Дело №а-652/2021
УИД №RS0№-47
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 марта 2021 года а. Тахтамукай
Тахтамукайский районный суд Республики Адыгея в составе:
Председательствующего Одинцова В.В.
при секретаре ФИО2
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 <адрес> Республики Адыгея в интересах неопределенного круга лиц к Управлению Роскомнадзора по <адрес> о признании информации, распространяемой в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 <адрес> Республики Адыгея в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Роскомнадзора по <адрес> о признании информации, распространяемой в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
В обоснование указал, что проведенным мониторингом сети «Интернет» посредством услуг связи, установлено, что на странице сайта с URL - адресом https: //pravaf-v-rf.com/, размещено и находится в свободном доступе предложение о продаже водительских удостоверений, вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанной страницы и скопировать информацию в электронном варианте может любой интернет-пользователь. Информация на сайте распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен. Ограничение на передачу, копирование и распространение отсутствует.
Указанный сайт содержит информацию, запрещенную законодательством Российской Федерации к размещению указанным способом. Выдача водительских удостоверений производится на основании сдачи экзаменов кандидатами в водители теоретических знаний и практических навыков в соответствии с установленной законом программой. При этом, действующими нормативно-правовыми актами плата за сдачу экзаменов не предусмотрена. Указанный выше сайт предполагает получение водительских удостоверений за плату без прохождения установленной законом процедуры обучения и получения права на управление транспортными средствами.
Считает, что распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства о порядке выдачи водительских удостоверений и подрывает основы конституционного строя в части обеспечения и защиты конституционного права граждан РФ на получение водительского удостоверения в установленном законом порядке.
Указанная информация препятствует надлежащему осуществлению деятельности по выдаче водительских удостоверений на равных условиях и в порядке, предусмотренном законодательством РФ, в связи с чем, в целях восстановления нарушенных прав граждан и во исполнение действующего законодательства, вышеуказанная информация должны быть запрещена к распространению на территории РФ.
Помощник ФИО1 <адрес> Республики Адыгея ФИО3 в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица Управления Роскомнадзора по Южному федеральному округу, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте слушания дела, в том числе путем публичного размещения информации на официальном сайте суда, в судебное заседание не явился, направил в суд ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором по заявленным исковым требованиям полагался на усмотрение суда.
Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, считает заявление обоснованным, основанным на законе и подлежащим удовлетворению.
В силу ст. 265.1 Кодекса административного судопроизводства (далее-КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее также - административное исковое заявление о признании информации запрещенной), вправе обратиться ФИО1, иные лица, которым такое право предоставлено законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.
Административное исковое заявление о признании информации запрещенной подается в районный суд по адресу административного истца либо по адресу или месту жительства административного ответчика.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее-Закон №) информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.
Информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).
Информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется на: 1) информацию, свободно распространяемую; 2) информацию, предоставляемую по соглашению лиц участвующих в соответствующих отношениях; 3) информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению; 4) информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.
Согласно ч. ч. 1, 6 ст. 10 Закона № в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Частью 1 ст. 15 Закона № предусмотрено, что на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (ч. 5 ст. 15 Закона №). Статья 9 указанного закона предусматривает возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с ч. 1 ст. 15.1 Закона № в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
В силу п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Закона № в качестве основания для включения в реестр сведений является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В соответствии с ч.ч. 2 и 4 ст. 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» право на управление транспортными средствами предоставляется лицам, сдавшим соответствующие экзамены, при соблюдении условий, перечисленных в статье 26 данного Федерального закона. Проведение экзаменов на право управления транспортными средствами (далее - экзамены), определение состава технических средств контроля, предназначенных для проведения экзаменов, требований к указанным техническим средствам и условий их применения, а также выдача водительских удостоверений осуществляется в порядке, установленном Правительством ? Российской Федерации.
Право на управление транспортными средствами подтверждается водительским удостоверением, а в предусмотренных Федеральным законом и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях случаях временным разрешением на право управления транспортными средствами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2014г. № утверждены «Правила проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений (далее - Правила), которыми установлен порядок сдачи гражданами квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортный средствами и выдачи водительских удостоверений подразделениями Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Пунктом 9 Правил установлено, что у лиц желающих получить право на управление транспортными средствами соответствующих категорий или подкатегорий проводятся теоретические и практические экзамены.
Согласно п. 26 Правил, Российские национальные водительские удостоверения выдаются лицам, достигшим установленного возраста, имеющим соответствующее медицинское заключение, успешно сдавшим экзамены, предусмотренные п. 9 настоящих Правил.
Таким образом, выдача водительских удостоверений производится на основании сдачи экзаменов кандидатами в водители теоретических знаний и практических навыков в соответствии с установленной законом программой. При этом, действующими нормативно-правовыми актами плата за сдачу экзаменов не предусмотрена.
Указанный выше сайт предлагает получение водительских удостоверений за плату без прохождения установленной законом процедуры обучения получения права на управление транспортными средствами, в том числе проводкой по ГИБДД.
Согласно ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «Об информации, информационных технологиях и о защите информации (далее Закон № 149-ФЗ) информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
Согласно п. 6 ст. 10 Закона № 149-ФЗ, в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст. 15 Закона № 149-ФЗ, передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Согласно п. 6 ст. 10 Закона № 149-ФЗ запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
При этом статьей 327 УК РФ установлена уголовная ответственность за подделку удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, а также за использование заведомо подложного документа.
В силу п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ основаниями для включения в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Статьей 9 Закона № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Судом установлено, что указанный сайт содержит информацию, запрещенную законодательством Российской Федерации к размещению указанным способом. Выдача водительских удостоверений производится на основании сдачи экзаменов кандидатами в водители теоретических знаний и практических навыков в соответствии с установленной законом программой. При этом, действующими нормативно-правовыми актами плата за сдачу экзаменов не предусмотрена. Указанный выше сайт предполагает получение водительских удостоверений за плату без прохождения установленной законом процедуры обучения и получения права на управление транспортными средствами.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства о порядке выдачи водительских удостоверений и подрывает основы конституционного строя в части обеспечения и защиты конституционного права граждан РФ на получение водительского удостоверения в установленном законом порядке.
Указанная информация препятствует надлежащему осуществлению деятельности по выдаче водительских удостоверений на равных условиях и в порядке, предусмотренном законодательством РФ, в связи с чем, в целях восстановления нарушенных прав граждан и во исполнение действующего законодательства, вышеуказанная информация должны быть запрещена к распространению на территории РФ.
Согласно ст. 2 Закона № информационно-телекоммуникационная сеть — технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
В соответствии с п. 1 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, Единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - единый реестр) создается в целях ограничения доступа к сайтам в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Пунктами 2, 3, 5 вышеуказанных Правил предусмотрено, что создание единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, ведение единого реестра осуществляется в электронной форме в ежедневном круглосуточном режиме.
Основаниями для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие запрещенную информацию, являются: а) решения уполномоченных федеральных органов исполнительной власти; б) вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией.
Признание информации, размещенной на сайте с адресом https: //pravaf-v-rf.com/, запрещенной к распространению, позволит внести ее в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» в соответствии со ст. 15.1 Закона №.
В судебном заседании установлено, что проведенным прокуратурой ФИО1 <адрес> Республики Адыгея мониторингом сети «Интернет» посредством услуг связи, установлено, что на странице сайта с URL - адресом https: //pravaf-v-rf.com/, размещено и находится в свободном доступе предложение о продаже водительских удостоверений, вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанной страницы и скопировать информацию в электронном варианте может любой интернет-пользователь.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, является одним из способов защиты гражданских прав.
Согласно ст. 39 Кодекса Российской Федерации об административном судопроизводстве (далее – КАС РФ) ФИО1 вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, Роскомнадзор осуществляет создание, формирование и ведение единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Судом установлено, что на момент проверки данные указанной страницы, на которой размещена статья, в едином реестре отсутствуют.
Таким образом, суд считает заявленные ФИО1 в интересах неопределенного круга лиц исковые требования подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1 <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Управлению Роскомнадзора по <адрес> о признании информации, распространяемой в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, удовлетворить полностью.
Признать информацию, содержащуюся в информационно коммуникационной сети «Интернет» по URL-адресу: https: //pravaf-v-rf.com/, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Копию вступившего в законную силу решения суда направить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по <адрес>) для включения сайта в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Решение суда немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Адыгея через Тахтамукайский районный суд Республики Адыгея в течение месяца со дня его вынесения.
Судья Одинцов В.В.