Решение по делу № 3а-17/2019 от 21.12.2018

Дело № 3а-17/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Тюмень 13 февраля 2019 года

Тюменский областной суд в составе:

председательствующего судьи Подкорытовой М.В.

при секретаре Крашевской Н.А.,

с участием представителя административного истца Цуркана Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Балина Андрея Александровича к Департаменту имущественных отношений Тюменской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Тюменской области, Управлению Росреестра по Тюменской области об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости, незавершённого строительством сооружения в размере его рыночной стоимости,

у с т а н о в и л:

Балин А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Департаменту имущественных отношений Тюменской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Тюменской области, Управлению Росреестра по Тюменской области об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости, незавершённого строительством сооружения с кадастровым номером: <.......>, расположенного по адресу: <.......>, в размере его рыночной стоимости 9 075 679 руб. по состоянию на 01 января 2016 года.

Исковые требования мотивированы тем, что указанный объект недвижимости принадлежит административному истцу на праве собственности, кадастровая стоимость его определена по состоянию на 01 января 2016 года в размере 26 340 449 руб. 60 коп. Вместе с тем, согласно отчету об оценке № 43/2018, его рыночная стоимость составляет 9 075 679 руб. Превышение кадастровой стоимости объекта недвижимости над его рыночной стоимостью на дату утверждения кадастровой стоимости нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку влечет увеличение подлежащего уплате налога на имущество физических лиц. Для защиты своих прав административный истец обратился в суд с административным иском.

На административное исковое заявление Балина А.А. поступили возражения Управления Росреестра по Тюменской области,     в которых просит решение по заявленным требованиям принять на усмотрение суда.

На административное исковое заявление Балина А.А. поступили возражения Департамента имущественных отношений Тюменской области, в которых результаты оценки не оспариваются, просит принять решение на усмотрение суда.

На административное исковое заявление Балина А.А. поступил отзыв ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Тюменской области, в котором просит решение по заявленным требованиям принять на усмотрение суда.

В судебном заседании административный истец Балин А.А. не явился, о дне слушания уведомлен, дело рассмотрено в его отсутствие.

В судебном заседании представитель административного истца Балина А.А. – Цуркан Н.С. настаивал на удовлетворении административного искового заявления.

Представители административных ответчиков Департамента имущественных отношений Тюменской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Тюменской области, Управления Росреестра по Тюменской области, заинтересованного лица Администрации г.Тобольска в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, находит административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ч.6 ст.24 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», вступившего в силу с 01 января 2017 г., положения данного закона не применяются к государственной кадастровой оценке и оспариванию результатов государственной кадастровой оценки, проведение которой начато до дня вступления в силу указанного Федерального закона.

Следовательно, к рассматриваемым правоотношениям об оспаривании результатов кадастровой стоимости подлежат применению нормы Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее по тексту Закон об оценочной деятельности).

В силу положений статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Аналогичные основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости установлены также ст. 248 Кодекса административного судопроизводства РФ.

Таким образом, действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости при определении его рыночной стоимости. Изменение кадастровой стоимости объекта недвижимости по основаниям, предусмотренным законом, не повлечет нарушение прав иных лиц, между тем, позволит установить баланс законных прав и интересов сторон.

Как следует им материалов дела Балин А.А. является собственником объекта недвижимости, незавершённого строительством сооружения с кадастровым номером: <.......>,расположенного по адресу: <.......>, на основании договора купли-продажи от 08.06.2018 года, что подтверждается выпиской из ЕГРН. Дата регистрации права собственности – 26.06.2018 года (л.д. 117).

Согласно сведениям ЕГРН, отзыву ФГБУ «ФКП Росреестра» кадастровая стоимость объекта недвижимости, сооружения    незавершённого строительством с кадастровым номером: <.......>, по состоянию на 01 января 2016 года составляет    26 340 449 руб. 6 коп.

В соответствии с п.6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее - постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28) с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).

Согласно ст.ст. 400, 401 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

В соответствии со ст. 402 Налогового кодекса РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса.

Налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.

Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

Таким образом, установлено, что кадастровая стоимость незавершенного строительством сооружения, принадлежащего истцу, является базой для исчисления уплачиваемого налога на имущество физических лиц.

В обоснование требований об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости, принадлежащего на праве собственности административному истцу, в размере рыночной стоимости, в материалы дела представлен отчет № 43/2018 от 30.11.2018 года, выполненный ООО «Энерго- Актив».

Согласно указанному отчету, рыночная стоимость объекта недвижимости незавершённого строительством сооружения с кадастровым номером<.......>, расположенного по адресу: <.......>, по состоянию на 01 января 2016 года. составляет 9 075 679 руб.

В силу разъяснений, изложенных в п. 19 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», если заинтересованное лицо (административный ответчик) возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.

Согласно ч.1 ст.84 Кодекса административного судопроизводства РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Суд, проанализировав отчет об оценке, представленный истцом,      принимает его во внимание, признает указанный документ надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость объекта недвижимости, определенную по состоянию на дату его кадастровой оценки.

Возражений от административных ответчиков не поступило. Доказательств опровергающих выводы оценщика не имеется.

Удовлетворяя заявленное административным истцом требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, суд учитывает, что кадастровая стоимость, внесенная в государственный кадастр недвижимости на основании Распоряжения Департамента имущественных отношений Тюменской области от 22 ноября 2016 г. № 0131/16 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в Тюменской области» определена методом массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта, в то время как при производстве оценки ООО « Энерго- Актив» был оценено сооружение, принадлежащее административному истцу, с учетом его индивидуальных характеристик.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в п.15 постановления Пленума Верховного Суда от 30.06.2015 № 28, дело о пересмотре кадастровой стоимости должно быть рассмотрено по существу независимо от того, что до принятия судом решения утверждены или внесены в государственный кадастр недвижимости результаты очередной кадастровой оценки, поскольку действующее правовое регулирование предусматривает право заявителя пересчитать сумму налоговой базы с 1-го числа налогового периода, а для иных целей, предусмотренных законодательством, с 1-го числа календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (пункт 15 статьи 378.2, пункт 1 статьи 391, пункт 2 статьи 403 НК РФ, статья 24.18, абзац 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

В силу п.14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28 требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

В силу ст.24.20 Закона об оценочной деятельности в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 указанного Закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Согласно п.28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28, установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 НК РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

В силу ч. 1 ст. 5 Налогового кодекса РФ по общему правилу акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

В силу положений ст. 403 Налогового кодекса РФ, налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

В случае изменения кадастровой стоимости объекта имущества по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

В соответствии с п.25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28, ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

У административного истца имеется правовой интерес в оспаривании кадастровой стоимости объекта, поскольку заявление о пересмотре кадастровой стоимости было подано в суд 21 декабря 2018г., установленная кадастровая стоимость равная рыночной, подлежит применению для целей налогообложения не ранее чем с 01 января 2018 года.

С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований путем установления кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества, принадлежащего административному истцу, в размере его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2016 года, с указанием датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости дату обращения административного истца в суд – 21 декабря 2018 года, исходя из которой с учетом вышеуказанных разъяснений кадастровая стоимость подлежит установлению на период с 01 января 2018 года, и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки кадастровой стоимости нежилого здания, применяемой для целей налогообложения в порядке, предусмотренном ст. 5 Налогового кодекса РФ.

Руководствуясь ст.ст. 245-249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

административное исковое заявление Балина А.А. удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости, незавершённого строительством сооружения с кадастровым номером: <.......>, расположенного по адресу: <.......>, в размере его рыночной стоимости 9 075 679 руб. по состоянию на 01 января 2016 года.

Данная кадастровая стоимость установлена на период с 01 января 2018 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки кадастровой стоимости объекта недвижимости, незавершённого строительством сооружения применяемой для целей налогообложения в порядке, предусмотренном ст. 5 Налогового кодекса РФ.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости нежилого здания считать 21 декабря 2018 года.

Решение может быть обжаловано в течение 1 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в апелляционную инстанцию Тюменского областного суда.

Решение в окончательной форме составлено 15 февраля 2019 года.

Судья Тюменского областного суда    ( подпись)    М.В. Подкорытова

Копия верна

Судья Тюменского областного суда            М.В. Подкорытова

3а-17/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Балин Андрей Александрович
Ответчики
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Тюменской области
Департамент имущественных отношений Тюменской области
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области
Другие
Цуркан Никита Сергеевич
Администрация г.Тобольска Тюменской области
Суд
Тюменский областной суд
Судья
Подкорытова Маргарита Валерьевна
Дело на странице суда
oblsud.tum.sudrf.ru
21.12.2018Регистрация административного искового заявления
24.12.2018Передача материалов судье
24.12.2018Решение вопроса о принятии к производству
11.01.2019Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
11.01.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.01.2019Подготовка дела (собеседование)
29.01.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.02.2019Судебное заседание
30.08.2020Регистрация административного искового заявления
30.08.2020Передача материалов судье
30.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
30.08.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
30.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.08.2020Подготовка дела (собеседование)
30.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.08.2020Судебное заседание
13.02.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее