Решение по делу № 2а-597/2018 от 02.11.2018

                                                                                          Дело № 2а-597/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 ноября 2018 года                                                          пгт. Нижнегорский

Нижнегорский районный суд Республики Крым в составе:

председательствующего                                - судьи Брындя М.А.,

при секретаре                                                - Чарушниковой Е.А.,

с участием: представителей истца                  - Аблаева И.Т. и Плыгун А.В.,

                    прокурора Нижнегорского

района Республики Крым                               - Терешкова И.И.,

                    представителя Нижнегорского

сельского поселения Нижнегорского

района Республики Крым                               - Терещенко О.В.,

                    представителя Пшеничненского

сельского поселения Нижнегорского

района Республики Крым                               - Трещевой Н.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску администрации Нижнегорского района РК к прокуратуре Нижнегорского района РК, прокурору Нижнегорского района РК и прокуратуре РК, заинтересованные лица Нижнегорское сельское поселения Нижнегорского района РК и Пшеничненское сельское поселения Нижнегорского района РК, о признании представления прокуратуры Нижнегорского района РК незаконным,

У С Т А Н О В И Л :

административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением к административным ответчикам о признании представления прокуратуры Нижнегорского района РК об устранении нарушений законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения от 18.05.2018 №№ незаконным.

В обоснование заявленных требований указывают, что прокуратурой Нижнегорского района по обращению ФИО1. и ФИО2. совместно со специалистами ОГИБДД ОМВД России по Нижнегорскому району проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения. Проведенным обследованием улицы Школьная в с. Любимовка и улицы Партизанская в пгт. Нижнегорский установлено, что в нарушение п.3.1.1 Государственного стандарта Российской Федерации «ГОСТ Р 50597-93 Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» на проезжей части дороги по ул. Школьная в с. Любимовка и на проезжей части дороги по ул. Партизанская пгт. Нижнегорский имеются дефекты дорожного покрытия. В феврале 2018 года ФИО1 и ФИО2 обращались с обращениями в администрацию Нижнегорского района с заявлениями по вопросу ремонта дорожного покрытия по ул. Школьная в с. Любимовка и ул. Партизанская в пгт. Нижнегорский. Администрацией Нижнегорского района Республики Крым было отказано в удовлетворении требований указанных в обращениях ФИО1 и ФИО2, в связи с тем, что автомобильные дороги по ул. Школьная в с. Любимовка и ул. Партизанская в пгт. Нижнегорский не находятся в собственности муниципального образования Нижнегорского района Республики Крым и проведение администрацией Нижнегорского района ремонта вышеуказанных улиц, возможно только после регистрации права собственности. По результатам проведенной проверки прокурором Нижнегорского района Республики Крым Терешковым И.И. в адрес Администрации Нижнегорского района Республики Крым внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения от 18.05.2018 года №№, поступившее в администрацию Нижнегорского района 21.05.2018 года за вх. №№. Основным требованием прокурора Нижнегорского района Республики Крым, изложенным в представлении прокуратуры Нижнегорского района от 18.05.2018 года №№ является проведение администрацией Нижнегорского района ремонта автомобильных дорог по улице Школьная в с. Любимовка Нижнегорского района Республики Крым и улице Партизанская пгт. Нижнегорский Нижнегорского района. Административный истец полагает, что представление прокуратуры является незаконным, содержит невыполнимые для администрации Нижнегорского района требования, нарушает права и законные интересы административного истца. Так, представление прокуратуры Нижнегорского района от 18.05.2018 года №№ содержит требование о решении вопроса о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности, поскольку применение к работнику мер дисциплинарной ответственности является правом, а не обязанностью работодателя, производится в законодательно установленном порядке. Считают, что содержащееся в представлении императивное требование о рассмотрении вопроса о привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности противоречит трудовому Кодексу РФ.

Кроме этого ссылается на то, что полномочия в сфере дорожной деятельности переданы органам местного самоуправления муниципального района с 01.01.2018 года, в соответствии с требованиями Закона Республики Крым от 30 июня 2017 года № 394-ЗРК/2017 «О внесении изменения в статью 2 Закона Республики Крым «О закреплении за сельскими поселениями Республики Крым вопросов местного значения». Во исполнение указанного законодательства 22 марта 2018 года состоялась 61 внеочередная сессии 1 созыва и 24 мая 2018 63-я очередная сессии Нижнегорского районного совета о даче согласия на принятие недвижимого имущества (автомобильных дорог) сельских поселений в муниципальную собственность муниципального образования, которым инициирована процедура передачи дорог из муниципальной собственности сельских поселений в муниципальную собственность муниципального образования Нижнегорский район Республики Крым. В настоящее время переданы дороги 10 сельских поселений: Лиственское сельское поселение (3 улицы), Желябовское (6 улиц), Ивановское (10 улиц), Жемчужинское (13 улиц), Дрофинское (5 улиц), Нижнегорское (16 улиц) Садовое (12 улиц); в процессе передачи - Митрофановское (5 улиц), Охотское (3 улицы), Емельяновское (4 улицы). В отношении оставшихся 358 дорог, общей протяженностью 229 км., не переданных органами местного самоуправления сельских поселений в муниципальную собственность муниципального образования Нижнегорского района Республики Крым, проводить мероприятия по осуществлению дорожной деятельности администрацией Нижнегорского района Республики Крым не представляется возможным ввиду отсутствия государственной регистрации права собственности на автомобильные дороги. Автомобильная дорога по улице Школьная в с. Любимовка Нижнегорского района Республики Крым находится в муниципальной собственности муниципального образования Пшеничненское сельское поселение Нижнегорского района Республики Крым, улица Партизанская пгт. Нижнегорский Нижнегорского района Республики Крым находится в муниципальной собственности муниципального образования Нижнегорское сельское поселение. Администрация Нижнегорского района не может направить средства бюджета муниципального образования Нижнегорский район Республики Крым и субвенции бюджета Республики Крым на ремонт автомобильных дорог, не находящихся в собственности муниципального района, в связи с чем, не является органом, уполномоченным устранить выявленные прокуратурой района нарушения требований законодательства.

Представители административного истца в судебном заседании поддержали требования, настаивали на их удовлетворении, также пояснили, что в соответствии с требованием ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 года № 122 ФЗ «О Внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу не которых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов « О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», установлено, что в целях обеспечения выполнений требований федерального закона от 06.10.2003 г.№ 131 ФЗ, безвозмездная передача, в процессе разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования, проводится между муниципальным районом и сельскими поселениями, в его составе, в случае изменения перечня вопросов местного значения, сельских поселений. Порядок согласования этого перечня и соответственно в данной ситуации произошло именно разграничение полномочий между муниципальным районом и сельскими поселениями, так как были внесены изменения в закон Республики Крым № 71 ЗРК от 2015 года «О закреплении полномочий за сельскими поселениями», и во исполнении нормы Федерального закона № 122 ФЗ, издан Закон Республики Крым №514 ЗРК от 04.07.2018 «О порядке разграничения муниципальной собственности между муниципальными образованиями Республики Крым». В ответе прокуратуре говорилось о том, что фактически муниципальное имущество, а дороги это муниципальное имущество, закреплено и находится в собственности муниципальных образований, но по крайней мере в части Пшеничненского сельского поселения. В части Нижнегорского сельского поселения, о том, что они не имеют полномочий и поэтому не могут содержать свое имущество, это имущество им не принадлежит, так как они его в реестр муниципальной собственности от украинского органа местного самоуправления не приняли, но при этом прокуратура не отреагировала на тот факт, что у них на территории находятся бесхозные объекты, которые находятся в ненадлежащим состоянии, и при этом в адрес Нижнегорского сельского поселения, никаких представлений не внесла, чтобы они приняли эту дорогу на баланс, а в дальнейшем передали муниципальному образованию. В соответствии с ГК РФ, они должны были принять бесхозный объект в муниципальную собственность сельского поселения, однако этого они не сделали. Улица Партизанская в п. Нижнегорский является грунтовой, вместе с тем прокурорское представление предписывает отремонтировать выбоины, там нет ни асфальтного, ни бетонного покрытия, никакого иного, поэтому отремонтировать дорогу, сооружение которого не существует, администрация Нижнегорского района не имеет возможности. В данном случае, если бы по полномочиям, они должны были исполнять эти обязанности, то требование прокурора должно было быть нацелено на то, чтобы была построена новая дорога. Также пояснили, что дорога в с. Любимовка представляет собой земельный участок, который является собственностью сельского совета.

