КОПИЯ |
Дело № 2-7/19
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Ишим 28 января 2019 года
Ишимский районный суд Тюменской области в составе председательствующего судьи Мищенко А.А., при секретаре Манухиной Е.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-7/2019 по исковому заявлению Администрации Тоболовского сельского поселения к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тюменской области о прекращении права собственности на невостребованные земельные доли и признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные невостребованными,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Тоболовского сельского поселения обратилась суд к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области с иском о признании права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли, мотивируя тем, что соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.1991 № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.1992 № 708 «О порядке приватизации и реорганизации агропромышленного комплекса» произведена реорганизация сельскохозяйственных предприятий и приватизация их земель, в рамках которой сельскохозяйственные угодья, закрепленные ранее за предприятиями, переданы в долевую собственность граждан.
Из содержания заявления следует, что на основании распоряжений администрации участникам долевой собственности выданы свидетельства о праве собственности на земельную долю (долю в праве собственности на земельный участок), о чем свидетельствуют списки собственников земельных долей. Между тем, на протяжении многих лет некоторые из собственников земельных долей не распоряжались ими и не принимали никаких мер по надлежащему использованию находящихся в долевой собственности земель сельскохозяйственного назначения, что негативно отражается на состоянии сельскохозяйственных угодий. Органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка бывшего АОЗТ «Опеновское», находящегося в общедолевой собственности граждан, является Администрация Тоболовского сельского поселения, которой в течение 2018 года в рамках заключенного администрацией муниципального контракта от с Муниципальным бюджетным учреждением «Земельно-градостроительная служба Ишимского муниципального района», была проведена соответствующая работа по инвентаризации земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в общей собственности, определению списка лиц, земельные доли которых могут быть признаны в установленном порядке невостребованными. В результате инвентаризации установлено, что общий список участников долевой собственности АОЗТ «Опеновское» составляет 1360 человек. Общая площадь земельной доли, предоставленной каждому собственнику земельной доли, составляет 12 га. В земельную долю каждого участника общей долевой собственности входят пашня - площадью 8,0 га, сенокос площадью 2,0 га, пастбище – площадью 2 га. Граждан, не получивших свидетельств о праве собственности на земельную долю в Тоболовском сельском поселении нет. В уставный капитал сельскохозяйственных организаций земельные доли, находящиеся в общей долевой собственности, не передавались. В соответствии с распоряжением Правительства Тюменской области от 24.11.2008 г. №1628-рп «Об образовании земельных участков, выделяемых в счет невостребованных земельных долей», протоколом общего собрания участников долевой собственности АОЗТ «Опеновское» из общего количества земельных долей 208 земельных долей ранее признаны невостребованными. В течение установленного Законом срока со дня публикации информационного сообщения в газете «Ишимская правда» от 10.04.2018 г. № 13 с заявлением об исключении из списка невостребованных сельскохозяйственных долей обратилось 14 участников общей долевой собственности.
В результате проведенной инвентаризации земель сельскохозяйственного назначения выявлено 154 невостребованных земельных долей.
Собственники 12 земельных долей умерли, не распорядившись земельными долями.
В соответствии с п.5 ст.12.1. Закона список невостребованных земельных долей представлен органом местного самоуправления поселения по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности. В связи с необходимостью утверждения списка в районной газете «Ишимская правда» от 26.06.2018 г. № 51 было опубликовано информационное сообщение о проведении общего собрания участников долевой собственности на территории Тоболовского сельского поселения с повесткой утверждения списка лиц, земельные доли которых могут быть признаны в установленном порядке невостребованными. Согласно протоколу общего собрания участников долевой собственности АОЗТ «Опеновское», собрание собственников земельных долей признано неправомочным принимать решения по вопросам повестки дня в связи с отсутствием кворума.
На основании п. 7 ст.12.1 Закона, с даты утверждения списка невостребованных земельных долей земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаны невостребованными.
Ссылаясь на обстоятельства, указанные в исковом заявлении и необходимость возвращения невостребованных земельных долей в хозяйственный оборот, а также правовые основания, предусмотренные ст.12.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» истец просил прекратить право собственности на земельные доли размером 12 га каждая в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 72:10:0000000:6, признать право собственности муниципального образования Тоболовского сельского поселения Тюменской области на указанные невостребованные земельные доли размером 16 га каждая в количестве 12 долей в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 72:10:0000000:6.
Определением суда к участию в настоящем гражданском деле в качестве соответчиков привлечены Смирнова Л.Н., Яркова З.Я., Малышева Е.С., Малинина Л.К., Бутусов С.Ф., Долговых М.А., Булгакова Л.К.
В суд представитель истца администрации Тоболовского сельского поселения не явилась, в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении о месте и времени рассмотрения дела по существу. До судебного заседания от представителя истца в лице главы администрации сельского поселения Литвиненко Ю.В. поступило заявление с просьбой рассмотреть дело без участия представителя.
В судебное заседание ответчики Смирнова Л.Н., Яркова З.Я., Малышева Е.С. не явились, в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении о месте и времени рассмотрения дела по существу.
До судебного заседания от ответчика Малышевой Е.С. поступили возражения относительно требований истца, согласно которым она является наследником после смерти Малыгиной А.С., в настоящее время земельная доля передана в пользование ООО «Опеновское» по договору аренды.
Ответчик Смирнова Л.Н. в судебном заседании 14 ноября 2018 года пояснила, что приняла наследство после смерти Удаловой У.С., земельная доля передана в пользование по договору аренды.
Ответчики Малинина Л.К., Бутусов С.Ф., Долговых М.А., Булгакова Л.К. в судебное заседание не явились.
В соответствии с положениями части 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Согласно абз. 3 п. 63 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий (пункт 1 статьи 20 ГК РФ). Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу.
В соответствии с положениями части 1, 4 статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Лица, участвующие в деле, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
В соответствии с данным процессуальным требованием ответчики Малинина Л.К., Бутусов С.Ф., Долговых М.А., Булгакова Л.К. заблаговременно были извещены судом о месте и времени рассмотрения дела по адресу их проживания, однако заказанное письмо было возвращено в суд с отметкой почтовой службы «за истечением срока хранения», поскольку адресат на почту за получением заказного письма не явился.
При возвращении почтовым отделением связи судебных повесток и извещений с отметкой «за истечением срока хранения», следует признать, что в силу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующих равенство всех переду судом, неявка лица в суд по указанным основаниям есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела.
На основании изложенного, с учетом положений части 3, 4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие ответчиков Малининой Л.К., Бутусова С.Ф., Долговых М.А., Булгаковой Л.К., которые уклонились от получения судебных повесток, следовательно о месте и времени рассмотрения дела по существу ответчики извещены надлежащим образом, поскольку сведений об уважительности неявки в суд ответчиками не представлено.
В суд представитель третьего лица межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №12 по Тюменской области не явился, сведения о надлежащем извещении о времени и месте судебного заседания в деле имеются. До судебного заседания от представителя третьего лица в суд поступило заявление, в котором представитель не возражая против иска просил рассмотреть дело без его участия.
В суд представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица - Ишимского отдела управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Тюменской области не явился, сведения о надлежащем извещении представителя о времени и месте судебного заседания в деле имеются.
В суд представитель привлеченной к участию в деле в качестве третьего лица - администрации Ишимского муниципального района не явился, сведения о надлежащем извещении представителя о времени и месте судебного заседания в деле имеются. До судебного заседания от представителя администрации Ишимского муниципального района в суд поступило заявление, в котором он, не возражая против иска, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд, исследовав представленные доказательства в их совокупности признает иск администрации Тоболовского сельского поселения о прекращении права собственности на невостребованные земельные доли и признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные невостребованными, не подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный закон от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.
Согласно пункт 1 ст. 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте.
В соответствии с пунктами 4, 5 ст. 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования. Список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности.
Лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей ( пункт 6 ст. 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ).
С даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными. В случае, если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно (пункт 7 ст. 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ).
Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными (пункт 8 ст. 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ).
В суде установлено, что в соответствии с Постановлением Администрации Ишимского муниципального района Тюменской области зарегистрировано АОЗТ «Опеновское», земельные участки переданы в коллективно-долевую собственность граждан в количестве 1360 долей.
Как следует из материалов дела, граждане наделены земельными долями, полученными в результате приватизации сельскохозяйственных земель, проводившихся на основании Постановления Правительства РФ от 29.12.1991 г. N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" и Постановления Правительства РФ от 04.09.1992 г. N 708 "О порядке приватизации и реорганизации предприятии, организаций агропромышленного комплекса", Указа Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 года N21767 «О регулировании земельных отношений и развития аграрной реформы в России». Согласно свидетельств на право собственности на землю, выданных на основании Указа Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 года N21767«О регулировании земельных отношений и развития аграрной реформы в России» и в соответствии с Постановлением администрации Ишимского района №85 от 9 февраля 1993 года, лица, указанные в исковом заявлении, являются участниками общей долевой собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 72:10:0000000:6 и правообладателями земельной доли площадью 12 га., в том числе пашня - площадью 8 га., сенокос площадью 2 га., пастбище – площадью 2 га (л.д. )
В соответствии с п. 16 "Положения о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N 708, владелец имущественного пая и земельной доли может распорядиться ими следующими способами: получить при выходе из хозяйства с целью создания крестьянского (фермерского) хозяйства; внести в качестве взноса в создаваемое товарищество, акционерное общество или кооператив; продать или сдать в аренду другим владельцам долей (паев).
Согласно ст. 236 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Исходя из положений ст. 12.1 Федерального закона N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.
Из материалов дела видно и не оспаривается ответчиками, что 10 апреля 2018 года в газете " Ишимская правда" N 13 был опубликован список собственников земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными. В состав данного списка вошли и земельная доля лиц, указанных в исковом заявлении, возражений в орган местного самоуправления поселения не поступило.
26 июня 2018 года в газете «Ишимская правда» N 51 было опубликовано извещение о проведении общего собрания участников обще-долевой собственности по утверждению списка невостребованных земельных долей. Список невостребованных земельных долей был представлен на утверждение общего собрания собственников земельных долей, однако в связи с отсутствием на собрании кворума список невостребованных земельных долей утвержден не был.
В силу вышеприведенных положений закона по истечении четырех месяцев со дня опубликования списка невостребованных земельных долей Администрацией МО Тоболовского сельского поселения было принято постановление об утверждении списка самостоятельно, в который вошли и земельные доли ответчиков.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что порядок признания земельной доли невостребованной, определенный положениями статьей 12.1Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ, истцом был соблюден.
Как следует из материалов дела и подтверждается представленными доказательствами, на основании распоряжений администрации участникам долевой собственности выданы свидетельства о праве собственности на земельную долю (долю в праве собственности на земельный участок), о чем свидетельствуют списки собственников земельных долей, в том числе лиц, указанных в исковом заявлении.
В суде установлено и не оспаривается истцом, что в отношении умерших ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, Шалыгиной (Завьяловой) Л.В., ФИО12 сведений о заведении наследственного дела не имеется (л.д )
Таким образом, учитывая, что ответчик - Управление федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Тюменской области и наследники умерших ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, Шалыгиной (Завьяловой) Л.В., ФИО12 наследственных прав в отношении принадлежащих им земельных долей не оформляли, не выражали каким либо образом намерения распорядиться земельной долей и не использовали земельную долю по назначению более трех лет подряд, данные обстоятельства свидетельствует о невостребованности указанной земельной доли.
В соответствии с п. 8 ст. 12.1 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном названной статьей порядке невостребованными.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении требований Администрации Тоболовского сельского поселения в отношении земельных долей умерших ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, Шалыгиной (Завьяловой) Л.В., ФИО12 размером 12 га., поскольку истцом указанные земельные доли обоснованно признаны невостребованными с соблюдением положений Федерального закона от 24.07.2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", который предусматривает право органа местного самоуправления поселения по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, обратиться в суд с такими требованиями.
Согласно ст. 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, имущество умершего считается выморочным. Иное выморочное имущество (не являющееся жилым помещением) переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Из разъяснений, содержащихся в п. 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 г. N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" следует, что на основании п. 2 ст. 1151 ГК РФ, а также ст. 4 Федерального закона от 26.11.2001 г. N 147-ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом ( п. 5.35Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 г. N 432); от имени городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальных образований - их соответствующие органы в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно п. 50 указанного постановления Пленума Верховного Суда РФ выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно Российской Федерации (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля, за исключением расположенных на территории Российской Федерации жилых помещений), муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга (выморочное имущество в виде расположенного на соответствующей территории жилого помещения) в силу фактов, указанных в п. 1 ст.1151ГК РФ, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.
Вместе с тем, Федеральный закон от 24.07.2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", регулирующий отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, не содержит запрета на признание за органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, права собственности на земельный участок, образованный из земельных долей, перешедших по праву наследования к государству в качестве выморочного имущества, но оставшихся невостребованными государством.
Исходя из анализа изложенные нормы права, суд приходит к выводу о том, что, согласно действующему законодательству, все функции по осуществлению работы с выморочным имуществом, в том числе с невостребованными земельными долями, возложены на Росимущество в лице его территориальных органов, к каковым так же относится ответчик - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, поскольку указанное выморочное имущество, переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации со дня открытия наследства, без акта принятия наследства, вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации, а свидетельство о праве на наследство в отношении выморочного имущества выдается Российской Федерации, в лице Росимущества, без вынесения специального судебного решения о признании имущества выморочным.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области является надлежащим ответчиком по заявленным истцом требованиям в отношении земельной доли умерших ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО30., ФИО12
Судом установлено и не оспорено ответчиком, что Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области при соблюдении истцом процедуры признания спорной земельной доли невостребованной по правилам ст. 12.1 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", не заявило своих прав на указанные земельные доли. Спорное имущество до настоящего времени в реестре федерального имущества не учтено, свидетельства о праве на выморочное имущество налоговым органом не получены, следовательно, ФИО1 не приняла данное имущество в собственность в установленном законом порядке по правилам, установленным для выморочного имущества.
Согласно сведениям нотариуса ФИО21, наследником, принявшим наследство после смерти ФИО20 является ФИО2, согласно сведениям нотариуса ФИО22, наследником, принявшим наследство после смерти ФИО23 является ФИО3, после смерти ФИО19 – ФИО4, после смерти ФИО24 – ФИО5, согласно сведениям нотариуса ФИО25 наследником, принявшим наследство после смерти ФИО26 является ФИО6
В силу ч. 2 ст. 1152 ГК РФ принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось, независимо от времени оформления правоустанавливающих документов.
Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со времени открытия наследства.
Признается, что наследник принял наследство, когда он фактически вступил во владение наследственным имуществом или когда он подал нотариальному органу по месту открытия наследства заявление о принятии наследства.
Факт смерти собственников спорных земельных долей, а также факт того, что невостребованные земельные доли после смерти собственников перешли к их наследникам, принявшим наследство участниками процесса не оспаривался, следовательно иск Администрации Тоболовского сельского поселения к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области о прекращении права собственности на невостребованные земельные доли и признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные невостребованными, в части земельных долей, принадлежащих ФИО26, ФИО23, ФИО19, ФИО24, ФИО20 удовлетворению не подлежит.
Согласно копии завещания от ДД.ММ.ГГГГ от имени ФИО27., умершего ДД.ММ.ГГГГ, спорная земельная доля завещана им ФИО28 (л.д. 244).
Таким образом, поскольку ФИО27, являясь собственником земельной доли, до признания принадлежащей ему доли невостребованными, распорядился принадлежащей ему земельной долей, оставив завещание, оснований для признания доли невостребованной у администрации сельского поселения не имелось, в связи с чем требования администрации Тоболовского сельского поселения о признании права муниципальной собственности на указанную земельную долю, удовлетворению не подлежат.
Исходя из изложенной правовой позиции и руководствуясь ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд,
РЕШИЛ:
Исковое заявление Администрации Тоболовского сельского поселения к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тюменской области о прекращении права собственности на невостребованные земельные доли и признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные невостребованными удовлетворить частично.
Прекратить право собственности на земельные доли в количестве 6долейразмером 12 га каждая в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровыми номером №, принадлежащие ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12
Признать право собственности Муниципального образования Тоболовское сельское поселение <адрес> на земельную долю в размере 12 га., принадлежащую на праве собственности ФИО7 на основании свидетельства №, в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №
Признать право собственности Муниципального образования Тоболовское сельское поселение <адрес> на земельную долю в размере 12 га., принадлежащую на праве собственности ФИО8 на основании свидетельства №, в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №
Признать право собственности Муниципального образования Тоболовское сельское поселение <адрес> на земельную долю в размере 12 га., принадлежащую на праве собственности ФИО9 на основании свидетельства №, в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №
Признать право собственности Муниципального образования Тоболовское сельское поселение <адрес> на земельную долю в размере 12 га., принадлежащую на праве собственности ФИО10 на основании свидетельства № в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №
Признать право собственности Муниципального образования Тоболовское сельское поселение <адрес> на земельную долю в размере 12 га., принадлежащую на праве собственности ФИО13 на основании свидетельства №, в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №
Признать право собственности Муниципального образования Тоболовское сельское поселение <адрес> на земельную долю в размере 12 га., принадлежащую на праве собственности ФИО12 на основании свидетельства №, в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №
В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд через Ишимский районный суд Тюменской области в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий подпись А.А. Мищенко