дело № 2-3019/2024
26RS0035-01-2024-005112-40
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Михайловск 03 октября 2024 года
Шпаковский районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Марьева А.Г.,
при секретаре Григорян А.Ю.,
с участием старшего помощника прокурора Шпаковского района Ставропольского края Писаренко Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Шпаковского районного суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора Шпаковского района Ставропольского края, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Начальная общеобразовательная школа №» об обязании провести системы оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации в образовательной организации,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Шпаковского района СК, в интересах неопределенного круга лиц обратился в Шпаковский районный суд с исковым заявлением к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Начальная общеобразовательная школа №» об обязании провести системы оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации в образовательной организации.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Шпаковского района проведена проверка исполнения федерального законодательства об образовании, в ходе которой выявлены нарушения законодательства. Согласно ч. 3 и ч. 6 ст. 28, п.1 ч. 2 ст. 23 и п. п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон № 273-ФЗ) следует прямая и непосредственная обязанность образовательной организации создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации; обеспечивать безопасность обучающихся (воспитанников) во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, создавать условия для занятия обучающимися физической культурой и спортом. При этом, к компетенции образовательного учреждения относится, в том числе, материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемыми в пределах собственных финансовых средств. В соответствии с ч. 2 ст. 4 и ст. 5 названного закона, основными задачами правового регулирования в сфере образования являются создание условий развития системы образования, защита прав и интересов участников отношений в сфере образования, создание необходимых условий для его получения. В силу требований ч. 1 ст. 91 Закона № 273-ФЗ образовательная деятельность подлежит лицензированию. Во исполнение названных требований закона, Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 № 1490 утверждено Положение о лицензировании образовательной деятельности (далее - Положение). Согласно подп. «б» п. 5 и подп. «б» п. 7 указанного Положения лицензионным требованием к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности является наличие материально-технического обеспечения образовательной деятельности, оборудование помещений, необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам, в соответствии с требованиями образовательных программ. Пунктом 24 Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897, установлено, что образовательное учреждение, реализующее основную образовательную программу основного общего образования, должно иметь необходимые для обеспечения образовательной деятельности полные комплекты технического оснащения и оборудования всех предметных областей и внеурочной деятельности, включая расходные материалы (в данном случае, лабораторно-техническое оборудование). Названное лицензионное требование обусловлено компетенцией образовательной организации, к которой среди прочего отнесено материально- техническое обеспечение образовательной деятельности в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (п. 2 ч. 3 ст. 28 Закона № 273-ФЗ). В силу положений Постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 данные требования являются обязательными для объектов (территорий), отнесенных также к третьей, второй и первой категории.
В ходе проведенной проверки установлено, что в нарушение ч. 3.1 ст. 5 Закона № 35-ФЗ, п. 2 ч. 6 ст. 28 Закона № 273-ФЗ, п. 24 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 в «Начальная общеобразовательная школа №» имеется потребность в модернизации системы оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены в том числе и муниципальные учреждения образования (пункт 3 статьи 5 Закона № 35 - ФЗ).
Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства по обеспечению безопасности в учреждениях образования, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в школьных учреждениях.
Выявленное нарушение представляет угрозу жизни и здоровью воспитанников и работников «Начальная общеобразовательная школа №», что является недопустимым и влечет за собой нарушение прав обучающихся и работников «Начальная общеобразовательная школа №» на безопасные условия пребывания в образовательной организации.
На основании изложенного, просит обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная общеобразовательная школа №» в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу провести системы оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации в образовательной организации.
В судебном заседании старший помощник прокурора Шпаковского района Ставропольского края Писаренко Т.Н. поддержала заявленные требования и просила их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика, директор Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Начальная общеобразовательная школа №» в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, исковые требования признала в полном объеме, последствия признания иска ей разъяснены и понятны.
Представитель третьего лица комитета образования администрации Шпаковского муниципального округа Е.В. Калинина, в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Суд, выслушав прокурора, исследовав материалы дела, полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 39 ГПК РФ суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Поскольку в данном случае признание иска не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, суд принимает признание иска.
Согласно ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Учитывая изложенное, исковые требования прокурора Шпаковского района Ставропольского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Начальная общеобразовательная школа №» об обязании провести системы оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации в образовательной организации, подлежат полному удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 173, 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
исковые требования прокурора Шпаковского района Ставропольского края, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Начальная общеобразовательная школа №» об обязании провести системы оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации в образовательной организации, удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная общеобразовательная школа №» в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу провести системы оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации в образовательной организации.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Шпаковский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 14 октября 2024 года.
Судья А.Г. Марьев