РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 октября 2020 года г. Судак
Судакский городской суд Республики Крым в составе:
председательствующего-судьи – Боси Е.А.,
при секретаре – Абдувелиевой Э.У.,
с участием представителя истца – Камаловой З.Г.,
представителя ответчика – Заварзиной Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кнышовой Натальи Анатольевны к Государственному учреждению – Управление пенсионного фонда России в г.Судаке Республике Крым о признании незаконным решения об отказе назначении пенсии и возложении обязанности совершить определенные действия, -
УСТАНОВИЛ:
12 мая 2020 года Кнышова Н.А. в лице своего представителя по доверенности Камаловой З.Г. обратилась в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению – Управление пенсионного фонда России в г.Судаке Республике Крым о признании незаконным решения Государственного учреждения – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г.Судаке Республики Крым № 706461/18 от 18 января 2020 г. об отказе в назначении пенсии, в части не включения в страховой стаж следующих периодов работы, с учетом уточнений поданных в суд 08.09.2020 года, в части не включении в страховой стаж следующих периодов работы: с 24.12.1987 г. По 14.08.1990 г. –продавцом магазина № 3 Феодосийской торговой базы Укрторгстройматериалы ; с 02.06.1992 г. по 15.05.1995 г. - заведующая магазином кооператива «Новый Свет»; с 02.06.1997 г. по 02.02.2009 г. –экономист ЧП «Голуаз»; с 01.04.2010 г. по 31.12.2013 г. – осуществление предпринимательской деятельности; с 05.07.1983 года – период ухода за ребенком, а также просила взыскать с Государственного учреждения – Управление пенсионного фонда России в г.Судаке Республике Крым 15000 тыс. руб. в счет расходов по оплате услуг представителя и 300 рублей за оплату государственной пошлины.
Исковые требования мотивированы тем, что истец обратилась в государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации Республики Крым в г.Судаке Республики Крым с заявлением о назначении страховой пенсии по старости как лицо, имеющее необходимый страховой стаж в размере 9 лет и необходимый индивидуальный коэффициент в размере 13, 8. Однако ГУ- Управление ПРФ в г.Судаке РК вынесло решение № 706461/18 от 18.01.2019 года в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 г. №400 – ФЗ «О страховых пенсиях» об отказе в назначении пенсии, т.к. отсутствует необходимый страховой стаж.
Решением ГУ- Управление ПРФ в г.Судаке РК № 706461/18 от 18 января 2020 г. об отказе в назначении пенсии были не зачтены следующие периоды ее работы, а именно:
2 года 7 месяцев 21 день – период работы продавцом магазина № 3 Феодосийской торговой базы Укрторгстройматериалы с 24.12.1987 г. по 14.08.1990 г;
11 лет 8 месяцев 1 день –период работы экономистом ЧП «Голуаз» с 02.06.1997 г. по 02.02.2009 г.;
3 года 1 месяц – периоды осуществления предпринимательской деятельности с 01.07 по 31.07.1999 г., с 01.07. по 30.09.2002 г., с 01.04.2010 г. по 31.12.2013 г.
В стаж для расчета размера пенсии периода ухода за ребенком, 05.07.1983 г.
Всего 17 лет 4 месяца 22 дня подтвержденных надлежащим образом записями трудовой книжки, при зачете которых было достаточно страхового стажа для назначения пенсии с момента обращения за назначением пенсии.
Вышеуказанное решение Пенсионного фонда РФ в г.Судаке РК истец считает незаконным и необоснованным, что послужило основанием для обращения истца в суд с целью защиты своих прав и законных интересов.
В судебное заседании истец Кнышова Н.А. не явилась, будучи надлежащим образом уведомлённой о слушании дела, направила в суд своего представителя по доверенности – Камалову З.Г.
Представитель истца по доверенности – Камалова З.Г. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, просила иск удовлетворить по изложенным в нем основаниям, с учетом уточненных исковых требований от 08.09.2020 г.
