех месяцев после вступления решения суда в законную силу установить дорожные знаки по <адрес>, а именно: на выезде с <адрес> установить дорожные знаки 2.4 "Уступи дорогу", в количестве 1 шт., 2.1 "Главная дорога" в количестве 1 шт., 5.20 "Искусственная неровность" в количестве 1 шт. по <адрес>; на выезде с <адрес> установить дорожные знаки 2.4 "Уступи дорогу" в количестве 2 шт., 2.1 "Главная дорога" в количестве 2 шт., возле <адрес>.4 "Уступи дорогу" в количестве 1 шт., 2.1 "Главная дорога" в количестве 1 шт.; на выезде с <адрес> установить дорожные знаки 2.4 "Уступи дорогу" в количестве 1 шт., 2.1 "Главная дорога" в количестве 1 шт.; на выезде с <адрес> установить дорожные знаки 2.4 "Уступи дорогу" в количестве 1 шт., 2.1 "Главная дорога" в количестве 1 шт.; на выезде с <адрес> установить дорожные знаки 5.19.1, 5.19.2 "Пешеходный переход" в количестве 2 шт.; на выезде с <адрес> установить дорожные знаки 2.4 "Уступи дорогу" в количестве 1 шт., 2.1 "Главная дорога" в количестве 1 шт.; на выезде с <адрес> установить дорожные знаки 2.4 "Уступи дорогу" в количестве 1 шт., 2.1 "Главная дорога" в количестве 1 шт.; на выезде с <адрес> установить дорожные знаки 2.4 "Уступи дорогу" в количестве 2 шт., 2.1 "Главная дорога" в количестве 2 шт.; напротив универсама "Белка" установить дорожные знаки 5.19.1, 5.19.2 "Пешеходный переход" в количестве 2 шт.; на выезде с <адрес> установить дорожный знак 2.4 "Уступи дорогу" в количестве 1 шт.; на выезде с <адрес> заменить дорожный знак 2.4 "Уступи дорогу" в количестве 1 шт.; по проходящему по <адрес>, от <адрес> до <адрес>, тротуару установить дорожные знаки 5.19.1, 5.19.2 "Пешеходный переход" в количестве 18 шт.
Прокурор <адрес> в судебное заседание не явился, направив в суд ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, просит удовлетворить исковые в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации ГО "<адрес>" по доверенности ФИО4 в судебное заседание не явился, направив в суд заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика, против удовлетворения требования прокурора <адрес> не возражает.
Суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие сторон, руководствуясь ч. 5 ст. 167 ГПК РФ.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему решению.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 ФЗ №, к вопросам местного значения городского поселения является - дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
В соответствии ч. 8 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации", к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Согласно ч. 1 ст. 34 ФЗ №, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, и иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования.
Пунктом 6 ч. 1 ст. 13 ФЗ № установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
Судом установлено, что прокуратурой <адрес> проведена проверка по <адрес> на предмет соблюдения органами местного самоуправления законодательства о безопасности дорожного движения, которой установлено, что указанная улица надлежащим образом не оборудована дорожными знаками, а также имеются нарушения дорожного покрытия.
Согласно протоколам осмотра от ДД.ММ.ГГГГ (11 часов 30 минут) с приложенной фототаблицей, государственным инспектором ДН ОГИБДД ОМВД России по <адрес> ФИО5 установлено, что в нарушение требований ФИО7 50597-2017 п. 5.2.4 в <адрес>, от <адрес> до <адрес> имеются многочисленные глубокие выбоины, ямочность, разрушение и сдвиги дорожного полотна; в нарушение требований ФИО7 50597-2017 п. 6.2.1 ФИО7 отсутствуют дорожные знаки на следующих улицах: на выезде с <адрес> отсутствуют дорожные знаки 2.4 "Уступи дорогу", в количестве 1 шт., 2.1 "Главная дорога" в количестве 1 шт., 5.20 "Искусственная неровность" в количестве 1 шт. по <адрес>; на выезде с <адрес> - дорожные знаки 2.4 "Уступи дорогу" в количестве 2 шт., 2.1 "Главная дорога" в количестве 2 шт., возле <адрес>.4 "Уступи дорогу" в количестве 1 шт., 2.1 "Главная дорога" в количестве 1 шт.; на выезде с <адрес> - дорожные знаки 2.4 "Уступи дорогу" в количестве 1 шт., 2.1 "Главная дорога" в количестве 1 шт.; на выезде с <адрес> - дорожные знаки 2.4 "Уступи дорогу" в количестве 1 шт., 2.1 "Главная дорога" в количестве 1 шт.; на выезде с <адрес> - дорожные знаки 5.19.1, 5.19.2 "Пешеходный переход" в количестве 2 шт.; на выезде с <адрес> - дорожные знаки 2.4 "Уступи дорогу" в количестве 1 шт., 2.1 "Главная дорога" в количестве 1 шт.; на выезде с <адрес> - дорожные знаки 2.4 "Уступи дорогу" в количестве 1 шт., 2.1 "Главная дорога" в количестве 1 шт.; на выезде с <адрес> - дорожные знаки 2.4 "Уступи дорогу" в количестве 2 шт., 2.1 "Главная дорога" в количестве 2 шт.; напротив универсама "Белка" - дорожные знаки 5.19.1, 5.19.2 "Пешеходный переход" в количестве 2 шт.; на выезде с <адрес> - дорожный знак 2.4 "Уступи дорогу" в количестве 1 шт.; на выезде с <адрес> заменить дорожный знак 2.4 "Уступи дорогу" в количестве 1 шт.; по проходящему по <адрес>, от <адрес> до <адрес>, тротуару - дорожные знаки 5.19.1, 5.19.2 "Пешеходный переход" в количестве 18 шт.
В силу ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, указанные обязательства являются расходными обязательствами городского округа "<адрес>".
Таким образом, решение указанных вопросов действующим законодательством отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
При указанных обстоятельствах суд считает, что непринятие органом местного самоуправления предусмотренных законом мер к обеспечению безопасности дорожного движения нарушает права его участников, что влечет неблагоприятные последствия для их жизни, здоровья и имущества, и приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора <адрес> к Администрации ГО "<адрес>".
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 45, 245, 246, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление и.о. прокурора <адрес> ФИО3 к Администрации ГО "<адрес>" о возложении обязанности установить дорожные знаки и привести в соответствие с ГОСТ дорожное покрытие, удовлетворить.
Обязать администрацию городского округа "<адрес>" в течение месяца после вступления решения суда в законную силу привести в надлежащее состояние дорожное полотно автомобильной дороги по <адрес>.
Обязать администрацию городского округа "<адрес>" в течение месяца после вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований ФИО7 50597-2017 п. 5.2.4. в <адрес>, от <адрес> до <адрес>, устранить многочисленные выбоины "ямы", устранить разрушения и сдвиги дорожного полотна, напротив родильного дома ЦГБ <адрес>, устранить выбоину "яму" глубиной 12 см, шириной 1 метр 20 см, длиной 1 метр 17 см, устранить выбоину – «яму» глубиной 10 см, шириной 98 см, длиной 1метр 12 см.
Обязать администрацию городского округа "<адрес>" в течение трех месяцев после вступления решения суда в законную силу установить дорожные знаки по <адрес>, а именно: на выезде с <адрес> установить дорожные знаки 2.4 "Уступи дорогу", в количестве 1 шт., 2.1 "Главная дорога" в количестве 1 шт., 5.20 "Искусственная неровность" в количестве 1 шт. по <адрес>; на выезде с <адрес> установить дорожные знаки 2.4 "Уступи дорогу" в количестве 2 шт., 2.1 "Главная дорога" в количестве 2 шт., возле <адрес>.4 "Уступи дорогу" в количестве 1 шт., 2.1 "Главная дорога" в количестве 1 шт.; на выезде с <адрес> установить дорожные знаки 2.4 "Уступи дорогу" в количестве 1 шт., 2.1 "Главная дорога" в количестве 1 шт.; на выезде с <адрес> установить дорожные знаки 2.4 "Уступи дорогу" в количестве 1 шт., 2.1 "Главная дорога" в количестве 1 шт.; на выезде с <адрес> установить дорожные знаки 5.19.1, 5.19.2 "Пешеходный переход" в количестве 2 шт.; на выезде с <адрес> установить дорожные знаки 2.4 "Уступи дорогу" в количестве 1 шт., 2.1 "Главная дорога" в количестве 1 шт.; на выезде с <адрес> установить дорожные знаки 2.4 "Уступи дорогу" в количестве 1 шт., 2.1 "Главная дорога" в количестве 1 шт.; на выезде с <адрес> установить дорожные знаки 2.4 "Уступи дорогу" в количестве 2 шт., 2.1 "Главная дорога" в количестве 2 шт.; напротив универсама "Белка" установить дорожные знаки 5.19.1, 5.19.2 "Пешеходный переход" в количестве 2 шт.; на выезде с <адрес> установить дорожный знак 2.4 "Уступи дорогу" в количестве 1 шт.; на выезде с <адрес> заменить дорожный знак 2.4 "Уступи дорогу" в количестве 1 шт.; по проходящему по <адрес>, от <адрес> до <адрес>, тротуару установить дорожные знаки 5.19.1, 5.19.2 "Пешеходный переход" в количестве 18 шт.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Дагестан в течение месяца со дня вынесения решения, через Кизлярский городской суд.
Судья В.Н. Морозов