Хасавюртовский районный суд Республики Дагестан
Дело № 2-26/2021
УИД 05RS0047-01-2020-003831-22
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 августа 2021 года по делу № 33-3406/2021 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Сатыбалова С.К.,
судей Гасановой Д.Г. и Хираева Ш.М.,
при секретаре судебного заседания Султановой А.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя истцов Набиулиной С.К. на решение Хасавюртовского районного суда Республики Дагестан от <дата>г., которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований Джанхотовой Еситы Харунашитовны и Джанхотовой Хеди Хасайновны к Атаевой Элизе Висирпашаевне о признании Атаевой Элизы Висирпашаевны и ее сына Джанхотова Мухаммада Хасайновича утратившим права пользования жилым домом, расположенным по адресу <адрес>. и выселении их из указанного домовладения - отказать
Встречные исковые требования Атаевой Элизы Висирпашаевны. к Джанхотовой Есите Харунашитовне, Джанхотовой Хеде Хасайновне и Джанхотовой Мархе Хасайновне, удовлетворить частично.
Установить факт принятия наследства Джанхотовым Мухаммадом Хасайновичем, <дата> года рождения, после смерти отца Джанхотова Хусайна Вахаевича, умершего <дата> в виде 1/48 доли в праве общей долевой собственности жилого домовладения, расположенного по адресу РД, <адрес>.
Определить Джанхотову Мухаммаду Хасайновичу, <дата> года рождения 1/48 доли в праве общей долевой собственности после смерти отца Джанхотова Хусайна Вахаевича, умершего <дата>, жилого домовладения, расположенного по адресу РД, <адрес>.
Признать Джанхотова Мухаммада Хасайновича, <дата> года рождения и Атасеву Элизу Висирпашаевну, <дата> года рождения, членами семьи Джанхотова Хусайна Вахаевича, умершего <дата> года
В удовлетворении остальной части встречных исковых требований Атаевой Э.В. - отказать.
Исковые требования третьего лица Джанхотовой Паяхмат Абасовны об установлении факта принятия наследства - удовлетворить частично.
Установить факт принятия наследства, открывшегося после смерти сына - Джанхотова Хасайна Вахаевича умершего <дата> в виде 1/48 доли в праве общей долевой собственности жилого домовладения, расположенного по адресу РД, <адрес>.
В удовлетворении остальной части иска Джанхотовой П.А. отказать».
Заслушав доклад судьи Гасановой Д.Г., объяснения представителя истцов Набиулиной С.К., просившей решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении иска Джанхотовых, представителя ответчика Мажидовой Б.М., просившей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
Джанхотова Е.Х. и Джанхотова Х.Х. в лице своего представителя - адвоката Набиулиной С.К. обратились в суд с иском к Атаевой Э.В. о признании Атаевой Э.В. и ее сына Джанхотова М.Х. утратившими права пользования жилым домом и выселении их из домовладения.
Требования мотивированы тем, что истица Джанхотова Е.Х. <дата> вступила зарегистрированный брак с Джанхотовым Хусайном Вахаевичем, умершим <дата>. От данного брака имеют пятерых детей: дочь Хеду, <дата> года рождения; дочь Марху, <дата> года рождения; дочь Яхиту, <дата> года рождения; дочь Ясмину, <дата> года рождения; дочь Сафину, <дата> года рождения. Дочь Сафина родилась больной и является инвалидом детства. В 2014 году для лечения дочери Сафины, истица была вынуждена выехать в Германию, где проживает по адресу: Шперберверг, 5, Ландензенделбах.
При совместной жизни на материнский капитал было приобретено домовладение, расположенное в <адрес>. Настоящее домовладение является долевой собственностью покойного супруга Джанхотова Х.В., ее и ее детей: дочерей: Хеды, Мархи, Яхиты, Ясмины, Сафины.
В 2015 году ее муж Джанхотов Х.В. стал сожительствовать с Атаевой Эльзой Висирпашаевной. Документы на домовладение, ее личные документы и документы на детей оставались в доме. После смерти Джанхотова Х.В., документы не были возвращены, хотя ее дочь Хеда обращалась к родственникам мужа. Документы пришлось восстановить. Нотариусом Нотариальной Палаты РД Джалаевой А.С. по ее заявлению открыто наследственное дело № 38/2019 от 20.04.2019 года к имуществу умершего <дата> года мужа Джанхотова Х.В.