Представитель ответчика – Государственного учреждения – Управления пенсионного фонда России в г.Судаке Республике Крым по доверенности Заварзина Н.А. возражала против удовлетворения исковых требований, просила отказать в иске по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав материалы гражданского дела, приходит к выводу, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
На основании ст. 8 ФЗ от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в редакции, действовавшей до 01.01.2019 г.), право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В соответствии с ч. 1, 2, 3 ст. 35 ФЗ "О страховых пенсиях" продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет шесть лет. Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренная частью 2 статьи 8 ФЗ "О страховых пенсиях", начиная с 01.01.2016 г. ежегодно увеличивается на один год согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 ФЗ "О страховых пенсиях".
С 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 ФЗ "О страховых пенсиях", - на день установления этой страховой пенсии.
Согласно ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В соответствии с п. 2 ст. 6 Соглашения стран СНГ от 13.03.1992 года "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения" для установления права на пенсию, в том числе пенсии на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
Поскольку в соответствии с соглашением от 08.12.1991 года "О создании Содружества Независимых Государств", ратифицированным Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года N 2014-1, Союз ССР прекратил свое существование 12 декабря 1991 года, то из буквального толкования пункта 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года следует, что для установления права на пенсию гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный за весь период существования СССР вплоть до распада 12 декабря 1991 года, а после распада этих государств - до 13 марта 1992 года.
Вместе с тем, Письмом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31 января 1994 года N 1-369-18 разъяснено, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992 года учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13 марта 1992 года, а также после этой даты на территории государств - участников Соглашения от 13.03.1992 года.
Согласно п. 5 Распоряжения Правления ПФ РФ от 22.06.2004 N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР", для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 г., приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (Письмо Минтруда России от 29 января 2003 г. N 203-16).
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
С 01 января 2015 года на территории Российской Федерации пенсии назначаются и выплачиваются в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 закрепляющий предмет регулирования данного Федерального закона в целях решения вопроса о возможности применения установленных названным Федеральным законом специальных правил исчисления страхового (трудового стажа) и исчисления размера пенсии, направлены на создание наиболее благоприятных условий реализации пенсионных прав, приобретенных в соответствии с законодательством Украины, и имеют целью сохранение прав, приобретенных данной категорией граждан, и уровня их пенсионного обеспечения.
Согласно статье 4 Федерального закона Российской Федерации "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона (граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя), имевшие место на территории Украины по 16 марта 2014 года включительно и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ.
Частью 8 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов гражданского дела, 05 октября 2018 года истец обратилась в государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации Республики Крым в г.Судаке Республики Крым с заявлением о назначении страховой пенсии по возрасту в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400 – ФЗ «О страховых пенсиях».
Согласно решения ГУ – Управление ПФР в г.Судаке РК №5706461/18 от 18 января 2019 года Кнышовой Н.А. отказано в назначении страховой пенсии по старости.
Из указанного решения усматривается, что в льготный стаж для назначения пенсии по старости включены периоды работы:
01.09.1980г. по 15.01.1981г. - работа в должности старшей пионервожатой Дачновской средней школы (00 лет 04 мес 15 дней);
с 04.03.1981г. по 29.07.1981г. - работа в должности санитарки лабораторного отделения Судакского Военного санатория (00 лет 04 мес 26 дней);
с 29.07.1981г. по 24.08.1981г. - работа в должности рабочей отделения № 2 совхоз-завода Судак (00 лет 00 мес 25 дней);
с 20.09.1982г. по 02.12.1985г. - работа в должности старшего бухгалтера мехотряда. экономиста-финансиста Судакского районного производственного объединения «Райсельхозхимия» (03 года 02 месяца 13 дней);
с 28.01.1986г. по 10.08.1987г. - работа в должности бухгалтера Судакского узла связи (01 год 06 месяцев 13 дней);
с 01.11.1996г. по 08.05.1997г. - работа в должности старшего экономиста Отдела образования исполкома Судакского городского совета народных депутатов (00 лет 06 месяцев дней):
с 06.01.2015г. по 31.12.2017г. - осуществление предпринимательской
деятельности (02 года 11 месяцев 26 дней).