Прокурор Нижнегорского района, в том числе представляющий интересы прокуратуры Нижнегорского района в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, также пояснил, что предметом обжалования является бездействие в виде ненадлежащего содержания автомобильных дорог, которые находятся в ненадлежащим состоянии, основанием чего послужили многочисленные обращения граждан. Учитывая, что с 1 января 2018 года только к полномочиям администрации района, внесено исполнение деятельности в сфере автомобильных дорог местного значения, именно в этой связи администрация района была обязана исполнить эти полномочия. Так же с 1 января 2018 года, были внесены изменения в уставы органов местного самоуправления, которыми были устранены их полномочия по осуществлению дорожной деятельности. В связи с чем, полномочия по осуществлению данной деятельности у них отсутствуют, и отсутствуют полномочия на пополнение бюджетных средств на реализацию данных полномочий. В связи с этим было вынесено данное представление и дан срок на реализацию данной деятельности, однако, на протяжении полугода, орган, который на территории данного района вправе реализовывать эти полномочия, фактически бездействовал. При этом в представлении указывается, что необходимо устранить данные нарушения, а так же причины и условия, способствовавшие этим нарушениям. Причинами и условиями так же является бездействие должностных лиц. Третьем пунктом представления ставится вопрос о привлечение виновных лиц к дисциплинарной ответственности, поскольку в обязанности и полномочия работодателя входит выявление причин и условий нарушений.

        В поданных суду возражениях прокуратура Нижнегорского района просит отказать в удовлетворении административного искового заявления, указывает, что проведенным обследованием улицы Школьная в селе Любимовка и улицы Партизанская в пгт. Нижнегорский установлено, что в нарушение п.3.1.1 «ГОСТ Р 50597-93 Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» на проезжей части дороги по улице Школьной в селе Любимовка и на проезжей части дороги по улице Партизанской в пгт.Нижнегорский имеются дефекты дорожного покрытия. Также указано, что в феврале 2018 года ФИО1 и ФИО2 обращались с обращениями в администрацию Нижнегорского района с заявлениями по вопросу ремонта дорожного покрытия по ул. Школьная в с. Любимовка и ул. Партизанская в пгт. Нижнегорский, на что администрацией района отказано в удовлетворении требований указанных в обращениях, поскольку автомобильные дороги по ул. Школьная в с. Любимовка и ул. Партизанская в пгт. Нижнегорский не находятся в муниципальной собственности муниципального образования Нижнегорский район, и проведение администрацией Нижнегорского района ремонта вышеуказанных улиц возможно только после регистрации права собственности на них. По выявленным нарушениям прокуратурой района 18.05.2018 в администрацию Нижнегорского района внесено представление об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения. Законом Республики Крым от 30.06.2017 года № 394-ЗРК/2017 в статью 2 Закона Республики Крым от 19 января 2015 года № 71-ЗРК/2015 «О закреплениями за сельскими поселениями Республики Крым вопросов местного значения» исключены полномочия сельских поселений в сфере дорожной деятельности, вопросы дорожной деятельности, в том числе проведение работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог, находящихся на территории сельских поселений, относятся к компетенции органов местного самоуправления Нижнегорского района. Из приложения к решению 48-й сессии 1-го созыва Нижнегорского сельского совета от 28.02.2018 следует, что в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах населенных пунктов Нижнегорского сельского поселения были включены все дороги, в том числе и которые не поставлены на кадастровый учет. Так, администрация Нижнегорского района является единственным органом, который уполномочен на устранение нарушений законодательства о безопасности дорожного движения, указанные в представлении прокуратуры Нижнегорского района исх.№№ от 18.05.2018 года.

