Дело № 2-401/2023
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Хабаровск 08 февраля 2023 года
Центральный районный суд г. Хабаровска в составе председательствующего судьи Мальцевой Л.П.,
при секретаре судебного заседания Соловьевой А.П.,
с участием истца Кузнецовой И.В., её представителя Юлдашевой О.В.,
представителя ответчика Водопьянова Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузнецовой Ирины Валерьевны к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края о включении в список, предоставлении жилого помещения,
установил:
Кузнецова И.В. обратилась в суд с иском к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края о включении в список, предоставлении жилого помещения. В обоснование заявленных требований указала, что Кузнецова Ирина Валерьевна, ДД.ММ.ГГГГ г.р., в прошлом относилась к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. Решением Исполнительного комитета районного Совета депутатов трудящихся ЕАО от ДД.ММ.ГГГГ № определена в Дом ребенка. С 1976 г. воспитывалась и обучалась в Семисточенской вспомогательной школе. Далее, с 1980 г. являлась воспитанницей школы-интернат <адрес>. С1988 г. по настоящее время проживает в КГКУ «Хабаровский дом-интернат для престарелых и инвалидов №». В периоды нахождения в стационарных учреждениях Кузнецову И.В. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении не поставили, в список лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного фонда не включили. В силу изложенных ниже обстоятельств имеются все основания утверждать, что вышеупомянутое бездействие органов опеки и попечительства, а также Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (Ответчик) является нарушением положений законодательных актов, регулирующих порядок обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. С учетом действовавшего на тот момент законодательства, орган опеки и попечительства должен был принять меры по постановке истца на учет. Учетное дело Кузнецовой И.В. не было сформировано в установленном порядке органами местного самоуправления и не передано в Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края по причинам, не зависящим от Кузнецовой И.В. Своевременная постановка истца на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения зависела, в том числе от уполномоченных должностных лиц органов опеки и попечительства, которые в силу закона обязаны были надлежащим образом выполнять свои обязанности по защите моих прав в тот период времени, когда Кузнецова И.В. была несовершеннолетней. То обстоятельство, что Кузнецова И.В. своевременно не была включена в список дет сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечен благоустроенными помещениями специализированного государственного жилищного фонда края по договорам найма специализированных жил помещений, не может являться основанием для отказа в реализации предусмотренного законом права. Кузнецова И.В. практически с рождения до настоящего времени находилась в различи государственных учреждения, сначала - в предназначенных для детей, оставшихся без попечения родителей, затем - в Хабаровском доме-интернате для престарелых и инвалидов №, в связи с имеющейся с детства инвалидностью, установленной бессрочно, наличием заболевания (легкая умственная отсталость). В связи с имеющимся заболеванием и нахождением большей части своей жизни в различных учреждениях, Кузнецова И.В. не имела возможности знать о предоставлении жилья вышеуказанным категориям лиц. При таких обстоятельствах, факт достижения Кузнецовой И.В. 23-летнего возраста не является основанием для отказа в предоставлении жилого помещения, поскольку истец не встала на учет в качестве нуждающейся в жилом помещен до указанного возраста по уважительным причинам, что не может являть основанием для лишения её гарантированного и нереализованного права внеочередное предоставление жилья, которое не было ею получено. На основании изложенного, просит обязать Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского рая включить Кузнецова Ирину Валерьевну в список детей-сирот и детей, ставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежавших обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Хабаровского края по договорам найма специализированных жилых помещений. Обязать Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского рая предоставить Кузнецовой Ирине Валерьевне благоустроенное жилое помещение специализированного государственного жилищного фонда Хабаровского края по договору найма специализированного жилого помещения в виде отдельной квартиры по норме общей площади 18 кв.м, на состав семьи из 1 человека в <адрес>.
Истец в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме, настаивала на удовлетворении по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель истца в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, настаивал на удовлетворении по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился, по доводам, изложенным в письменных возражениях, просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Выслушав истца, представителя истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходи к следующему.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ч. 1 ст. 7, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39 ч. 1).
Осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенных категорий граждан (детей-сирот, нетрудоспособных, малообеспеченных и др.), для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию. Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, ее виды и размере устанавливаются законом (ст. 39 ч. 2 Конституции Российской Федерации), в том числе исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовых и иных средств и возможностей.
Как установлено в судебном заседании, согласно свидетельства о рождении № №№ Кузнецова Ирина Валерьевна, родилась ДД.ММ.ГГГГ, о чем в книге регистрации актов о рождении ДД.ММ.ГГГГ году произведена запись за №. Родителями являются: отец ФИО2, Мать ФИО3.
Согласно справке о смерти №№ ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., умер ДД.ММ.ГГГГ, о чем составлена запись акта № от ДД.ММ.ГГГГ году.
Согласно справке о смерти №№ ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ, умерла ДД.ММ.ГГГГ, о чем составлена запись акта № от ДД.ММ.ГГГГ году.
Решением Исполнительного комитета районного Совета депутатов трудящихся ЕО от ДД.ММ.ГГГГ № Кузнецова И.В. определена в дом ребенка, поскольку родители ребёнка лишены родительских прав, мать умерла.
Кузнецова Ирина Валерьевна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом второй группы с детства, инвалидность установлена: бессрочно, что подтверждается справкой Сер. № №.
ДД.ММ.ГГГГ между КГБУ «Хабаровский дом-интернат для престарелых и инвалидов» и Кузнецовой И.В. заключен договор о предоставлении социальных услуг №, согласно которому заказчик поручает, а Исполнитель обязуется оказать социальные услуги Заказчику на основании индивидуальной программы предоставления социальных услуг Заказчика, выданной в установленном порядке, которая является неотъемлемой частью настоящего договора, а Заказчик обязуется оплачивать указанные Услуги (п.1 Договора).
Согласно п. 6.1. Договора настоящий договор вступает в силу со дня его подписания сторонами и действует до момента окончания действий индивидуальной программы предоставления социальных услуг.
Из индивидуальной программы предоставления социальных услуг Министерства социальной защиты населения Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что Кузнецовой И.В. предоставлена площадь жилого помещения согласно нормативам, утвержденным Правительством края с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Из ответа Администрации «Бабстовское сельское поселение» Ленинского муниципального района ЕАО от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что в связи с обращением Кузнецовой И.В. администрация Бабстовского сельского поселения сообщает, что информацией о постановке Кузнецовой И.В. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении не располагает.
Из ответа Администрации Муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что архивный отдел администрации Ленинского муниципального района сообщает, что сведений о постановке на учет Кузнецовой И.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р. в качестве нуждающейся в получении жилья, в фондах архива, за указанный период, не обнаружено.
Из ответа Департамента социальной защиты населения правительства ЕАО от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что с заявлением о включении сведений о Кузнецовой И.В. в список Кузнецова И.В. либо её законный представитель не обращались. Личное дело Кузнецовой И.В. в архиве департамента социальной защиты населения правительства Еврейской автономной области отсутствует. В департаменте социальной защиты населения правительства Еврейской автономной области отсутствуют сведения, подтверждающие, что Кузнецова И.В. относились к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Из ответа Министерства образования и науки Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Кузнецова И.В. не относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (старше 23 лет), выдать справку о статусе не представляется возможным. В архивных журналах первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей, органов опеки <адрес> (до 2011 года), отсутствуют сведения о Кузнецовой И.В. Информацией о лишении граждан родительских прав в отношении Кузнецовой И.В. отдел опеки не располагает.
Согласно уведомлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ №№ за Кузнецовой И.В. прав на имевшиеся у неё объекты недвижимости не зарегистрировано.
Из указанного следует, что Кузнецова И.В. относится к лицам, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем, на него распространяются нормы Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 г. «О дополнительных мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Из представленных суду данных следует, что Кузнецова И.В. не имеет в собственности жилого помещения, что подтверждается материалами дела.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому право на жилище (ст. 40), социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39 ч. 1).
Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст. 1 названного Федерального закона, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений (п. 2 ст. 8).
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи (п.3 ст.8).
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет.
Согласно п. 4 ст. 8 Закона проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц, в том числе в связи с тем, что жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации.
Согласно п. 8 ст. 8 Закона дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п. 9 ст. 8 Закона).
В соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Жилищного кодекса РФ распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Отношения, связанные с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Хабаровского края, благоустроенными жилыми помещениями государственного жилищного фонда края, регулирует Закон Хабаровского края № 253 от 10.12.2012 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Хабаровском крае», положения которого соответствуют Жилищному кодексу РФ и вышеприведенным положениям ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996.
Согласно ч. 2 ст. 2 Закона Хабаровского края № 253 от 10.12.2012 право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, установленным настоящим законом, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Постановлением Губернатора Хабаровского края от 25.04.2006 № 96 «О мерах по совершенствованию управления государственным жилищным фондом Хабаровского края» Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края определено специально уполномоченным органом по управлению и распоряжению государственным жилищным фондом края и наделено полномочиями: по организации ведения учета государственного жилищного фонда края; учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых из государственного жилищного фонда края по договорам социального найма; по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда края (пп. 2.2.1); по принятию решений о предоставлении жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда края (п. 2.5.).
Согласно ст. 1 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ) истец до достижения возраста 18 лет относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, а в возрасте от 18 до 23 лет - к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Суд принимает во внимание, что закрепление в Конституции Российской Федерации обязанности государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не подразумевает право этих граждан на получение мер социальной поддержки без ограничения каким-либо сроком, в течение которого социально незащищенная категория граждан требует особого внимания.
Аналогичная правовая позиция изложена в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденной Президиумом Верховного Суда РФ 20 ноября 2013г., согласно которой до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилыми помещениями должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996г. № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Вместе с тем отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им жилого помещения. В случае признания причин, в силу которых истец своевременно не был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, уважительными, требование об обеспечении жилым помещением подлежит удовлетворению.
Положениями ст. 121 Семейного кодекса РФ установлено, что защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав возлагается на органы опеки и попечительства, которые ведут учет таких детей, обеспечивают защиту их прав и интересов, осуществляют контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.
Своевременная постановка истца на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения зависела, в том числе от уполномоченных должностных лиц органов опеки и попечительства, которые в силу закона обязаны были надлежащим образом выполнять свои обязанности по защите прав истца в тот период времени, когда она была несовершеннолетней.
То обстоятельство, что истец своевременно не была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными помещениями специализированного государственною жилищного фонда края по договорам найма специализированных жилых помещений, не может являться основанием для отказа в реализации предусмотренного законом права.
Причины, по которым Кузнецова И.В. ранее не обратилась в Министерство жилищно-коммунального хозяйства с соответствующим заявлением, суд считает уважительными.
Как следует из указанных выше материалов дела, истец с рождения до настоящего времени находилась в различных государственных учреждения, сначала – в предназначенных для детей, оставшихся без попечения родителей, затем – в Хабаровском доме-интернате для престарелых и инвалидов № в связи с имеющейся с детства инвалидностью, установленной бессрочно, наличием заболевания (легкая умственная отсталость).
Какие-либо законные основания для ограничения Кузнецовой И.В. в жилищных прав отсутствуют.
При таких обстоятельствах, факт достижения истцом 23-летнего возраста не является основанием для отказа в предоставлении жилого помещения, поскольку истец не встала на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении до указанного возраста по уважительным причинам, что не может являться основанием для лишения ее гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было истцом получено.
Таким образом, учитывая установленные обстоятельства, свидетельствующие о том, что истец не является собственником жилого помещения, а также приведенные выше нормы материального права, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования о включении в список подлежат удовлетворению, Кузнецова И.В., как нуждающаяся в жилом помещении, подлежит включению в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежавших обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Хабаровского края по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В силу действующего жилищного законодательства обязанность по предоставлению жилого помещения во внеочередном порядке лицу, относящемуся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возникает в случае признания его нуждающимся в жилье.
В соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются в том числе не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, а также являющиеся таковыми, но обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии с Федеральным законом от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», с 01.01.2013 предусмотрен иной порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В силу ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», новому порядку обеспечения жилыми помещениями придана обратная сила в том случае, если до 01.01.2013 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями.
Пунктом 9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено сохранение права на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке ст. 8 настоящего закона за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
С 01.01.2013 такие граждане обеспечиваются жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения (п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ).
Предоставление жилых помещений нуждающимся в них детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа должно быть обеспечено немедленно при наступлении предусмотренных в п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ обстоятельств: достижение совершеннолетия, приобретение полной дееспособности до достижения совершеннолетия, окончание срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также завершение обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончание прохождения военной службы по призыву, либо окончание отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, на территории Хабаровского края установлен Законом Хабаровского края от 10 декабря 2012 года № 253 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Хабаровском крае» (в ред. Законов Хабаровского края от 25.12.2013 № 332, от 26.02.2014 № 348, от 25.06.2014 № 370, от 30.07.2014 № 374), согласно ст.ст. 2, 5 которого детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного государственного жилищного фонда края по договорам найма специализированных жилых помещений. Срок действия договора найма специализированного жилого помещения составляет пять лет. Жилые помещения специализированного государственного жилищного фонда края предоставляются без учета членов семьи, по месту их жительства на территории края в виде отдельной квартиры по норме общей площади жилого помещения - 18 квадратных метров.
Доводы представителя ответчика, заявленные в возражениях на исковое заявление, на основании которых просят в удовлетворении исковых требований отказать, суд находит необоснованными и подлежащими отклонению.
Материалами дела подтверждается, что Кузнецова И.В. проживает в <адрес>. До настоящего времени жилым помещением не обеспечена.
Таким образом, на основании изложенных норм права, Кузнецова И.В. как достигшая возраста 18 лет, относящаяся в прошлом к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и пропустившая срок для постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по уважительным причинам, имеет право на предоставление ей благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда Хабаровского края по договору найма специализированного жилого помещения размером не менее 18 квадратных метров общей площади в пределах <адрес>.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Кузнецовой Ирины Валерьевн – удовлетворить.
Обязать Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (ИНН №) включить Кузнецову Ирину Валерьевну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт серии № №) в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Хабаровского края по договорам специализированных жилых помещений.
Обязать Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (ИНН №) предоставить Кузнецовой Ирине Валерьевне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт серии № №) благоустроенное жилое помещение специализированного государственного жилищного фонда края по договору найма специализированного жилого помещения размером не менее 18 квадратных метров общей площади в пределах <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Центральный районный суд г. Хабаровска.
Мотивированное решение составлено 15.02.2023.
Судья Л.П. Мальцева
Копия верна
Судья:_____________________
(Л.П. Мальцева)
Секретарь судебного заседания
_______________(Соловьевой А.П.)
«____»_____________2023 г.
Уникальный идентификатор дела 27RS0001-01-2022-006527-62
Решение не вступило в законную силу.
Подлинник решения подшит в дело № 2-401/2023 и хранится в Центральном районном суде г. Хабаровска.