Таким образом, в стаж работы дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости включены периоды работы, в общей сложности составляющие 9 лет 01 месяцев 12 дней, а величина индивидуального пенсионного коэффициента (делее ИПК) составляет 11,398 балла, это менее требуемых 13,8 баллов.
Однако при этом не были учтены следующие периоды работы:
с 24.12.1987 г. по 14.08.1990 г. работа в должности продавцом магазина № 3 Феодосийской торговой базы Укрторгстройматериалы;
с 18.08.1992 г. по 15.05.1995 г. – работа в должности заведующей магазина агропромышленного кооператива «Новый Свет»;
с 02.06.1997 г. по 02.02.2009 г. – работа в должности экономиста ЧП «Голуаз», т.к. отсутствует документальное подтверждение компетентными органами Украины.
Отказ во включении периода осуществления предпринимательской деятельности с 01.04.2010 года по 31.12.2013 года и периода ухода за ребенком с 05.07.1983 г. в вышеуказанном решении отсутствует.
Решение Государственного учреждения – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г.Судаке Республики Крым от 18.01.2019 года нельзя признать законным, исходя из следующего.
Так, основанием для не включения в льготный стаж периода работы с 24.12.1987 г. по 14.08.1990 г. работа в должности продавцом магазина № 3 Феодосийской торговой базы Укрторгстройматериалы, т.к. при написании записей о приеме и увольнении и об увольнении нарушена инструкция по заполнению трудовых книжек, а именно в дате приема в графе число- написан год, а в графе год –число, а в дате увольнения с работы указано число «014»;
с 18.08.1992 г. по 15.05.1995 г. – работа в должности заведующей магазина агропромышленного кооператива «Новый Свет», т.к. печать не читаема;
с 02.06.1997 г. по 02.02.2009 г. – работа в должности экономиста ЧП «Голуаз», т.к. отсутствует документальное подтверждение компетентными органами Украины.
С целью документального подтверждения периодов работы с 24.12.1987 г. по 14.08.1990 г. в Феодосийской торговой базы Укрторгстройматериалы в должности продавца кассира Управлением отправлялся запрос в УПФРФ в г. Феодосия РК. В Управление поступил ответ об отсутствии документов, так как на хранение они не передавались.
Также для подтверждения периода работы в ЧП «Голуаз» в должности экономиста Управлением были сделаны запросы в Главное ГУ –Управление Пенсионного фонда Украины г. Киев, ответы не поступили.
Из трудовой книжки Кнышовой Н.А., заполненной 05.09.1980 года, усматривается что истец Кнышова Н.А. 24.12.1987 года была принята на должность продавца магазина № 3 г. Судака с заведованием, а 14.08.1990 года уволена по собственному желанию ст. 38 КЗОТ УССР. В трудовой книжке в дате приема в графе число - написан год, а в графе год –число, а в дате увольнения с работы указано число «014».
18.08.1992 г. Кнышова Н.А. принята на должность заведующей магазина Агропромышленного кооператива «Новый Свет», а 14.08.1995 г. уволена по собственному желанию.
02.06.1997 г. Кнышова Н.А. принята на должность экономиста ЧП «Голуаз», а 02.02.2009 г. уволена по собственному желанию по ст. 38 КЗоТ Украины.
Принимая во внимание то, что предметом иска является, в частности, включение в специальный трудовой стаж периодов работы и иных периодов, имевших место до 18 марта 2014 года в государстве Украина, с учетом положений статьи 4 Федерального закона Российской Федерации «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя», при обсуждении вопроса о характере трудовой деятельности истца в спорные периоды подлежат применению нормы материального права Украины, что соответствует принципу правовой определенности.
Вместе с тем, подлежат применению правовые нормы Российской Федерации, поскольку спорные правоотношения носят длящийся характер и назначение истцу страховой пенсии по старости производится по законодательству Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации гражданин не может реализовать свое субъективное право на пенсионное обеспечение без принятия уполномоченным органом решения о предоставлении ему пенсии определенного вида и размера, и в силу такого решения у органа, осуществляющего данные функции, перед гражданином, как участником (субъектом) данного вида правоотношений, возникает обязанность по своевременной и в полном объеме выплате ему пенсии; получение пенсионером причитающихся ему сумм пенсии является результатом совершения ряда последовательных действий, в том числе связанных с установлением его права на получение пенсии конкретного вида и в определенном размере, что и определяет содержание обязанностей органа, осуществляющего пенсионное обеспечение; выплате денежных средств, предоставляемых гражданину в рамках правоотношений по пенсионному обеспечению, предшествует принятие органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующих решений (актов) о назначении и выплате ему пенсии конкретного вида, исчисленной в порядке и размерах, установленных законодательством (Определение от 19 мая 2009 года N 541-0-0 и др.).
Как регламентировано ч.6 ст.11 Федерального конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» № 6- ФКЗ от 21 марта 2014 года, законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании, включая обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, применяется на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 01 января 2015 года.
Как регламентировано ч.ч.3.4 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ, периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Закона № 400 - ФЗ, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» Размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день. В соответствии с требованиями ч.1 ст.22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
На основании ч.3 ст.36 Закона N 400-ФЗ со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется за исключением норм, регулирующих исчисление размера страховых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
В силу ч.2 ст.30 Федерального закона N 173-ФЗ расчетный размер страховой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица их конвертации в расчетный пенсионный капитал по состоянию на 01 января 2002 г. определяется на основании среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 - 2001г.г. по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо из среднемесячного заработка за любые 60 месяцев подряд до января 2002 г. на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными муниципальными) органами.
В случае ликвидации работодателя либо государственного муниципального) органа или прекращения их деятельности по другим три чинам, указанные справки выдаются правопреемником, вышестоящим органом или архивными организациями, располагающими необходимыми сведениями.
Как предусмотрено ст.35 Закона №400-ФЗ, с 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии.
В период с 2015 г. по 2020 г. максимальное учитываемое значение индивидуального пенсионного коэффициента за соответствующий календарный год, указанный в части 19 статьи 15 настоящего Федерального закона, определяется согласно приложению 4 к настоящему Федеральному закону.
Согласно ч.4 ст.15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
В преамбуле Соглашения от 13.03.1992 г. "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения" говорится, что правительства государств - участников настоящего Соглашения признают, что государства - участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или
на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств - участников Соглашения.
Согласно ст.1 Соглашения стран СНГ от 13.03.1992 года пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Гражданам государств - участников Соглашения пенсия назначается по месту жительства (п.1 ст.6).
Данное Соглашение распространяется на все виды пенсий, которые установлены или будут установлены законодательством государств - участников Соглашения.
В силу ст.11 Соглашения необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 г., принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 г., приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 г. N 203-16).
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Российская Федерация и Украина являются участниками Соглашения стран СНГ "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" от 13.03.1992 года.
Необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до декабря 1991 года, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.
Трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу соответствующих видах работ.
В соответствии с п.5 Распоряжения Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года № 99-р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР" для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
Порядок установления страховых пенсий определен статьей 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г.
Из изложенного следует, что при назначении пенсии по старости периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 г. стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.
Согласно Перечню документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного Приказом Минтруда России от 28.11.2014 № 958н, к заявлению гражданина, обратившегося за назначением пенсии, должны быть приложены документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования, о страховом стаже, об индивидуальном пенсионном коэффициенте и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии.
В соответствии с п.22 Правил № 884н при проверке документов, предоставленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, в частности: дает оценку содержащимся в документах сведениям, их данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также оформления документов; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в документах сведений; приостанавливает срок рассмотрения заявления об установлении пенсии в случае проведения проверки документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации для установления пенсии; принимает меры по фактам предоставления документов, содержащих недостоверные сведения.
Согласно п. 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 г. N 1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка). При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Истцом в подтверждение своих доводов о необоснованном не включении в страховой стаж периода работы экономистом в ЧП «Голуаз» были представлены справки о заработной плате для начисления пенсии из ЧП «Голуаз» за период с 1997 г. по 2001 г., с 2002 г. по 2006 г., с 2007г. по 2009 г.
В связи с вышеизложенным отказ Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Судаке в части не включения в страховой стаж для назначения пенсии по старости периода работы с 02.06.1997 г. - 02.02.2009 г. экономистом в ЧП «Голуаз» нельзя признать законным и обоснованым.
В соответствии с пунктом 60 тех же Правил, записи в трудовой книжке, учитываемые при подсчете страхового стажа, должны быть оформлены в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день их внесения в трудовую книжку.
В судебном заседании установлено, что предприятие, внесшее неправильную или неточную запись, ликвидировано, отсутствует как правопреемник, так и вышестоящая организация, которой могло быть подчинено ликвидированное предприятие, в связи с чем внести исправление в запись в трудовой книжке не представляется возможным.
Ненадлежащее исполнение работодателем требований законодательства по заполнению трудовых книжек, ведению делопроизводства не может повлечь для истца неблагоприятных последствий в виде отказа во включении спорного периода работы в трудовой стаж, в связи с чем решение Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Судаке, в части зачета периодов работы с 24.12.1987 г. по 14.08.1990 г. работа в должности продавцом магазина № 3 Феодосийской торговой базы Укрторгстройматериалы, с 18.08.1992 г. по 15.05.1995 г. – работа в должности заведующей магазина агропромышленного кооператива «Новый Свет», суд также признает незаконным.
Согласно ст.11 Федерального закона от 28.12.2014 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ст.4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Аналогичные положения закреплены в п.1 ст.10 Федерального закона № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Как разъяснено в абз.3 п. 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", неуплата страховых взносов физическими лицами, являющимися страхователями (к примеру, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, главы фермерских хозяйств), исключает возможность включения в страховой стаж этих лиц периодов деятельности, за которые ими не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Ст.89 Закона РФ от 20.11.1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", действовавшего до 01.01.2002 г., устанавливала возможность включения в трудовой стаж только тех периодов индивидуальной деятельности в качестве предпринимателя, за которые уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.
С учетом положений ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст.60 ГГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Такими документами по пенсионным спорам согласно п.28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" могут являться лицевые счета, платежные ведомости и иные первичные бухгалтерские документы, а также другие документы, на основании которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка.
Обязательное подтверждение индивидуального характера заработка работника обусловлено тем, что получаемая работником заработная плата строго индивидуализирована и зависит от ряда обстоятельств, таких как количество отработанного времени, объем проделанной работы, квалификация (разряд) работника, режим работы, временная нетрудоспособность, обучение, выполнение необходимого объема работы, различные системы оплаты труда и премирования и другие.
Письмом Министерства труда и социального развития Российской Федерации N 8389-ЮЛ и Пенсионного Фонда Российской Федерации N ЛЧ-06-27/9704 от 27 ноября 2001 года определен порядок действий в случаях утраты работодателями первичных документов о заработке работников.
Случаи утраты работодателем первичных документов о заработке работников государственных и муниципальных органах и организациях, расположенных на территории Российской Федерации рассматриваются в комиссионном порядке с привлечением представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, работодателей, профсоюзных органов, органов по труду и территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации.
Данная Комиссия организовывает работу по реализации гражданами права на исчисление пенсии из заработной платы, полученной за осуществление ими трудовой деятельности, определяет причинителя вреда, оказывает содействие потерпевшему работнику в предъявлении исковых требований к причинителю вреда.
Положением о Комиссии территориального органа ПФР по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан, утвержденным Распоряжением Пенсионного Фонда Российской Федерации от 24 августа 2016 года N 404р, предусмотрено, что комиссия является постоянно действующим совещательным органом территориального органа ПФР.
В число возложенных на Комиссию задач входит в том числе, рассмотрение документов, предоставленных для установления пенсии, содержащие неполные (или) противоречивые данные, и сведения индивидуального (персонифицированного) учета, имеющие неполные и (или) недостоверные данные; по результатам рассмотрения представленных документов о возможности установления и выплаты пенсий, корректировки сведений индивидуального персонифицированного учета, Комиссия готовит рекомендации для принятия территориальным органом ПФР соответствующего решения.
Результаты указанного рассмотрения, оформляются соответствующим актом, отражающим факт произошедшего события, вследствие которого утрачены документы о заработке работников данного предприятия, а также факт отсутствия сведений о заработке конкретных работников в данных индивидуального (персонифицированного) учета, определяет причинителя вреда.
Аналогичный порядок установлен ст. 5.1 Федерального закона N 235-ФЗ от 21 июля 2014 года "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополь".
Согласно ст.5.1 Федерального закона от 21.07.2014 N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" в случае, если гражданин, указанный в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, не имеет возможности подтвердить периоды работы и (или) иной деятельности, имевшие место на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя до 1 января 2015 года, а также размер заработка за периоды работы, имевшие место на указанных территориях до 1 января 2002 года, документами, выданными (выдаваемыми) работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, такие периоды и размер заработка могут быть установлены на основании решения комиссии по реализации пенсионных прав граждан (далее - комиссия) по заявлению гражданина, поданному в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение. Характер работы комиссией не подтверждается.
Установление комиссией периодов работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой (трудовой) стаж, осуществляется на основании:
1) документа, содержащего сведения из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе индивидуального (персонифицированного) учета Украины за период до 18 марта 2014 года;
2) расчетной книжки (расчетного листа), оформленной в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда;
3) документа о доходах физического лица, выданного работодателем до 1 января 2015 года;
4) документа, содержащего сведения о периодах работы и (или) иной деятельности и (или) о заработке гражданина, выданного организацией на основании имеющихся в ее распоряжении документов иной организации, не являющейся правопреемником организации, создавшей указанный документ;
5) документа, содержащего сведения о периодах работы и (или) иной деятельности и (или) о заработке гражданина, имеющегося в наличии у государственной службы занятости населения, территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, территориальных органов Фонда социального страхования Российской Федерации, органов социальной защиты и иных органов исполнительной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя;
6) документа, подтверждающего уплату налоговых платежей и (или) уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Украины за период до 18 марта 2014 года;
7) документа, содержащего сведения о периодах осуществления иной деятельности, выданного налоговым органом Российской Федерации, имеющим в распоряжении документы налогового органа Украины;
8) иного документа, содержащего сведения о периодах работы и (или) иной деятельности, который может быть учтен комиссией в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
При отсутствии у гражданина, указанного в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, документов, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, могут устанавливаться комиссией на основании показаний двух и более свидетелей, знающих гражданина по совместной работе и располагающих документами о своей работе у того же работодателя и в тот же период, что и гражданин, в отношении которого они дают свидетельские показания.
В соответствии с ч.6 ст.5.1 Федерального закона "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополь" Правительством РФ был издано Постановление от 06 сентября 2016 года N 884 "Об утверждении Положения о комиссии по реализации пенсионных прав граждан и Правил обращения в комиссию по реализации пенсионных прав граждан".
Вместе с тем в материалах дела имеется выписка из протокола № 5 от 09.07.2019 года заседания Комиссии по реализации пенсионных прав граждан, созданной на основании распоряжения Совета Министров Республики Крым, в которой Кнышовой Н.А. постановлено установить периоды осуществления предпринимательской деятельности на основании индивидуальных ведомостей о застрахованном лице за периоды: с 01.07.1999 г. по 31.07.1999 г., с 01.07.2002 г. по 30.09.2002 г., с 01.04.2010 г. по 31.12.2013 г., в связи с чем требования истца о зачете периода осуществления предпринимательской деятельности с 01.04.2010 г. по 31.12.2013 г. являются обоснованными.
Требования истца о зачете в стаж для расчета размера пенсии периода ухода за ребенком, 05.07.1983 г. суд считает не подлежащими удовлетворению, т.к. согласно уведомлению о приеме документов для назначения пенсии в ГУ-Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Судаке Республики Крым Кнышовой Н.А. не было представлено свидетельство о рождении ребенка серии 1-КИ № 702738, выданного 03.10.2018 года, вместе с тем данный период зачтен в общий трудовой стаж истца с 20.09.1982 г. по 02.12.1985 г. – работа в должности старшего бухгалтера мехотряда, экономиста – финансиста Судакского районного производственного объединения «Райсельхозхимия» (03 года 02 месяца 13 дней), в связи с чем данный документ не оценивался специалистами Управления при принятии решения об отказе в назначении пенсии, истец не лишена возможности обратится с соответствующим заявлением в ГУ- Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Судаке Республики Крым.
Основываясь на установленных в судебном заседании обстоятельствах и исследованных в судебном заседании доказательствах с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности в совокупности с отсутствием бесспорных доказательств, подтверждающих требования истца, оценив все представленные суду доказательства по делу всесторонне, полно и объективно, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований.
В силу ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Гражданское процессуальное законодательство при этом исходит из того, что критерием присуждения судебных расходов является вывод суда о правомерности или неправомерности заявленного истцом требования, в связи с чем управомоченной на возмещение таких расходов будет являться сторона, в пользу которой состоялось решение суда: истец - при удовлетворении иска, ответчик - при отказе в удовлетворении исковых требований.
Согласно ч. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Исходя из разъяснений, содержащихся в п. 12 и 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 января 2016 года N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах (ч. 1 ст. 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, уплаченная истцом государственная пошлина в размере 300 рублей подлежит возмещению в полном объеме.
Вместе с тем, разрешая вопрос о взыскании с ответчика в пользу истца расходов по оплате услуг представителя, суд с учетом требований разумности и справедливости, фактических обстоятельств спора, длительности нахождения данного дела в производстве суда, сложности рассматриваемого спора, объема права, получившего защиту и его значимость, объема участия в настоящем деле представителя истца, считает, что сумма в размере 10 000 рублей является разумным пределом расходов по оплате услуг представителя, соотносимым с объектом судебной защиты и подлежит взысканию в пользу истца с ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,-
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Кнышовой Натальи Анатольевны к Государственному учреждению – Управление пенсионного фонда России в г.Судаке Республике Крым о признании незаконным решения и обязании назначить пенсию – удовлетворить.
Признать решение Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Судаке Республике Крым № 706461/18 от 18 января 2019 года об отказе в назначении пенсии Кнышовой Натальи Анатольевны – незаконным.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Судаке Республики Крым включить в страховой стаж Кнышовой Натальи Анатольевны следующие периоды работы:
- период работы в должности продавца магазина № 3 Феодосийской торговой базы № 3 «Укрторгстройматериалы» с 24.12.1987 года по 14.08.1990 года;
- период работы в должности экономиста ЧП «Голуаз» с 02.06.1997 года по 02.02.2009 года;
- период осуществления предпринимательской деятельности с 01.04.2010 года по 31.12.2013 года.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Судаке Республики Крым назначить Кнышовой Наталье Анатольевне страховую пенсию по старости, с момента возникновения права на пенсию, то есть с момента обращения в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Судаке Республики Крым – 05 октября 2018 года.
Взыскать с Государственного учреждения – Управления пенсионного фонда России в г.Судаке Республике Крым в пользу Кнышовой Натальи Анатольевны, 01 августа 1963 года рождения, уроженки г. Судак Крымской обл. судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей 00 копеек, услуг представителя в размере 10 000 (десять тысяч) рублей, а всего 10 300 (десять тысяч триста) рублей 00 копеек.
В остальной части заявленных исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Судакский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято 16 октября 2020 года.
Председательствующий – судья Е.А. Боси
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>