Представитель Прокуратуры Республики Крым в судебное заседание не явился, направил суду возражения, в которых просит в удовлетворении административного искового заявления отказать в полном объеме, а также просят рассмотреть дело в отсутствие представителя, а также указывает о том что, в соответствии с п. 3 ст. 22 Федерального Закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в п. 1 ст. 21 данного Федерального закона вносит представление об устранении нарушений закона. В силу п. 1 ст. 24 Федерального Закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. 18.05.2018 прокуратурой Нижнегорского района за исх. №№ в адрес главы администрации Нижнегорского района внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Пункт 3 указанного представления содержит требование о решении вопроса о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности. Вместе с тем, указанное требование не носит императивный характер, какие-либо требования о необходимости предоставления в органы прокуратуры копий приказов о наложении дисциплинарных взысканий представление не содержит. Более того, само по себе рассмотрение вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности не может являться безусловным основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности, поскольку по результатам рассмотрения представления работодатель сам вправе решить, имеются ли основания для привлечения к дисциплинарной ответственности виновных лиц, или отсутствуют, о чем предоставить информацию в прокуратуру района. Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 24 февраля 2005 года № 84-0, само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в пункте 1 статьи 21 Закона о прокуратуре органы и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона, прежде всего в добровольном порядке. Требование о безусловном исполнении представления прокурора реализуется путем специальных процедур - вынесения самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо путем обращения в суд, потому доводы административного искового заявления в части незаконности п. 3 резолютивной части представления прокуратуры Нижнегорского района от 18.05.2018 являются необоснованными. Также указано, относительно доводов о том, что представление адресовано не уполномоченному устранить нарушения органу, что согласно ч. 4 ст. 14 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов. С учетом принятия Закона Республики Крым от 30.06.2017 №394-ЗРК/2017 в статью 2 Закона Республики Крым от. 19 января 2015 года № 71-ЗРК/2015 «О закреплении за сельскими поселениями Республики Крым вопросов местного значения», которым исключены полномочия сельских поселений в сфере дорожной деятельности, вопросы дорожной деятельности, в том числе проведение работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог, находящихся на территории сельских поселений, относятся к компетенции органов местного самоуправления Нижнегорского района. Также указывают, что в соответствии с п. 6 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Согласно п. 6 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. В соответствии с п. 41 ч. 1 ст. 6 Устава муниципального образования Нижнегорский района, утверждённого решением 6-й внеочередной сессии 1-го созыва Нижнегорского районного совета от 20.11.2014 №3 (с изменениями и дополнениями) к вопросам местного значения района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации». Согласно п. 4 ч. 1 ст. 43 Устава муниципального образования Нижнегорский района администрация Нижнегорского района обеспечивает осуществление дорожной деятельности в отношении, автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации». Кроме того, в соответствии с Уставами муниципальных образований «Нижнегорское сельское поселение» и «Пшеничненское сельское поселение», которые входят в состав муниципального образования - Нижнегорский район Республики Крым», дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов данных муниципальных образований сельских поселений и обеспечение безопасности дорожного движения на них, к вопросам местного значения муниципальных образований сельских поселений не относится.

Суд с учетом положения ч. 6 ст. 226 КАС РФ, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещенных лиц по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.

Представитель администрации Нижнегорского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым в судебном заседании против удовлетворения искового заявления возражала, просила отказать в его удовлетворении, позицию административного истца о невозможности направления средств бюджета муниципального образования Нижнегорский район Республики Крым и субвенции бюджета Республики Крым на ремонт автомобильных дорог, не находящихся в собственности муниципального района не поддерживают, считают ее ошибочной, а также считают указание на то, что автомобильная дорога, расположенная в пгт. Нижнегорский по ул. Партизанская, находится в муниципальной собственности Нижнегорского сельского поселения не соответствует действительности, право собственности за Нижнегорским сельским поселением Нижнегорского района Республики Крым на указанную дорогу не зарегистрированного, в реестре муниципального имущества Нижнегорского сельского поселения автомобильная дорога по ул. Партизанской в пгт. Нижнегорский не значится.

Представитель администрации Пшеничненского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым в судебном заседании возражала против административного искового заявления, также пояснила, что дорога, по ул. Школьной в с. Любимовка не является земельным участком, а является именно улицей, на которую составлен технический паспорт, где указаны ее параметры и состав. На эти дороги не получены правоустанавливающие документы, но они все внесены в реестр муниципальной собственности. Решением Пшеничненского сельского совета № 6 с 01.01.2018 года были исключены из полномочий сельского поселения, полномочия по дорожной деятельности, в соответствии со ст.14 федерального закона № 131-ФЗ и на основании Закона Республики Крым № 394/2017, во исполнение этого закона были внесены изменения в устав, эти изменения были зарегистрированы в Минюсте.

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Из содержания представления прокурора Нижнегорского района от 18.05.2018 об устранении нарушений законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, усматривается, что прокуратурой по обращениям ФИО1 и ФИО2 была проведена проверки исполнения законодательства о безопасности дорожного движения; в ходе проверки обследованы улицы Школьная в с. Любимовка и улицы Партизанская в пгт. Нижнегорский, выявлены дефекты дорожного покрытия, а также установлено, что в феврале 2018 вышеуказанным гражданам по их обращениям в администрацию Нижнегорского района по вопросу ремонта дорожного покрытия ул. Школьная в с. Любимовка и ул. Партизанская пгт. Нижнегорский в удовлетворении требований административным истцом было отказано; по результатам проверки прокурором предъявлено требование о безотлагательном рассмотрении представления, принятии конкретных мер по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; решении вопроса о привлечении виновным лиц к дисциплинарной ответственности.

В силу ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии со статьей 129 (часть 5) Конституции Российской Федерации полномочия, организация и порядок деятельности органов прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом. Таким законом является Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», в соответствии с которым прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов (статья 1). Задачи, возложенные на прокуратуру Российской Федерации, и полномочия прокуроров обусловлены целями обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, что соотносится с положениями статей 2, 4 (часть 2), 15 (части 1 и 2) и 18 Конституции Российской Федерации.

В силу ч.1 ст. 6 ФЗ от 19.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре РФ» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влечет за собой установленную законом ответственность (ч.3 ст. 6).

Частью 1 статьи 21 ФЗ «О прокуратуре РФ» установлено, что предметом надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.

Согласно требованию ст. 22 ФЗ «О прокуратуре РФ», прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе, в том числе проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона. Прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона. Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, в том числе вносит представление об устранении нарушений закона. Должностные лица органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, обязаны приступить к выполнению требований прокурора или его заместителя о проведении проверок и ревизий незамедлительно.

В силу ст. 24 ФЗ «О прокуратуре РФ» представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Из смысла вышеуказанных правовых норм, представление прокурора должно содержать указание на нарушение определенных норм закона лицом, в адрес которого оно вынесено. Кроме того, в представлении должно быть указано, какие именно необходимо принять меры для устранения выявленных нарушений закона, их причин и условий, способствующих данному нарушению закон. В противном случае, лицо лишено возможности устранить выявленные нарушения, иными словами, исполнить требования представления.

Из представленных в судебное заседание прокурором Нижнегорского района материалов проверки усматривается, что в 08.05.2018 из прокуратуры Республики Крым прокурору Нижнегорского района поступило поручение о проверке обращений ФИО1 и ФИО2 о нарушении требований законодательства о дорожной деятельности по ул. Партизанской в п. Нижнегорский и ул. Школьной в с. Любимовка.

10.05.2018 прокурором Нижнегорского района Терешковым И.И. принято решение провести проверку в администрации Нижнегорского района, с целью установления отсутствия или наличия нарушений требований законодательства о дорожной деятельности в период с 10.05.2018 по 31.05.2018, проведение проверки поручено старшему помощнику прокурора ФИО3 совместно с представителями ОГИБДД ОМВД России по Нижнегорскому району.

В рамках проведения проверки прокурором 10.05.2018 в адрес главы администрации Нижнегорского района направлено требование в порядке ст.ст. 6, 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» о предоставлении информации с копией решения о проведении проверки.

Также, 10.05.2018 прокурором направлено требование в порядке ст.ст. 6, 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» на имя начальника ОМВД России по Нижнегорскому району о выделении сотрудников ОГИБДД ОМВД России по Нижнегорскому району для проведения совместной проверки.

11.05.2018 в прокуратуру Нижнегорского района во исполнение вышеуказанного требования поступил ответ администрации Нижнегорского района Республики Крым с копиями истребуемых документов.

16.05.2018 из ОМВД России по Нижнегорскому району в адрес прокурора Нижнегорского района направлена справка о результатах проведенного обследования улицы Школьной с. Любимовка и улицы Партизанской в пгт. Нижнегорский, при обследовании которых, были выявлены нарушения требований п. 3.1.1 и 3.1.2 ГОСТа Р 50597-93, а именно на проезжей части дороги имеются дефекты дорожного покрытия (выбоины, просадки), также к справке приложены фототаблицы.

17.05.2018 прокурором Нижнегорского района в адрес начальника ОМВД России по Нижнегорскому району направлены материалы проверки по обращениям ФИО1 и ФИО2 о нарушении требований законодательства о дорожной деятельности, в части не принятия мер к ремонту дорожного покрытия по ул. Школьная в с. Любимовка и по ул. Партизанской в пгт. Нижнегорский, для решения вопроса о привлечении должностных лиц администрации Нижнегорского района к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.

18.05.2018 прокурором Нижнегорского района в адрес главы администрации Нижнегорского района внесено вышеуказанное представление об устранении нарушений законодательства в сфере обеспечения дорожного движения, которым административному истцу вменяется нарушение п. 3.1.1 ГОСТ Р 50593-93 при осуществлении дорожной деятельности по улице Школьной в с.Любимовка и улице Партизанской в пгт. Нижнегорский, на проезжих частях которых имеются дефекты дорожного покрытия.

Пунктом 3.1.1 «ГОСТ Р 50597-93. Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утратившим законную силу с 01 января 2018 года предусматривалось, что покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.

Доводы административного истца относительно того, что администрация Нижнегорского района не может направить средства бюджета муниципального образования Нижнегорский район Республики Крым и субвенции бюджета Республики Крым на ремонт автомобильных дорог, не находящихся в собственности муниципального района, в связи с чем, не является органом, уполномоченным устранить выявленные прокуратурой района нарушения требований законодательства не состоятельны, исходя из следующего.

Частью 9 статьи 5 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определено, что автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского поселения может утверждаться органом местного самоуправления городского поселения. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения сельского поселения может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района, если законом субъекта Российской Федерации вопрос осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения не отнесен к числу полномочий, закрепленных за сельским поселением.

Частью 10 статьи 5 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района.

Согласно ч. 8 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», к собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Частью 10 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определено, что к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов сельского поселения, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения городских поселений, частных автомобильных дорог.

Статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определены вопросы местного значения городского, сельского поселения.

Пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения городского поселения относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Частью 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

Частью 4 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

Законом Республики Крым от 30.06.2017 N 394-ЗРК/2017 «О внесении изменения в статью 2 Закона Республики Крым «О закреплении за сельскими поселениями Республики Крым вопросов местного значения» (принятым Государственным Советом Республики Крым 28.06.2017) вступившим в законную силу с 01.01.2018 в статью 2 Закона Республики Крым от 19 января 2015 года N 71-ЗРК/2015 «О закреплении за сельскими поселениями Республики Крым вопросов местного значения» внесены изменения, исключен п. 5

Статьей 2 Закона Республики Крым от 19.01.2015 N 71-ЗРК/2015 «О закреплении за сельскими поселениями Республики Крым вопросов местного значения» определены вопросы местного значения городских поселений, закрепляемые за сельскими поселениями. Так, за сельскими поселениями Республики Крым закрепляются вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 4, 6, 7.1, 7.2, 8, 11, 13, 13.1, 15, 18, 19 (в части использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов), 22, 24, 26, 32, 33.1, 33.2, 34, 38 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Постановлением администрации Нижнегорского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым №101 от 26.02.2016 «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории Нижнегорского сельского поселения» утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории Нижнегорского сельского поселения согласно Приложения № 1, в том числе улица Партизанская с идентификационным номером №№

Решением 48-й сессии 1-го созыва Нижнегорского сельского совета от 28.02.2018 года №272 пункт 5 части 1 статьи 5 Устава, согласно которого к вопросам местного значения поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах на дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, признан утратившим силу (т. 1 л.д.164, т. 1 л.д.135).

Решением 48-й сессии 1-го созыва Нижнегорского сельского совета от 28.02.2018 года №273 дано согласие на передачу из муниципальной собственности Нижнегорского сельского поселения недвижимого имущества – автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах населенных пунктов Нижнегорского сельского поселения в собственность муниципального образования Нижнегорский район Республики Крым по приложению № 1, в том числе и улицы Партизанской в пгт. Нижнегорский (т. 1 л.д. 161, т. 1 л.д. 163).

Решением 40-го внеочередного заседания 1-го созыва Пшеничненского сельского совета от 14.12.2017 года №6 пункт 5 части 1 статьи 5 Устава, согласно которого к вопросам местного значения поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, признан утратившим силу (т. 1 л.д.58, т. 1 л.д.171).

Решением 43-го заседания 1-го созыва Пшеничненского сельского совета от 04.04.2018 года №2 дано согласие на передачу недвижимого имущества (дорожного хозяйства) муниципального образования Пшеничненское сельское поселение - автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах населенных пунктов поселения в собственность муниципального образования Нижнегорский район Республики Крым по приложению № 1, в том числе и улицы Школьной в селе Любимовка, включенную в перечень автомобильных дорог местного значения общего пользования Пшеничненского сельского поселения с идентификационным номером №№ (т. 1 л.д.51, т. 1 л.д.53).

Так, в соответствии с Уставами муниципальных образований «Нижнегорское сельское поселение» и «Пшеничненское сельское поселение», которые входят в состав муниципального образования - Нижнегорский район Республики Крым, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов данных муниципальных образований сельских поселений и обеспечение безопасности дорожного движения на них, к вопросам местного значения муниципальных образований сельских поселений не относится.

Согласно Устава муниципального образования Нижнегорский район Республики Крым в структуру органов местного самоуправления составляют: представительный орган муниципального района – Нижнегорский районный совет республики Крым; глава муниципального образования – председатель Нижнегорского районного совета; местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) – администрация Нижнегорского района Республики Крым; контрольно-счетный орган муниципального образования – Контрольно-счетный орган Нижнегорского района Республики Крым (статья 5 Устава, т. 1 л.д.84-85).

Решением 59-ой внеочередной сессии 1-го созыва Нижнегорского районного совета № 1 от 26.01.2018 в Устав муниципального образования Нижнегорский района Республики Крым внесены изменения, часть 1 статьи 6 Устава дополнена пунктом 41, согласно которого к вопросам местного значения района относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также пункт 4 части 1 статьи 43 Устава дополнен подпунктом, согласно которого к полномочиям Администрации Нижнегорского района Республики Крым относится обеспечение осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, решение в данных частях вступает в силу с 01.01.2018 (т. 1 л.д.76-80).

В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определены полномочия органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности. Так, к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели; осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.

Частью 2 статьи 13 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что полномочия в области дорожной деятельности, установленные частью 1 настоящей статьи, реализуются органами местного самоуправления сельских поселений в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельскими поселениями вопроса осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений, а в случае отсутствия такого закрепления реализуются органами местного самоуправления муниципальных районов.

Таким образом, учитывая вышеизложенное, а также то, что Законом Республики Крым от 19.01.2015 N 71-ЗРК/2015 «О закреплении за сельскими поселениями Республики Крым вопросов местного значения» дорожная деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений за сельскими поселениями Республики Крым не закреплена, предусмотренная пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения, расположенных в том числе, по улице Школьная в селе Любимовка и улице Партизанская в пгт. Нижнегорский с 01.01.2018 относятся к вопросам местного значения муниципального образования – Нижнегорский район, а именно администрации Нижнегорского района Республики Крым, а потому администрация Нижнегорского района Республики Крым является надлежащим лицом, уполномоченным устранить выявленные прокуратурой нарушения.

Представление прокурора Нижнегорского района в числе прочих содержит требование о решении вопроса о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности.

Между тем данное требование не соответствует приведенным положениям Закона о прокуратуре.

Частью первой статьи 192 ТК РФ установлено, что за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить перечисленные в указанной норме дисциплинарные взыскания.

Применение к работнику мер дисциплинарной ответственности является правом, а не обязанностью работодателя, производится в законодательно установленном порядке. Содержащееся в представлении прокурора от 18.05.2018 года императивное требование о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц противоречит приведенным нормам ФЗ «О прокуратуре РФ», ТК РФ.

Административный истец и административные ответчики в силу положений п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ освобождены от уплаты государственной пошлины.

В соответствии с ч. 3 ст. 114 КАС РФ, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, возмещаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Таким образом, расходы по оплате государственной пошлине подлежат отнесению за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

    Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

    Р Е Ш И Л:

административный иск удовлетворить частично. Признать незаконным пункт 3-й представления прокурора Нижнегорского района Республики Крым от 18.05.2018 «Об устранении нарушений законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения» о решении вопроса о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности. В остальной части иска отказать.

Расходы по оплате государственной пошлине подлежат отнесению за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым, через Нижнегорский районный суд, путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение составлено в окончательной форме 29.11.2018.

    Председательствующий:

2а-597/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Администрация Нижнегорского района
Ответчики
Прокуратура Республики Крым
Прокуратура Нижнегорского района
Прокурор Нижнегорского района Республики Крым Терешков Иван Иванович
Другие
Администрация Нижнегорского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым
администрация Пшеничненского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым
Суд
Нижнегорский районный суд Республики Крым
Судья
Брындя Марина Анатольевна
Дело на странице суда
nizhnegorskiy.krm.sudrf.ru
02.11.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
02.11.2018[Адм.] Передача материалов судье
02.11.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.11.2018[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
12.11.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.11.2018[Адм.] Судебное заседание
29.11.2018[Адм.] Судебное заседание
29.11.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.12.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее