Дело № 2-1104/2015
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«08» сентября 2015 года город Ярцево Смоленской области
Ярцевский городской суд Смоленской области в составе председательствующего судьи Коржаковой О.И., при секретаре Аксёновой Л.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Смоленской области к Негосударственному специализированному (коррекционному) образовательному учреждению для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями Центру лечебной педагогики и дифференцированного обучения «Преодоление» о ликвидации некоммерческой организации и возложении обязанностей по осуществлению ее ликвидации,
установил:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Смоленской области обратилось в суд с иском к Негосударственному специализированному (коррекционному) образовательному учреждению для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями Центру лечебной педагогики и дифференцированного обучения «Преодоление» (далее – НОУ ЦЛП «Преодоление»), указав, что ответчиком нарушены требования действующего законодательства, выразившиеся в неоднократном непредставлении некоммерческой организацией в установленный срок сведений о своей деятельности, о персональном составе ее руководящих органов, о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, а также документов, необходимых для государственной регистрации изменений сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени некоммерческой организации.
Просит суд ликвидировать некоммерческую организацию Негосударственное специализированное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения «Преодоление»; назначить ликвидационную комиссию из учредителей организации – Ткачевой И.Л. и Тетеревой О.С.; обязать ликвидационную комиссию совершить действия по ликвидации юридического лица.
Представитель истца Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Смоленской области о времени и месте слушания дела извещен, просил рассмотреть дело без участия своего представителя.
Представитель третьего лица Межрайонной ИФНС России № по <адрес> в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен, сведений о своей неявке не представил.
Третье лицо Ткачева И.Л. в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела уведомлены, сведений о своей неявке не представили.
В соответствии с ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Тетерева О.С., действующая за себя и в интересах Негосударственного специализированного (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения «Преодоление», требования не признала, просила отказать в удовлетворении иска, пояснив, что требования закона о предоставлении отчетов не были размещены в сети Интернет и в средствах массовой информации, не были исполнены в связи с нехваткой денежных средств.
Выслушав Тетереву О.С., действующую за себя и в интересах Негосударственного специализированного (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения «Преодоление», исследовав письменные доказательства, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона от <нет данных> №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Федерального закона №7-ФЗ) некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Заявление в суд о ликвидации некоммерческой организации вносится прокурором соответствующего субъекта Российской Федерации, уполномоченным органом или его территориальным органом.
В силу п.п. 3 п. 3 статьи 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда, в частности, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
Согласно п.3 ст.32 Федерального закона №7-ФЗ предусмотрена обязанность некоммерческих организаций, за исключением указанных в п.3.1 данной статьи, представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц, без гражданства по формам и в сроки, определенным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от <нет данных>г. № 1313, Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе религиозных организаций.
Порядок осуществления данного надзора установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от <нет данных>г. № (далее - Положение).
Приказом Министерства юстиции РФ от <нет данных> № «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций» утверждены формы отчетов ОН 0001 и ОН 0002 для некоммерческих организаций.
На основании п.3.1 ст.32 Федерального закона №7-ФЗ некоммерческие организации, учредителями (участками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляю в уполномоченный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в срок, которые определяются уполномоченным органом.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от <нет данных> № «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» указанные отчеты или заявление представляются в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принимать решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
В соответствии с требованиями п. 3.2 ст.32 Федерального закона №7-ФЗ некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, - один раз в полгода размещать в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган.
Некоммерческие организации, указанные в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности.
Порядок и сроки размещения указанных отчетов и сообщений определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минюста РФ от <нет данных> № «О порядке размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций» определены правила размещения в сети Интернет отчетов некоммерческих организаций о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в Минюст России или его территориальный орган, согласно которым отчеты и сообщения размещаются на информационном ресурсе Минюста России в сети Интернет, предназначенном для размещения отчетов и сообщений, доступ к которому осуществляется через официальный сайт Минюста России (www.minjust.ru) в срок не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
Судом установлено, что <нет данных> на основании решения о государственной регистрации, принятого Минюстом России, было зарегистрировано Негосударственное специализированное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями Центру лечебной педагогики и дифференцированного обучения «Преодоление», в настоящее время является действующим юридическим лицом (л.д.9-10, 149-153, 155-156).
Между тем в нарушение требований федерального законодательства, ответчик неоднократно не представлял в уполномоченный орган отчеты и не размещал в сети Интернет, а также не предоставлял средствам массовой информации для опубликования отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган или сообщение о продолжении деятельности за <нет данных>.
В связи с этим, истцом в адрес НОУ ЦЛП «Преодоление» <нет данных> были направлены предупреждения об устранении выявленных нарушений, уведомление о явке, которые были получены Ткачевой И.Л. (л.д. 22, 25, 28). По данным фактам <нет данных>, <нет данных>, <нет данных> представителем истца были составлены протоколы об административном правонарушении в отношении последнего (л.д. 23, 26, 29). После чего мировым судьей судебного участка № в МО «<адрес>» <адрес> от <нет данных>, <нет данных>, <нет данных> в отношении НОУ ЦЛП «Преодоление» вынесены постановления о наложении на последнее штрафов в размере <данные изъяты> рублей, по каждому постановлению (л.д. 24, 27, 30-31).
Кроме этого, <нет данных> в Управление Министерства юстиции РФ по Смоленской области от некоммерческой организации НОУ ЦЛП «Преодоление» поступили: информация о продолжении деятельности общественной организации за <нет данных> и пустые отчеты по формам ОН 0001, ОН 0002 и ОН 0003 <нет данных> (л.д. 32-36).
Из указанных документов усматривается, что Генеральным директором НОУ ЦЛП «Преодоление» является Тетерева О.С., при этом, Ткачева И.Л. указана в качестве заместителя генерального директора, что не соответствует сведениям, содержащимся в едином государственном реестре юридических лиц и учетном деле Управления, согласно которым генеральным директором некоммерческой организации является Ткачева И.Л.
На основании п.7 ст.32 Федерального закона №7-ФЗ некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган. Решение о направлении соответствующих документов в регистрирующий орган принимается в том же порядке и в те же сроки, что и решение о государственной регистрации. При этом перечень и формы документов, которые необходимы для внесения таких изменений, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Однако, НОУ ЦЛП «Преодоление» необходимые для регистрации документы в Управление не представило.
В связи с этим в отношении ответчика было вынесено представление об устранении нарушений действующего законодательства (л.д. 37, 38). По данному факту представителем истца <нет данных> был составлен протокол об административном правонарушении (л.д. 39-40). После чего <нет данных> мировым судьей судебного участка № в МО «<адрес>» <адрес> было вынесено постановление о наложении на ответчика за данное нарушение законодательства штрафа в размере <данные изъяты> рублей (л.д. 41-42).
До настоящего времени в нарушение требований действующего законодательства указанные сведения ответчиком в адрес Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Смоленской области представлены не были.
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 18.07.2003г. № 14-П отражено, что отсутствие в пункте 2 статьи 61 ГК РФ конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, то есть его прекращению без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов. Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных частью 3 статьи 55 Конституции РФ критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, оспариваемая норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду - с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных ими последствий, - принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.
Таким образом, исходя из конституционно-правового смысла указанных норм, юридическое лицо, в том числе, некоммерческую организацию, нельзя ликвидировать лишь по формальному признаку неоднократности нарушений требований закона даже при условии их доказанности. При этом характер допущенных юридическим лицом нарушений, а также вызванные ими последствия должны быть настолько существенными и неустранимыми, чтобы восстановление законности было возможно только путем его ликвидации.
Ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.
По смыслу п. 10 ст. 32 Федерального закона №7-ФЗ неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений о свей деятельности, о персональном составе ее руководящих органов, о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, а также не предоставление некоммерческой организацией в установленный срок документов, необходимых для государственной регистрации изменений сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени некоммерческой организации, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
Данное законоположение является гарантией осуществления контроля за соблюдением некоммерческой организацией требований действующего законодательства РФ, поскольку неисполнение организацией требований, предусмотренных п. 3 ст. 32 ФЗ «О некоммерческих организациях», в сроки, установленные п. 2 Постановления Правительства РФ от <нет данных> № 212, существенно затрудняет выполнение уполномоченным органом его функций, возложенных Указом Президента РФ от <нет данных> № 1313.
Судом установлено, что НОУ ЦЛП «Преодоление» не исполняет свои обязанности по представлению документов, указанных в п. 3 ст. 32 ФЗ «О некоммерческих организациях». На момент обращения Управления Министерства юстиции РФ с иском в суд нарушения законодательства ответчиком устранены не были, доказательств иного суду не представлено.
При таких обстоятельствах, учитывая, что доводы Управления о нарушении ответчиком обязанностей, возложенных на некоммерческую организацию положениями ст. 32 ФЗ «О некоммерческих организациях», нашли подтверждение при рассмотрении дела, ответчиком опровергнуты не были, допущенные нарушения в силу п. 10. ст. 32 указанного Федерального закона могут служить основанием для ликвидации данной некоммерческой организации, поскольку носят неоднократный систематический характер, в связи с чем, имеются основания для удовлетворения заявленных исковых требований.
Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица (п.5 ст.61 ГК РФ).
Таким образом, суд возлагает на учредителей (участников) НОУ ЦЛП «Преодоление» - Ткачеву И.Л. и Тетереву О.С. обязанность по осуществлению в соответствии со ст.ст. 61-64 ГК РФ действий по ликвидации юридического лица - Негосударственного специализированного (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями Центру лечебной педагогики и дифференцированного обучения «Преодоление».
По правилам статьи 103 ГПК РФ с некоммерческой организации в доход бюджета МО «Ярцевский район» Смоленской области подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Ликвидировать Негосударственное специализированное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями Центру лечебной педагогики и дифференцированного обучения «Преодоление».
Назначить ликвидаторами Негосударственного специализированного (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями Центру лечебной педагогики и дифференцированного обучения «Преодоление» учредителей (участников) Ткачеву И.Л. и Тетереву О.С., которых обязать совершить действия по ликвидации юридического лица в соответствии со статьями 61-64 Гражданского Кодекса Российской Федерации.
Взыскать с Негосударственного специализированного (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями Центру лечебной педагогики и дифференцированного обучения «Преодоление» государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей в доход бюджета муниципального образования «Ярцевский район» Смоленской области
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ярцевский городской суд Смоленской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья: О.И.Коржакова