Дело № 2-1642/2022

                                                                                                                                            УИД26RS0001-01-2022-001761-29

РЕШЕНИЕ

                  Именем Российской Федерации

                                                                                25 мая 2022 года                         г. Ставрополь

Промышленный районный суд г. Ставрополя Ставропольского края в составе председательствующего судьи Емельяновой Т.М., при секретаре Меркулове А.П., с участием представителя истца Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора- заместителя прокурора Калмыкова М.Н., представителя ответчика Государственного бюджетного учреждения <адрес> « Стававтодор»-Ескиной Ю.И., действующей на основании доверенности б/н от дата, представителя ответчика Общества с ограниченной ответственностью « Стройюгрегион»-Шуклиной И.И. действующей на основании доверенности от дата, представителя ответчика Общества с ограниченной ответственностью» ДорМост»-Щупец И.Н., действующей на основании доверенности б/н от дата, представителя МБУ «Кисловодское городское лесничество» - директора Шакарова И.Н., представителя третьего лица Министерства дорожного хозяйства и транспорта <адрес>-Анташвили-Ворониной Л.М., действующей на основании доверенности от дата, представителя третьего лица администрации города- курорта Кисловодска- Масалова Е.И., действующего на основании доверенности от дата,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, гражданское делу по исковому заявлению Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов муниципального образования город – курорт Кисловодск, прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному учреждению <адрес> «Стававтодор», Обществу с ограниченной ответственностью «Стройюгрегион», Обществу с ограниченной ответственностью «ДорМост», Муниципальному бюджетному учреждению « Кисловодское городское лесничество», (третьи лица –администрация города- курорта Кисловодска, «Сквкавгеопроект», Министерство дорожного хозяйства и транспорта <адрес>) о взыскании ущерба, причиненного в результате вырубки зеленых насаждений,

УСТАНОВИЛ:

    Ставропольский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов муниципального образования города-курорта Кисловодск, прав и законных интересов неопределенного круга к Государственному бюджетному учреждению <адрес> «Стававтодор», ООО «Стройюгрегион», ООО «Дормост» ( третье лицо не заявляющее самостоятельных требований администрация города- курорта Кисловодска,) о взыскании солидарно ущерба, причиненного в результате вырубки зеленых насаждений в размере 6 154 359, 24 рубля.

    Определением Промышленного районного суда <адрес> от дата в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований привлечено ООО «Севкавгеопроектстрой».

    Определением Промышленного районного суда <адрес> от дата в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований привлечено Министерство дорожного хозяйства и транспорта <адрес>.

    Определением Промышленного районного суда <адрес> от дата в качестве соответчика в соответствии с п.2 ч. 3 ст. 40 ГПК РФ, привлечено МБУ «Кисловодское городское лесничество».

    В обоснование заявленных требований истец указывает на то, что истцом в соответствии с поручением прокуратуры края по доводам публикации «В Кисловодске на подъезде к Олимпийской базе вырубили сотни деревьев», размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», проведена проверка исполнения требований законодательства об особо охраняемых территориях, законодательства об охране зеленых насаждений.

    Статьей 42 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

    Этому праву корреспондирует обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, закрепленная в статье 58 конституции Российской Федерации.

      Сохранение зеленых насаждений является реализацией гарантии конституционного права граждан на благоприятную среду.

    Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды определяет Федеральный закон от дата № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее-Закон № 7-ФЗ), которые регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающую среды, включая вопросы ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

    В соответствии со ст. 4 Закона № 7-ФЗ объектом охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения, и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности является среди прочего, растительный мир, а, соответственно, леса и зеленые насаждения.

    В соответствии со ст. 61 Закона № 7-ФЗ зеленый фонд городских поселений представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе зеленых зонах, лесопарковых зонах, и других озелененных территорий в границах этих поселений. Охрана зеленого фонда городских поселений предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды.

    Проверкой установлено, что постановлениями главы города-курорта Кисловодска Курбатова А.В. от дата, 214, 216, 217, 218, 219, 220, 221, от дата ГБУ СК «Стававтодор» в постоянное бессрочное пользование предоставлены земельные участки с кадастровыми номерами 26:34:030212:217, 26:34:130257:242, 26:34:030212:214, 26:34:030212:215, 26:34:000000:10951, 26:34:030212:216, 26:34:130257:243, 26:34:000000:10952, 26:00:000000:342504. Право постоянного бессрочного пользования ГБУ СК «Стававтодор» на участки зарегистрировано в установленном порядке.

    Согласно данных государственного кадастра недвижимости, земельные участки с кадастровыми номерами 26:34:000000:10951 и 26:00:000000:342504 частично расположены в границах второй зоны округа горно-санитарной охраны курорта Кисловодск.

    В соответствии с государственным контрактом № МДХ/19/пр-75 от дата, заключенным между Министерством дорожного хозяйства и транспорта <адрес> и ООО « Севкавгеопроект строй» разработана проектная документация на реконструкцию автомобильных дорог «Район <адрес> седло от Олимпийской базы до родника» и «Район <адрес> седло от родника до <адрес>» (далее-проектная документация, автомобильные дороги, объект соответственно).

    В соответствии с названой проектной документацией, в ходе проведения работ запланирована вырубка 4390 деревьев различных пород.

    дата между ГБУ СК « Стававтодор» и ООО «Стройюгрегион» заключен контракт -ЭОК на реконструкцию автомобильных дорог «Автомобильная дорога район <адрес> седло от Олимпийской базы до родника» и «Автомобильная дорога район <адрес> седло от родника до <адрес>». Срок выполнения работ установлен до дата (далее-контракт -ЭОК).

    Согласно п. 1.4. названного контракта -ЭОК контроль за выполнение работ со стороны ГБУ СК «Стававтодор» осуществляется представителем ГКУ СК «Дирекция автомобильных дорог» на основании распоряжения <адрес> от дата -рп и Устава организации, которая от имени ГБУ СК «Стававтодор» совместно с ООО «Стройюгрегион» оформляет все документы, связанные с выполнение работ в течение всего срока действия контракта и в соответствии с действующими документами.

    дата между ООО «Стройюгрегион» и ООО «ДорМост» заключен договор -ЭОК/СУБ/ДМ на реконструкцию автомобильных дорог «Автомобильная дорога район <адрес> седло от Олимпийской базы до родника» и «Автомобильная дорога район <адрес> седло от родника до <адрес>».

    Согласно п. 1.4. названного контракта -ЭОК контроль за выполнение работ со стороны ООО «Стройюгрегион» осуществляется заместителем руководителя проекта по работе с субподрядными организациями Хариным М.Ю., который от имени ООО «СтройЮгРегион» осуществляет контроль за исполнением работ ООО «ДорМост», оформлением документации, связанной с производством работ, в соответствии с действующими нормативными документами в течение всего срока исполнения договора.

    ГБУ СК «Стававтодор», ООО «Стройюгрегион», ООО «ДорМост» с заявлением о выдаче разрешения на вырубку зеленых насаждений в администрацию города-курорта Кисловодска не обращалась, тем самым не исполнили обязательства по оформлению документов, необходимых при выполнении строительных работ.

    дата ГБУ СК «Стававтодор» в адрес ООО «Стройюгрегион», направлено письмо, согласно которому ГБУ СК «Стававтодор» разрешает вырубку зеленых насаждений, попадающих в зону постоянного отвода реконструируемых дорог «Автомобильная дорога район <адрес> седло от Олимпийской базы до родника» и «Автомобильная дорога район <адрес> седло от родника до <адрес>» (далее-автомобильные дороги, объект), согласно рабочей документации ТКР-АД-В12 (ведомость 12).

    дата между ООО «ДорМост» и МБУ «Кисловодское городское лесничество» заключен договор -ЭОК/СУБ/89ДМ на выполнение работ на объекте.

