Решение по делу № 7п-62/2017 от 26.07.2017

Судья Арджанова Э.Ш. дело № 7п-62/2017

РЕШЕНИЕ

город Йошкар-Ола 27 июля 2017 года

Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Салихова Э.И.,

при секретаре Пайгельдиной В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Соколова В.А. и его защитника Никифоровского Г.Ю. на постановление судьи Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 19 июля 2017 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении гражданина <...> Соколова В. А., родившегося <дата> в городе <адрес> <...>, проживающего по адресу: <...>, <адрес>, состоящего в браке, иждивенцев не имеющего, не работающего, ранее не привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородных правонарушений,

у с т а н о в и л а:

постановлением судьи Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 19 июля 2017 года гражданин <...> Соколов В.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере <...> с административным выдворением за пределы
Российской Федерации в форме принудительного выдворения.

В целях исполнения назначенного наказания в виде административного выдворения судьей определено поместить Соколова В.А. в Центр временного содержания иностранных граждан МВД по Республике Марий Эл.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Марий Эл,
Соколов В.А. и его защитник Никифоровский Г.Ю. выражают несогласие с постановлением по делу об административном правонарушении в части назначенного судьей административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации. В жалобе указывается, что судьей не было учтено семейное положение Соколова В.А., состоящего с <дата> в браке с гражданкой России, а также конкретные обстоятельства дела, свидетельствующие о том, что Соколов В.А. не имел намерения уклоняться от выезда с территории Российской Федерации, нарушил срок пребывания в связи с тем, что собирал документы для оформления разрешения на временное проживание в Российской Федерации, срок выдачи которых затянулся, <дата> сам явился в орган миграционного учета со всеми документами, ранее не привлекался к административной ответственности за совершение однородных правонарушений, хотя многократно приезжал в Российскую Федерацию, где осуществлял трудовую деятельность на основании патента, платил налоги.

В судебном заседании Соколов В.А. жалобу поддержал, пояснил аналогично изложенному в жалобе, дополнил, что уплатил административный штраф, назначенный судьей <дата>.

Защитник Соколова В.А. Никифоровский Г.Ю. поддержал позицию своего подзащитного, дал соответствующие объяснения.

В судебном заседании свидетель <...>А. показала, что является супругой Соколова В.А., с которым знакомы около года, проживают в принадлежащем ей доме одной семьей с ее детьми (дочерью и несовершеннолетним сыном), ведут общее хозяйство, в том числе держат домашний скот и птицу, обрабатывают земельный участок. С супругом имеют совместные планы на будущее в Республике Марий Эл. Ее проживание с Соколовым В.А. на <...> в настоящее время невозможно, так как в Республике Марий Эл проживают ее престарелые родители, нуждающиеся в уходе.

Выслушав объяснения Соколова В.А., его защитника и показания свидетеля, изучив доводы жалобы, материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган, либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ).

Согласно статье 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года
№ 115-ФЗ законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.

Как следует из пункта 2 статьи 5 данного Закона, временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в данном пункте.

Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года
№ 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (далее – Федеральный закон от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ) иностранный гражданин или лицо без гражданства, уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как усматривается из материалов дела, <дата> в <...> в <...> установлен гражданин <...> Соколов В.А., прибывший в Российскую Федерацию <дата> в порядке, не требующем получения визы, который с <дата>, то есть по истечении срока временного пребывания, установленного Федеральным законом от 25 июля 2002 года
№ 115-ФЗ, уклонялся от выезда из Российской Федерации, нарушая тем самым режим пребывания (проживания) в Российской Федерации.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении, рапортом, письменными объяснениями Соколова В.А., копиями паспорта, миграционной карты, отрывной части бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина, свидетельства о заключении брака, досье иностранного гражданина, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

Таким образом, совершенное Соколовым В.А. деяние образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ.

Вину в совершении указанного административного правонарушения Соколов В.А. признал.

Таким образом, правомерность привлечения Соколова В.А. к административной ответственности по части 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ сомнений не вызывает.

Вместе с тем с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела имеются основания для изменения обжалуемого судебного акта в части назначенного наказания.

Санкция части 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ в качестве административного наказания предусматривает наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.В соответствии с общими правилами назначения административного наказания административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 КоАП РФ). При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 2 статьи 4.1 КоАП РФ).

Назначение дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, такой меры ответственности, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.

Согласно части 2 статьи 1.1 КоАП РФ данный Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации.

В силу положений статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 04 ноября 1950 года) каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

Из материалов дела усматривается, что на территории Российской Федерации проживает супруга Соколова В.А.: <...>А., <дата> года рождения - гражданка Российской Федерации (свидетельство о заключении брака <дата>), которая при даче суду показаний подтвердила наличие фактических брачных отношений с Соколовым А.В., факт совместного проживания и ведения общего хозяйства, заботы об ее несовершеннолетнем сыне, совместных планах на будущее, отсутствия возможности ее выезда с супругом за пределы Российской Федерации вследствие необходимости ухода за ее престарелыми родителями.

В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства вынесено решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации, о депортации либо передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, - в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, что не исключает серьезного вмешательства со стороны государства в осуществление права Соколова В.А. на уважение семейной жизни.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении от 15 июля 1999 года
№ 11-П, конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения. В развитие данной правовой позиции Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 27 мая 2008 года № 8-П указал, что меры, устанавливаемые в уголовном законе в целях защиты конституционно значимых ценностей, должны определяться исходя из требования адекватности порождаемых ими последствий (в том числе для лица, в отношении которого они применяются) тому вреду, который причинен в результате преступного деяния, с тем чтобы обеспечивались соразмерность мер уголовного наказания совершенному преступлению, а также баланс основных прав индивида и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от преступных посягательств.

Приведенные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации могут быть распространены и на административную ответственность.

В постановлении от 14 февраля 2013 года № 4-П Конституционный Суд Российской Федерации также признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 2003 года № 3-П, от 13 марта 2008 года № 5-П, от 27 мая 2008 года № 8-П, от 13 июля 2010 года № 15-П, от 17 января 2013 года № 1-П, от 17 февраля 2016 года № 5-П и другие).

В рассматриваемом случае обстоятельств, отягчающих административную ответственность, судьей районного суда не установлено.

С учетом личности Соколова В.А., который ранее к административной и уголовной ответственности не привлекался, норм миграционного законодательства в течение 10 лет общего времени пребывания на территории Российской Федерации не нарушал, ранее был официально трудоустроен в Российской Федерации, работал на основании оформленного патента, с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела, свидетельствующих о том, что Соколов В.А. подготовил все документы для сдачи в уполномоченный орган для получения разрешения на временное проживание в Российской Федерации, включая заявление и уплату государственной пошлины, на всех стадиях производства по настоящему делу об административном правонарушении с момента его возбуждения вину в совершении административного правонарушения признавал, последовательно указывал, что нарушил срок временного пребывания в связи с задержкой в оформлении документов, по собственной инициативе явился в орган миграционного учета <дата>, уплатил назначенный судьей административный штраф, а также с учетом обстоятельств, установленных посредством исследования письменных доказательств, объяснений
Соколова В.А. и показаний <...>А., указывающих на нарушение права Соколова В.А. на уважение семейной жизни, назначение ему административного наказания в виде административного выдворения не будет отвечать целям административного наказания и повлечет нарушение международных принципов и норм.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

Принимая во внимание выраженную в упомянутых постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации правовую позицию, постановление судьи районного суда, вынесенное в отношении
Соколова В.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ, подлежит изменению путем исключения из него указания на назначение Соколову В.А. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л а:

жалобу Соколова В.А. и его защитника Никифоровского Г.Ю. удовлетворить.

Постановление судьи Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 19 июля 2017 года, вынесенное в отношении Соколова В. А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить.

Исключить из него указание на назначение Соколову В.А. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.

В остальной части названное судебное постановление оставить без изменения.

Судья Э.И. Салихова

7п-62/2017

Категория:
Административные
Статус:
Изменено
Другие
Соколов В.А.
Суд
Верховный Суд Республики Марий Эл
Судья
Салихова Элиза Илдаровна
Статьи

1.1

18.8

Дело на странице суда
vs.mari.sudrf.ru
26.07.2017Материалы переданы в производство судье
27.07.2017Судебное заседание
27.07.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее