Дело № 2а - 1146/2021
УИД 43RS0034-01-2021-002022-63
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 сентября 2021 года г. Слободской Кировской области
Слободской районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Мерзляковой Ю.Г., при секретаре Поповой Н.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Бетехтина Сергея Леонидовича к администрации Ленинского сельского поселения Слободского района Кировской области о признании незаконным отказа во внесении изменений в карту градостроительного зонирования,
УСТАНОВИЛ:
Бетехтин С.Л. обратился в суд с вышеназванным административным иском, указав, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: <адрес>. Административный истец обратился к ответчику с заявлением о внесении изменений в карту градостроительного зонирования Ленинского сельского поселения Слободского района Кировской области в части установления в границах его земельного участка зоны Ж-1-зоны индивидуальной жилой застройки и блокированной жилой застройки. Однако, административный ответчик отказал в удовлетворении вышеуказанного заявления по причине нецелесообразности установления такой зоны с приложением протокола заседания межмуниципальной комиссии по правилам землепользования и застройки Слободского района от 23.04.2021г. Административный истец, не согласен с ответом администрации Ленинского сельского поселения Слободского района Кировской области, считает отказ незаконным и необоснованным, нарушающим его гражданские права в сфере земельных, гражданских, градостроительных отношений, в том числе по причине несоответствия территориальной зоны его участка, отраженной в Правилах землепользования поселения Генеральному плану поселения. На основании изложенного просит суд признать незаконным отказ администрации Ленинского сельского поселения Слободского района Кировской области № 271 от 18.05.2021г., обязать административного ответчика рассмотреть заявление административного истца и продолжить процедуру внесения изменений в карту градостроительного зонирования Ленинского сельского поселения.
В судебном заседании представитель административного истца Черных О.Н. на заявленных требованиях настаивала, изложив доводы административного иска.
Глава администрации Ленинского сельского поселения Слободского района Кировской области Савиных С.В. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении иска Бетехтина С.Л., поскольку администрация поселения не видит перспективы развития территории земель сельскохозяйственного значения - зоны С-1, в границах которой расположен спорный участок для жилищного строительства, рельеф участка малопригоден для строительства, при этом отсутствует инфраструктура, в том числе дороги, не только к данному участку, но и к смежным участкам, на которых до сих пор не ведется никакого строительства.
Заинтересованное лицо Крупеньков И.О. в судебном заседании поддержал доводы административного истца, указав, что как собственник смежных с Бетехтиным С.Л. земельных участков готов предоставить возможность проезда по его участкам к земельному участку административного истца. При этом подтвердил, что никакой инфраструктуры, в том числе ни к его участкам, ни к участкам Бетехтина С.Л. не имеется, все только в планах, пока участки не используются по прямому назначению.
Выслушав явившихся, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями если полагает, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу пункта 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункта 3 части 3 статьи 8 и части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) утверждение правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительным органом местного самоуправления городского округа принимаются муниципальные правовые акты.
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).
Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования, содержащая границы территориальных зон (пункт 2 части 2, часть 4 статьи 30 ГрК РФ). Границы территориальных зон устанавливаются, в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований (пункт 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ).
Процедура подготовки и принятия правил землепользования и застройки, их утверждения и внесения в них изменений регламентирована статьями 30 - 35 ГрК РФ, она включает в себя принятие главой местной администрации решения о подготовке проекта и утверждение состава и порядка деятельности комиссии по подготовке проекта (далее - Комиссия) (части 5, 6 статьи 31), официальную публикацию сообщения о принятии такого решения (часть 7 статьи 31), проверку проекта органом местного самоуправления на соответствие требованиям технических регламентов, документам территориального планирования (часть 9 статьи 31), направление проекта главе муниципального образования для принятия решения о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний по такому проекту либо в Комиссию на доработку (части 10, 11 статьи 31), проведение Комиссией общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту (части 12, 13, 14 статьи 31), внесение Комиссией изменений в проект с учетом результатов таких обсуждений или слушаний и представление его главе местной администрации (часть 15 статьи 31), который должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления (часть 16 статьи 31).
Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления и подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте городского округа (части 1 - 3 статьи 32 ГрК РФ).
Основания для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки приведены в части 2 статьи 33 названного Кодекса.
Предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию направляются, в том числе физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений (пункт 5 части 3 статьи 33).
Комиссия в течение тридцати дней со дня поступления предложения о внесении изменения в правила землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе местной администрации (часть 4 статьи 33).
Глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение тридцати дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям (часть 5 статьи 33).
Бетехтин С.Л. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес> Вышеуказанный земельный участок относится к категории земель «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства» (л.д. <данные изъяты>). Земельный участок расположен в границе территориальной зоне «Сх-1- зона сельскохозяйственного использования», что отражено в выкопировке из карты градостроительного зонирования Ленинского сельского поселения.
Решением Ленинской сельской Думы Слободского района Кировской области № от ДД.ММ.ГГГГ. утвержден генеральный план Ленинского сельского поселения Слободского района Кировской области. Решением Ленинской сельской Думы Слободского района Кировской области № от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в Генеральный план Ленинского сельского поселения.
Согласно списку на л.д. <данные изъяты> земельный участок с кадастровым номером № включен в черту населенного пункта д. <адрес>, при этом исходя из выкопировки генерального плана данный участок расположен в границах функциональной зоны «малоэтажная индивидуальная застройка».
Административный истец обратился к административному ответчику-администрации Ленинского сельского поселения Слободского района Кировской области с заявлением о внесении изменений в карту градостроительного зонирования Ленинского сельского поселения, просил установить в границах его земельного участка с кадастровым номером № градостроительную зону Ж-1, предоставив предварительную планировку территории (л.д. <данные изъяты>).
Письмом № от ДД.ММ.ГГГГ. администрация Ленинского сельского поселения Слободского района Кировской области отказала Бетехтину С.Л. в удовлетворении заявления в связи с нецелесообразностью устанавливать территориальную зону Ж-1 в границах земельного участка с кадастровым номером № с приложением протокола заседания межмуниципальной комиссии по правилам землепользования и застройки <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. <данные изъяты>). В протоколе заседания комиссии в пункте 8 отражено на нецелесообразность внесения изменений в карту градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки Ленинского сельского поселения в части установления территориальной зоны Ж-1 для земельного участка с кадастровым номером № ввиду отсутствия транспортной инфраструктуры и территории общего пользования до земельного участка, а также перспективы развития данной территории в качестве жилищного строительства.
В этой части доводы административного ответчика суд находит обоснованными, при этом не усматривает нарушений каких-либо прав истца в настоящее время, поскольку как установлено в ходе судебного заседания и подтверждено показаниями заинтересованного лица Крупенькова И.О. ни земельный участок Бетехтина С.Л., ни смежные с ним земельные участки зоны «Ж-1» не освоены, пустуют более 3 лет, их освоение только в планах собственников, при этом никакой инфраструктуры, никакой дороги, либо подъезда ни к участкам Крупенькова И.О., ни к участкам Бетехтина С.Л. не имеется. Возможность в будущем использовать земельные участки Крупенькова И.О. как проезды к участкам Бетехтина С.Л. основана лишь на обещаниях Крупенькова И.О., не являющимися обязательствами в рамках действующего законодательства, от которых в дальнейшем данное лицо вправе отказаться в любой момент без применения к нему каких-либо санкций.
Кроме того, суд приходит к выводу и об отсутствии оснований для удовлетворения обращения административного истца и в части законности его требований.
Как уже было указано выше, подготовка, принятие правил землепользования и застройки, их утверждение и внесение в них изменений, относятся к исключительной компетенции органа местного самоуправления в сфере градостроительной деятельности.
Обращение Бетехтина С.Л. о внесении изменений в Правила землепользования и застройки Лениснкого сельского поселения в части установления территориальной зоны в отношении принадлежащего ему земельного участка рассмотрено органом местного самоуправления в соответствии с вышеприведенными требованиями градостроительного законодательства, административному истцу дан мотивированный ответ.
Решение об отклонении предложения административного истца принято административным ответчиком с учетом установленного Генеральным планом поселения функционального зонирования и территориальных зон, входящих в состав карты градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки поселения, исходя из которых орган местного самоуправления не усмотрел оснований для внесения в Правила землепользования и застройки испрашиваемых административным истцом изменений.
Несогласие административного истца с решением администрации Ленинского сельского поселения по вопросу, относящемуся к исключительной компетенции органа местного самоуправления, не свидетельствует о его незаконности.
Возложение судом на администрацию Ленинского сельского поселения обязанности по внесению конкретных изменений в правила землепользования и застройки повлечет нарушение публичных прав органа местного самоуправления по решению вопроса, относящегося сугубо к его компетенции, что само по себе, исходя из конституционного принципа разделения властей, закрепленного в статье 10 Конституции Российской Федерации, является недопустимым.
Так, в соответствии со статьей 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Статьей 12 Конституции Российской Федерации установлен принцип самостоятельности органов местного самоуправления в пределах своих полномочий. По смыслу приведенных правовых норм органы каждой из ветвей власти самостоятельны и не могут вмешиваться в компетенцию друг друга, следовательно, судебный акт по своему существу не может подменять собой решение уполномоченного органа местного самоуправления.
Поскольку Правила землепользования и застройки являются действующим нормативным правовым актом органа местного самоуправления, то его проверка, в том числе на предмет противоречия генеральному плану городского округа возможна в порядке оспаривания в соответствии с требованиями процессуального законодательства в рамках нормоконтроля. Указанное право принадлежит и административному истцу на основании части 2 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которой физические и юридические лица вправе оспорить решение об утверждении правил землепользования и застройки в судебном порядке.
С учетом изложенного, суд не находит оснований удовлетворения исковых требований Бетехтина С.Л. о признании незаконным отказа администрации Ленинского сельского поселения <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ во внесении изменений в карту градостроительного зонирования Ленинского сельского поселения Кировской области в части установления зоны Ж-1 в границах земельного участка с кадастровым номером № и об обязании администрации повторно рассмотреть заявление по внесению таких изменений и о продолжении процедуры внесения изменений.
Следовательно, требования Бетехтина С.Л. не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
отказать в удовлетворении исковых требований Бетехтина Сергея Леонидовича о признании незаконным отказа администрации Ленинского сельского поселения <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ во внесении изменений в карту градостроительного зонирования Ленинского сельского поселения Кировской области в части установления зоны Ж-1 в границах земельного участка с кадастровым номером № и об обязании администрации повторно рассмотреть заявление по внесению таких изменений и о продолжении процедуры внесения изменений.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд путем подачи жалобы через Слободской районный суд в течение месяца со дня принятия мотивированного решения суда.
Судья подпись Ю.Г. Мерзлякова