    В результате проведенного дата выездного обследования установлено, что по состоянию на дата на указанной территории, с двух сторон вдоль существующей автодороги вырублено 2020 сырорастущих деревьев различных пород, из них на земельных участках с кадастровыми номерами 26:34:000000:10951 и 26:00:000000:342504 (в границах второй зоны округа горно-санитарной охраны курорта Кисловодск)-838 деревьев на земельных участках с кадастровыми номерами 26:34:030212:214, 26:34:030212:215, 26:34:030212:216, 26:00:000000:342504-1182 дерева.

    Согласно ст. 16 Федерального закона от дата № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» (далее-Закон № 26-ФЗ) природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности, а также курорты и их земли являются соответственно особо охраняемыми объектами и территориями. Их охрана осуществляется посредством установления округов санитарной (горно- санитарной) охраны.

    Границы и режимы округов санитарной (горно-санитарной) охраны, установленные для лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утверждаются Правительством Российской Федерации.

    Постановление Правительства РФ от 07.1996 утверждено Положение об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения (далее- Положение об округах санитарной охраны).

    В соответствии с п. 13 Положения об округах санитарной охраны на территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающих природную среду и приводящих к истощению природных лечебных ресурсов, в том числе вырубка зеленых насаждений, кроме рубок ухода за лесом и санитарных рубок.

    В соответствии с п.п 11, 25 Федерального закона от дата Фз «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Далее- Закон № 131 -ФЗ) организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального, городского округа, утверждение правил благоустройства территории муниципального, городско округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального. городского округа, отнесены к вопросам местного значения городского округа.

    Согласно п.5 ч. 2 ст. 45.1 Закона № 131-ФЗ, правила благоустройства территории муниципального образования регулируют, среди прочего вопросы организации озеленения территории муниципального образования включая порядок создания, содержания, восстановления и охраны расположенных в границах населенных пунктов газонов, цветников и иных территорий занятых травянистыми растениями.

    Статьей 42 Правил благоустройства территории городского округа города-курорт Кисловодска, утвержденных решение Думы города-курорт Кисловодска от дата установлено, что на территории городского округа запрещается осуществлять самовольную вырубку (снос, удаление) и обрезку (санитарную, формовочную, омолаживающую) деревьев и кустарников, а также их посадку. Администрация города-курорта Кисловодска в лице органа администрации города-курорта Кисловодска, уполномоченного в области экологии, осуществляет контроль за состоянием и надлежащей эксплуатацией зеленых насаждений, находящихся в муниципальной собственности (на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности), а также за правильной эксплуатацией зеленых насаждений, независимо от их принадлежности и формы собственности. Проведение необходимых уходных работ, включая санитарные рубки и рубки ухода (снос), а также обрезка зеленых насаждений, осуществляется на основании утвержденных актов обследования рабочей группы межведомственной комиссии по обследованию зеленых насаждений в городском округе. За всякое повреждение или самовольную вырубку зеленых насаждений, находящихся в муниципальной собственности (на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности), виновные лица привлекаются к ответственности в соответствии с действующим законодательством и оплачивают восстановительную стоимость за повреждение или уничтожение зеленых насаждений.

    Администрацией города — курорта Кисловодска разрешение на вырубку зеленых насаждений не выдавалось.

    В нарушение требований ст. 61 Федерального закона от дата № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 16 Федерального закона от дата № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», п- 13 Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения Постановлением Правительства РФ от 07.12, 1996 , п. 25 ч. 1 ст. 16, Федерального закона от дата № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 42 Правил благоустройства территории городского округа города-курорта Кисловодска, утвержденных решением Думы города-курорта Кисловодска от дата 10-519, ГБУ СК «Стававтодор», ООО «Стройюгрегион», ООО «ДорМост», в рамках проведения работ по реконструкции автомобильных дорог «Автомобильная дорога район <адрес> седло от Олимпийской базы до родника» и «Автомобильная дорога район <адрес> седло от родника до <адрес>», незаконно, в отсутствие утвержденного в установленном порядке акта обследования рабочей группы межведомственной комиссии по обследованию зеленых насаждений в городском округе Кисловодске, организована вырубка (удаление, спил) зеленых насаждений, произрастающих на земельных участках с кадастровыми номерами 26:34:030212:217, 26:34:130257:242, 26:34:030212:214, 26:34:030212:215, 26:34:000000:10951, 26:34:030212:216, 26:34:130257:243, 26:34:000000:10952, 26:00:000000:342504, в том числе в границах второй зоны округа горно-санитарной охраны курорта федерального значения Кисловодск, где рубка запрещена в силу закона.

    Незаконные действия ГБУ СК «Стававтодор», ООО «Стройюгрегион», ООО «ДорМост» по организации вырубки зеленых насаждений привели к потере части зеленого Фонда городского округа города курорта Кисловодска, а, соответственно. к нарушению права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду.

    Согласно ст. 77 Закона - ФЗ, юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

    Постановлением Правительства РФ от дата «Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства» утверждены таксы для исчисления размера вреда, причиненного вследствие нарушения лесного законодательства и методика определения размера возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства.

    Проверкой установлено, что размер ущерба, причиненного в результате вырубки зеленых насаждений, а именно 2020 сырорастущих деревьев различных пород, составил 6 154 359, 24 рубля, из них ущерб, причиненный в результате вырубки зеленых насаждений в границах второй зоны округа горно-санитарной охраны курорта Кисловодск - З 427 471, 62 рубля.

     Согласно ч. 21 ст. 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации, платежи по искам о возмещении ущерба, а также платежи, уплачиваемые при добровольном возмещении ущерба, причиненного государственному или муниципальному имуществу, подлежат зачислению в бюджеты публично-правовых образований, в собственности которых находится указанное имущество, по нормативу 100 процентов,

    Согласно п. 9 ст. 42 Правил благоустройства территории городского округа города-курорта Кисловодска, утвержденных решением Думы города-курорта Кисловодска от дата , восстановительная стоимость зеленых насаждений, находящихся в муниципальной собственности используется целевым порядком для строительства, содержания объектов озеленения в городском округе либо производства вынужденного сноса или пересадки муниципальных зеленых насаждений в порядке, предусмотренном муниципальными правовыми актами.

    В соответствии со ст. 1080 Гражданского кодекса Российской Федерации, лица, совместно причинившие вред, отвечают перед потерпевшим солидарно.

    Согласно п. 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от дата «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» лица, совместно причинившие вред окружающей среде, отвечают солидарно (абзац первый статьи 1080 ГК РФ). О совместном характере таких действий могут свидетельствовать их согласованность, скоординированность и направленность на реализацию общего для всех действующих лиц намерения. Так, к солидарной ответственности могут быть привлечены заказчик, поручивший выполнение работ, которые причиняют вред окружающей среде, и подрядчик, фактически их выполнивший. Заказчик может быть освобожден от ответственности, если докажет, что подрядчик при выполнении работ вышел за пределы данного ему заказчиком задания.

    Таким образом, ГБУ СК «Стававтодор», ООО «Стройюгрегион», ООО «ДорМост» обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате незаконной вырубки 2020 зеленых насаждений на земельных участках с кадастровыми номерами 26:34:030212:217, 26:34:130257:242, 26:34:030212:214, 26:34:030212:215, 26:34:000000:10951, 26:34:030212:216, 26:34:130257:243, 26:34:000000:10952, 26:00:000000:342504 в размере 6 154 359,24 рубля (шесть миллионов сто пятьдесят четыре тысячи триста пятьдесят девять рублей двадцать четыре копейки) в пользу муниципального образования города — курорта Кисловодска в лице администрации города — курорта Кисловодска.

    На основании п. 4 ст. 27, п. З ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

    В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГГГК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

    Реализуя предоставленные законом полномочия, прокурор обращается в суд в защиту интересов муниципального образования — городского округа город — курорт <адрес>, в связи с выявленным фактом причинения ущерба (вреда) зеленому фонду поселения.

    Также, прокурор обращается в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц — граждан, постоянно или временно проживающих на территории особо охраняемого эколого - курортного региона Кавказские Минеральные Воды, а также приезжающих на отдых в города - курорты федерального значения Пятигорск, Железноводск, Ессентуки и Кисловодск жителей других регионов Российской Федерации и зарубежных стран, круг которых определить невозможно.

    Нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в данном случае, выражается в том, что вырубка зеленых насаждений, приводит к утрате зеленого фонда, как места отдыха и естественной защиты от загрязнения окружающей среды, к ухудшению экологической обстановки на территории города - курорта, в том числе в границах второй зоны округа горно-санитарной охраны курорта федерального значения Кисловодск, истощению и утрате гидроминеральных ресурсов курортов федерального значения и особо охраняемого эколого-курортного региона Кавказские Минеральные Воды, а соответственно, нарушению прав граждан на благоприятную окружающую среду.

    Согласно ст. 76 Закона — ФЗ споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством.

    В соответствии со ст. 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.

    В соответствии с п. 1 ч. 1, ч. 3 ст. 22 и ст. 24 ГПК РФ рассмотрение данного гражданского дела подведомственно и подсудно городскому (районному) суду, поскольку, не относится к экономическим спорам и другим делам, связанным с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

    Согласно ст. 28 ГПК РФ, иск к организации предъявляется в суд по месту нахождения организации.

    В соответствии с ч. 1 ст. 31 ГПК РФ, иск к нескольким ответчикам, проживающим или находящимся в разных местах, предъявляется в суд по месту жительства или адресу одного из ответчиков по выбору истца.

    С учетом изложенного, прокурор обращается с настоящим иском в Промышленный районный суд <адрес>, по адресу - одного из ответчиков - ГБУ СК «Стававтодор». Просят суд взыскать с Государственного бюджетного учреждения <адрес> «Стававтодор», Общества с ограниченной ответственностью«Стройюгрегион», Общества с ограниченной ответственностью «ДорМост»солидарно сумму ущерба, причиненного в результате вырубки зеленыхнасаждений в размере 6 154 359, 24 рубля (шесть миллионов сто пятьдесятчетыре тысячи триста пятьдесят девять рублей двадцать четыре копейки) впользу муниципального образования города - курорта Кисловодска в лицеадминистрации города - курорта Кисловодска.

Представитель истца- заместитель прокурора Калмыков М.Н., в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям указанным в иске. Просил иск удовлетворить. Однако представил свои письменные возражения по поводу привлечения судом в качестве ответчика МБУ « Кисловодское городское лесничество». Как следует из представленных суду возражений, представитель истца полагает МБУ «Кисловодское городское лесничество» ненадлежащим ответчиком по делу по следующим основаниям.

дата между ГБУ СК «Стававтодор» и Обществом с ограниченной ответственностью «Стройюгрегион» (далее - ООО «Стройюгрегион») заключен контракт -ЭОК на реконструкцию автомобильных дорог «Автомобильная дорога район <адрес> седло от Олимпийской базы до родника» и «Автомобильная дорога район <адрес> седло от родника до <адрес>». Срок выполнения работ установлен до дата (далее -Контракт - ЭОК).

Согласно п. 1.4 названного Контракта - ЭОК контроль за выполнением работ со стороны ГБУ СК «Стававтодор» осуществляется представителем ГКУ СК «Дирекция автомобильных дорог» на основании распоряжения <адрес> от дата - рп и Устава организации, которая от имени ГБУ СК «Стававтодор» совместно с ООО «Стройюгрегион» оформляет все документы, связанные с выполнением работ в течение всего срока действия контракта и в соответствии с действующими нормативными документами.

дата между ООО «Стройюгрегион» и Обществом с ограниченной ответственностью «ДорМост» (далее - ООО «ДорМост») заключен договор -ЭОК/СУБ/ДМ на реконструкцию автомобильных дорог «Автомобильная дорога район <адрес> седло от Олимпийской базы до родника» и «Автомобильная дорога район <адрес> седло от родника до <адрес>».

Согласно п. 1.4 названного Контракта - ЭОК/СУБ/ДМ контроль за выполнением работ со стороны ООО «Стройюгрегион» осуществляется заместителем руководителя проекта по работе с субподрядными организациями Хариным М.Ю., который от имени ООО «Стройюгрегион» осуществляет контроль за исполнением работ ООО «ДорМост», оформлением документации, связанной с производством работ, в соответствии с действующими нормативными документами в течение всего срока исполнения договора.

Таким образом, в обязанности ГБУ СК «Стававтодор», ООО «Стройюгрегион», ООО «ДорМост» входило оформление всех документов, связанных с выполнением работ в течение всего срока действия контракта и в соответствии с действующими нормативными документами.

дата между ООО «ДорМост» и Муниципальным бюджетным учреждением «Кисловодское городское лесничество» (далее -МБУ «Кисловодское городское лесничество») заключен договор -ЭОК/СУБ/89ДМ (далее - Договор -ЭОК/СУБ/89ДМ), на выполнение на объекте работ по реконструкции автомобильных дорог «Автомобильная дорога район <адрес> седло от Олимпийской базы до родника» и «Автомобильная дорога район <адрес> седло от родника до <адрес>» (Валка и рубка деревьев, вывоз порубочных остатков).

Согласно п. 1.1 Договора -ЭОК/СУБ/89ДМ, Субподрядчик (то есть МБУ «Кисловодское городское лесничество» принимает на себя обязательства выполнить на объекте работы по реконструкции автомобильных дорог «Автомобильная дорога район <адрес> от Олимпийкой базы до родника» и «Автомобильная дорога район <адрес> от родника до <адрес>» (Валка и рубка деревьев, вывоз порубочных остатков).

Пунктом 1.4 Договора -ЭОК/СУБ/89ДМ установлено, что контроль за выполнением работ со стороны Подрядчика (то есть ООО «ДорМост») осуществляется заместителем главного инженера Хакуй А.Ю., которые от имени Подрядчика осуществляет контроль за исполнением работ Субподрядчиком, оформлением документации, связанной с производством работ, в соответствии с действующими нормативными документами, в течение всего срока действия Договора.

дата ГБУ СК «Стававтодор» в адрес ООО «Стройюгрегион» направлено письмо, согласно которому ГБУ СК «Стававтодор» разрешает вырубку лесных насаждений, попадающих в зону постоянного отвода реконструируемых дорог «Автомобильная дорога район <адрес> седло от Олимпийской базы до родника» и «Автомобильная дорога район <адрес> седло от родника до <адрес>», согласно рабочей документации ТКР-АД-В12 (ведомость 12).

Таким образом, в обязанности по договору МБУ «Кисловодское городское лесничество» не входило получение разрешения на вырубку зеленых насаждений, равно как и оценка законности каких - либо разрешительных документов, выполнение любых иных действий кроме непосредственно валки и рубки деревьев, вывоза порубочных остатков, а, соответственно, МБУ «Кисловодское городское лесничество» не является надлежащим ответчиком по гражданскому делу.

Представитель ответчика Государственного бюджетного учреждения <адрес> « Стававтодор»-Ескина Ю.И., в судебном заседании исковых требований не признала и пояснение аналогичные письменным возражениям на иск, из которых следует, что между Министерством дорожного хозяйства и транспорта <адрес> и ООО «Севкавгеопроектстрой» заключен государственный контракт № МДХ/19/пр-75 по разработке проектной документации на объект.

    Для дальнейшей реализации проектных решений дата проектная документация и положительное заключение экспертизы передана от миндора учреждению.

    Выполнение работ на объекте входит в государственную программу Российской Федерации «Развитие транспортной системы», утвержденной постановлением Правительства от дата (далее-государственная программа).

    Приоритетной задачей программы является повышение уровня качества транспортного обслуживания населения, повышения доступности транспортных услуг для всех групп населения, повышение безопасности транспортной системы и снижение воздействия автомобильного транспорта на окружающую среду.

    Под реконструкцию автомобильных дорог администрацией города-курорта Кисловодска сформированы земельные участки с кадастровыми номерами: 26:34:030212:217, 26:34:030212:216, 26:34:030212:215, 26:34:030212:214, 26:34:130257:243, 26:34:000000:10951, 26:34:130257:242, 26:00:000000:342504, 26:34:000000:10952 (далее – земельные участки).

    Вид разрешенного использования: «под автомобильную дорогу». Согласно сведений, об основных характеристиках объектов недвижимости: ограничение прав и обременение объекта недвижимости – не зарегистрировано.

    Далее, участки переданы администрацией города-курорта Кисловодска на основании постановлений от дата, 214, 216, 217, 218, 219, 220, 221 и от дата и зарегистрированы за учреждением на праве постоянного (бессрочного) пользования.

    Учреждение в соответствии с уставом выступило организатором проведения электронного аукциона по реконструкции автомобильных дорог, по итогам которого между учреждением и ООО «Стройюгрегион» контракт дата -ЭОК предметом которого является выполнение работ по реконструкции автомобильных дорог «Автомобильная дорога район <адрес> седло от Олимпийской базы до родника» и «Автомобильная дорога район <адрес> седло от родника до <адрес>».

    В соответствии с п. дата. контракта Подрядчик обязан осуществлять постоянный контроль за выполнением работ в целях проверки их соответствия сметной документации и проектной документации.

    На основании п. дата. контракта Подрядчик обязан соблюдать требования по охране окружающей среды.

    В соответствии с п. дата. Контракта обязанность по осуществлению контроля по наличию необходимых разрешений возложена на Подрядчика.

    Далее, в соответствии с контрактом ООО «СтройюгРегион» заключило договор субподряда от дата -ЭОК/СУБ/ДМ с ООО «ДорМост» на выполнение работ на объекте.

    В свою очередь для выполнения работ по вырубке деревьев ООО «ДорМост» заключило договор субподряда от дата -ЭОК/СУБ/89ДМ с МБУ «Кисловодское городское лесничество».

    Вырубка производилась непосредственно МБУ «Кисловодское городское лесничество», Учредителем которого является МО ГО город-курорт Кисловодск.

    МБУ «Кисловодское городское лесничество» создано в целях сохранения, рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных на территории городского округа города-курорта Кисловодск.

    Учреждение считает, что специалисты МБУ «Кисловодское городское лесничество» обладают достаточными познаниями и в случае необходимости получения специального разрешения от администрации не стали бы производить вырубку без соответствующего разрешения. Также, отсутствие акта обследования рабочей группы вневедомственной комиссии по обследованию зеленых насаждений не насторожило представителей лесхоза и вырубка не была остановлена.

    Согласно письма администрации города-курорта Кисловодска от дата древесная растительность, находящаяся в полосе отвода, не входит в состав городских лесов. Городские зеленые насаждения в реестр муниципального имущества города-курорта Кисловодска не включены, на балансе комитета имущественных отношений не состоит, в связи с отсутствием инвентаризации.

    Сведения о наличии зон округа санитарной или горно-санитарной охраны в проектной документации отсутствуют.

    Кроме того, об отсутствии второй зоны округа горно-санитарной охраны курорта Кисловодска или наличии какого либо ограничения на объекте также свидетельствует многочисленная переписка (письмо Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> от дата , от дата , Управления городского хозяйства Администрации города-курорта Кисловодска от дата , ФБУ Национальный парк Кисловодский от дата , ГКУ Кисловодское лесничество от дата .

    Особого внимания заслуживает тот факт, что ни постановления администрации города-курорта Кисловодска о передаче земельных участков учреждению, ни выписки из единого государственного реестра недвижимости в отношении земельных участков не содержали информацию об отнесении этих земельных участков ко второй и третьей зонам округа горно-санитарной охраны города-курорта Кисловодска или к городским лесам.

    В связи с изложенным, ГБУ СК «Стававтодор» не располагало и не могло располагать информацией об отнесении всех участков или их частей ко второй и третьей зонам округа горно-санитарной охраны города-курорта Кисловодска, а также к городским лесам, и необходимости соблюдения специального режима использования указанных зон, в связи с отсутствием указанной информации как поступившей в Учреждение, так и отсутствие ее, в общем доступе, в установленном действующим законодательством порядке.

    В соответствии с Постановлением Правительства РФ от дата N 1425 "Об утверждении Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения", пункт 21 указанного Положения - Вынесение на местность установленных границ округа санитарной или горно-санитарной охраны осуществляет орган местного самоуправления не позднее чем через шесть месяцев после утверждения округа.

     Достоверная информация с подтверждением нахождения части полосы отвода автодороги во 2-ом округе санитарной охраны <адрес> получена 06.07.2021г. Согласно Выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости № КУВИ-002/2021-82172886 от 05.07.2021г., в составе земельного участка с кадастровым номером 26:34:000000:10951 часть участка (учетный номер части 26:34:000000:10951/1) площадью 65 м2 имеет ограничения (обременения): ограничения прав на земельный участок, предусмотренные статьями 56, 56.1 Земельного кодекса РФ; срок действия с 2021-02-04; реквизиты документа-основания: постановление Совета М. Р. "Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в <адрес>" от дата .

    Факт об установлении ограничений с дата до сведения ГБУ СК "Стававтодор" доведен не был, границы округа санитарной охраны на местность не вынесены.

    Более того, часть земельного участка с учетным номером 26:34:000000:10951/1 площадью 65 м2 находится на расстоянии 1 метра от зоны производства строительных работ. Включение упомянутого участка в границы полосы отвода автодороги обусловлено рекомендациями Постановления Правительства РФ от дата "О нормах отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса", а также с учетом обеспечения боковой видимости и необходимых условий производства работ по содержанию автомобильной дороги в пределах полосы отвода.

    Вырубка деревьев, как и любые другие работы в границах указанного участка площадью 65 м2 проектными решениями не предусмотрены и не производились.

    Другие земельные участки под полосой отвода во 2-ом округе санитарной охраны <адрес> согласно данных Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости не находятся.

    Вырубка деревьев и корчевка пней в полосе постоянного отвода на объекте предусмотрена проектной документацией.

    В отношении разработанной проектной документации получено положительное заключение АУ СК «Государственная экспертиза в сфере строительства» от дата .

    Сметной документацией, получившей положительное заключение АУ СК «Государственная экспертиза в сфере строительства» от дата, которое внесено в Единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства дата, также предусмотрены затраты на валку деревьев с последующей вывозкой порубочных отходов на утилизацию на полигон ООО «Арго» <адрес>.

    Согласно выводам указанной положительной экспертизы, проектная документация соответствует требованиям технических регламентов, санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям в области охраны окружающей среды, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям промышленной безопасности, требованиям к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требованиям антитеррористической защищенности объекта, заданию застройщика на проектирование, результатам инженерных изысканий.

    Получившая положительное заключение проектная документация, в составе прочих разделов, содержит раздел «Перечень мероприятий по охране окружающей среды», который при проведении экспертизы был исследован.

    Компенсация за вынужденное удаление зеленых насаждений в проектно-сметной документации не предусмотрена.

    Учреждение обратилось в ООО СКГПС исх. от дата по вопросу разъяснения об отсутствии в сводном расчете затрат на компенсацию вреда лесным насаждениям.

    В ответе от дата сообщается следующее: в соответствии с п. 10 ст. 42 «Правил благоустройства территории городского округа города-курорта Кисловодска» утвержденных Решением Думы города-курорта Кисловодска от дата N 10-519 (далее-Правила), компенсационная стоимость за вынужденное удаление зеленых насаждений не взимается в целях возведения объектов капитального строительства для государственных нужд за счет бюджетов уровней.

В Правилах указано (дословно): "Статья 42. Охрана зеленых насаждений» в пределах границ городского округа санитарные рубки и рубки ухода (снос) зеленых насаждений допускаются в отношении следующих зеленых насаждений: в случае необходимости застройки территории (земельного участка), для муниципальных нужд или участия застройщика в государственных (федеральных и краевых) программах по обеспечению жильем различных категорий граждан, строительства линейных объектов и дорог общего пользования.

Удаление зеленых насаждений, в связи с возведением объектов капитального строительства, за исключением застройки территории (земельного участка), для муниципальных нужд, осуществляется на основании разрешения на строительство, при наличии положительного заключения Государственной экологической экспертизы и (или) заключения Государственной экспертизы в сфере строительства (при наличии раздела заключения "Охрана окружающей среды") проектной документации, предусматривающей удаление зеленых насаждений в процессе капитального строительства, либо на условиях пересадки зеленых насаждений. Принятие иных решений, кроме предусмотренного статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации решения о выдаче разрешения на строительство, не требуется. В случае если проектом строительства, получившим положительные заключения государственных экспертиз, не предусмотрено удаление зеленых насаждений, удаление зеленых насаждений в ходе проведения строительных работ не допускается.

    В то же время, реконструируемая автомобильная дорога относится к V категории, а для строительства (реконструкции) автомобильных дорог IV и V категории не требуется получение разрешения на строительство, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от дата .

Компенсационная стоимость за вынужденное удаление зеленых насаждений не взимается: при удалении зеленых насаждений в целях возведения объектов капитального строительства для муниципальных (государственных) нужд за счет бюджетов всех уровней, при невозможности обеспечения нормальной видимости технических средств регулирования дорожного движения, безопасности движения автотранспорта и пешеходов.

    Реконструкция объекта осуществляется за счет субсидий в рамках государственной программы «Развитие транспортной системы», утвержденной постановлением Правительства от дата , <адрес> предоставлены субсидии в виде иных межбюджетных трансферов.

    Таким образом, учреждение считает, что при осуществлении капитального строительства за счет федерального бюджета для нужд <адрес>, с точки зрения Правил, компенсация при вынужденном удалении зеленых насаждений не взимается.

    В январе 2022 года земельные участки под объектом переданы в собственность <адрес> и предоставлены учреждению в постоянное (бессрочное пользование) в целях реконструкции указанного объекта: кадастровый , местоположение: <адрес>, разрешенное использование: под автомобильную дорогу;кадастровый , местоположение: <адрес>, разрешенное использование: автомобильный транспорт;     кадастровый , местоположение: <адрес>, разрешенное использование: автомобильный транспорт;    кадастровый , местоположение: <адрес>, разрешенное использование: под автомобильную дорогу; кадастровый , местоположение: <адрес>, разрешенное использование: автомобильный транспорт;кадастровый , местоположение: <адрес>, район поселка Белореченского, разрешенное использование: улично- дорожная сеть код 12.0.1); кадастровый , местоположение: <адрес>, разрешенное использование: под автомобильную дорогу;кадастровый , местоположение: <адрес>, разрешенное использование: под автомобильную дорогу; кадастровый , местоположение: <адрес>, разрешенное использование: под автомобильную дорогу.

    В соответствии с Федеральным законом от дата N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" учреждение как владелец автомобильной дороги обязано использовать отведенные земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги по назначению, обеспечить сохранность и развитие автомобильных дорог, улучшение их технического состояния. При проведении реконструкции на объекте при обязательном соблюдении ФЗ-257 учреждению необходимо провести вырубку зеленых насаждений.

    Полоса отвода автомобильной дороги - земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений Федеральный закон от дата N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации".

    За использование земельного участка не по назначению предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьей 8.8. КоАП РФ.

    Учитывая изложенное учреждение обязано использовать предоставленные ему земельные участки по назначению, и проводить предусмотренные проектными решениями работы.

    Учреждением направлены обращения в министерство природных ресурсов <адрес> (далее-минприроды) (исх. дата, от дата), на проведение инвентаризации, лесных насаждений, расположенных в полосе отвода объекта, внесении сведений в государственный лесной реестр <адрес>, и получением разрешения на дальнейшую вырубку зеленых насаждений на объекте.

    Минприроды в своих ответах ( от дата, дата) сообщило, что земельные участки расположены за пределами земель лесного фонда, основания для включения зеленых насаждений расположенных за границами лесничеств, в государственный лесной реестр отсутствуют.

    Выдача разрешений на вырубку зеленых насаждений к компетенции Минприроды не относится, так же учитывая, что земельные участки разграничены, находятся в собственности <адрес>, рекомендовано обращаться в министерство имущественных отношений <адрес>.

    Учреждение направило письмо от дата в министерство имущественных отношений <адрес> (далее-Минимущество) о необходимости включения в реестр государственной собственности имущества <адрес> зеленых насаждений, находящихся на земельных участках государственной собственности <адрес> в полосе отвода автомобильной дороги и выдать разрешение на их вырубку.

    Минимущество в своем ответе сообщило о не отнесении поставленных вопросов к компетенции Минимущества, также о том, что зеленые насаждения не подлежат включению в реестр государственного имущества <адрес>.

    Также в связи с переводом земельных участков в государственную собственность <адрес> администрация города-курорта Кисловодска письмом от дата отозвала акт обследования от дата рабочей межведомственной комиссии по обследованию зеленых насаждений в городском округе города-курорта Кисловодска, как противоречащий ч. 2,3 ст. 261 ГК РФ. Указанный акт обследования содержал выводы о необходимости оплаты восстановительной стоимости за вынужденное удаление зеленых насаждений на объекте.

    В соответствии с пунктом 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

    Согласно статье 261 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения (пункт 2).

    Собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц (пункт 3).

    Приведенные нормы не регулируют порядок выдачи уполномоченным органом разрешений на рубку лесных насаждений на землях под автомобильную дорогу.

    Тем более, что Администрацией города-курорта Кисловодск в 2020 году и до дата не предоставлялась услуга по выдаче разрешений на вырубку зеленых насаждений.

    Более того, материалами дела не установлено нахождение зеленых насаждений на балансе Администрации города курорта Кисловодска, что не позволяет определить кому и какой ущерб причинен.

    Ответчик не выражает свое не согласие, также в части следующего. Истец расчет ущерба основывает на основании предоставленной информации от дата б/н от лесничества.

    При исчислении размера компенсационной стоимости, лесничество применяет Постановление Правительства Российской Федерации от дата N 1730 «Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства» (далее-Постановление).

    Однако, как следует из текста Постановления, оно устанавливает возмещение ущерба в результате преступлений, предусмотренных статьями 260 и 261 Уголовного кодекса Российской Федерации.

    Указанное Постановление не может применяться так как, мероприятия по сносу зеленых насаждений, являются вынужденными так как, предусмотрены проектной документацией на автомобильные дороги и необходимы для выполнения условий контракта и срока сдачи объекта в срок.

    Учитывая пп. 1 п. 10 ст. 42 гл. 5 «Правил благоустройства территории городского округа города-курорта Кисловодска» утвержденных Решением Думы города-курорта Кисловодска от дата (далее-Правила), компенсационная стоимость за вынужденное удаление зеленых насаждений не взимается: при удалении зеленых насаждений в целях возведения объектов капитального строительства для муниципальных (государственных) нужд за счет бюджетов всех уровней.

   <адрес> в целях достижения целевых показателей государственной программы «Развитие транспортной системы», утвержденной постановлением Правительства от дата , предусматривающей мероприятия, направленные на прирост протяженности автомобильных дорог общего пользования или межмуниципального, местного значения на территории субъекта Российской Федерации, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, и увеличением объемов строительства (реконструкции) автомобильных дорог <адрес> предоставлены субсидии в виде иных межбюджетных трансферов.

    В последующем субсидии переданы учреждению, имеющие целевое назначение, на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности <адрес> в целях финансового обеспечения затрат по строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) объекта капитального строительства автомобильной дороги общего пользования регионального или межмуниципального значения.

    В соответствии с проектной документацией, получившей положительное заключение АУ СК «Государственная экспертиза в сфере строительства» от дата, которое внесено в Единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства 02.04.2020г., компенсация за вынужденную вырубку деревьев также не предусмотрена.

    Таким образом, при осуществлении капитального строительства за счет федерального бюджета для нужд <адрес>, с точки зрения Правил, компенсация при вынужденном удалении зеленых насаждений не взимается.

    ГБУ СК «Ставатодор» также отмечает, что в настоящее время работы на объекте приостановлены в связи с предостережением прокуратуры и до решения вопросов о получении разрешения на вырубку зеленых насаждений и необходимости заключения соглашения об оплате восстановительной стоимости зеленых насаждений, подлежащих вынужденной вырубке. Автомобильная дорога -это крупный особо важный для социально-экономического развития Российской Федерации объект, так как является подъездной дорогой к Федеральному центру спортивной подготовки «Юг Спорт», крупнейшему на юге страны спортивному центру подготовки сборных и клубных команд, а также месте проведения спортивно-массовых и физкультурных оздоровительных мероприятий. На сегодняшний день на спортивной базе проводят специальную подготовку сборные команды России по летним и зимним видам спорта.Просит суд отказать в удовлетворении заявленных требований.

Представитель ответчика Общества с ограниченной ответственностью «Стройюгрегион»-Шуклина И.И. в судебном заседании исковых требований не признала и полностью поддержала доводы представителя ГБУ <адрес> «Стававтодор» Просила отказать в удовлетворении иска в полном объеме.

Представитель ответчика ООО «Дормост» Щупец И.Н. исковых требований не признала, просила отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме, поддержала доводы представителя ГБУ <адрес> «Стававтодор» и дополнителнила, что при разработке проектной документацией по объекту был направлен запрос в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> о наличии (отсутствии) на участке изысканий земель лесного фонда, лесов имеющих защитный статус, резервных лесов, особо защитных участков.

    Ответным письмом от дата Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> сообщило, что территория проектируемого объекта не входит в границы резервных лесов, особо защитных участков леса, земель занятых защитными лесными насаждениями.

    Между ООО «ДорМост» и лесничеством заключен договор субподряда -ЭОК/СУБ/89ДМ от 24.05.2021на выполнение работ по вырубке зеленых насаждений. Также факт выполнения лесничеством работ по вырубке зеленых насаждений подтверждается копией журнала выполнения работ.

    Согласно п. 1.1. вышеуказанного договора Субподряда, субподрядчик обязан выполнить на объекте «работы по реконструкции автомобильных дорог «Автомобильная дорога район <адрес> седло от Олимпийской базы до родника» и «Автомобильная дорога район <адрес> седло от родника до <адрес>» (Валка и рубка деревьев, вывоз порубочных остатков)» работы в соответствии с проектной и сметной документацией, в сроки, установленные договором.

    В соответствии с п. 5.1.4. договора Субподрядчик гарантирует, что на момент заключения Договора им внимательно изучена вся представленная ему Проектная документация, Субподрядчик убедился в характере и содержании Работ, посетил строительную площадку, принял во внимание общие и местные условия, а также прочие аспекты, которые могут повлиять на ход работ, оценил корректность и адекватность договорной цены и принял на себя связанные вышеперечисленными обстоятельствами риски.

    Согласно п. 5.1.5. договора, если выполнение работ влечет за собой вредное воздействие на окружающую природную среду, Субподрядчик обязан самостоятельно, за свой счет, оплачивать все установленные применительным правом обязательные платежи за вредное воздействие на окружающую природную среду.

    Учитывая, что вырубку зеленых насаждений производило непосредственно лесничество, ООО «Дормост» считает, что имущественная ответственность за причинение ущерба лесам регулируется общими правилами об основаниях ответственности установленными статьей 1064 ГК РФ, в силу которой вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившем вред.

    Однако, истец, предъявляя требование о солидарном возмещении ущерба к ООО «Дормост», нарушает положения указанной нормы права, предъявляя требование возмещении ущерба не к причинителю вреда.

    По общему правилу в соответствии со статьей 1064 ГК РФ лицо, причинившее вред окружающей среде, обязано его возместить при наличии вины.

    В пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», разъяснено, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействий) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).

    Однако, Истцом, в материалах дела не представлены надлежащие доказательства в подтверждении того, что именно ответчики осуществили вырубку лесных насаждений.

    Представитель ответчика МБУ « Кисловодское городское лесничество – директор Шакаров И.Н., так же исковых требований не признал просил в удовлетворении иска отказать, поддержал свои доводы, изложенные в письменном обращении к суду, из которых следует, что МБУ « Кмсловодское городское лесничество в рамках договора Субподряда -ЭОК/СУБ/89ДМ от 24.05.2021на реконструкцию автомобильной дороги произвело работы по вырубке зеленых насаждений, которые находились в полосе отвода автомобильной дороги, и не относятся к территории городских лесов, а соответственно не входит в объем полномочий МБУ « Кисловодское городское лесничество». Указанные зеленые насаждения относятся к муниципальным зеленым насаждениям, составляющим зеленый фонд города. Работы проводились в соответствии с договором субподряда. В полномочия МБУ « Кисловодское городское лесничество». Не входило получение разрешительных документов на вырубку зеленых насаждений. Перед заключением договора и началом работ ООО « ДорМост» ознакомил с документами разрешающими вырубку зеленых насаждений на данном участке работы, а именно с разрешением на вырубку, выданным ГБК СК « Стававтодор». Поскольку МБУ « Кисловодское городское лесничество» в данном случае по договору Субподряда являлось лишь исполнителем работ по непосредственной вырубки насаждений, соответственно в полномочия лесничества не входила оценка законности предъявленного разрешения на вырубку зеленых насаждений.

Представитель третьего лица Министерства дорожного хозяйства и транспорта <адрес>-Анташвили-Ворониной Л.М., просила суд отказать в удовлетворении исковых требований, по основаниям изложенным ею в возражениях на иск, которые в полном объеме соответствуют возражениям представителя ГБК СК « Стававтодор». Письменные возражения приобщены к материалам дела.

Представитель третьего лица администрации города- курорта Кисловодска- Масалов Е.И., в судебном заседании исковые требований Ставропольского межрайонного прокурора поддержал в полном объеме, по доводам изложенным в иске. Просил суд иск удовлетворить.

Представитель третьего лица, « Севкавгеопроект», надлежаще уведомленный о дне и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Выслушав представителей сторон, представителей третьих лиц, исследовав материалы дела и оценив в совокупности все представленные доказательства с учетом требований закона об относимости, допустимости и достоверности, а также их значимости для правильного разрешения заявленных требований, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В статье 58 Конституции Российской Федерации указано, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

В соответствии со статьей 77 Федерального закона N 7-ФЗ от дата "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" по смыслу статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 77 Закона об охране окружающей среды, лицо, которое обращается с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, представляет доказательства, подтверждающие наличие вреда, обосновывающие с разумной степенью достоверности его размер и причинно-следственную связь между действиями (бездействием) ответчика и причиненным вредом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Согласно статье 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела, обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре или возместить причиненные убытки.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от дата N 49, лица, совместно причинившие вред окружающей среде, отвечают солидарно (абзац первый статьи 1080 Гражданского кодекса Российской Федерации). О совместном характере таких действий могут свидетельствовать их согласованность, скоординированность и направленность на реализацию общего для всех действующих лиц намерения.

Так, к солидарной ответственности могут быть привлечены заказчик, поручивший выполнение работ, которые причиняют вред окружающей среде, и подрядчик, фактически их выполнивший. Заказчик может быть освобожден от ответственности, если докажет, что подрядчик при выполнении работ вышел за пределы данного ему заказчиком задания.

Как следует из материалов дела в соответствии с поручением прокуратуры края по доводам публикации «В Кисловодске на подъезде к Олимпийской базе вырубили сотни деревьев», размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», проведена проверка исполнения требований законодательства об особо охраняемых территориях, законодательства об охране зеленых насаждений.

В судебном заседании установлено, что в соответствии с государственным контрактом № МДХ/19/пр-75 от дата, заключенным между Министерством дорожного хозяйства и транспорт <адрес> и ООО « Севкавгеопроектстрой» разработана проектная документация на реконструкцию автомобильных дорог.

В соответствии с названой проектной документацией, в ходе проведения работ запланирована вырубка 4390 деревьев различных пород.

Реализация объекта производилась в соответствии с разработанной проектной документации, получившей положительное заключение АУ СК «Государственная экспертиза в сфере строительства» от дата и сметной документацией, получившей положительное заключение АУ СК «Государственная экспертиза в сфере строительства» от дата, которое внесено в Единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства дата.

Судом установлено, что постановлениями главы города-курорта Кисловодска Курбатова А.В. от дата, 214, 216, 217, 218, 219, 220, 221, от дата ГБУ СК «Стававтодор» в постоянное бессрочное пользование предоставлены земельные участки с кадастровыми номерами 26:34:030212:217, 26:34:130257:242, 26:34:030212:214, 26:34:030212:215, 26:34:000000:10951, 26:34:030212:216, 26:34:130257:243, 26:34:000000:10952, 26:00:000000:342504. Право постоянного бессрочного пользования ГБУ СК «Стававтодор» на участки зарегистрировано в установленном порядке.

    ГБУ СК «Стававтодор» в соответствии с уставом выступило организатором проведения электронного аукциона по реконструкции автомобильных дорог, по итогам которого между учреждением и ООО «Стройюгрегион» контракт дата -ЭОК предметом которого является выполнение работ по реконструкции автомобильных дорог «Автомобильная дорога район <адрес> седло от Олимпийской базы до родника» и «Автомобильная дорога район <адрес> седло от родника до <адрес>».

    В соответствии с п. дата. контракта Подрядчик обязан осуществлять постоянный контроль за выполнением работ в целях проверки их соответствия сметной документации и проектной документации.

    На основании п. дата. контракта Подрядчик обязан соблюдать требования по охране окружающей среды.

    В соответствии с п. дата. Контракта обязанность по осуществлению контроля по наличию необходимых разрешений возложена на Подрядчика.

дата между учреждением ООО «Стройюгрегион» заключен контракт -ЭОК на реконструкцию автомобильных дорог «Автомобильная дорога район <адрес> седло от Олимпийской базы до родника» и «Автомобильная дорога район <адрес> седло от родника до <адрес>». Срок выполнения работ установлен до дата (далее-контракт -ЭОК).

    дата между ООО «Стройюгрегион» и ООО «ДорМост» заключен договор -ЭОК/СУБ/ДМ на реконструкцию автомобильных дорог.

Согласно п. 1.4. названного контракта -ЭОК контроль за выполнение работ со стороны ООО «Стройюгрегион» осуществляется заместителем руководителя проекта по работе с субподрядными организациями Хариным М.Ю., который от имени ООО «СтройЮгРегион» осуществляет контроль за исполнением работ ООО «ДорМост», оформлением документации, связанной с производством работ, в соответствии с действующими нормативными документами в течение всего срока исполнения договора.

Статьей 42 Правил благоустройства территории городского округа города-курорт Кисловодска, утвержденных решение Думы города-курорт Кисловодска от дата установлено, что на территории городского округа запрещается осуществлять самовольную вырубку (снос, удаление) и обрезку (санитарную, формовочную, омолаживающую) деревьев и кустарников, а также их посадку. Администрация города-курорта Кисловодска в лице органа администрации города-курорта Кисловодска, уполномоченного в области экологии, осуществляет контроль за состоянием и надлежащей эксплуатацией зеленых насаждений, находящихся в муниципальной собственности (на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности), а также за правильной эксплуатацией зеленых насаждений, независимо от их принадлежности и формы собственности. Проведение необходимых работ, включая санитарные рубки и рубки ухода (снос), а также обрезка зеленых насаждений, осуществляется на основании утвержденных актов обследования рабочей группы межведомственной комиссии по обследованию зеленых насаждений в городском округе. За всякое повреждение или самовольную вырубку зеленых насаждений, находящихся в муниципальной собственности (на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности), виновные лица привлекаются к ответственности в соответствии с действующим законодательством и оплачивают восстановительную стоимость за повреждение или уничтожение зеленых насаждений.

Согласно Перечня муниципальных услуг, предоставляемых органами администрации города – курорта Кисловодска, администрация города – курорта Кисловодска выдает разрешение на вырубку, кронирование или посадку деревьев и кустарников.

Согласно письма администрации города-курорта Кисловодска от дата древесная растительность, находящаяся в полосе отвода, не входит в состав городских лесов. Городские зеленые насаждения в реестр муниципального имущества города-курорта Кисловодска не включены, на балансе комитета имущественных отношений не состоит, в связи с отсутствием инвентаризации.

    Сведения о наличии зон округа санитарной или горно-санитарной охраны в проектной документации отсутствуют.

    Кроме того, об отсутствии второй зоны округа горно-санитарной охраны курорта Кисловодска или наличии какого либо ограничения на объекте также свидетельствует многочисленная переписка (письмо Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> от дата , от дата , Управления городского хозяйства Администрации города-курорта Кисловодска от дата , ФБУ Национальный парк Кисловодский от дата , ГКУ Кисловодское лесничество от дата .

дата ГБУ СК «Стававтодор» в адрес ООО «Стройюгрегион», направлено письмо, согласно которому ГБУ СК «Стававтодор» разрешает вырубку зеленых насаждений, попадающих в зону постоянного отвода реконструируемых дорог «Автомобильная дорога район <адрес> седло от Олимпийской базы до родника» и «Автомобильная дорога район <адрес> седло от родника до <адрес>» (далее-автомобильные дороги, объект), согласно рабочей документации ТКР-АД-В12 (ведомость 12).

Учреждением направлены обращения в министерство природных ресурсов <адрес> (далее-минприроды) (исх. дата, от дата), на проведение инвентаризации, лесных насаждений, расположенных в полосе отвода объекта, внесении сведений в государственный лесной реестр <адрес>, и получением разрешения на дальнейшую вырубку зеленых насаждений на объекте.

    Минприроды в своих ответах ( от дата, дата) сообщило, что земельные участки расположены за пределами земель лесного фонда, основания для включения зеленых насаждений расположенных за границами лесничеств, в государственный лесной реестр отсутствуют.

    Выдача разрешений на вырубку зеленых насаждений к компетенции Минприроды не относится, так же учитывая, что земельные участки разграничены, находятся в собственности <адрес>, рекомендовано обращаться в министерство имущественных отношений <адрес>.

    Учреждение направило письмо от дата в министерство имущественных отношений <адрес> о необходимости включения в реестр государственной собственности имущества <адрес> зеленых насаждений, находящихся на земельных участках государственной собственности <адрес> в полосе отвода автомобильной дороги и выдать разрешение на их вырубку.

    Минимущество в своем ответе сообщило о не отнесении поставленных вопросов к компетенции Минимущества, также о том, что зеленые насаждения не подлежат включению в реестр государственного имущества <адрес>.

Также в связи с переводом земельных участков в государственную собственность <адрес> администрация города-курорта Кисловодска письмом от дата отозвала акт обследования от дата рабочей межведомственной комиссии по обследованию зеленых насаждений в городском округе города-курорта Кисловодска, как противоречащий ч. 2,3 ст. 261 ГК РФ. Указанный акт обследования содержал выводы о необходимости оплаты восстановительной стоимости за вынужденное удаление зеленых насаждений на объекте.

Таким образом, судом установлено, что ответчиками предпринимались все необходимые меры, для решения вопроса о необходимости получить разрешение на вырубку зеленых насаждений в полосе строительства( реконструкции) автомобильной дороги.

дата между ООО «ДорМост»- подрядчик и МБУ «Кисловодское городское лесничество»- субподрядчик, заключен договор -ЭОК/СУБ/89ДМ на выполнение работ на объекте, а именно субподрядчик взял на себя обязательства выполнить на объекте реконструкции автомобильных дорог» Автомобильная дорога район Малое седло от Олимпийской базы до родника» и Автомобильная дорога район « Малое седло от родника по <адрес>» ( Валка и рубка деревьев, вывоз порубочных остатков).

Согласно п.5.1.4. договора, субподрядчик гарантирует, что на момент заключения Договора, внимательно изучена вся представленная ему проектная документация. Субподрядчик убедился в характере и содержании Работ, посетил строительную площадку, принял во внимание общие и местные условия, а именно: грунтовые, климатические, сейсмические, водные и погодные условия расположения объекта, а так же все прочие аспекты, которые могу повлиять на ход работ, оценил корректность и адекватность Договорной цены и принял на себя все связанные с выше перечисленными обстоятельствами риски.

Согласно п.5.1.5, если выполнение работ влечет за собой вредное воздействие на окружающую природную среду, Субподрядчик обязан самостоятельно за свой счет оплачивать все установленные Применимым Правом обязательные платежи за вредное воздействие на окружающую природу. Таки образом, вырубка зеленых насаждений непосредственно ответчиками ГБУ СК «Стававтодор», ООО «Стройюгрегион», ООО «ДорМост» не производилась, а производилась специализированным учреждением, «Кисловодское городское лесничество».

Как следует из п.1.3 Устава муниципального бюджетного учреждения «Кисловодское городское лесничество», учреждение создано в целях сохранения, рационального использования, охраны, защиты и воспроизводство лесов, расположенных на территории городского округа города- курорта Кисловодска.

Согласно п. 1.5 выше указанного Устава, Учредителем и собственником Учреждения является муниципальное образование городской округ город- курорт Кисловодск. Функции и полномочия учредителя Учреждения от имени муниципального образования городской округ города- курорта Кисловодска осуществляет администрация города-курорта Кисловодска.

Таким образом, вырубка зеленых насаждения на объекте реконструкции автомобильной дороги, осуществлялась непосредственно специализированным учреждением, принадлежащим администрации города курорта Кисловодска, в пользу которого истец просит взыскать ущерб.

    Кроме того, как указано выше, земельные участки под объектом зарегистрированы за ГБУ СК « Стававтодор» на праве постоянного (бессрочного) пользования.

    В соответствии с пунктом 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

    Согласно статье 261 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения (пункт 2).

    Собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц (пункт 3).

     В соответствии с нормами ст. 269 ГК РФ лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование.

    Лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, вправе, если иное не предусмотрено законом, самостоятельно использовать участок в целях, для которых он предоставлен, включая возведение для этих целей на участке зданий, сооружений и другого недвижимого имущества.

    Статьей 41 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, обладателей публичных сервитутов, осуществляют права собственников земельных участков, установленные статьей 40 настоящего Кодекса.

    Судом принято во внимание, что строительство объекта проводится за счет выделенных субсидий федерального бюджета в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы РФ», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от дата .

    Согласно п. 10 ст. 42 «Правил благоустройства территории городского округа города-курорта Кисловодска» утвержденных Решением Думы города-курорта Кисловодска от дата N 10-519, компенсационная стоимость за вынужденное удаление зеленых насаждений не взимается в целях возведения объектов капитального строительства для государственных нужд за счет бюджетов различных уровней.

    Также судом принято во внимание, что вырубка деревьев на объекте производилась в соответствии с разработанной проектной документации, получившей положительное заключение АУ СК «Государственная экспертиза в сфере строительства» от дата и сметной документацией, получившей положительное заключение АУ СК «Государственная экспертиза в сфере строительства» от дата, которое внесено в Единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства дата.

    Согласно п. 3 ст. 42 «Правил благоустройства территории городского округа города-курорта Кисловодска» утвержденных Решением Думы города-курорта Кисловодска от дата N 10-519 допускается рубка в отношении при строительстве линейных объектов и дорог общего пользования.

    Согласно п. 5 ст. 42 «Правил благоустройства территории городского округа города-курорта Кисловодска» утвержденных Решением Думы города-курорта Кисловодска от дата N 10-519 не требуется выдача разрешения на удаление зеленых насаждений, в связи с возведением объектов капитального строительства, при наличии положительного заключения Государственной экологической экспертизы и (или) заключения Государственной экспертизы в сфере строительства (при наличии раздела заключения "Охрана окружающей среды") проектной документации, предусматривающей удаление зеленых насаждений в процессе капитального строительства, либо на условиях пересадки зеленых насаждений.

    Приведенные нормы не предполагают обязанность ответчиков в получении разрешений на рубку лесных насаждений на землях под автомобильную дорогу.

    Истец считает, что поскольку ответчики осуществили вырубку лесных насаждений до получения всей необходимой разрешительной документации, такая вырубка является незаконной. При этом сам факт получения разрешительной документации впоследствии не свидетельствует о правомерности действий ответчика.

    Вместе с тем, оценив представленные в материалы дела доказательства, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного иска, так как то обстоятельство, что рубка зеленых насаждений на спорных земельных участках была произведена ответчиком без документального оформления и разрешения на осуществление таких действий, само по себе не свидетельствует о причинении истцу именно того ущерба, за возмещением которого истец обратился в суд.

    Таким образом, поскольку возмещение убытков как мера гражданско-правовой ответственности направлена на восстановление нарушенного права истца, которому в результате противоправных действий ответчика причинен материальный ущерб и данная мера ответственности носит компенсационный, то есть, восстановительный характер, суд считает, что у ответчиков имелись все основания проводить вынужденную вырубку зеленых насаждений на объекте без получения какой-либо разрешительной документации, что свидетельствует об отсутствии главного составляющего элемента в понятии убытки.

Поскольку возмещение убытков как мера гражданско-правовой ответственности направлена на восстановление нарушенного права истца, которому в результате противоправных действий ответчика причинен материальный ущерб и данная мера ответственности носит компенсационный, то есть, восстановительный характер, суд пришел к выводу о том, что, вынужденная вырубка зеленых насаждений на объекте не требовала оформления разрешительной документации у какого-либо уполномоченного органа, вырубка зеленых насаждений произведена непосредственно специализированным учреждением, собственником которого является администрация города-курорта Кисловодска, которое по договору субподряда несло ответственность за причинение вреда окружающей среде, в рассматриваемом случае отсутствует один из главных составляющих элементов убытков, а именно, сам ущерб зеленым насаждениям, который имел бы место при необходимости получения разрешительной документации.

    Для взыскания ущерба, причиненного незаконной рубкой зеленых насаждений, подлежат доказыванию факт нарушения законодательства, наличие и размер ущерба, причинно-следственная связь между нарушением и возникшим ущербом, вина причинителя вреда.

    Отказывая в удовлетворении требований, суд исходит из недоказанности истцом факта причинения ущерба в результате действий ответчиков-Государственного бюджетного учреждения <адрес> «Стававтодор», Общества с ограниченной ответственностью «Стройюгрегион», Общества с ограниченной ответственностью «ДорМост». А собственником ответчика непосредственно производившего вырубку зеленых насаждений Муниципального бюджетного учреждения «Кисловодское городское лесничества», является администрация города- курорта Кисловодска, в пользу которого истец просит взыскать сумму ущерба.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░> «░░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░- ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░- ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 6 154 359 ░░░░░░ 24 ░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░>░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░

               ░░░░░                                                                                              ░.░. ░░░░░░░░░░

2-1642/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Ставропольский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
ООО ДорМост
ООО СтройЮгРегион
МБУ "Кисловодское городское лесничество"
ГБУ СК СТАВАВТОДОР
Другие
админитстрация города-курорта Кисловодска
Министерство дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края
ООО "Севкавгеопроектстрой"
Суд
Промышленный районный суд г. Ставрополя
Судья
Емельянова Т.М.
Дело на сайте суда
promyshleny.stv.sudrf.ru
08.02.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.02.2022Передача материалов судье
15.02.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.02.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.02.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
02.03.2022Предварительное судебное заседание
23.03.2022Судебное заседание
28.04.2022Судебное заседание
18.05.2022Судебное заседание
25.05.2022Судебное заседание
01.06.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.06.2022Дело оформлено
25.05.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее