№ 16-1433/2024
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Челябинск 31 мая 2024 года
Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зарипова Ю.С., рассмотрев жалобу Курочкина Сергея Анатольевича на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора по маломерным судам ГПС № 2 ЦГИМС ГУ МЧС России по Челябинской области от 22 июля 2023 года, решение судьи Кыштымского городского суда Челябинской области от 2 ноября 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 11.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Курочкина Сергея Анатольевича,
установил:
постановлением государственного инспектора по маломерным судам ГПС № 2 ЦГИМС ГУ МЧС России по Челябинской области от 22 июля 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Кыштымского городского суда Челябинской области от 2 ноября 2023 года, Курочкин С.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 11.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, Курочкин С.А. выражает несогласие с вынесенными по делу постановлением и решением судьи, просит об их отмене, прекращении производства по делу.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
В силу части 2 статьи 11.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях управление судном лицом, не имеющим права управления этим судном, или передача управления судном лицу, не имеющему права управления, влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
Согласно пункту 5 Правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации (далее - Правила пользования маломерными судами), утвержденных Приказом МЧС России от 06.07.2020 № 487, к управлению маломерными судами, подлежащими государственной регистрации в реестре маломерных судов, допускаются лица, имеющие удостоверение на право управления маломерными судами.
Подпунктом «а» пункта 15 Правил пользования маломерными судами предусмотрено, что судоводители обязаны иметь при себе во время плавания удостоверение на право управления маломерным судном.
Из положений подпункта «а» пункта 13 Правил пользования маломерными судами следует, что при плавании на маломерных судах запрещается управлять маломерным судном, подлежащим государственной регистрации, лицом, не имеющим права управления соответствующим типом маломерного судна, в соответствующем районе плавания либо без удостоверения на право управления маломерным судном.
Пунктом 6 Правил аттестации на право управления маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях (далее - Правила аттестации), утвержденных Приказом МЧС России от 01.06.2021 № 356 (в редакции, действовавшей на дату совершения административного правонарушения), предусмотрено, что документом, удостоверяющим право его владельца управлять в указанном районе (районах) плавания маломерным судном указанного типа, является удостоверение на право управления маломерным судном.
В соответствии с пунктом 4 Правил аттестации по результатам аттестации может быть предоставлено право управления маломерными судами типа: маломерное моторное судно; маломерное парусное судно; маломерное парусно-моторное судно; маломерное судно на воздушной подушке; маломерное судно особой конструкции (специфические конструктивные признаки которого обеспечивают альтернативные способы его динамического перемещения); беспалубное маломерное судно с тяговым двигателем, оснащенным водометом, спроектированное для управления им сидя, стоя или на коленях с расположением людей друг за другом непосредственно на корпусе, а не внутри него (гидроцикл).
В ходе рассмотрения дела установлено, что 22 июля 2023 года в 15 часов 20 минут в акватории оз. Увильды, Челябинская область, координаты 55.32148, 60.28517, Курочкин С.А. в нарушение подпункта «а» пункта 13 Правил пользования маломерными судами управлял парусно-моторным судном, регистрационный номер №, не имея права управления данным этим судном.
В связи с указанными обстоятельствами в отношении Курочкина С.А. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 11.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения дела Курочкин С.А. привлечен к административной ответственности.
Судья городского суда согласился с выводами должностного лица о доказанности вины Курочкина С.А. в совершении вмененного ему административного правонарушения.
Факт совершения Курочкиным С.А. административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 11.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается собранными по делу об административном правонарушении доказательствами, которым дана оценка в соответствии с требованиями статей 26.2 и 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы об отсутствии вины в совершении вмененного административного правонарушения должным образом проверялись, были обоснованно отклонены.
Факт управления Курочкиным С.А. маломерным судном установлен, подтвержден материалами дела. Место управления судном установлено - акватория оз. Увильды, Челябинская область, координаты 55.32148, 60.28517. Протокол составлен и дело рассмотрено должностным лицом также в указанном месте. При этом изложенные в протоколе и постановлении координаты, а также согласующиеся с ними сведения, содержащиеся в ответе Центра ГИМС ГУ МЧС по Челябинской области (о том, что правонарушение выявлено в северной части акватории оз. Увильды вблизи острова «Голодай», в зоне Карабашского городского округа) исключают какие-либо сомнения в надлежащем установления места совершения административного правонарушения.
Суждения о правовой неопределенности понятий «яхта» (которое обозначено в судовом билете), «маломерное судно» не порождают какие-либо сомнения в отсутствии у Курочкина С.А. права управления судном, регистрационный номер №. Поскольку судно, которым управлял Курочкин С.А., зарегистрировано в качестве маломерного парусно-моторного судна, для его управления он должен обладать правом на управление данным типом судна, подтвержденным соответствующим удостоверением. Вопреки доводам жалобы право на управление маломерным парусно-моторным судном у Курочкина С.А. отсутствовало. Из имевшегося у Курочкина С.А. на день выявления правонарушения удостоверения следует, что Курочкину С.А. предоставлено право управления маломерными судами только двух типов: маломерным моторным судном, а также беспалубным маломерным судном с тяговым двигателем, оснащенным водометом, спроектированным для управления им сидя, стоя или на коленях с расположением людей друг за другом непосредственно на корпусе, а не внутри него (гидроциклом). Последующее получение права на управление маломерными судами иных типов событие административного правонарушения не исключает. Судьей городского суда дана надлежащая правовая оценка представленному удостоверению яхтсмена. Судьей обосновано отмечено, что оно не является документом, подтверждающим право на управление маломерным парусно-моторным судном. Несогласие с этим вызвано неправильным толкованием норм права.
Событие и состав административного правонарушения подтверждены представленными в дело доказательствами, полученными в рамках предусмотренных законом процедур, соответственно, отвечающими требованиям допустимости.
При выявлении полномочным должностным лицом факта управления Курочкиным С.А. маломерным судном при отсутствии у него права на управление этим судном применены меры обеспечения производства по делу. До начала совершения процессуальных действий Курочкину С.А. разъяснены права. Отстранение Курочкина С.А. от управления маломерным судном, как и задержание маломерного судна, применены при наличии для этого законных оснований. При совершении данных процессуальных действий применялась видеозапись.
О причинах отстранения от управления маломерным судном Курочкин С.А. был уведомлен. Протокол подписан, копия протокола Курочкину С.А. вручена. Протокол об отстранении от управления маломерным судном отвечает требованиям допустимости.
Основания для признания составленного протокола о задержании маломерного судна в качестве недопустимого отсутствуют. В данном случае при задержании маломерного судна, совершенного уже после составления протокола об административном правонарушении, в присутствии самого Курочкина С.А., при ведении видеозаписи, недостатков, которые бы указывали на нарушения требований законности при привлечении к административной ответственности, влекущие освобождение Курочкина С.А. от привлечения к административной ответственности, не допущено. Доводы о том, что маломерное судном было перемещено на постоянную стоянку, которая не является специализированной (по причине отсутствия таковой в акватории оз. Увильды), сведения о наименовании органа (учреждения, организации), должности, фамилии, имени и отчестве лица, которое будет исполнять решение о задержании транспортного средства, в протоколе отсутствовали, в качестве понятого указан сотрудник Министерства экологии Челябинской области, участвовавший в проведении совместных с сотрудниками ГИМС контрольных мероприятиях, ФИО1., не свидетельствуют о незаконности задержания маломерного судна.
Вопреки доводам жалобы применявшаяся при совершении процессуальных действий видеозапись также отвечает требованиям статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. То обстоятельство, что она велась на телефон одного из сотрудников ЦГИМС, на ее недопустимость не указывает. В данном случае она велась полномочным лицом - сотрудником ЦГИМС при применении предусмотренных законом мер обеспечения производства по делу, о ведении видеозаписи Курочкин С.А. был уведомлен. На видеозаписи зафиксированы все имеющие значения сведения о совершенных процессуальных действиях, лицах присутствовавших при совершении данных действий, а также о результатах данных действий.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом в присутствии Курочкина С.А., соответствует требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, содержит необходимые для разрешения дела сведения. Указание в протоколе при описании события административного правонарушения в качестве места совершения - акватория оз. Увильды не указывает на нарушение, уже при рассмотрении дела в постановлении описание места совершения дополнено указанием на конкретные координаты (совпадающие с координатами места составления протокола и места рассмотрения дела). Права Курочкину С.А. разъяснены, с протоколом ознакомлен, копия протокола вручена, право дать объяснение предоставлено, данным правом Курочкин С.А. воспользовался.
Доводы о недопустимости в качестве доказательства протокола об административном правонарушении являются несостоятельными. Оснований полагать, что протокол составлялся неуполномоченным должностным лицом, не усматривается.
В силу части 1 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
Из положения части 1 статьи 23.40 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 11.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, рассматриваются органом государственной инспекции по маломерным судам.
Протокол об административном правонарушении составлен государственным инспектором по маломерным судам группы патрульной службы №2 Центра государственной инспекции по маломерным судам ГУ МЧС России по Челябинской области ФИО2 (оснований сомневаться в должности ФИО3 не имеется), то есть должностным лицом надлежащего органа - лицом, полномочным на составление протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 11.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Протокол об административном правонарушении отвечает требованиям допустимости, а потому обоснованно оценен в качестве доказательства (в совокупности с иными доказательствами), подтверждающего вину Курочкина С.А. в совершении вмененного административного правонарушения.
Оснований не согласиться с оценкой доказательств как относимых, допустимых, достоверных и в своей совокупности достаточных для установления виновности Курочкина С.А. в совершении вмененного административного правонарушения не имеется. Неустранимых сомнений в его виновности в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 11.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не усматривается.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении и пересмотре дела требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выполнены. Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела, соблюдены.
Нарушений процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допущено.
Постановление вынесено государственным инспектором по маломерным судам группы патрульной службы №2 Центра государственной инспекции по маломерным судам ГУ МЧС России по Челябинской области ФИО4., который в соответствии с частью 2 статьи 23.40 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является должностным лицом, правомочным на рассмотрение дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 11.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В постановлении по делу об административном правонарушении содержатся сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела. Постановление вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное наказание в виде штрафа назначено Курочкину С.А. в соответствии с санкцией части 2 статьи 11.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в минимальном размере административного штрафа, является законным и обоснованным.
Доводы о неразрешении при рассмотрении дела ходатайства о назначении наказания в виде предупреждения являются необоснованными. Как правильно отмечено судьей городского суда таких ходатайств на стадии рассмотрения дела Курочкиным С.А. не заявлялось (ни устно, ни в письменном виде), что подтверждено содержанием видеозаписи.
Вопреки доводам Курочкина С.А. при рассмотрении жалобы на постановление судьей городского суда нарушений не допущено. Жалоба рассмотрена с соблюдением требований территориальной подсудности, поскольку с учетом указанных в постановлении координат места рассмотрения дела, рассмотрение жалобы на постановление отнесено к юрисдикции Кыштымского городского суда, судьей которого (в постоянном судебном присутствии в г. Карабаш) она и была рассмотрена.
Ходатайства об истребовании видеосъемки, запросе сведений о правовом статусе сотрудника Министерства экологии Челябинской области ФИО5., несмотря на утверждение Курочкина С.А. об обратном, по существу были удовлетворены. Судьей городского суда был направлен запрос в ЦГИМС ГУ МЧС России по Челябинской области об истребовании дела об административном правонарушении, в ответ на который поступил материал по делу об административном правонарушении и сама видеозапись (л.д. 14-19, 19а). Министерством экологии Челябинской области направлен также ответ на обращение относительно статуса ФИО6 (инспектора в области охраны окружающей среды на ООПТ регионального значения и их охранных зонах в Аргаяшском районе, Карабашском и Кыштымском городских округах), участвовавшего в совместном с ЦГИМС ГУ МЧС России по Челябинской области мероприятии по надзору (л.д.31-32).
При пересмотре дела по жалобе судьей городского суда дело проверено в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исследованы представленные в материалы дела доказательства, доводам жалобы дана надлежащая правовая оценка. Вопреки доводам жалобы судьей правильно применены нормы действовавшего законодательства (в том числе действовавшие в момент совершения административного правонарушения Правила аттестации), по результатам рассмотрения жалобы вынесено законное и обоснованное решение.
При рассмотрении жалобы судьей рассмотрен вопрос об обоснованности назначенного наказания, сделан правильный вывод об отсутствии оснований для его изменения. Оснований не согласиться с выводами судьи городского суда, не усмотревшего оснований для замены штрафа на предупреждение, не имеется. Необходимые условия для назначения предупреждения, приведенные в части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствуют, в том числе в силу наличия угрозы жизни и здоровья иных лиц, присутствовавших на судне при управлении им Курочкиным С.А.
Оснований для применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется. Факт получения в дальнейшем (в августе 2023 года) права на управление маломерным парусно-моторным судном не является обстоятельством характеризующим малозначительность противоправного деяния в момент его совершения. Какие-либо иные обстоятельства для применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях также отсутствуют.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
постановление государственного инспектора по маломерным судам ГПС № 2 ЦГИМС ГУ МЧС России по Челябинской области от 22 июля 2023 года, решение судьи Кыштымского городского суда Челябинской области от 2 ноября 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 11.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Курочкина Сергея Анатольевича оставить без изменения, жалобу Курочкина Сергея Анатольевича - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Ю.С. Зарипова