Дело № 33-9797/2021
91RS0003-01-2021-002617-79
Судья Федоренко Э.Р.
Судья-докладчик Сокол В.С.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11 ноября 2021 г. г. Симферополь
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе председательствующего судьи Сокола В.С., судей Галимова А.И., Пономаренко А.В., при секретаре Даевой Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора города Симферополя в интересах ФИО10 к Администрации города Симферополя о признании права, понуждении предоставить жилье, третье лицо – Муниципальное казенное учреждение Департамент жилищной политики Администрации города Симферополя,
по апелляционному представлению заместителя прокурора города Симферополя на решение Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 26 июля 2021 г.,
У С Т А Н О В И Л А:
24.05.2021 г. заместитель прокурора г. Симферополя поданным иском в интересах ФИО12 просил суд признать ФИО30 нуждающимся в улучшении жилищных условий во внеочередном порядке; обязать Администрацию г. Симферополя предоставить ФИО11 вне очереди благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным требованиям, находящееся в границах муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.
Требования мотивированы тем, что ФИО13 с 25 октября 2019 г. состоит в Администрации г. Симферополя на учете граждан нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, как лицо, страдающее заболеванием, которое входит в Перечень тяжелых форм заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
Решением жилищной комиссии Администрации г. Симферополя от 28 октября 2020 г. ФИО14 отказано в предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке в связи с тем, что размер его ежемесячного дохода за 2019 г. превышает прожиточный минимум на душу населения в Республике Крым.
По мнению заместителя прокурора г. Симферополя, на ФИО15 не распространяются требования, предусмотренные ч.ч. 1, 3 ст. 15 Закона Республики Крым № 130-ЗРК/2015 «О регулировании некоторых вопросов в области жилищных отношений в Республике Крым», предусматривающие нахождение заявителя в статусе малоимущего.
Обжалуемым решением суда в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционном представлении, письменных пояснениях по делу заместитель прокурора г. Симферополя, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, ставит вопрос об отмене решения суда, принятии по делу нового решения суда об удовлетворении исковых требований.
В судебном заседании прокурор Бойко Д.М. доводы апелляционного представления поддержала в полном объеме.
ФИО29 представители Администрации г. Симферополя, Муниципального казенного учреждения Департамента жилищной политики Администрации г. Симферополя в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Выслушав прокурора Бойко Д.М., изучив доводы апелляционного представления, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что ФИО16 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом первой группы, страдает заболеванием, которое входит в перечень тяжелых форм заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный приказом Минздрава России от 29.11.2012 г. № 987-н «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире».
Постановлением Администрации г. Симферополя от 19.09.2019 г. ФИО17 признан малоимущим.
Постановлением Администрации г. Симферополя от 25.10.2019 г. ФИО18 принят на учет граждан Российской Федерации в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма (л.д. 28-33
Постановлением Администрации г. Симферополя от 19.02.2020 г. № 1115 ФИО19 включен в реестр граждан, пользующихся правом внеочередного получения жилого помещения в муниципальном образовании городской округ Симферополь.
Решением жилищной комиссии муниципальном образовании городской округ Симферополь Республики Крым от 28.10.2020 г. ФИО20 снят с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях на основании п.п. 2 п.1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с утратой им оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма. При этом указано на то, что ежемесячный размер дохода ФИО21 составляет 15 108, 79 руб., что превышает прожиточный минимум на душу населения в Республике Крым.
Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции пришел к выводу о том, что для предоставления жилого помещения по договору социального найма необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.
Судом также сделан вывод о том, что для предоставления гражданину, страдающему тяжелыми формами хронических заболеваний, жилого помещения вне очереди, исходя из положений п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, необходимы такие условия, как принятие гражданина на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по любому из оснований, предусмотренных ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, и наличие у него тяжелой формы хронического заболевания, указанного в Перечне соответствующих заболеваний.
С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия не может согласиться.
Пунктом 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Вместе с тем, для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.При этом каких-либо иных (дополнительных) требований для предоставления жилого помещения вне очереди, кроме наличия у гражданина, состоящего на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в перечне, п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ не предусмотрено.
Для предоставления такому гражданину жилого помещения вне очереди исходя из данной нормы необходимы такие условия, как принятие гражданина на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений и наличие у него тяжелой формы хронического заболевания, указанного в перечне.
Таким образом, реализация прав граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в перечне, на получение вне очереди жилых помещений по договорам социального найма по основаниям, предусмотренным п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, относится к компетенции органов местного самоуправления.
Действующим законодательством предусмотрена возможность реализации права инвалидов на предоставление жилых помещений в другом порядке не из муниципального, а из государственного жилищного фонда.
Положениями статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Как указывалось выше, судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что ФИО22 принят на учет граждан Российской Федерации в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, страдает тяжелым заболеванием, указанным в перечне тяжелых форм заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный приказом Минздрава России от 29.11.2012 г. № 987-н «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире».
Действующее жилищное законодательство, в частности п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, не ставит право на внеочередное предоставление жилого помещения в зависимость наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди.
При этом каких-либо дополнительных условий реализации прав на предоставление жилого помещения вне очереди в установленном законом порядке указанной категории граждан, таких как признание малоимущим, фактическое финансирование, наличие в жилищном фонде субъекта Российской Федерации или в муниципальном жилищном фонде жилья, федеральное законодательство не содержит, соответственно, указанные граждане не могут быть лишены права на обеспечение жилыми помещениями в том порядке, который гарантирован им федеральным законом и законом субъекта Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации от 22.01.2018 г. N 4-П признал п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ не противоречащим Конституции Российской Федерации, поскольку содержащееся в нем положение по своему конституционно-правовому смыслу предполагает вынесение решения о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма несовершеннолетнему гражданину, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, указанного в перечне, предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 данного кодекса, с учетом площади, необходимой для проживания в нем также по крайней мере одного взрослого члена семьи, осуществляющего уход за этим несовершеннолетним, и само по себе не может служить основанием для отказа в предоставлении жилого помещения несовершеннолетнему гражданину, страдающему соответствующим заболеванием, с учетом необходимости проживания в нем также его родителей и других членов семьи, если, исходя из обстоятельств конкретного дела их совместное проживание является определяющим для состояния здоровья несовершеннолетнего, его развития и интеграции в общество и при наличии у публичного образования фактических возможностей для предоставления жилого помещения соответствующей площади.
Постановлением Администрации г. Симферополя от 07.12.2018 г. № 6185 в отношении ФИО23Б. установлен патронаж со стороны ФИО24
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что ФИО25 обладает правом на предоставление ему вне очереди жилого помещения по договору социального найма.
Следовательно, имеются основания для возложения на Администрацию г. Симферополя обязанности предоставить ФИО26. вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилье в пределах муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.
Поскольку юридически значимые обстоятельства для правильного разрешения спора установлены на основании исследованных доказательств, судебная коллегия полагает возможным решение Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 26 июля 2021 г. отменить, принять по делу новое решение суда об удовлетворении исковых требований заместителя прокурора г. Симферополя, заявленных в интересах ФИО27
Руководствуясь статьями 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия,
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 26 июля 2021 г. отменить, принять по делу новое решение суда.
Обязать Администрацию города Симферополя предоставить ФИО28 вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилье в пределах муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.
Председательствующий:
Судьи: