Решение по делу № 33-985/2023 от 16.06.2023

Дело № 2-897/2023                                                                                        Председательствующий Калиматова З.М.

Апелляционное определение № 33-985/2023

1 августа 2023 г.                                                                                                       г. Магас

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия в составе:

председательствующего Кориговой М.А.,

судей                                 Плиевой И.М. и Бойчука С.И.,

при помощнике судьи Дзуматове А-М.Д-М.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Целоева Абабукара Джабраиловича к Министерству внутренних дел по Республике Ингушетия о признании недействительным решения жилищно-бытовой комиссии МВД по Республике Ингушетия о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищно-бытовых условий и возложении обязанности восстановить его и членов его семьи на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и взыскании расходов на оплату услуг представителя по апелляционной жалобе ответчика на решение Магасского районного суда от 7 марта 2023 г.

Заслушав доклад судьи Плиевой И.М., судебная коллегия

установила:

ФИО2 А.Д. обратился в суд с указанным исковым заявлением, ссылаясь на то, что он проходил службу в органах внутренних дел Республики Ингушетия на различных должностях. В период прохождения службы на основании его рапорта от ДД.ММ.ГГГГ он признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и принят на учет на улучшение жилищных условий. В последующем им систематически обновлялись документы, в том числе о составе семьи. В ноябре 2022 года он узнал, что решением жилищно-бытовой комиссии МВД по <адрес>, оформленным протоколом от ДД.ММ.ГГГГ, он в составе семьи снят с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий со ссылкой на то, что его супруге ФИО2 Л.И. в 2006 году выдан земельный участок под индивидуальное жилищное строительство. Считает, что решение жилищно-бытовой комиссии МВД по <адрес> является незаконным, поскольку оснований для снятия его с учета у ответчика не имелось, каких-либо сведений не соответствующих действительности в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ он в жилищно-бытовую комиссию не представлял. Кроме того, истец ссылается на нарушение ответчиком положений ст. 56 Жилищного кодекса РФ и срока принятия решения о снятии его с учета. Просит признать незаконным решение жилищно-бытовой комиссии МВД по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в части снятия его с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, обязать ответчика принять решение о восстановлении его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с учетом даты первоначальной постановки на жилищный учет с ДД.ММ.ГГГГ, взыскать с ответчика расходы по оплате услуг представителя в сумме 50000 руб.

        Решением Магасского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ исковое заявление удовлетворено.

        В апелляционной жалобе представитель ответчика, считая решение суда вынесенным с нарушением норм материального права, просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований истца.

Истец ФИО2 А.Д., его представитель ФИО5, и третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, ФИО2 Л.И., ФИО2 А.А., ФИО2 Т.А., ФИО2 А.А., ФИО2 С.А., надлежащим образом извещённые о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки не уведомили, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав мнение представителя МВД по <адрес> ФИО6, поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия считает, что при рассмотрении настоящего гражданского дела не допущено нарушений такого характера.

В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудникам, гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, до ДД.ММ.ГГГГ, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность.

Судом первой инстанции установлено, что истец ФИО2 А.Д. проходил службу в органах внутренних дел. В период прохождения службы с ДД.ММ.ГГГГ он поставлен на жилищный учет по улучшению жилищных условий.

Из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии МВД по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО2 А.Д. снят с учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий на том основании, что его супруге ФИО2 Л.И. согласно постановлению администрации Альтиевского административного округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ выделен земельный участок под индивидуальное жилищное строительство, а семья ФИО2 А.Д. в соответствии с ч. 1 ст. 54 СК РФ не является многодетной.

Разрешая спор, руководствуясь положениями ст.ст. 51, 55, п. 5 ч. 1, ч. 2 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», установив, что регистрация права собственности на земельный участок, выданный администрацией Альтиевского административного округа <адрес> ДД.ММ.ГГГГ супруге истца – ФИО2 Л.И., прекращена ДД.ММ.ГГГГ, а при снятии истца с учета в состав его семьи входило 4 детей, суд пришел к выводу о том, что данные обстоятельства исключают возможность снятия истца с жилищного учета.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и норм процессуального права.

В соответствии со ст. 29 Жилищного кодекса РСФСР (в редакции, действовавшей в период с ДД.ММ.ГГГГ, по ДД.ММ.ГГГГ) нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов, проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям, проживающие в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, проживающие в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений, проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением, проживающие длительное время на условиях поднайма в домах государственного и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, не имеющие другой жилой площади.

Граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий и по иным основаниям, предусмотренным законодательством Союза ССР и РСФСР.

В соответствии со ст. 30 Жилищного кодекса РСФСР учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства. Наравне с ними принимаются на учет граждане, оставившие работу на этих предприятиях, в учреждениях, организациях в связи с уходом на пенсию.

Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 32 Жилищного кодекса РСФСР право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи.

Граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения, выезда на другое постоянное место жительства, выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет, прекращения трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, если они состоят на учете по месту работы и никто из членов их семей не работает на этом предприятии, в учреждении, организации, кроме случаев увольнения в связи с уходом на пенсию или переходом на выборную должность. Не могут быть сняты с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий семьи, потерявшие кормильца, состоявшего на учете.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до ДД.ММ.ГГГГ в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка (кроме садового земельного участка) для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей.

В силу ч. 2 ст. 56 ЖК РФ решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.

Как следует из выписки из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии от ДД.ММ.ГГГГ истец поставлен на жилищный учет по улучшению жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ, что ответчиком не оспаривается.

Решением жилищно-бытовой комиссии МВД по <адрес>, оформленным протоколом , истец в составе семьи из 6 человек снят с учета ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ со ссылкой на выделение супруге истца ФИО2 Л.И. в 2006 году постановлением администрации Альтиевского административного округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка, а также со ссылкой на то, что семья истца не являлась многодетной.

Как усматривается из материалов дела, истец на день постановки его в очередь по улучшению жилищных условий (ДД.ММ.ГГГГ) состоял в зарегистрированном браке с ФИО2 Л.И., ДД.ММ.ГГГГ г.р.

Согласно выписке из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии МВД по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ семья истца при постановке его на учет ДД.ММ.ГГГГ являлась многодетной и состояла из 6 человек, (он, супруга, дочь 1976 г.р., сын 1980 г.р., дочь 1983 г.р., сын 1987 г.р.).

ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 А.Д. в МВД по <адрес> подано заявление о приобщении к его учетному делу на улучшение жилищных условий документов, свидетельствующих о его нуждаемости в улучшении жилищных условий.

Из сведений из Единого государственного реестра недвижимости по Российской Федерации, являющихся общедоступными, следует, что супруге истца ФИО2 Л.И. принадлежал земельный участок, расположенный по адресу: Альтиевский административный округ, пер. Дагестанский, 6, дата государственной регистрации права собственности ДД.ММ.ГГГГ, дата государственной регистрации прекращения права ДД.ММ.ГГГГ

Исходя из изложенного судебная коллегия полагает обоснованным вывод суда первой инстанции о принятии жилищно-бытовой комиссией МВД по <адрес> решения о снятии истца с жилищного учета с существенным нарушением тридцатидневного срока, установленного законом для принятия такого решения.

В соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Таким образом, законодателем установлен пресекательный срок, в течение которого действия граждан по ухудшению своих жилищных условий учитываются уполномоченным органом государства и служат основанием для отказа в принятии их на жилищный учет либо снятия с данного учета и в приведенных нормах не усматривается возможность снятия уполномоченным органом гражданина с названного учета в случае истечения на дату принятия такого решения пятилетнего срока, исчисляемого со дня совершения указанных намеренных действий.

Таким образом, исходя из приведенных норм, поскольку ФИО2 А.Д. снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий по истечении пяти лет после совершения членом его семьи действий по ухудшению своих жилищных условий, судебная коллегия приходит к выводу о незаконности решения жилищно-бытовой комиссии о снятии ФИО2 А.Д. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.

При этом доводы ответчика о том, что решение о снятии истца с учета принято с нарушением срока по уважительной причине, то есть в связи с непредоставлением истцом сведений о выделении его супруге земельного участка, отмену оспариваемого решения не влекут, поскольку, исходя из положений ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, являются общедоступными в пределах, установленным законом. Данное положение сохранено и в ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Кроме того, не влекут отмену решения суда и доводы ответчика о пропуске истцом срока исковой давности, составляющего 3 года, поскольку доказательств, свидетельствующих о том, что истец ранее ноября 2022 г. узнал о снятии его с жилищного учета, материалы дела не содержат. Не представлено ответчиком в соответствии со ст. 56 ГПК РФ доказательств свидетельствующих и о направлении в адрес истца решения жилищно-бытовой комиссии МВД по Республике Ингушетия от 27 февраля 2019 г., в связи с чем истец не мог знать о нарушенном праве.

Принимая решение в части взыскания с ответчика в пользу истца расходов на оплату услуг представителя, суд первой инстанции, исходя из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в п.п. 12, 13 постановления от 21 января 2016 г. № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», с учетом заявленных требований, объема выполненной представителем работы, количества судебных заседаний снизил подлежащую к взысканию сумму расходов до 20000 руб., в связи с чем судебная коллегия считает данную сумму отвечающей принципу разумности, оснований для ее снижения не имеется, доказательств чрезмерности взыскиваемых расходов ответчиком не представлено.

Доводы жалобы о незаконности судебного решения со ссылкой на принадлежность супруге истца иных земельных участков судебная коллегия считает несостоятельными, поскольку жилищно-бытовой комиссией МВД по Республике Ингушетия данные обстоятельства не установлены и не проверены, основанием снятия истца с жилищного учета не являются.

Иные доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу они также сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с действиями суда, связанными с установлением фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, и оценкой представленных по делу доказательств. Оснований для иной оценки доказательств судебная коллегия не усматривает.

При разрешении спора судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами, установлены в полном объеме юридически значимые обстоятельства, доводам сторон и представленным ими доказательствам дана правовая оценка в их совокупности. Нарушений норм материального права коллегией не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Магасского районного суда от 7 марта 2023 г. по гражданскому делу по иску Целоева Абабукара Джабраиловича к Министерству внутренних дел по Республике Ингушетия о признании недействительным решения жилищно-бытовой комиссии МВД по Республике Ингушетия о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищно-бытовых условий и возложении обязанности восстановить его и членов его семьи на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и взыскании расходов на оплату услуг представителя оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.

Мотивированное определение изготовлено 8 августа 2023 г.

Председательствующий

Судьи

С подлинного за надлежащими подписями

Копия верна

Судья                         И.М. Плиева

33-985/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Целоев Абабукар Джабраилович
Ответчики
МВД по Республике Ингушетия
Другие
Целоева Луиза Идрисовна, Целоева Ашат Абабукаровна, Целоев Амир Абабукарович, Целоева Тамара Абабукаровна, Целоев Султан Абабукарович
Гетагазова Ф.М.
Цицкиева И.М.
Суд
Верховный Суд Республики Ингушетия
Судья
Плиева Индира Магомедовна
Дело на странице суда
vs.ing.sudrf.ru
20.06.2023Передача дела судье
01.08.2023Судебное заседание
01.08.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее