Решение по делу № 3а-14/2020 от 03.10.2019

Дело ***а-14/2020

22OS0***-42

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГ г. Барнаул

Алтайский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Знаменщикова Р.В.,

при секретаре Пьянковой Н.А.,

с участием прокурора Текутьевой Я.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства к районному Собранию депутатов <адрес> Алтайского края о признании недействующими отдельных положений решения от ДД.ММ.ГГ *** «Об утверждении Генерального плана муниципального образования <данные изъяты> сельсовет <адрес> Алтайского края»,

УСТАНОВИЛ:

решением районного Собрания депутатов <адрес> Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** утвержден Генеральный план муниципального образования <данные изъяты> сельсовет <адрес> Алтайского края (л.д. 32-33, 84-85, 118-231, том 1).

Федеральное агентство лесного хозяйства обратилось в суд с административным исковым заявлением к районному Собранию депутатов <адрес> Алтайского края, в котором с учетом уточнения требований просило признать не действующим со дня принятия указанного нормативного правового акта в части включения в границы населенного пункта <адрес> муниципального образования <данные изъяты> сельсовет <адрес> Алтайского края земель лесного фонда в квартале 91, выделы 12-14, 16, 18, 21 и 23, площадью 1,6403 га., в квартале 96, выдел 5, площадью 0,2420 га., в квартале 98, выделы 1, 2, 4, 7-10, 16-20, площадью 4,9227 га., в квартале 99, выдел 15, площадью 0,2494 га., <данные изъяты> участкового лесничества <данные изъяты> лесничества Алтайского края (л.д. 76-81, том 1, л.д. 188-194, том 2).

В обоснование административных исковых требований административный истец указывает на несоблюдение порядка согласования проекта генерального плана, предусматривающего перевод земель лесного фонда в земли населенных пунктов, установленного статьями 24 и 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** «Об утверждении Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и проектов документов территориального планирования муниципальных образований», приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** «Об утверждении порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования муниципальных образований», с уполномоченным органом, которым является Федеральное агентство лесного хозяйства в силу пунктов 1, 5.4.2 и 5.4.3 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ ***.

Определениями Алтайского краевого суда от ДД.ММ.ГГ и от ДД.ММ.ГГ из числа лиц, участвующих в деле, исключены Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю и ФГБУ «Рослесинфорг», администрация <адрес> Алтайского края привлечена к участию в деле в качестве заинтересованного лица.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом. Представитель административного истца представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Ранее в судебном заседании представитель заинтересованных лиц администрации <адрес> Алтайского края и главы администрации <данные изъяты> сельсовета <адрес> Алтайского края <данные изъяты> не возражала против удовлетворения административных исковых требований, объяснив, что ими проверены доводы Федерального агентства лесного хозяйства о включении земель лесного фонда в границы населенного пункта <адрес> и они подтвердились, представитель заинтересованного лица Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края <данные изъяты> просил административные исковые требования удовлетворить по доводам, изложенным в административном иске.

Руководствуясь требованиями части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть административное дело при указанной явке.

Выслушав заключение прокурора, полагавшей административные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, изучив материалы административного дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Согласно частям 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Градостроительному кодексу Российской Федерации, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Муниципальное образование <данные изъяты> сельсовет <адрес> Алтайского края наделено статусом сельского поселения с административным центром в <адрес> законом Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** «О статусе и границах муниципальных и административно-территориальных образований <адрес> Алтайского края» (статья 2). В состав <данные изъяты> сельсовета включены <адрес> (часть 2 статьи 2 Устава муниципального образования <данные изъяты> сельсовет <адрес> Алтайского края, принятого решением Совета депутатов <данные изъяты> сельсовета <адрес> Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***) (л.д. 71-82, том 2).

Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления (пункт 1 части 1 статьи 8, пункт 2 части 1 статьи 18, часть 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 20 части 1, частями 3 и 4 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, утверждение генерального плана сельского поселения и внесение изменений в него относилось к вопросам местного значения, разрешаемого органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.

Содержание генерального плана поселения, порядок его подготовки и утверждения, особенности согласования проекта генерального плана предусмотрены статьями 23-25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Генеральный план в обязательном порядке содержит карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа (пункт 3 части 3, пункт 2 части 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Генеральный план муниципального образования <данные изъяты> сельсовет <адрес> Алтайского края принят районным Собранием депутатов <адрес> Алтайского края в соответствии с Уставом муниципального образования <адрес> Алтайского края, утвержденного решением административного ответчика от ДД.ММ.ГГ ***, на заседании сорок девятой очередной сессии представительного органа, на которой присутствовало более 50 процентов от числа избранных депутатов (13 депутатов из 16), абсолютным большинством голосов (13 голосов депутатов); обнародован посредством его размещения на официальном сайте администрации <адрес> Алтайского края (ДД.ММ.ГГ) и опубликования в газете «<данные изъяты>» (*** от ДД.ММ.ГГ) (л.д. 40 и 86, том 1, л.д. 17-38, 102-146, том 2).

В то же время согласно ответу на запрос суда управления юстиции по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГ решение районного Собрания депутатов <адрес> Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** для включения в регистр муниципальных правовых актов не представлялось, однако данное обстоятельство с учетом разъяснений пункта 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» не является само по себе основанием для признания нормативного правового акта недействующим.

Таким образом, генеральный план принят административным ответчиком с соблюдением требований законодательства к форме данного акта, существенных нарушений положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устава муниципального образования <адрес> Алтайского края, принятого решением районного Собрания депутатов <адрес> Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***, <адрес> Собрания депутатов <адрес> Алтайского края, принятого решением районного Собрания депутатов <адрес> Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***, ранее регулировавших процедуру принятия, опубликования и вступления в силу оспариваемого решения, районным Собранием депутатов <адрес> Алтайского края не допущено и по этим основаниям Федеральным агентством лесного хозяйства не оспаривалось. Также в материалы административного дела представлены документы, подтверждающие соблюдение порядка подготовки проекта генерального плана, в том числе проведение отдельных согласований и публичных слушаний (л.д. 112-117, том 1, л.д. 56-59, 102-146, том 2). Подпунктом 1 пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что утверждение генерального плана городского округа, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населенных пунктов.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», пункту 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

Нарушение установленного Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием для признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую (пункт 3 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации).

Пунктом 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» допускается перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий в случае установления или изменения границы населенного пункта.

Вместе с тем, если в соответствии с проектом генерального плана поселения предусматривается включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, земельных участков из земель лесного фонда, которые в силу прямого указания закона, в частности, в статье 8 Лесного кодекса Российской Федерации, находятся исключительно в федеральной собственности, то названный проект подлежит обязательному согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом (часть 8 статьи 24, пункта 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В период подготовки Генерального плана муниципального образования <данные изъяты> сельсовет <адрес> Алтайского края действовал Порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, утвержденный приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ ***, который в случаях, указанных в части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в том числе в случае включения в соответствии с проектом в границы населенных пунктов земель лесного фонда) закреплял обязанность по направлению уведомления органом местного самоуправления, уполномоченным на подготовку документа территориального планирования, об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в информационной системе Министерства регионального развития России, которое в свою очередь обладало организационными полномочиями по подготовке сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений соответствующих уполномоченных федеральных органов (пункты 2.1 и 2.2).

Федеральным органом, уполномоченным на подготовку заключений по проектам генеральных планов, в соответствии с пунктом 5.4.3 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** «О Федеральном агентстве лесного хозяйства», как в ранее действовавшей редакции в период подготовки оспариваемого акта, так и в редакции, действующей в настоящее время, выступает Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз).

Следовательно, Рослесхоз является федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным осуществлять согласование включения земельных участков из состава земель лесного фонда в границы населенных пунктов и изменение категории земель, которое оформляется путем подготовки заключений.

В ходе рассмотрения административного дела установлено, что границы села <адрес> Алтайского края включают частично земли лесного фонда (общая площадь 7,0544 га.), что подтверждается представленным административным истцом и составленным инженерами ФГБУ «Рослесинфорг» чертежом пересечения (наложения) границ населенного пункта села <адрес> Алтайского края с земельными участками земель лесного фонда <данные изъяты> лесничества (л.д. 36-37, 90-93, том 1, л.д. 195-203, том 2), а также выпиской из государственного лесного реестра (л.д. 107-111, том 1).

Факт пересечения границ населенного пункта и земель лесного фонда установлен в ходе мероприятий, проведенных Западно-Сибирским филиалом ФГБУ «Рослесинфорг» по поручению Федерального агентства лесного хозяйства от ДД.ММ.ГГ на основании полученной от филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Алтайскому краю информации о невозможности внесения в ЕГРН сведений о границах <данные изъяты> лесничества по причине пересечения границ лесничества с границами населенных пунктов (л.д. 35, 88-89, том 1).

Представленные административным истцом доказательства наложения границ не опровергнуты стороной административного ответчика. Кроме того, в ходе рассмотрения административного дела представитель администрации <адрес> Алтайского края и администрации <данные изъяты> сельсовета <адрес> Алтайского края <данные изъяты> действуя в соответствии с предоставленными доверенностями от ДД.ММ.ГГ полномочиями, подтвердила факт частичного включения земель лесного фонда в границы населенного пункта села <адрес> Алтайского края. При этом ею не отрицался факт того, что проект генерального плана поселения в федеральные органы исполнительной власти не направлялся, что соотносится с содержанием административного искового заявления о непоступлении проекта генерального плана для согласования в Рослесхоз.

Таким образом, в нарушение правил статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект нормативного правового акта в части включения в границы населенного пункта <адрес> сельсовета <адрес> Алтайского края земель лесного фонда не согласовывался ни с Минрегионом России, ни с Рослесхозом, что свидетельствует о существенном нарушении порядка подготовки указанного документа территориального планирования.

На основании изложенного, установив отсутствие согласования проекта генерального плана с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до его принятия, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований и признании Генерального плана муниципального образования <данные изъяты> сельсовет <адрес> Алтайского края, утвержденного решением районного Собрания депутатов <адрес> Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***, не действующим в части включения в границы <адрес> муниципального образования <адрес> сельсовет <адрес> Алтайского края земель лесного фонда в указанных административным истцом в уточненном административном иске координатах и размере (л.д. 188-194, том 2).

В целях исполнимости судебного акта установление границ пересечений подлежит определению в соответствии с чертежом пересечения (наложения) границ населенного пункта села <адрес> Алтайского края с земельными участками земель лесного фонда <данные изъяты> лесничества, составленному федеральным государственным бюджетным учреждением «Рослесинфорг».

Учитывая, что нормативный правовой акт применялся в течение длительного времени, суд исходя из разъяснений пункта 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» признает его недействующим в соответствующей части со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятом решении суда о признании нормативного правового акта недействующим подлежит опубликованию.

Согласно части 7 статьи 58 Устава муниципального образования <адрес> Алтайского края, утвержденного решением районного Собрания депутатов <адрес> Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***, официальным опубликованием муниципальных правовых актов считается опубликование их полных текстов в газете «<данные изъяты>». Следовательно, сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию указанным в Уставе способом.

Исходя из полномочий административного ответчика, а также положений пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» суд полагает, что районное Собрание депутатов <адрес> Алтайского края является надлежащим административным ответчиком.

Руководствуясь статьями 175 - 180 и 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административные исковые требования Федерального агентства лесного хозяйства к районному Собранию депутатов <адрес> Алтайского края удовлетворить.

Признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу Генеральный план муниципального образования <данные изъяты> сельсовет <адрес> Алтайского края, утвержденный решением районного Собрания депутатов <адрес> Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***, в части включения в границы <адрес> муниципального образования <данные изъяты> сельсовет <адрес> Алтайского края земель лесного фонда в квартале 91, выделы 12-14, 16, 18, 21 и 23, площадью 1,6403 га., в квартале 96, выдел 5, площадью 0,2420 га., в квартале 98, выделы 1, 2, 4, 7-10, 16-20, площадью 4,9227 га., в квартале 99, выдел 15, площадью 0,2494 га., <данные изъяты> участкового лесничества <данные изъяты> лесничества Алтайского края согласно чертежу пересечения (наложения) границ населенного пункта села <адрес> Алтайского края с земельными участками земель лесного фонда <данные изъяты> лесничества, составленному федеральным государственным бюджетным учреждением «Рослесинфорг».

Сообщение о принятом решении суда подлежит размещению в газете «<данные изъяты>» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Алтайский краевой суд.

Судья Р.В. Знаменщиков

3а-14/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Федеральное агенство лесного хозяйства
Прокуратура Алтайского края
Ответчики
Районное собрание Депутатов Калманского района Алтайского края
Другие
администрация Зимаревского сельсовета Калманского района Алтайского края
ФГБУ "Рослесинфорг" "Запсиблеспроект"
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю
Межрегиональное территориальное управление Росимущества а АК и Республике Алтай
администрация Калманского района Алтайского края
Глава администрации Калманского района Алтайского края
Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края
Сухих Алексей Сергеевич
Суд
Алтайский краевой суд
Судья
Знаменщиков Роман Витальевич
Дело на сайте суда
kraevoy.alt.sudrf.ru
03.10.2019Регистрация административного искового заявления
03.10.2019Передача материалов судье
07.10.2019Решение вопроса о принятии к производству
14.10.2019Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
16.10.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.10.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
08.11.2019Предварительное судебное заседание
14.11.2019Судебное заседание
05.12.2019Судебное заседание
24.12.2019Судебное заседание
16.01.2020Судебное заседание
18.02.2020Судебное заседание
20.02.2020Судебное заседание
25.02.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.07.2020Дело оформлено
15.07.2020Дело передано в архив
20.02.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее