Решение по делу № 33-4885/2022 от 02.12.2022

Дело № 2-2028/2022 (33-4885/2022) судья Гореева С.Р.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

08 декабря 2022 года г. Тверь

Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда

в составе председательствующего судьи Цветкова В.В.,

судей Абрамовой И.В., Коровиной Е.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Горемычкиной М.Д.,

рассмотрела в открытом судебном заседании

по докладу судьи Коровиной Е.В.,

дело по апелляционной жалобе Управления образования администрации г. Твери на решение Московского районного суда г. Твери от 30 сентября 2022 года, которым постановлено:

«исковые требования прокурора Московского района города Твери в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад № 151, Управлению образования администрации города Твери Тверской области о возложении обязанности оборудовать замками безопасности оконные блоки здания, удовлетворить.

Обязать Управление образования администрации города Твери в пределах компетенции в течение 6 (шести) месяцев с момента вступления в законную силу решения суда обеспечить финансирование расходов Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 151 для оборудования оконных блоков замком безопасности в соответствии с требованиями «ГОСТ 23166-99. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия».

Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 151 в срок не позднее 3 месяцев с момента выделения финансирования в объеме, необходимом для выполнения мероприятий, установить на оконные блоки замок в следующих помещениях учреждения: в группе - замков (в игровой зоне - замка, в спальне группы - замка, в раздевалке замок); в группе - замков (в игровой зоне - замка, в спальне группы - замка); в группе - замка (в игровой зоне - замок, в спальне группы - замок); в группе - замков (в игровой зоне - замка, в спальне группы - замка); в группе - замков (в игровой зоне - замка, в спальне группы - замка, в раздевалке - замок); в группе - замков (в игровой зоне замка, в спальне группы - замка, в раздевалке - замок); в группе - замка (в игровой зоне - замка, в спальне группы - замок); в группе - замков (в игровой зоне - замка, в спальне группы - замка, в раздевалке - замок); в группе - замков (в игровой зоне - замка, в спальне группы - замка, в раздевалке - замок), в музыкальном зале замка»,

установила:

прокурор Московского района г. Твери обратился в суд в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах неопределенного круга лиц с иском к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад № 151, Управлению образования администрации г. Твери о возложении обязанности оборудовать замками безопасности оконные блоки здания.

Требования мотивированы тем, что в результате проведенной прокуратурой проверки соблюдения законодательства об охране жизни и здоровья лиц, обучающихся в МБДОУ детский сад № 151, установлено, что в нарушение требований ст. ст. 28, 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», п. 5.1.8 ГОСТ 23166-99 «Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия» оконные блоки здания дошкольного образовательного учреждения не укомплектованы замками безопасности, обеспечивающими блокировку поворотного (распашного) открывания створки, но позволяющими функционирование откидного положения либо использование параллельно-выдвижного открывания створок.

Указанные обстоятельства являются недопустимыми, поскольку нарушение названных требований создает угрозу безопасности большого количества детей, может привести к причинению вреда их здоровью.

Определением суда от 08.07.2022 года процессуальный статус третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления образования администрации г. Твери изменен, Управление привлечено к участию в деле в качестве соответчика.

Определением суда от 05.09.2022 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент управления имуществом и земельными отношениями администрации г. Твери.

В судебном заседании старший помощник прокурора Красавцева И.С. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении с учетом поданных уточнений, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика Управления образования администрации г. Твери - Сорокина А.В. возражала против удовлетворения заявленных требований, просила в их удовлетворении отказать, поддержала письменные возражения, из которых в частности следует, что действующим санитрано-эпидемиологическим законодательством в отношении образовательных организаций не установлено требований к оборудованию окон замками безопасности. В ходе ежегодных приемок образовательных организаций к новому учебному году замечаний по отсутствию на окнах таких замков безопасности со стороны контрольно-надзорных органов не выявлено. Межгосударственный стандарт ГОСТ 23166-99 «Блоки оконные. Общие технические условия» согласно постановлению Госстроя РФ от 06 мая 2000 года № 41 предписано организациям и предприятиям, выпускающим оконные блоки по техническим условиям (ТУ) на конструкции, отвечающие требованиям ГОСТ 23166-99, произвести корректировку технической документации на соответствие ГОСТ 23166-99 к сроку введения в действие указанного стандарта, который введен в действие с 01 января 2001 года. Требования указанного ГОСТ не распространяются на организации, которые приобрели данную продукцию, а распространяются исключительно на производителей оконных блоков и технические характеристики, предъявляемые к изготавливаемой продукции. Самостоятельная врезка замков безопасности в оконные блоки либо с привлечением сил сторонней организации повлечет за собой нарушение конструкторской и технологической документации на оконные блоки, установленные до введения в действие п. 5.1.8 ГОСТ. Приказом Росстандарта от 19 мая 2021 года № 398-ст с 01 ноября 2021 года в действие введен ГОСТ 23166-2021, отменено действие ГОСТ 23166-99 «Блоки оконные. Общие технические условия» с 01 января 2024 года в целях обеспечения переходного периода при производстве и оценке соответствия светопрозрачных ограждающих конструкций. Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 19 мая 2022 года № 389/пр утвержден и введен в действие 20 июня 2022 года Свод правил СП 118.13330.2022 «СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения», в соответствии с пунктом 6.18 которого, оконные блоки в основных помещениях, где могут находиться дети без присмотра взрослых, следует проектировать с применением систем безопасности для предотвращения открывания оконных блоков детьми и предупреждения случайного выпадения детей из окон в соответствии с подразделом 6.3 ГОСТ 23166-2021. Пунктом 6.3.1 ГОСТ 23166-2021 определено, что для обеспечения безопасности детей, находящихся в помещении без присмотра взрослых, необходимо соблюдать требования о применении детских замков безопасности, обеспечивающих блокировку распашного открывания створки, но позволяющие ей функционировать в откидном положении. В рамках возложенных Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обязанностей и установленной ответственности, работники образовательного учреждения не оставляют детей без присмотра в группах и помещениях. Исковое заявление не содержит нормативного обоснования обязательства образовательных организаций по самостоятельной установке замков безопасности в уже установленные либо планируемые к установке оконные блоки.

Представитель ответчика МБДОУ детский сад № 151 - Кутузова Е.А. в судебное заседание после перерыва, объявленного в судебном заседании 27 сентября 2022 года, не явилась, о времени и месте рассмотрения дела была извещена. В ранее состоявшихся судебных заседаниях представитель МБДОУ детский сад № 151 возражала против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление, которые аналогичны доводам, изложенным в возражениях Управления образования администрации г. Твери.

Представитель третьего лица Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Управление образования администрации города Твери Тверской области просит судебный акт отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований прокурора отказать, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.

В обоснование жалобы указано, что в обжалуемом решении суд сослался на пункт 5.1.8 ГОСТ 23166-99, однако ни санитарным законодательством, ни Федеральным законом от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» не предусмотрена обязательность его применения.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 утверждены санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», которые направлены на охрану здоровья детей и молодежи, предотвращение инфекционных, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению безопасных условий образовательной деятельности. Данные санитарные правила требований по оборудованию окон замками безопасности не содержат, как и не содержат ссылки на ГОСТ 23166-99.

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 19.05.2022 № 389/пр утвержден и введен в действие 20.06.2022 Свод правил СП 118.13330.2022 «СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения», который распространяется на проектирование общественных зданий и сооружений при новом строительстве, реконструкции и капитальном ремонте, в том числе при изменении их функционального назначения.

В соответствии с пунктом 6.18 указанного Свода правил оконные блоки в основных помещениях, где могут находиться дети без присмотра взрослых, следует проектировать с применением систем безопасности для предотвращения открывания оконных блоков детьми и предупреждения случайного выпадения детей из окон в соответствии с подразделом 6.3 ГОСТ 23166-2021, действующего с 01.11.2021.

Пунктом 6.3.1 ГОСТ 23166-2021 определено, что для обеспечения безопасности детей, находящихся в помещении без присмотра взрослых, необходимо соблюдать требования о применении детских замков безопасности, обеспечивающих блокировку распашного открывания створки, но позволяющие ей функционировать в откидном положении.

В рамках возложенных Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обязанностей и установленной ответственности работники образовательного учреждения не оставляют детей без присмотра в группах и иных помещениях в целях обеспечения их безопасности, надзор за ними осуществляется на постоянной основе.

Таким образом, санитарно-эпидемиологическое законодательство не содержит требований к образовательным организациям об установке замков безопасности в помещениях, в которых дети находятся под присмотром взрослых.

Кроме того, в ходе ежегодных приемов учреждений образования к новому учебному году замечаний относительно отсутствия на окнах замков безопасности со стороны контрольно-надзорных органов не имелось.

Также в жалобе отмечается, что самостоятельная врезка замков безопасности в оконные блоки либо с привлечением сил сторонней организации повлечет за собой нарушение конструкторской и технологической документации на оконные блоки, установленные до введения в действие пункта 5.1.8 ГОСТ, а впоследствии может повлечь нарушение надлежащего функционирования и открывания оконных створок, что при возникновении чрезвычайной либо иной ситуации создаст реальную угрозу жизни и здоровью участников образовательного процесса.

В соответствии со статьей 35 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьей 1 Устава г. Твери, принятого решением Тверской городской Думы от 23 января 2019 года № 9, утверждение местного бюджета, а значит и определение расходных обязательств, осуществляется Тверской городской Думой.

Согласно Положению об управлении образования Администрации г. Твери, утвержденного постановлением Администрации города Твери от 01 февраля 2011 года № 93, управление образования Администрации города Твери распределяет бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации, являясь распорядителем бюджетных средств.

Согласно статье 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательное учреждение создает безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотр и уход за обучающимися, их содержание.

К источникам формирования имущества и финансовых ресурсов учреждения относятся субсидии, субвенции, представленные из бюджетов разных уровней; средства от сдачи в аренду; доходы от оказания платных образовательных услуг; иные источники в соответствии с законодательством РФ.

Истец не только выступил с требованиями обязывающего характера, но и самостоятельно определил и, соответственно, ограничил источник финансирования для их выполнения, что само по себе не относится к полномочиям надзорного органа.

Также обращаем внимание, что контролируемым лицом при проведении истцом плановой выездной проверки являлось муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 151, а не управление образование Администрации г. Твери.

Податель жалобы полагает, что при предъявлении истцом требования обязывающего характера по результатам проведения проверки, основания для отдельного требования о финансировании к лицу, в отношении которого проверка не проводилась, отсутствуют.

В представленных прокурором возражениях доводы апелляционной жалобы критикуются, указывается на их несостоятельность, полагается, что суд обоснованно пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.

Представитель ответчика Управления образования администрации г. Твери – Шевляков И.А. в заседании суда апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.

Прокурор Обиход И.Д. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, полагая, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.

Иные участники процесса, надлежаще извещенные о его дате, месте и времени, своих представителей не направили, об уважительных причинах неявки не сообщили, об отложении дела слушанием не ходатайствовали, в связи с чем на основании ч. 3 ст. 167 и ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебной коллегией определено рассмотреть дело в их отсутствие.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Учитывая приведенные положения части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что 15 августа 2022 года помощником прокурора Московского района г. Твери Макушиной А.С. совместно с заведующим МБДОУ детской сад № 151 Балашовой Ю.А. проведен осмотр оконных блоков в МБДОУ детской сад №151 с целью выявления наличия (отсутствия) замков безопасности.

В ходе осмотра здания установлено, что в МБДОУ детской сад № 151 на оконных блоках отсутствует замок: в группе - замков, в группе - замков; в группе - замка, в группе - замков; в группе - замков; в группе - замков; в группе - замка; в группе - замков; в группе - замков; в музыкальном зале замка. В пластиковых окнах замки установлены. Остальные окна в МБДОУ детский сад № 151 выполнены из дерева. Техническая конструкция деревянных окон не предусматривает возможность установления замков.

Удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства по правиламст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходил из того, что на муниципальном учреждении лежит обязанность по обеспечению безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; профилактику несчастных случаев во время пребывания указанных лиц в этих организациях и создания иных безопасных условий пребывания посетителей, исключающих любой травматизм, а также сохранности ценного имущества.

Оснований не согласиться с такими выводами суда у судебной коллегии не имеется.

Положениями статей 41 и 43 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на охрану здоровья и право на образование.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей в числе прочего являются: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

Согласно части 1 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.

В соответствии с пунктами 2, 15 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся.

В силу положений, содержащихся в пункте 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ, образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В части 7 статьи 28 этого же Федерального закона указано, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Положениями пунктов 8 и 10 части 1 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ предусмотрено, что охрана здоровья обучающихся включает в себя: обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.

Межгосударственной научно-технической комиссией по стандартизации, техническому нормированию и сертификации в строительстве 02 декабря 1999 года принят и постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 06 мая 2000 года № 41 введен в действие «ГОСТ 23166-99. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия».

В пункте 5.1.1 ГОСТ 23166-99 указано, что оконные блоки должны соответствовать требованиям настоящего стандарта, стандартов на конкретные виды изделий и изготавливаться по конструкторской и технологической документации, утвержденной в установленном порядке.

Изделия должны быть безопасными в эксплуатации и обслуживании. Для обеспечения безопасности, в целях предотвращения травматизма и возможности выпадения детей из окон в детских, дошкольных и школьных учреждениях, оконные блоки должны быть укомплектованы замками безопасности, установленными в нижний брусок створки со стороны ручки и обеспечивающими блокировку поворотного (распашного) открывания створки, но позволяющими функционирование откидного положения либо использование параллельно-выдвижного открывания створок (пункт 5.1.8 ГОСТ 23166-99).

Доказательств оборудования оконных блоков замками безопасности в МБДОУ детский сад №151 не представлено.

Таким образом, вывод суда первой инстанции соответствует установленным им обстоятельствам и нормам материального права.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии оснований для применения при разрешении настоящего спора положений ГОСТ 23166-99 не могут служить основанием для отмены оспариваемого судебного акта.

Вопреки доводам жалобы в соответствии с положениями Федерального закона от 30 декабря 2009 года №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» строительные нормы и правила, утвержденные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются сводами правил (часть 2 статьи 42).

Приказом Росстандарта от 19 мая 2021 №398-ст (в редакции Приказа Росстандарта от 17 декабря 2021 года №1813-ст от 17 декабря 2021 года) «О введении в действие межгосударственного стандарта» межгосударственный стандарт ГОСТ 23166-2021 «Конструкции оконные и балконные светопрозрачные ограждающие. Общие технические условия» введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации взамен ГОСТ 23166-99 «Блоки оконные. Общие технические условия». При этом действие ГОСТ 23166-99 «Блоки оконные. Общие технические условия» отменено с 01 января 2024 года в целях обеспечения переходного периода при производстве и оценке соответствия светопрозрачных ограждающих конструкций.

Таким образом, на момент разрешения судом первой инстанции настоящего спора действие ГОСТ 23166-99 сохраняется вплоть до 01 января 2024 года.

В данном случае ссылка заявителя на санитарные правила 2.4.3648-20 как не предусматривающие установление замков безопасности на оконные блоки, так и на свод правил СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения» Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009» как предусматривающие случаи установления замков безопасности, но утратившие силу, сама по себе не свидетельствует об отсутствии правовых оснований для применения по настоящему делу положений ГОСТ 23166-99.

Доводы жалобы об отсутствии оснований для возложения на Управление образования Администрации города Твери обязанности по финансированию расходов дошкольного учреждения по установке замков безопасности на оконные блоки не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.

В силу положений пункта 3 части 1 статьи 16, пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

В соответствии с уставом МДОУ детский сад №151, учредителем учреждения является управление образования администрации г.Твери, функции и полномочия собственника имущества МДОУ детский сад №151 в установленном порядке осуществляет администрация г. Твери в лице департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации г. Твери (п. п. 1.7, 1.9).

Согласно п.3.10.6 Положения об управлении образования администрации г. Твери, утвержденного постановлением администрации г. Твери от 01.02.2011 №93, Управление в качестве учредителя муниципальных образовательных учреждений распределяет бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации, являясь распорядителем бюджетных средств.

С учетом изложенного суд правомерно возложил на Управление образования администрации г. Твери как учредителя МБОУ детский сад № 151 обязанность обеспечить финансирование мероприятий по оборудованию оконных блоков замками безопасности в указанном детском учреждении.

Утверждение заявителя о том, что удовлетворение настоящего иска влечет ограничение в источнике финансирования для исполнения возложенных на образовательное учреждение обязанностей, не свидетельствует о незаконности судебного акта, поскольку не исключает его исполнение за счет имеющихся у образовательного учреждения иных источников финансирования, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Таким образом, доводы заявителя, содержащиеся в апелляционной жалобе, выводов суда о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований не опровергают, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, основаны на ином толковании подлежащих применению норм материального права и норм процессуального права, расходящемся с его действительным смыслом; сводятся лишь к несогласию с правовой оценкой установленных обстоятельств и фактически являются позицией заявителя, в связи с чем основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке служить не могут.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом первой инстанции не допущено, оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

решение Московского районного суда г. Твери от 30 сентября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления образования администрации г. Твери – без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 09.12.2022 г.

Председательствующий В.В. Цветков

Судьи И.В. Абрамова

Е.В. Коровина

Дело № 2-2028/2022 (33-4885/2022) судья Гореева С.Р.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

08 декабря 2022 года г. Тверь

Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда

в составе председательствующего судьи Цветкова В.В.,

судей Абрамовой И.В., Коровиной Е.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Горемычкиной М.Д.,

рассмотрела в открытом судебном заседании

по докладу судьи Коровиной Е.В.,

дело по апелляционной жалобе Управления образования администрации г. Твери на решение Московского районного суда г. Твери от 30 сентября 2022 года, которым постановлено:

«исковые требования прокурора Московского района города Твери в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад № 151, Управлению образования администрации города Твери Тверской области о возложении обязанности оборудовать замками безопасности оконные блоки здания, удовлетворить.

Обязать Управление образования администрации города Твери в пределах компетенции в течение 6 (шести) месяцев с момента вступления в законную силу решения суда обеспечить финансирование расходов Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 151 для оборудования оконных блоков замком безопасности в соответствии с требованиями «ГОСТ 23166-99. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия».

Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 151 в срок не позднее 3 месяцев с момента выделения финансирования в объеме, необходимом для выполнения мероприятий, установить на оконные блоки замок в следующих помещениях учреждения: в группе - замков (в игровой зоне - замка, в спальне группы - замка, в раздевалке замок); в группе - замков (в игровой зоне - замка, в спальне группы - замка); в группе - замка (в игровой зоне - замок, в спальне группы - замок); в группе - замков (в игровой зоне - замка, в спальне группы - замка); в группе - замков (в игровой зоне - замка, в спальне группы - замка, в раздевалке - замок); в группе - замков (в игровой зоне замка, в спальне группы - замка, в раздевалке - замок); в группе - замка (в игровой зоне - замка, в спальне группы - замок); в группе - замков (в игровой зоне - замка, в спальне группы - замка, в раздевалке - замок); в группе - замков (в игровой зоне - замка, в спальне группы - замка, в раздевалке - замок), в музыкальном зале замка»,

установила:

прокурор Московского района г. Твери обратился в суд в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах неопределенного круга лиц с иском к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад № 151, Управлению образования администрации г. Твери о возложении обязанности оборудовать замками безопасности оконные блоки здания.

Требования мотивированы тем, что в результате проведенной прокуратурой проверки соблюдения законодательства об охране жизни и здоровья лиц, обучающихся в МБДОУ детский сад № 151, установлено, что в нарушение требований ст. ст. 28, 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», п. 5.1.8 ГОСТ 23166-99 «Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия» оконные блоки здания дошкольного образовательного учреждения не укомплектованы замками безопасности, обеспечивающими блокировку поворотного (распашного) открывания створки, но позволяющими функционирование откидного положения либо использование параллельно-выдвижного открывания створок.

Указанные обстоятельства являются недопустимыми, поскольку нарушение названных требований создает угрозу безопасности большого количества детей, может привести к причинению вреда их здоровью.

Определением суда от 08.07.2022 года процессуальный статус третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления образования администрации г. Твери изменен, Управление привлечено к участию в деле в качестве соответчика.

Определением суда от 05.09.2022 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент управления имуществом и земельными отношениями администрации г. Твери.

В судебном заседании старший помощник прокурора Красавцева И.С. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении с учетом поданных уточнений, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика Управления образования администрации г. Твери - Сорокина А.В. возражала против удовлетворения заявленных требований, просила в их удовлетворении отказать, поддержала письменные возражения, из которых в частности следует, что действующим санитрано-эпидемиологическим законодательством в отношении образовательных организаций не установлено требований к оборудованию окон замками безопасности. В ходе ежегодных приемок образовательных организаций к новому учебному году замечаний по отсутствию на окнах таких замков безопасности со стороны контрольно-надзорных органов не выявлено. Межгосударственный стандарт ГОСТ 23166-99 «Блоки оконные. Общие технические условия» согласно постановлению Госстроя РФ от 06 мая 2000 года № 41 предписано организациям и предприятиям, выпускающим оконные блоки по техническим условиям (ТУ) на конструкции, отвечающие требованиям ГОСТ 23166-99, произвести корректировку технической документации на соответствие ГОСТ 23166-99 к сроку введения в действие указанного стандарта, который введен в действие с 01 января 2001 года. Требования указанного ГОСТ не распространяются на организации, которые приобрели данную продукцию, а распространяются исключительно на производителей оконных блоков и технические характеристики, предъявляемые к изготавливаемой продукции. Самостоятельная врезка замков безопасности в оконные блоки либо с привлечением сил сторонней организации повлечет за собой нарушение конструкторской и технологической документации на оконные блоки, установленные до введения в действие п. 5.1.8 ГОСТ. Приказом Росстандарта от 19 мая 2021 года № 398-ст с 01 ноября 2021 года в действие введен ГОСТ 23166-2021, отменено действие ГОСТ 23166-99 «Блоки оконные. Общие технические условия» с 01 января 2024 года в целях обеспечения переходного периода при производстве и оценке соответствия светопрозрачных ограждающих конструкций. Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 19 мая 2022 года № 389/пр утвержден и введен в действие 20 июня 2022 года Свод правил СП 118.13330.2022 «СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения», в соответствии с пунктом 6.18 которого, оконные блоки в основных помещениях, где могут находиться дети без присмотра взрослых, следует проектировать с применением систем безопасности для предотвращения открывания оконных блоков детьми и предупреждения случайного выпадения детей из окон в соответствии с подразделом 6.3 ГОСТ 23166-2021. Пунктом 6.3.1 ГОСТ 23166-2021 определено, что для обеспечения безопасности детей, находящихся в помещении без присмотра взрослых, необходимо соблюдать требования о применении детских замков безопасности, обеспечивающих блокировку распашного открывания створки, но позволяющие ей функционировать в откидном положении. В рамках возложенных Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обязанностей и установленной ответственности, работники образовательного учреждения не оставляют детей без присмотра в группах и помещениях. Исковое заявление не содержит нормативного обоснования обязательства образовательных организаций по самостоятельной установке замков безопасности в уже установленные либо планируемые к установке оконные блоки.

Представитель ответчика МБДОУ детский сад № 151 - Кутузова Е.А. в судебное заседание после перерыва, объявленного в судебном заседании 27 сентября 2022 года, не явилась, о времени и месте рассмотрения дела была извещена. В ранее состоявшихся судебных заседаниях представитель МБДОУ детский сад № 151 возражала против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление, которые аналогичны доводам, изложенным в возражениях Управления образования администрации г. Твери.

Представитель третьего лица Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Управление образования администрации города Твери Тверской области просит судебный акт отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований прокурора отказать, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.

В обоснование жалобы указано, что в обжалуемом решении суд сослался на пункт 5.1.8 ГОСТ 23166-99, однако ни санитарным законодательством, ни Федеральным законом от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» не предусмотрена обязательность его применения.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 утверждены санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», которые направлены на охрану здоровья детей и молодежи, предотвращение инфекционных, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению безопасных условий образовательной деятельности. Данные санитарные правила требований по оборудованию окон замками безопасности не содержат, как и не содержат ссылки на ГОСТ 23166-99.

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 19.05.2022 № 389/пр утвержден и введен в действие 20.06.2022 Свод правил СП 118.13330.2022 «СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения», который распространяется на проектирование общественных зданий и сооружений при новом строительстве, реконструкции и капитальном ремонте, в том числе при изменении их функционального назначения.

В соответствии с пунктом 6.18 указанного Свода правил оконные блоки в основных помещениях, где могут находиться дети без присмотра взрослых, следует проектировать с применением систем безопасности для предотвращения открывания оконных блоков детьми и предупреждения случайного выпадения детей из окон в соответствии с подразделом 6.3 ГОСТ 23166-2021, действующего с 01.11.2021.

Пунктом 6.3.1 ГОСТ 23166-2021 определено, что для обеспечения безопасности детей, находящихся в помещении без присмотра взрослых, необходимо соблюдать требования о применении детских замков безопасности, обеспечивающих блокировку распашного открывания створки, но позволяющие ей функционировать в откидном положении.

В рамках возложенных Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обязанностей и установленной ответственности работники образовательного учреждения не оставляют детей без присмотра в группах и иных помещениях в целях обеспечения их безопасности, надзор за ними осуществляется на постоянной основе.

Таким образом, санитарно-эпидемиологическое законодательство не содержит требований к образовательным организациям об установке замков безопасности в помещениях, в которых дети находятся под присмотром взрослых.

Кроме того, в ходе ежегодных приемов учреждений образования к новому учебному году замечаний относительно отсутствия на окнах замков безопасности со стороны контрольно-надзорных органов не имелось.

Также в жалобе отмечается, что самостоятельная врезка замков безопасности в оконные блоки либо с привлечением сил сторонней организации повлечет за собой нарушение конструкторской и технологической документации на оконные блоки, установленные до введения в действие пункта 5.1.8 ГОСТ, а впоследствии может повлечь нарушение надлежащего функционирования и открывания оконных створок, что при возникновении чрезвычайной либо иной ситуации создаст реальную угрозу жизни и здоровью участников образовательного процесса.

В соответствии со статьей 35 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьей 1 Устава г. Твери, принятого решением Тверской городской Думы от 23 января 2019 года № 9, утверждение местного бюджета, а значит и определение расходных обязательств, осуществляется Тверской городской Думой.

Согласно Положению об управлении образования Администрации г. Твери, утвержденного постановлением Администрации города Твери от 01 февраля 2011 года № 93, управление образования Администрации города Твери распределяет бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации, являясь распорядителем бюджетных средств.

Согласно статье 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательное учреждение создает безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотр и уход за обучающимися, их содержание.

К источникам формирования имущества и финансовых ресурсов учреждения относятся субсидии, субвенции, представленные из бюджетов разных уровней; средства от сдачи в аренду; доходы от оказания платных образовательных услуг; иные источники в соответствии с законодательством РФ.

Истец не только выступил с требованиями обязывающего характера, но и самостоятельно определил и, соответственно, ограничил источник финансирования для их выполнения, что само по себе не относится к полномочиям надзорного органа.

Также обращаем внимание, что контролируемым лицом при проведении истцом плановой выездной проверки являлось муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 151, а не управление образование Администрации г. Твери.

Податель жалобы полагает, что при предъявлении истцом требования обязывающего характера по результатам проведения проверки, основания для отдельного требования о финансировании к лицу, в отношении которого проверка не проводилась, отсутствуют.

В представленных прокурором возражениях доводы апелляционной жалобы критикуются, указывается на их несостоятельность, полагается, что суд обоснованно пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.

Представитель ответчика Управления образования администрации г. Твери – Шевляков И.А. в заседании суда апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.

Прокурор Обиход И.Д. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, полагая, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.

Иные участники процесса, надлежаще извещенные о его дате, месте и времени, своих представителей не направили, об уважительных причинах неявки не сообщили, об отложении дела слушанием не ходатайствовали, в связи с чем на основании ч. 3 ст. 167 и ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебной коллегией определено рассмотреть дело в их отсутствие.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Учитывая приведенные положения части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что 15 августа 2022 года помощником прокурора Московского района г. Твери Макушиной А.С. совместно с заведующим МБДОУ детской сад № 151 Балашовой Ю.А. проведен осмотр оконных блоков в МБДОУ детской сад №151 с целью выявления наличия (отсутствия) замков безопасности.

В ходе осмотра здания установлено, что в МБДОУ детской сад № 151 на оконных блоках отсутствует замок: в группе - замков, в группе - замков; в группе - замка, в группе - замков; в группе - замков; в группе - замков; в группе - замка; в группе - замков; в группе - замков; в музыкальном зале замка. В пластиковых окнах замки установлены. Остальные окна в МБДОУ детский сад № 151 выполнены из дерева. Техническая конструкция деревянных окон не предусматривает возможность установления замков.

Удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства по правиламст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходил из того, что на муниципальном учреждении лежит обязанность по обеспечению безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; профилактику несчастных случаев во время пребывания указанных лиц в этих организациях и создания иных безопасных условий пребывания посетителей, исключающих любой травматизм, а также сохранности ценного имущества.

Оснований не согласиться с такими выводами суда у судебной коллегии не имеется.

Положениями статей 41 и 43 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на охрану здоровья и право на образование.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей в числе прочего являются: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

Согласно части 1 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.

В соответствии с пунктами 2, 15 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся.

В силу положений, содержащихся в пункте 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ, образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В части 7 статьи 28 этого же Федерального закона указано, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Положениями пунктов 8 и 10 части 1 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ предусмотрено, что охрана здоровья обучающихся включает в себя: обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.

Межгосударственной научно-технической комиссией по стандартизации, техническому нормированию и сертификации в строительстве 02 декабря 1999 года принят и постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 06 мая 2000 года № 41 введен в действие «ГОСТ 23166-99. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия».

В пункте 5.1.1 ГОСТ 23166-99 указано, что оконные блоки должны соответствовать требованиям настоящего стандарта, стандартов на конкретные виды изделий и изготавливаться по конструкторской и технологической документации, утвержденной в установленном порядке.

Изделия должны быть безопасными в эксплуатации и обслуживании. Для обеспечения безопасности, в целях предотвращения травматизма и возможности выпадения детей из окон в детских, дошкольных и школьных учреждениях, оконные блоки должны быть укомплектованы замками безопасности, установленными в нижний брусок створки со стороны ручки и обеспечивающими блокировку поворотного (распашного) открывания створки, но позволяющими функционирование откидного положения либо использование параллельно-выдвижного открывания створок (пункт 5.1.8 ГОСТ 23166-99).

Доказательств оборудования оконных блоков замками безопасности в МБДОУ детский сад №151 не представлено.

Таким образом, вывод суда первой инстанции соответствует установленным им обстоятельствам и нормам материального права.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии оснований для применения при разрешении настоящего спора положений ГОСТ 23166-99 не могут служить основанием для отмены оспариваемого судебного акта.

Вопреки доводам жалобы в соответствии с положениями Федерального закона от 30 декабря 2009 года №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» строительные нормы и правила, утвержденные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются сводами правил (часть 2 статьи 42).

Приказом Росстандарта от 19 мая 2021 №398-ст (в редакции Приказа Росстандарта от 17 декабря 2021 года №1813-ст от 17 декабря 2021 года) «О введении в действие межгосударственного стандарта» межгосударственный стандарт ГОСТ 23166-2021 «Конструкции оконные и балконные светопрозрачные ограждающие. Общие технические условия» введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации взамен ГОСТ 23166-99 «Блоки оконные. Общие технические условия». При этом действие ГОСТ 23166-99 «Блоки оконные. Общие технические условия» отменено с 01 января 2024 года в целях обеспечения переходного периода при производстве и оценке соответствия светопрозрачных ограждающих конструкций.

Таким образом, на момент разрешения судом первой инстанции настоящего спора действие ГОСТ 23166-99 сохраняется вплоть до 01 января 2024 года.

В данном случае ссылка заявителя на санитарные правила 2.4.3648-20 как не предусматривающие установление замков безопасности на оконные блоки, так и на свод правил СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения» Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009» как предусматривающие случаи установления замков безопасности, но утратившие силу, сама по себе не свидетельствует об отсутствии правовых оснований для применения по настоящему делу положений ГОСТ 23166-99.

Доводы жалобы об отсутствии оснований для возложения на Управление образования Администрации города Твери обязанности по финансированию расходов дошкольного учреждения по установке замков безопасности на оконные блоки не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.

В силу положений пункта 3 части 1 статьи 16, пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

В соответствии с уставом МДОУ детский сад №151, учредителем учреждения является управление образования администрации г.Твери, функции и полномочия собственника имущества МДОУ детский сад №151 в установленном порядке осуществляет администрация г. Твери в лице департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации г. Твери (п. п. 1.7, 1.9).

Согласно п.3.10.6 Положения об управлении образования администрации г. Твери, утвержденного постановлением администрации г. Твери от 01.02.2011 №93, Управление в качестве учредителя муниципальных образовательных учреждений распределяет бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации, являясь распорядителем бюджетных средств.

С учетом изложенного суд правомерно возложил на Управление образования администрации г. Твери как учредителя МБОУ детский сад № 151 обязанность обеспечить финансирование мероприятий по оборудованию оконных блоков замками безопасности в указанном детском учреждении.

Утверждение заявителя о том, что удовлетворение настоящего иска влечет ограничение в источнике финансирования для исполнения возложенных на образовательное учреждение обязанностей, не свидетельствует о незаконности судебного акта, поскольку не исключает его исполнение за счет имеющихся у образовательного учреждения иных источников финансирования, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Таким образом, доводы заявителя, содержащиеся в апелляционной жалобе, выводов суда о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований не опровергают, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, основаны на ином толковании подлежащих применению норм материального права и норм процессуального права, расходящемся с его действительным смыслом; сводятся лишь к несогласию с правовой оценкой установленных обстоятельств и фактически являются позицией заявителя, в связи с чем основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке служить не могут.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом первой инстанции не допущено, оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

решение Московского районного суда г. Твери от 30 сентября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления образования администрации г. Твери – без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 09.12.2022 г.

Председательствующий В.В. Цветков

Судьи И.В. Абрамова

Е.В. Коровина

33-4885/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Прокурор Московского района г. Твери
Ответчики
МБДОУ детский сад № 151
Управление образования администрации г. Твери
Суд
Тверской областной суд
Судья
Коровина Екатерина Вячеславовна
Дело на сайте суда
oblsud.twr.sudrf.ru
08.12.2022Судебное заседание
16.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.12.2022Передано в экспедицию
08.12.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее