Дело №
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
7 августа 2024 года <адрес>
Ленинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего – судьи Кукурекин К.В.,
при секретаре судебного заседания ФИО7
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в городе Севастополе гражданское дело по исковому заявлению Севастопольской общественной организации по защите прав потребителей «Помощь» в интересах ФИО3, ФИО4 к ООО «Управляющая компания» о защите прав потребителей, обязании восстановить проектную документацию, возместить убытки причиненные бездействием,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с иском к ООО «Управляющая компания», в котором, просят обязать ответчика за свой счет восстановить проектно-сметную документацию и исполнительные чертежи на многоквартирный <адрес> по ФИО2 в <адрес> в части разделов (проектов) отопление, водоснабжение, канализации, установить срок исполнения решения суда в течении трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, установить судебную неустойку в размере 10 000 руб. в день каждому в пользу истцов и в размере 20 000 руб. истцам за каждый день просрочки исполнения обязательств свыше 3 месяцев, взыскать убытки, причиненные бездействием ответчика и не надлежащим исполнением условий лицензирования в пользу ФИО4 в размере 3 254,02 руб., в пользу ФИО3 в размере 3 473,88 руб., взыскать компенсацию морального ущерба по 50 000 руб. каждому, судебные издержки возложить на ответчика.
В обоснование иска указано, что ФИО3 является собственником <адрес> по Пр.ФИО2. ДД.ММ.ГГГГ истцом получено разрешение на отключение квартиры от ЦО и ГВС в СГГА.
ДД.ММ.ГГГГ истцом получены технические условия на отключение квартиры от ЦО и ГВС.
ДД.ММ.ГГГГ проведено обследование квартирных систем, после чего был получен акт об отключении квартиры и получил справку о закрытии счета.
До ДД.ММ.ГГГГ никаких начислений от Севтеплоэнерго не производилось.
С ДД.ММ.ГГГГ <адрес> стало начислять задолженность за отопление мест общего пользования, на том основании, что ответчик не предоставил им проектную документацию на <адрес> части отопления в местах общего пользования.
Ответчик принял в управление МКД без проектной документации, при этом никаких действий по ее восстановлению не предпринял.
В результате бездействия ответчика не возможности предоставления проектной документации в ГУПС «Севтеплоэнерго», заинтересованным лицам начисляется задолженность за отопление мест общего пользования которого фактически не может быть установлена судебной экспертизой.
Решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ прекращено обязательство ФИО3 перед ГУПС «Севтеплоэнерго» по оплате услуг отопления мест общего пользования в связи с отсутствие в них приборов отопления и коммуникаций.
Апелляционным определением Севастопольского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменено, в удовлетворении иска ФИО3 отказано.
Таким образом у ФИО3 в результате бездействия ответчика по восстановлению проектной документации образовалась задолженность в размере 3 473,88 руб.
ФИО4 является собственником <адрес> по Пр.ФИО2.
В квартире истца ФИО4 установлено автономное отопление, в соответствии с требованием закона, что не оспаривалось ответчиком.
До ДД.ММ.ГГГГ никаких начислений от Севтеплоэнерго не производилось.
Ответчик принял в управление МКД без проектной документации, при этом никаких действий по ее восстановлению не предпринял.
В результате бездействия ответчика не возможности предоставления проектной документации в ГУПС «Севтеплоэнерго», заинтересованным лицам начисляется задолженность за отопление мест общего пользования которого фактически не может быть установлена судебной экспертизой.
Таким образом, у ФИО4 в результате бездействия ответчика по восстановлению проектной документации образовалась задолженность в размере 3 254,02 руб., которая взыскана на основании решения мирового судьи судебного участка от ДД.ММ.ГГГГ.
ФИО3 в судебном заседании поддержал исковые требования в полном объеме, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в иске, просил иск удовлетворить.
Истец ФИО4 в судебное заседание не явилась, о дне и времени рассмотрения дела извещена своевременно и надлежащим образом, о причинах не явки не сообщила.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд приступает к рассмотрению дела в отсутствие истца.
Представитель ответчика в судебном заседание против удовлетворения иска возражал, по основаниям изложенным в возражениях.
Выслушав пояснения сторон, исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что ООО «УК» является управляющей организацией многоквартирным домом № по пр-кту Ген. ФИО5 в <адрес>.
ФИО4 является собственником <адрес> по Пр.ФИО2.
ФИО3 является собственником <адрес> по Пр.ФИО2.
Согласно ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных ст. 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей (п. 1.1. ч. 1 ст. 161 ЖК РФ).
Как следует из п. 24 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (далее – Правила) сведения о составе и состоянии общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом. Техническая документация на многоквартирный дом включает в себя:
а) документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества;
а (1)) документы на установленные коллективные (общедомовые) приборы учета и сведения о проведении их ремонта, замены, поверки, информацию об оснащении помещений в многоквартирном доме индивидуальными, общими (квартирными) приборами учета, в том числе информацию о каждом установленном индивидуальном, общем (квартирном) приборе учета (технические характеристики, год установки, факт замены или поверки), дату последней проверки технического состояния и последнего контрольного снятия показаний;
б) документы (акты) о приемке результатов работ, сметы, описи работ по проведению текущего ремонта, оказанию услуг по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
в) акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, в том числе оборудования для инвалидов и иных маломобильных групп населения, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям, журнал осмотра;
в (1)) акты проверок готовности к отопительному периоду и выданные паспорта готовности многоквартирного дома к отопительному периоду;
г) инструкцию по эксплуатации многоквартирного дома по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства. Указанная инструкция включает в себя рекомендации застройщика (подрядчика) по содержанию и ремонту общего имущества, рекомендуемые сроки службы отдельных частей общего имущества, а также может включать в себя рекомендации проектировщиков, поставщиков строительных материалов и оборудования, субподрядчиков.
Из п. 26 Правил следует, что в состав иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, включаются:
а) копия кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенная органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра;
б) выписка из Реестра, содержащая сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом;
в) заверенная уполномоченным органом местного самоуправления копия градостроительного плана земельного участка по установленной форме (для многоквартирных домов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых осуществлялись на основании разрешения на строительство, полученного после установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка);
г) документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременений, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иных обременений, относящегося к части земельного участка (при наличии сервитута);
д) проектная документация (копия проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома (при наличии);
д) 1)) реестр собственников помещений в многоквартирном доме, ведение которого предусмотрено частью 3.1 ст. 45 ЖК РФ, а также составленный с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных список лиц, использующих общее имущество на основании договоров (по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме);
д) 2)) договоры об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
д) 3)) оригиналы решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме;
е) иные связанные с управлением многоквартирным домом документы, перечень которых установлен решением общего собрания собственников помещений.
Согласно п. 27 Правил ответственные лица обязаны в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким многоквартирным домом документы, ключи от помещений, входящих в состав общего имущества, электронные коды доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества, и иные технические средства и оборудование, необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им, вносить в такие документы необходимые изменения, связанные с управлением общим имуществом.
В случае предъявления требования о передаче технической документации и иных, связанных с управлением домом документов, должник (предшествующая управляющая организация) обязан передать ее кредитору (вновь избранной управляющей организации) (аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда от ДД.ММ.ГГГГ №).
В соответствии с п. 21 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами», в случае отсутствия у ранее управлявшей многоквартирным домом организации одного или нескольких документов, входящих в состав технической документации на многоквартирный дом, и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов, технических средств и оборудования такая организация обязана в течение 3 месяцев со дня получения уведомления, предусмотренного п. 18 настоящих Правил, принять меры к их восстановлению и в порядке, предусмотренном п. 22 настоящих Правил, передать их по отдельному акту приема-передачи организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, органу управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в этом доме одному из собственников, указанному в решении собрания о выборе способа управления этим домом.
Распоряжением Правительства Севастополя №-РП от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении зон обслуживания многоквартирных домов на территории <адрес>» были определены зоны обслуживания многоквартирных домов на территории <адрес> до заключения договоров управления по результатам проведения Правительством Севастополя открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, собственниками помещений в которых не выбран способ управления или принятые такими собственниками решения о выборе способа управления многоквартирными домами не были реализованы, либо до даты реализации собственниками помещений в многоквартирных домах своего права на выбор способа управления многоквартирным домом.
Так, согласно указанному нормативному акту, многоквартирный дом по пр-кту Ген. ФИО5, 246 (далее – МКД), находился в зоне обслуживания ГУПС «Управляющая компания» (правопреемником которого является ООО «УК»).
Техническая документация на МКД в объеме, предусмотренном Правилами, в распоряжение ГУПС «Управляющая компания», равно как и в адрес ООО «УК» не передавалась.
Согласно ответу ГКУ «Архив <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №/з проектной строительной документации на МКД не имеется.
Учитывая, что МКД был принят в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ году, восстановить проектную документацию по объективным причинам не представляется возможным.
В свою очередь, согласно п. 5.3. ФИО8 № «Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами» в случае невозможности получения одного или нескольких документов, подлежащих передаче в составе технической и иной документации, исполнитель согласовывает с заказчиком порядок возможного восстановления таких документов исполнителем и условия финансирования таких работ. Исполнитель приступает к выполнению работ по восстановлению документов после решения заказчика о соответствующем финансировании таких работ.
Исполнителем признается лицо, оказывающее услуги управления многоквартирным домом (п. 3.3. ФИО8 56038-2023).
Заказчиком, согласно п. 3,5 ФИО8 № являются собственники, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников в данном доме, орган управления товарищества или кооператива, застройщик, выступающие в качестве одной стороны заключаемого (заключенного) договора.
Таким образом, решение о восстановлении технической документации на многоквартирный дом принимается на общем собрании собственников помещений с определением порядка финансирования таких работ.
Исходя из доводов искового заявления и документов к нему приложенных, заявленные исковые требования мотивированы взысканием с истцов платы за отопление мест общего пользования при отсутствии в таких местах отопительных приборов.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов по вопросу предоставления коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме» был изменен порядок расчета платы за отопление в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» далее – Правила №).
Так, с ДД.ММ.ГГГГ расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению определяется с учетом общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, которая рассчитывается как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир и предназначенных для обслуживания более одного помещения (согласно сведениям, указанном в паспорте многоквартирного дома): межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны, не принадлежащих отдельным собственникам.
Пунктом 42 (1) Правил № предусмотрены следующие случаи определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению с включением в расчетные формулы, предусмотренные данным пунктом, нулевых объемов тепловой энергии (при начислении услуги на общедомовые нужды), это случаи:
- отсутствия в помещениях многоквартирного дома (при его строительстве, реконструкции, капитальном ремонте) отопительных приборов или теплопотребляющих установок внутридомовых инженерных систем, предусмотренное технической документацией на многоквартирный дом;
- отсутствие в помещениях общего пользования в многоквартирном доме отопительных приборов или теплопотребляющих установок внутридомовых инженерных систем в результате переустройства, проведенного в многоквартирном доме в соответствии с требованиями переустройству, установленными действующим законодательством на момент проведения такого переустройства.
В целях определения исполнителем (в данном случае ГУПС «Севтеплоэнерго») размера платы за коммунальную услугу по отоплению учетом отсутствия во всех помещениях, входящих в состав общего имущества, отопительных приборов или иных теплопотребляющих элементов внутридомовой инженерной системы отопления, потребитель коммунальной услуги (в данном случае – управляющая организация) предоставляет в адрес исполнителя заявление. Исполнитель определяет плату за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с настоящим пунктом с расчетного периода, в котором предоставлено указанное заявление, при наличии в документах, входящих в состав технической документации, сведений, указанных абз. 12 п. 6 Правил №.
В свою очередь Госжилнадзором Севастополя, с целью урегулирования указанного вопроса, с учетом актуальности проблематики для всего жилищного фонда <адрес>, в адрес Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ был направлен соответствующий запрос.
Согласно представленных Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ разъяснений следует, что для многоквартирных домов, при строительстве которых система центрального теплоснабжения в местах общего пользования не была предусмотрена, лицу, осуществляющему управление многоквартирным домом, необходимо подать в ГУПС «Севтеплоэнерго» соответствующее заявление с приложением актов технического осмотра общего имущества в многоквартирном доме или иными документами, включенными в состав технической документации на многоквартирный дом, в случае отсутствия проектной документации.
Таким образом, ГУПС «Севтеплоэнерго» должно принимать от управляющей организации к заявлению для определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению с учетом отсутствия во всех помещениях в многоквартирном доме, отопительных приборов или иных теплопотребляющих элементов внутридомовой инженерной системы отопления пакет документов (актов технического осмотра общего имущества в многоквартирном доме) без обязательного предоставления проектной документации.
Учитывая вышеприведенные доводы, ООО «УК» в адрес ГУПС «Севтеплоэнерго» письмом от ДД.ММ.ГГГГ исх№ выписки из актов технического осмотра общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в отношении МКД по пр-кту Ген. ФИО5, 246.
Таким образом, ООО «УК», как управляющая организация МКД по пр-кту Ген. ФИО5, 246, приняло все возможные меры для урегулирования вопроса по начислению платы за отопление за коммунальную услугу по отоплению с учетом отсутствия во всех помещениях в многоквартирном доме, отопительных приборов или иных теплопотребляющих элементов внутридомовой инженерной системы отопления, при отсутствии возможности восстановить проектную документацию на МКД по пр-кту Ген. ФИО5, 246.
С учетом принятого органами власти варианта решения вопроса по взысканию за коммунальной услуги по отоплению с учетом отсутствия во всех помещениях в многоквартирном доме, отопительных приборов или иных теплопотребляющих элементов внутридомовой инженерной системы отопления, при отсутствии проектной документации на многоквартирный дом и невозможности ее восстановления, суд приходит к выводу, что права собственников помещений в многоквартирном доме на благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, не нарушены.
Кроме того, отсутствие проектной документации не влечет невозможность содержания общего имущества в надлежащем состоянии, осуществления текущего ремонта многоквартирного дома или иным образом нарушает права собственников помещений на получение услуг, предусмотренных действующим законодательством.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона доказывает те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии со ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех имеющихся доказательств.
Таким образом, учитывая изложенные выше обстоятельства, суд приходит к выводу, об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требования ФИО3, ФИО4
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении искового заявления ФИО3, ФИО4 к ООО «Управляющая компания» о защите прав потребителей, обязать восстановить проектную документацию, возместить убытки причиненные бездействием отказать.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд <адрес>. Решение в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Ленинского районного суда
<адрес> К.В.Кукурекин