В их домовладении незаконно проживает ответчик Атаева Э.В. и ее сын Мухаммад. Членом ее семьи ответчик Атаева Э.В. и ее сын Мухаммад, не являются, каких-либо договорных обязательств между ними также не существует. Проживание в принадлежащем ей и моим детям на праве собственности жилом доме ответчика, существенным образом ограничивает ее права владения, пользования и распоряжения домовладением, расположенным по адресу: <адрес>. Просят признать Атаеву Э.В. и ее сына Мухаммада утратившими права пользования жилым домом, расположенным по адресу: РД, <адрес>. Выселить Атаеву Э.В. и ее сына Мухаммада из принадлежащего ей домовладения.
Атаева Э.В. обратилась с встречным иском к Джанхотовой Есите Харунашитовне, Джанхотовой Хеде Хасайновне и Джанхотовой Мархе Хасайновне об установлении факта принятия наследства, определении <.> Джанхотову Мухаммаду Хасайновичу, <дата> года рождения доли в праве общей долевой собственности после смерти отца Джанхотова Хасайна Вахаевича и признании членами семьи.
В обоснование исковых требований указано, что истцы Джанхотова Е.Х. и Джанхотова Х.Х., другие дочери ныне покойного Джанхотова Х.В. в 2013 году уехали в Германию и вернулись домой в связи с тем, что они там не были приняты.
В декабре 2014 года супруга Джанхотова Х.В. - ответчик Джанхотова Е.Х. вместе с дочерьми за исключением Джанхотовой Хеды Хасайновны, снова уехали в Германию и с указанного времени находятся там и, соответственно, в <адрес> они с указанного времени не проживают. После отъезда семьи в полном составе Джанхотов Х.В. проживал в доме один.
Семейных отношений именно с супругой, с которой у него был зарегистрирован брак, Джанхотов Х.В. не поддерживал и в 2015 г. между ею и Джанхотовым Х.В. после отъезда его семьи в Германию, по шариату был заключен брак и с указанного времени они проживали с гражданским мужем и в первое время они жили г. Хасавюрт на съемной квартире. В браке с Джанхотовым Х.В. у них <дата> родился сын Мухаммад. В связи с отсутствием зарегистрированного брака в отношении сына ныне покойным Джанхотовым Х.В. было установлено отцовство.
В мае 2018 года Джанхотов Х.В. уехал в Германию проведать своих детей и, находясь там, в виду отсутствия ведения общего совместного хозяйства, ответчик Джанхотова Е.Х., с кем он состоял в зарегистрированном браке, не желала возвращаться домой в Российскую Федерацию, перестали находить общий язык во взаимоотношениях, Джанхотов Х.В. там же в Германии по шариату расторг с ней брак, вернулся домой и объявил об этом имаму <адрес> и всем своим родственникам. После его возвращения домой из Германии по его предложению, как член его семьи она и их общий сын Мухаммад переехали в <адрес> и никто претензий по поводу ее проживания в указанном домовладении не предъявлял
Во время совместного проживания ее гражданский муж <дата> умер, и она с сыном продолжают проживать в указанном доме как члены его семьи.
Считает, что сын Джанхотов Мухаммад и она, как проживающие в спорном домовладении с 2018 года до смерти Джанхотова Х.В., являются принявшими, в том числе наследство после его смерти, так как они постоянно проживают в указанном домовладении, несет бремя по содержанию дома, оплачивают все налоги по дому и производят за свой счет расходы по содержанию домовладения. Полагает, что ее сыну должна быть определена доля в общем имуществе после смерти своего отца, который был собственником 1/6 доли в общем имуществе. После отъезда членов семьи ее ныне покойного гражданского мужа Джанхотова Х.В. все работы по завершению внутренних отделок домостроения, указанного в техническом паспорте как литер «А» площадью застройки 155,1 кв.м., были завершены лично ее покойным мужем Джанхотовым Х.В., а с момента ее переезда в указанное домовладение, вся домашняя утварь была приобретена ими совместно.
Истцами по первоначальному иску не оспаривается, что она вселена в домовладение собственником 1/6 доли жилья Джанхотовым Х.В., то есть она проживает в домовладении вместе со своим сыном наследником по закону ныне покойного Джанхотова Х.В. - Джанхотовым М.Х.
При таких основаниях ее сын Джанхотов М.Х. и она, как его законный представитель, имеют право на определение доли в общем имуществе в жилом помещении, а также все основания для пользования этим имуществом. Другого жилья в собственности не имеет, также не имеет возможности его приобрести по причине имущественного положения – должного заработка, состояния здоровья и необходимостью ухода за малолетним ребенком. Также она совершила действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства после смерти мужа, а именно, на момент смерти наследодателя и по настоящее время вместе с общим наследодателем сыном Джанхотовым М.Х. проживает в вышеуказанном доме.
Просит установить факт принятия наследства Джанхотовым Мухаммадом Хасайновичем, <дата> года рождения, после смерти отца Джанхотова Хусайна Вахаевича, умершего <дата> в виде 1/6 доли жилого домовладения, расположенного по адресу РД, <адрес>.
Определить Джанхотову Мухаммаду Хасайновичу, <дата> года рождения 1/6 доли в праве общей собственности после смерти отца Джанхотова Хусайна Вахаевича, умершего <дата>, жилого домовладения, расположенного по адресу РД, <адрес>. Признать Джанхотова Мухаммада Хасайновича, <дата> года рождения и Атаеву Элизу Висирпашаевну, <дата> года рождения, членами семьи Джанхотова Хусайна Вахаевича, умершего <дата> года
Третье лицо Джанхотова П.А. обратилась в суд с самостоятельными требованиями к Джанхотовой Есите Харунашитовне, Джанхотовой Хеде Хасайновне и Джанхотовой Мархе Хасайновне об установлении факта принятия наследства, открывшегося после смерти сына - Джанхотова Хасайна Вахаевича, умершего <дата> в виде 1/6 доли жилого домовладения, расположенного по адресу РД, <адрес>, указав, что после смерти сына, она фактически приняла наследство, а именно она принимала непосредственное участие в похоронах сына и во всех связанных с этим ритуалах. Она, как мать, взяла на себя заботу об открывшемся наследстве, принимала меры по его сохранности и использованию по прямому назначению. Лично она распорядилась одеждой своего сына Хасайна, раздала одежду родственникам, отнесла в мечеть для бедных, а также взяла из его имущества предметы быта: ковер, плед, журнальный столик, фотографии, а также документы на наследственный дом.
Определением суда от <дата> по делу в качестве третьего лица привлечен отдел опеки и попечительства администрации МО «Хасавюртовский район».
Определением суда от <дата> принято к производству суда заявление о дополнении встречного иска Атаевой Э.В. и в качестве третьего лица привлечена мать наследодателя Джанхотова П.А.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель истцов Набиулина С.К. просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении ее иска.
Она указывает, что пока она с больным ребенком проживала в Германии ответчица незаконно вселилась в их жилище, приобретенное с привлечением материнского капитала, никто не имел права ее вселить в квартиру без нее и детей согласия, Доля ее сына в наследстве мизерная, 1/48, которую выделить в натуре невозможно, Атаева злоупотребляет правами, права сына она с 2018 г. на наследство не оформила, Она ни ее сын не являются собственниками, и право проживать в доме не имеют.
В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора Хасавюртовского района Турабов Т.З., ответчик Атаева Э.В. просят решение суда оставить без изменения, как вынесенное законно и обоснованно.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились надлежаще извещенные Джанхотова Е.Х., Джанхотова Х.Х., Джанхотова М.Х., ответчик Атаева Э.В., третье лицо с самостоятельными требованиями Джанхотова П.А., нотариус, представители Расуева Х.И., Умаев Р.М., представитель ООиП МО «Хасавюртовский район».
В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившимся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела усматривается и судом установлено, что Джанхотова Есита Харунашитовна состояла с <дата> в зарегистрированном браке с Джанхотовым Хусайном Вахаевичем, умершим <дата>.
От данного брака имеют пятерых детей: Джанхотову Сафину Хасайновну, <дата> года рождения, Джанхотову Яхиту Хасайновну, <дата> года рождения, Джанхотову Ясмину Хасайновну, <дата> года рождения, Джанхотову Хеде Хасайновну, <дата> года рождения, Джанхотову Марху Хасайновну, <дата> года рождения.
<дата> супругами Джанхотовым Х.В. и Джанхотовой Е.Х. совместно с детьми Джанхотовой Х.Х., Джанхотовой М.Х., Джанхотовой Я.Х. и Джанхотовой Я.Х., в общую долевую собственность по 1/6 доли в праве каждому, у Умаева А.М. по договору купли – продажи приобретен земельный участок с жилым домом, расположенный по адресу: РД, <адрес> за 650 000 руб.
Из указанной суммы 298 359,64 руб. представляют личные средства супругов, 351 640,36 руб.- средства материнского капитала.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от <дата>, здание - жилой дом общей площадью 134,3 кв.м., расположенный по адресу: РД, <адрес>, зарегистрировано по 1/6 доли в общей долевой собственности за Джанхотовой Е.Х., Джанхотовой Я.Х., Джанхотовой М.Х., Джанхотовой Я.Х., Джанхотовой Х.Х. и наследодателем Джанхотовым Х.В.
Судом также установлено, что Джанхотов Х.В. при жизни в 2015 году вступил в гражданский брак с ответчиком по первоначальному иску Атаевой Э.В. и от данного брака имеют сына Джанхотова М.Х., <дата> года рождения, на момент смерти Джанхотова Х.В. с 2018 года, проживала совместно с последним и с <.> сыном в спорном доме по адресу: РД, <адрес>, где Атаева Э.В. с <.> сыном продолжает проживать по настоящее время.
Судом установлено, что после смерти Джанхотова Х.В. открылось наследство в виде 1/6 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу РД, <адрес>.
Наследниками по закону первой очереди доли Джанхотова Х.В. в общей долевой собственности на дом и земельный участок являются Джанхотова Е.Х. (супруга), а также дети - Джанхотова С.Х., Джанхотова Я.Х., Джанхотова Я.Х., Джанхотова Х.Х., Джанхотова М.Х., сын от второго брака Джанхотов М.Х. и мать наследодателя - Джанхотова П.А., всего восемь наследников первой очереди по закону.
В силу ст. 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В силу ст. 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Наследство в соответствии с п. 1 ст. 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1146 Гражданского кодекса Российской Федерации доля наследника по закону, умершего до открытия наследства или одновременно с наследодателем, переходит по праву представления к его соответствующим потомкам в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 1142, пунктом 2 статьи 1143 и пунктом 2 статьи 1144 настоящего Кодекса, и делится между ними поровну.
Согласно приведённым выше правовым нормам, доля каждого из указанных выше наследников (8 человек) в 1/6 доле, принадлежащей наследодателю на день смерти, доля каждого из наследников составляет 1/48 доля.
В соответствии с ч. 1 ст. 1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Судом установлено, что Атаева Э.В. и Джанхотова М.Х. вселены в спорный дом наследодателем Джанхотовым Х.В. в качестве членов семьи и продолжают проживать в доме и после смерти наследодателя, т.е. Вступили в фактическое владение наследственным домом.
Учитывая данные обстоятельства, суд правильно удовлетворил встречный иск Атаевой Э.В., признал членами семьи наследодателя ее и сына, установил факт принятия наследства Джанхотовым М.М. и определил долю Джанхотова М.М. в наследственном имуществе в общей долевой собственности на дом и земельный участок.
Судом обоснованно отказано в удовлетворении искового требования о выселении Джанхотова М.М. и Атаевой Э.В. из спорного домовладения.
Доводы истцов о том, что участники общей долевой собственности не давали согласие на вселение ответчиков в дом и поэтому ответчики подлежат выселению из жилого дома без предоставления другого жилого помещения, несостоятельны.
Согласно ч. 1 ст. 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В соответствии со ст. 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом, никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда; принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Поскольку Джанхотов М.М. является участником общей долевой собственности на дом и земельный участок, то он имеет право пользоваться спорным имуществом.
Оснований для лишения его собственности в данном случае не имеется.
Что же касается выселения Атаевой Э.В., то она является законным представителем Джанхотова М.М., который не может проживать в доме без своего законного представителя в силу своего возраста. Как следует из материалов дела, другого жилого помещения Атаева Э.В. и ее сын Джанхотов М.М. не имеют.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и отмене по доводам апелляционной инстанции судебная коллегия не находит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328 - 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Хасавюртовского районного суда Республики Дагестан от 12 марта 2021 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи